МУЗЫКА  Проверка пульса: май.

Новый альбом Bola, британский "гарейв", будущее японской электроники и другие новинки мая.

Bola "D.E.G." (Skam) Без преувеличения, самый ожидаемый релиз года. Когда альбомом после долгого перерыва собирается разродиться Aphex Twin, уже заранее понимаешь, что чуда не будет. С Болой ситуация ровно обратная – музыку он издает редко (с момента выхода предыдущего диска "Kroungrine" прошло 10 лет), но малое количество компенсирует качеством – абсолютно все его релизы попадают в узкий диапазон между "очень хорошо" и "гениально". Так что чудо должно было случиться, и оно случилось. Даррелл Фиттон (Darrell Fitton) как всегда верен своему звуку, который не слишком меняется с середины девяностых – в каждом треке Bola узнается буквально по пяти секундам. В "D.E.G" особенно часто встречаются неявные приветы первому (и, пожалуй, лучшему) альбому Bola "Soup" – трек-трилогия "Pelomen Vapour" явно наследует трилогии "Forcasa", а джазовое интро в "Avantual" отсылает к "Aguila". Ну и общее звучание пластинки (сочетание айдиэмного скрежета с пронзительной грустью) тоже стопроцентно "боловское". Но разумеется и тут не без новинок. В первом же треке внезапно всплывает горловое пение, "Landor 50X2" звучит неожиданно бодро, это почти электро в духе ранних Gescom (где тоже не обходилось без участия Фиттона). А особенно хорошо Даррелу удаются треки с вокалом – "Evensong" с "ангельским" пением на неизвестном языке (достойное продолжение истории Plaid "Rakimou") и вокодерная симфония "Kappafects".

Bochum Welt "April" (!K7)

Еще один герой первой волны IDM, итальянец Джанлуиджи Ди Костанцо (Gianluigi Di Costanzo) решил отметиться релизом к Record Store Day, да еще и на довольно крупном лейбле. Кажется, героев девяностых, даже нишевых (а Бохум Вельт никогда не был известен за пределами IDM-тусовки) настигла фаза запоздалого признания. Как часто бывает у Джанлуиджи, новый альбом на деле оборачивается компиляцией редкостей, альтернативных тейков и кое-каких хитов, ранее не выходивших на виниле. Но к 2017-му все уже устали его в этом упрекать – в конце концов, у нас на руках наконец оказывается пластинка Bochum Welt, где не 20 (а то и 12) минут музыки как обычно, а все 48. Ну а музыка у него хороша примерно вся. Если вы уже забыли (а то и никогда не знали), что IDM – это совсем не только бесчувственный цифровой саунд-дизайн, но и чрезвычайно тёплая и мелодичная синтезаторная (поп-)музыка, не проходите мимо

.

Carl Craig "Versus" (InFine)

Кажется, все техно музыканты рано или поздно проходят фазу записи или исполнения музыки с оркестром. Это уже делали Джеф Миллс (Jeff Mills), Ричи Хоутин (Richie Hawtin) и даже Actress, теперь вот волна докатилась до Карла Крейга. К счастью, музыканты видимо учитывают опыт предшественников, и если поначалу это был совсем уж гибрид ежа с ужом, то у Крейга вышла вполне содержательная пластинка. От тревожных струнных по-прежнему попахивает голливудом, но духовые и фортепиано в исполнении Франческо Тристано (Francesco Tristano) ложатся в техно-канву как литые. Похоже, что Тристано в этой пластинке досталась и роль сопродюсера, по крайней мере в лучшие моменты Крейг очень походит на его танцевальные сольники. Кажется, что создавалась пластинка всё же под живое исполнение, так что на концертах (ближайший из которых пройдет в Барселоне на фестивале Sonar) должно быть еще интереснее.

