ИЗ ЖИЗНИ  Step by Step: великие и большие

PJ Harvey и Slowdive, The Jesus and Mary Chain и The xx - в концертной колонке Сергея Степанова.

Ходить на концерты "ради галочки" я перестал уже довольно давно - не столько из принципиальных соображений, сколько осознав, что достойные этого артисты из соответствующего - условного - лонг-листа либо закончились, либо умерли. Тем ценнее эпизодические исключения - вроде первого в моей жизни концерта Брайана Ферри (Bryan Ferry), нагрянувшего в Theatre St-Denis с программой, лучше которой нельзя было и придумать: в отличие от, например, последнего турне Ферри, делавшего остановку в Москве, нынешнее не отступает от установки "по волнам моей памяти" практически ни на мгновение.

Да, в сетлистах мелькают вещи с "Boys and Girls" и "Bête Noire" (ничего позже), но в основном это, конечно, the best of Roxy Music - на очередной реюнион которых рассчитывать, как известно, больше не приходится. Ну и пожалуйста, ну и не нужно: когда за феерической связкой из "If There Is Something" (с лучшим саксофонным соло всех времен и народов) и "More Than This" следуют "Avalon", "Love Is the Drug" и "Virginia Plain", детали вроде имен аккомпанирующих Брайану музыкантов уходят на второй план. (Тем более что и тут жаловаться было грешно - один из его гитаристов продюсировал первое демо Sex Pistols и записывался с Полом Маккартни и Джоном Кейлом, а саксофонистка удостоилась персональных - и заслуженных - оваций.)

С ожидаемо буйного соло на саксофоне начинались и мои следующие концерты этой как никогда щедрой на них весны. После двенадцати лет, проведенных в ожидании концерта Пи Джей Харви (PJ Harvey) хоть где-нибудь, я вдруг стал видеть ее примерно везде: в Нью-Йорке, на Iceland Airwaves и, наконец, на своем поле, где ее ждали с прошлого века (предыдущий сольник Полли в Монреале датировался 1995 годом). Вероятно, в качестве компенсации за 22-летнюю разлуку артистка объявила сразу два шоу, причем если билеты на подтвержденное первым субботнее разошлись за секунды, то в пятницу в "Метрополисе" было на удивление просторно.

Еще большим сюрпризом стало то, что на входе продавался винил с двумя совершенно новыми (и, разумеется, отличными) песнями Харви - изданный тиражом в тысячу копий и не упоминавшийся в новостях аж до конца апреля, когда обе песни появились на iTunes. Что до концертов, то они практически не отличались от прошлогодних (как уже было сказано, турне в поддержку "The Hope Six Demolition Project" - драматургически безукоризненные шоу вполне бродвейского уровня), выделяясь еле заметными нюансами отдельно взятых перформансов.

Этот всепобеждающий артистизм может создать обманчивое ощущение игры в одни ворота. На дежурные вопли из зала - вроде "Добро пожаловать" или "Я тебя люблю!" - Полли не реагировала никак, вступив в контакт с аудиторией лишь однажды - когда в кульминационный момент первого вечера на сцене отказала аппаратура, и "River Anacostia" ей пришлось исполнять более или менее а капелла. Но ее желание сохранять дистанцию не казалась холодностью или тем более невежливостью - просто на ней настаивал формат шоу, самодостаточность которого сменялась некоторой спонтанностью только во время выходов на бис (в пятницу вслед за дилановской "Highway 61 Revisited" прозвучали первые аккорды "The River", которые резко оборвала "The Last Living Rose").

Без "The River" в итоге не обошелся субботний концерт - жаркий, безошибочный и до того эйфорический, что в широкой улыбке после него расплылся даже известный всадник рок-н-ролльного апокалипсиса Эфрим Менук (Efrim Menuck) из Godspeed You! Black Emperor. С финальными аккордами этой песни закончилось образцовое шоу, оформившее мой новый личный рекорд (на четырех концертах одного тура я побывал впервые в жизни), а прекрасную половину Эфрима, скрипачку Thee Silver Mt. Zion Джессику Мосс (Jessica Moss), я увидел неделей позже - очередной Record Store Day она отметила выступлением в магазине, где продавались и несколько копий ее еще не вышедшего тогда дебютного альбома "Pools of Light" (тоже прекрасного, всем рекомендую).

Концерт новоявленного номинанта "Грэмми" Tycho в целом не впечатлил - то ли потому что Metropolis по сравнению с концертами PJ Harvey пустовал, а звук в нем больно отскакивал от стен, то ли из-за технического брака, которым грешила группа, и бедного на мои любимые песни сетлиста. Tycho заслуживает очков за оригинальность (белоснежные штаны и рубашка на фоне одетых во все черное музыкантов, концерт из двух отделений), но в остальном это было довольно типичное выступление электронщика, чьи треки вдруг оказались больше, чем его эго: с неуклюжими гитарными соло, неинтересным конферансом и необязательным приглашенным вокалистом.