Delia Gonzalez "Horse Follows Darkness" (DFA)

Прекрасный дуэт Делии Гонзалес и Гэвина Рассома (Gavin Russom), предвосхитивший альбомом "The Days of Mars" моду на синтезаторную ретро-электронику, увы, просуществовал недолго. Теперь они записываются порознь: Рассом ищет свой звук на стыке техно и лефтфилд-хауса, а Гонзалес сочинает неоклассические пьесы. На этой пластинке Делия, впрочем, сделала шаг в сторону танцевальной музыки и не прогадала. Как оказывается, её фортепианно-синтезаторный минимализм неплохо сочетается с DFA-шными indie-dance ритмами. В "Hidden Song" появляется прямо-таки пост-панковый грув, правда дальше Делия сдает назад и по части ритм-секции не слишком усердствует. Зато вторая часть пластинки отчетливо напоминает всё те же "The Days Of Mars" с репитативными синтезаторными петлями и пульсирующим басом – кажется, именно такой музыки все от Делии и ждут.

Biosphere "The Petrified Forest" (Biophon Records)

Норвежец Гейр Йенсен (Geir Jensen), одна из главных звезд жанра эмбиент-техно, в нулевые прошел фазу ухода в глубокое дрон-эмбиент подполье и одно время даже записывал пластинки, в которых были только полевые записи, а музыки не было вовсе. Но к радости старых фанов, в последнее время Гейр все же вернулся к корням, а также к более понятному и приятному звуку. 30-минутный мини-альбом, записанный под впечатлением от фильма 1936 года "Окаменевший лес", вполне вписывается в ряд его ранних записей: это мрачноватая и подчеркнуто холодная, но при этом очень гармоничная музыка. Синтезаторные аккорды, однотонная пульсация там и тут, едва обозначенный стук ритм-машины и, конечно, обрывки голосов. Признайтесь, вы же скучали по "Patashnik" и "Microgravity"?

Nocow "Ledyanoy Album" (ГОСТ ЗВУК)

За что стоит хвалить питерского музыканта Алексея Никитина, он же Nocow, так это за разнообразность. Несколько лет назад он считался видным деятелем бас-сцены, а теперь в рамках одного альбома у него запросто уживаются коллажи в духе раннего Oneohtrix Point Never, суховатое техно а-ля Actress, мелодичная ретро-электроника семидесятых и даже хаус с диско. Связующим звеном в этом калейдоскопе стилей оказывается звук – слегка размазанный, плывущий и по-хорошему лоуфайный. Общее ощущение примерно как от альбомов украинца Вакулы – странно и вроде бы без явных хитов, но захватывает.

Luke Vibert "Luke Vibert Presents UK Garave Vol. 1" (Hypercolour)

Люк Вайберт, большой любитель старого рейва (те, кто был на его сете в "Авант-клубе" подтвердят) теперь и сам решил позаигрывать с ретро-темой. Его "Гарейв" – это и впрямь гибрид британского герриджа и рейва с центром тяжести, сильно смещенным в сторону последнего. Сэмплированные брейки, скретчи, голосовые сэмплы, заигранные еще в начале девяностых, чикагские аккорды – один большой привет репертуару британских клубов и нелегальных опен-эйров года, этак, 1991-го. Разве что звучит помощнее и побасовитее, чем было принято тогда. Запись уж слишком реконструкторская (примерно на уровне "Where Were U in '92" Zomby), кое-какие треки выглядят откровенными ремиксами на классику вроде Bizarre Inc, но с другой стороны задорно и породисто. В чувстве стиля Вайберту не откажешь.

Jomyak "Gate" (stuk label)

Напоследок, позволю себе похвалить альбом, на презентации которого мне довелось побывать в Токио. Лейбл stuk во главе с Kazune Nogawa – завтрашний день японской электроники. Через несколько лет кто-то из них наверняка будет гастролировать по Европе и выступать на фестивале Sonar (здесь японцев особенно любят), а пока они издают кассеты и устраивают концерты в тесном, но уютном баре в университетском квартале Waseda. Сам Ногава играет эмбиент, еще один отличный музыкант Hiroto Kudo – нечто среднее между Flying Lotus и Global Communication, а альбом Jomyak вполне вписался бы в формат лейбла n5MD. Здесь есть ломаный IDM-ритм и много гитар, но у Jomyak все же очень своеобразный, сырой и неотполированный звук (особенно у ударных) и по-японски яркая мелодика. Как-то так звучали записи российских электронщиков середины 90-х, у которых из аппаратуры была гитара с примочками и простенький грувбокс MC-303. И сейчас эта неотёсанность звучит как откровение.

02.06.2017, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)