А, может, вся проблема Tycho в том, что до него в моем концертном расписании была PJ Harvey, а после - Slowdive. Вернувшиеся в Монреаль после всего-то 2,5-летнего отсутствия, да еще и с первым за 22 года альбомом, наконец-то начавшие пожинать плоды своего влияния англичане (без ранних записей которых не было бы ни Tycho, ни много кого еще) осчастливили поклонников автограф-сессией (пластинка "Slowdive" вышла днем ранее) и в целом идеальным концертом, где даже эффект от связки из "Machine Gun" и "Souvlaki Space Station" был уверенно превзойден. Это достижение выпало на долю кавер-версии "Golden Hair" Сида Барретта (Syd Barrett), на концертах Slowdive исправно превращающейся в эпический построковый номер (и заставляющей вспомнить, что их солистка Рейчел Госуэлл играет в одной группе - Minor Victories - с лидером Mogwai).

Еще одни великие возвращенцы The Jesus and Mary Chain свой новый (первый за 19 лет) альбом "Damage and Joy" выпустили еще в марте, а североамериканское турне в его поддержку ограничили десятью шоу, одно из которых выпало на долю Massey Hall в Торонто. И хотя их по инерции ставят через запятую с теми же Slowdive и другими именитыми шугейзерами, живьем шотландцы - совершеннейшая панк-группа: не озабоченная ничем, включая воздвижение стены звука; шустрая, шумная и веселая. Этот тезис доказывали и сыгранная на бис "Never Understand" (она же - лучшее на свете упражнение в жанре "The Ramones с фидбеком"), и безразличная поза, которую избрал гитарист Уильям Рид (William Reid).

Да, в "Just Like Honey" в этот раз подпевала не Скарлетт Йоханссон (Scarlett Johansson) или Джессика Паре (Jessica Paré), вся сценография сводилась к зажигавшемуся на песнях с "Damage and Joy" альбомному лого, а вокалист Джим Рид (Jim Reid) зачем-то заговаривал голосом Бивиса. Но когда новые песни ("All Things Pass", "War on Peace") звучат ничем не хуже старых ("Some Candy Talking", "Reverence"), а о том, что ты решительно оглох, догадываешься только при попытке заговорить после концерта, он явно удался.

Мягко говоря, не разочаровали и The xx - доросшие до сольника в принимающем фестивали Osheaga и Heavy MTL парке имени Жана Драпо (пусть и перед существенно меньшей аудиторией) и вообще заметно прибавившие: и в концертном мастерстве, и в самоуверенности. Оливер Сим (Oliver Sim) в какой-то момент осмелел до того, что посвятил очередную песню не парам ("которые себя согреют сами"), а таким же, как он, одиночкам, Роми Мэдли Крофт (Romy Madley Croft) не побоялась исполнить "Performance" соло, а Jamie xx (весь вечер колдовавший над целым этажом c аппаратурой) и вовсе присвоил себе добрую половину шоу: "Fiction", "Shelter", "Loud Places" и "On Hold" показались не кульминацией концерта The xx, а его DJ-сетом.

Полностью подчинив себе волю зрителей (даже на бис The xx вызывавших в ритме, загодя заданном их идеологом - музыка не переставала играть и после окончания основного сета), группа не смутила ни очередными экспериментами над "Crystalised" и "Infinity" (которые давно пора признать каноническими и больше не трогать), ни торопливостью (хронометраж шоу составил час с небольшим), уверенно подтвердив возникшее после выхода пластинки "I See You" подозрение: теперешние The xx - группа не только великая (как раз это было понятно давно), но и большая.

В следующих выпусках колонки:

- Nick Cave and the Bad Seeds @ Metropolis
- Michael Kiwanuka @ Corona
- Franz Ferdinand @ Metropolis
- The Avalanches @ Corona
- U2 @ Roger Centre

Автор рубрики - кино- и музыкальный обозреватель Сергей Степанов, с 2006 года живущий в Монреале и более или менее исправно рассказывающий о том, что он увидел там и оттуда за последние недели.

25.05.2017, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
ИЗ ЖИЗНИ - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:

Поход за шаурмой – Taylor SWIFT Тейлор Свифт снимает клип в местах своих свиданий »»

В чем сила, брат? – OXXXYMIRON Баттл Окси и Dizaster был похож на политдебаты »»

Мы все умрем – NOIZE MC Нойз выпустил злобную отповедь рэперам »»

Тарантинка – John LEGEND Джон Ледженд поработал официантом в пятизвездочном отеле »»

Лицо депрессии – Chester BENNINGTON Linkin Park выложили в Facebook выпуск шоу "Carpool Karaoke" с участием Честера Беннингтона, снятый… »»

Ими гордится Америка – НАГРАДА Премия American Music Awards объявила номинантов. »»

Божественный панк – GREEN DAY Green Day выпустят Best Of c полного одобрения Господа бога. »»

А что делали - покажем – Sam SMITH Сэм Смит показал трейлер к новому альбому и рассказал, как записывал его, в новом клипе. Видео. »»

Маленькие женщины – BEYONCE Бейонсе пригласила девочек из разных стран станцевать танец свободы »»

Бьется родная, в экстазе пылая – МУМИЙ ТРОЛЛЬ "Владивосток 2000" - новая банкнота, которую наголосовали РФ фанаты Мумий Тролля »»

Как жить в XXI веке и любить классику – ФЕСТИВАЛЬ Фестиваль актуальной классики Re:Formers покажет мировые тенденции в исполнении классической и… »»

Море, море, мир бездонный – Федор БИРЮЧЕВ Композитор-неоклассик и пианист Фёдор Бирючев представит свой новый альбом в обеих столицах »»

Фотоувеличение – PHOTAY Команда фестиваля "Синтпозиум" пробует себя в клубном формате. »»

Африканский Стинг – Miroca PARIS Мирока Париш вернет в Россию оркестр Сезарии Эворы »»

Отсчет - 30 секунд – THIRTY SECONDS TO MARS Джаред Лето и компания возвращаются в Россию »»

Оранжевое настроение – BILLY'S BAND Billy's Band дадут два осенних концерта в Москве »»

Step by Step: дни города – ФЕСТИВАЛЬ Трибьюты Коэну, Mile Ex/End Festival и Arcade Fire - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

Справочник посетителя open air – ФЕСТИВАЛЬ Всем фанатам музыкального туризма пора подвести итоги этого фестивального года и задуматься, куда… »»

Лихой Sziget-2017: дни 6 и 7 – SZIGET Ленинград, Alt-j, Birdy и Major Lazer в финальном репортаже Звуков с Острова Свободы. »»

"Наши провокации лежат не в политическом поле" – ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ Роман Суслов - о характере своих провокаций и о том, из какой части тела рождаются кавалерийские… »»

"Люди устали от агрессии" – Петр ПОДГОРОДЕЦКИЙ Петр Подгородецкий рассказал Звукам, что готовит к выходу первый альбом за 10 лет - с очень… »»

R.I.P. – MAJOR ACE Пионер грайма Люк Монеро, известный в рэп-среде как Major Ace, ушел из жизни 8 октября »»

Плейлист Федора Бирючева – Федор БИРЮЧЕВ Композитор-неоклассик Федор Бирючев собрал для Звуков плейлист из своей любимой музыки. »»

Корабли на небо – Макс ХОБОТОВ Памяти Макса Хоботова »»

Свободу сказочным животным – FREE UNICORN REPUBLIC Юные чудаки собрали группу и объявили ее Свободной республикой единорогов. Мы поговорили с ними о… »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев постперестроечной эпохи. Для нового… »»

Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

10 альбомов октября – МУЗЫКА Другие Кортни и Курт, артист, ранее известный как Билли, и новый Бек - в октябрьском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: сентябрь – МУЗЫКА Tangerine Dream, Cut Copy, Four Tet, Mount Kimbie и другие электронные новинки сентября. »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Bicep, Chase & Status, Kettel, Антон Кубиков и другие электронные новинки августа. »»

Женский бокс: Кэти и Тейлор – МУЗЫКА Баттл двух блондинок - борьба вступила в открытую фазу! Вы за Кэти, или за Тейлор? »»

10 альбомов сентября – МУЗЫКА Foo Fighters, GY!BE, The National и, возможно, главный дебют года - в сентябрьском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: лучшие саундтреки лета – ФИЛЬМ "Малыш на драйве", Ник Кейв и Oneohtrix Point Never - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Хроника17/10

1967 – В Нью-Йорке состоялась премьера рок-мюзикла «Волосы». Это первый в мире психоделический мюзикл, который живописует красоты хиппи-движения 1960-х  »»

1972 – Родился знаменитый "белый рэпер" Эминем aka Slim Shady (настоящее имя - Маршалл Брюс Мэтерс III), самый продаваемый артист 2000-х  »»

1995 – Во время интервью журналу The Observer Ноэль Галлахер пожелал Дэймону Олбарну «сдохнуть от СПИДа»  »»

Cozy COLE

Steve GIBSON

Luiz BONFA (1922)

Barney KESSEL (1923)

Rico RODRIGUEZ (1934)

Jim SEALS (1941)

Howard ALDEN (1958)

Сергей ВЫСОКОСОВ (1966)

Ziggy MARLEY (1968)

Kim LJUNG (1971)

Свежая реплика

Един в трех лицахOVAL 29/09/2017 01:22 от Sonya Sokolova 29 и 30 сентября, 1-3 октября. Поправили, приносим извинения. ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить