ИЗ ЖИЗНИ  Step by Step: великие и большие

PJ Harvey и Slowdive, The Jesus and Mary Chain и The xx - в концертной колонке Сергея Степанова.

Ходить на концерты "ради галочки" я перестал уже довольно давно - не столько из принципиальных соображений, сколько осознав, что достойные этого артисты из соответствующего - условного - лонг-листа либо закончились, либо умерли. Тем ценнее эпизодические исключения - вроде первого в моей жизни концерта Брайана Ферри (Bryan Ferry), нагрянувшего в Theatre St-Denis с программой, лучше которой нельзя было и придумать: в отличие от, например, последнего турне Ферри, делавшего остановку в Москве, нынешнее не отступает от установки "по волнам моей памяти" практически ни на мгновение.

Да, в сетлистах мелькают вещи с "Boys and Girls" и "Bête Noire" (ничего позже), но в основном это, конечно, the best of Roxy Music - на очередной реюнион которых рассчитывать, как известно, больше не приходится. Ну и пожалуйста, ну и не нужно: когда за феерической связкой из "If There Is Something" (с лучшим саксофонным соло всех времен и народов) и "More Than This" следуют "Avalon", "Love Is the Drug" и "Virginia Plain", детали вроде имен аккомпанирующих Брайану музыкантов уходят на второй план. (Тем более что и тут жаловаться было грешно - один из его гитаристов продюсировал первое демо Sex Pistols и записывался с Полом Маккартни и Джоном Кейлом, а саксофонистка удостоилась персональных - и заслуженных - оваций.)

С ожидаемо буйного соло на саксофоне начинались и мои следующие концерты этой как никогда щедрой на них весны. После двенадцати лет, проведенных в ожидании концерта Пи Джей Харви (PJ Harvey) хоть где-нибудь, я вдруг стал видеть ее примерно везде: в Нью-Йорке, на Iceland Airwaves и, наконец, на своем поле, где ее ждали с прошлого века (предыдущий сольник Полли в Монреале датировался 1995 годом). Вероятно, в качестве компенсации за 22-летнюю разлуку артистка объявила сразу два шоу, причем если билеты на подтвержденное первым субботнее разошлись за секунды, то в пятницу в "Метрополисе" было на удивление просторно.

Еще большим сюрпризом стало то, что на входе продавался винил с двумя совершенно новыми (и, разумеется, отличными) песнями Харви - изданный тиражом в тысячу копий и не упоминавшийся в новостях аж до конца апреля, когда обе песни появились на iTunes. Что до концертов, то они практически не отличались от прошлогодних (как уже было сказано, турне в поддержку "The Hope Six Demolition Project" - драматургически безукоризненные шоу вполне бродвейского уровня), выделяясь еле заметными нюансами отдельно взятых перформансов.

Этот всепобеждающий артистизм может создать обманчивое ощущение игры в одни ворота. На дежурные вопли из зала - вроде "Добро пожаловать" или "Я тебя люблю!" - Полли не реагировала никак, вступив в контакт с аудиторией лишь однажды - когда в кульминационный момент первого вечера на сцене отказала аппаратура, и "River Anacostia" ей пришлось исполнять более или менее а капелла. Но ее желание сохранять дистанцию не казалась холодностью или тем более невежливостью - просто на ней настаивал формат шоу, самодостаточность которого сменялась некоторой спонтанностью только во время выходов на бис (в пятницу вслед за дилановской "Highway 61 Revisited" прозвучали первые аккорды "The River", которые резко оборвала "The Last Living Rose").

Без "The River" в итоге не обошелся субботний концерт - жаркий, безошибочный и до того эйфорический, что в широкой улыбке после него расплылся даже известный всадник рок-н-ролльного апокалипсиса Эфрим Менук (Efrim Menuck) из Godspeed You! Black Emperor. С финальными аккордами этой песни закончилось образцовое шоу, оформившее мой новый личный рекорд (на четырех концертах одного тура я побывал впервые в жизни), а прекрасную половину Эфрима, скрипачку Thee Silver Mt. Zion Джессику Мосс (Jessica Moss), я увидел неделей позже - очередной Record Store Day она отметила выступлением в магазине, где продавались и несколько копий ее еще не вышедшего тогда дебютного альбома "Pools of Light" (тоже прекрасного, всем рекомендую).

Концерт новоявленного номинанта "Грэмми" Tycho в целом не впечатлил - то ли потому что Metropolis по сравнению с концертами PJ Harvey пустовал, а звук в нем больно отскакивал от стен, то ли из-за технического брака, которым грешила группа, и бедного на мои любимые песни сетлиста. Tycho заслуживает очков за оригинальность (белоснежные штаны и рубашка на фоне одетых во все черное музыкантов, концерт из двух отделений), но в остальном это было довольно типичное выступление электронщика, чьи треки вдруг оказались больше, чем его эго: с неуклюжими гитарными соло, неинтересным конферансом и необязательным приглашенным вокалистом.

А, может, вся проблема Tycho в том, что до него в моем концертном расписании была PJ Harvey, а после - Slowdive. Вернувшиеся в Монреаль после всего-то 2,5-летнего отсутствия, да еще и с первым за 22 года альбомом, наконец-то начавшие пожинать плоды своего влияния англичане (без ранних записей которых не было бы ни Tycho, ни много кого еще) осчастливили поклонников автограф-сессией (пластинка "Slowdive" вышла днем ранее) и в целом идеальным концертом, где даже эффект от связки из "Machine Gun" и "Souvlaki Space Station" был уверенно превзойден. Это достижение выпало на долю кавер-версии "Golden Hair" Сида Барретта (Syd Barrett), на концертах Slowdive исправно превращающейся в эпический построковый номер (и заставляющей вспомнить, что их солистка Рейчел Госуэлл играет в одной группе - Minor Victories - с лидером Mogwai).

Еще одни великие возвращенцы The Jesus and Mary Chain свой новый (первый за 19 лет) альбом "Damage and Joy" выпустили еще в марте, а североамериканское турне в его поддержку ограничили десятью шоу, одно из которых выпало на долю Massey Hall в Торонто. И хотя их по инерции ставят через запятую с теми же Slowdive и другими именитыми шугейзерами, живьем шотландцы - совершеннейшая панк-группа: не озабоченная ничем, включая воздвижение стены звука; шустрая, шумная и веселая. Этот тезис доказывали и сыгранная на бис "Never Understand" (она же - лучшее на свете упражнение в жанре "The Ramones с фидбеком"), и безразличная поза, которую избрал гитарист Уильям Рид (William Reid).

Да, в "Just Like Honey" в этот раз подпевала не Скарлетт Йоханссон (Scarlett Johansson) или Джессика Паре (Jessica Paré), вся сценография сводилась к зажигавшемуся на песнях с "Damage and Joy" альбомному лого, а вокалист Джим Рид (Jim Reid) зачем-то заговаривал голосом Бивиса. Но когда новые песни ("All Things Pass", "War on Peace") звучат ничем не хуже старых ("Some Candy Talking", "Reverence"), а о том, что ты решительно оглох, догадываешься только при попытке заговорить после концерта, он явно удался.

Мягко говоря, не разочаровали и The xx - доросшие до сольника в принимающем фестивали Osheaga и Heavy MTL парке имени Жана Драпо (пусть и перед существенно меньшей аудиторией) и вообще заметно прибавившие: и в концертном мастерстве, и в самоуверенности. Оливер Сим (Oliver Sim) в какой-то момент осмелел до того, что посвятил очередную песню не парам ("которые себя согреют сами"), а таким же, как он, одиночкам, Роми Мэдли Крофт (Romy Madley Croft) не побоялась исполнить "Performance" соло, а Jamie xx (весь вечер колдовавший над целым этажом c аппаратурой) и вовсе присвоил себе добрую половину шоу: "Fiction", "Shelter", "Loud Places" и "On Hold" показались не кульминацией концерта The xx, а его DJ-сетом.

Полностью подчинив себе волю зрителей (даже на бис The xx вызывавших в ритме, загодя заданном их идеологом - музыка не переставала играть и после окончания основного сета), группа не смутила ни очередными экспериментами над "Crystalised" и "Infinity" (которые давно пора признать каноническими и больше не трогать), ни торопливостью (хронометраж шоу составил час с небольшим), уверенно подтвердив возникшее после выхода пластинки "I See You" подозрение: теперешние The xx - группа не только великая (как раз это было понятно давно), но и большая.

В следующих выпусках колонки:

- Nick Cave and the Bad Seeds @ Metropolis
- Michael Kiwanuka @ Corona
- Franz Ferdinand @ Metropolis
- The Avalanches @ Corona
- U2 @ Roger Centre

Автор рубрики - кино- и музыкальный обозреватель Сергей Степанов, с 2006 года живущий в Монреале и более или менее исправно рассказывающий о том, что он увидел там и оттуда за последние недели.

25.05.2017, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
ИЗ ЖИЗНИ - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:

Новая серия Фантомаса – FANTOMAS Fantomas совершили концертный реюнион спустя 9 лет молчания. Видео »»

Юный гуманитарий – CHANCE THE RAPPER 16-летний рэпер Chance The Rapper - самый молодой артист, получивший Гуманитарную премию BET Awards »»

Все началось с мультиков – U2 Художник анимировал Боно, чтобы тот поведал о ранних годах жизни U2. »»

Я требую адвоката – BOB GELDOF Рок-музыкант и продюсер Боб Гелдоф стал доктором юридических наук »»

Модный приговор – DRAKE Дрейк написал хит для супермоделей. Видео. »»

Скажите "да" – K.M.F.D.M. KMFDM выпустили новый EP и готовят альбом »»

Бриллианты - лучшие друзья девушки – Katy PERRY Кэти Перри стала единственной исполнительницей в истории, чей сингл трижды достиг "алмазного"… »»

Мост через вечность – АКЦИЯ Звезды со всего мира записали сингл памяти жертв пожара в Лондоне. Видео. »»

Беги, Том, беги – RADIOHEAD Radiohead выложили видео на ранее не изданную песню - с погоней и паранойей. Видео. »»

Каннский лев – АУКЦЫОН Группа Аукцыон получила Бронзового льва в Каннах за концепт-альбом "На Солнце". »»

Glasto-2017. День 4. Финал. – GLASTONBURY Финальный день на Гласто: Goldfrapp, Эд Ширан, London Grammar - и все, что вы хотели узнать о… »»

Sonar 2017: лучшее – ФЕСТИВАЛЬ Carl Craig, Nicolas Jaar, Suzanne Ciani и еще 7 лучших концертов Sonar 2017. »»

Drugs don't work but Richard do – ФЕСТИВАЛЬ Ahmad Tea Music Festival-2017 сохранил хорошую летнюю традицию и завершился отличным сетом Ричарда… »»

Glasto-2017. День 3 – GLASTONBURY Субботний день и его именитые гости: Foo Fighters, Solange, Kaiser Chiefs, Alt-J и другие »»

Glasto-2017. День 2, открытие – GLASTONBURY Фестиваль Glastonbury можно считать официально открытым - начали свою работу основные сцены.… »»

Glasto-2017. День 1 – GLASTONBURY Фестиваль Гластонбери начинает свою работу! Продолжаем репортаж корреспондента Звуков. »»

45 – АКВАРИУМ Легендарной российской рок-группе Аквариум исполняется 45 лет. В честь этой даты коллектив… »»

Плейлист Евгения Федорова – TEQUILAJAZZZ Накануне большого летнего концерта в столице лидер Tequilajazzz Евгений Федоров составил плейлист… »»

Из подручных средств – PORCAPIZZA Уличный музыкант из Лондона всю неделю будет радовать москвичей блюзом на гитаре, сделанной из… »»

Гласто'2017: день Zero – GLASTONBURY Стартовал фестиваль Glastonbury. Наш корреспондент рапортует с фестивальной площадки... »»

55 – Виктор ЦОЙ 5 образов Виктора Цоя, которые любит и знает вся страна: к 55-летию со дня Рождения музыканта »»

RIP – MOBB DEEP Участник Mobb Deep Prodigy умер в возрасте 42 лет »»

Без страха и упрека – Paul MCCARTNEY Сэр Пол Маккартни отмечает 75-летний юбилей. Он удостоен почетной награды из рук королевы. »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

"Я решил возродить Ноль" – НОЛЬ Федор Чистяков возрождает "Ноль" и рассказывает об этом Звукам. »»

"Эд Ширан собирает стадионы с одной только гитарой. Это вдохновляет" – Natalie IMBRUGLIA Натали Имбрулья о "мужских" песнях, своей новой акустической программе и туре, который стартует в… »»

"Человек бежит в культуру, потому что если он остановится - его зарежут." – ШКЛОВСКИЙ Группа Шкловский представляет на Звуках свой второй альбом и рассказывает о третьем »»

Еду и пою – ИЗ ЖИЗНИ Tesla выпускает музыкальный стриминг-сервис »»

Путь домой: с планшетов на ПК – ТЕХНИКА 5 лучших музыкальных приложений, написанных для iOS и портированных на PC. Скачивайте и играйте! »»

Целлулоид: "Оставленные" – ФИЛЬМ Апокалипсис вчера, Крис Корнелл и Том Йорк - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и кино в… »»

10 альбомов июня – МУЗЫКА Секс, Лорд, пионер рок-н-ролла и его светлое будущее - в июньском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: май. – МУЗЫКА Новый альбом Bola, британский "гарейв", будущее японской электроники и другие новинки мая. »»

Те же, в профиль. – ПРАВО Расследование: как новое РАО пытается продемонстрировать изменения, не меняя сути. »»

Проверка пульса: апрель. – МУЗЫКА Clark, Arca, неожиданный поворот Boxcutter и еще пять электронных альбомов апреля. »»

10 альбомов мая – МУЗЫКА Две вечности спустя, один из Direction и новый скальп Годрича - в майском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: "Призрак в доспехах" – ФИЛЬМ Киберпанк со Скарлетт и другие саундтреки месяца - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

Последний из могикан – ИЗ ЖИЗНИ Музыкальный редактор Guardian завершает 16-летнюю карьеру и делится своими мыслями о состоянии… »»

19:00 – Театр Эрмитаж (Зал на Арбате) – Лариса Алексеевна РУБАЛЬСКАЯ Лариса Алексеевна РУБАЛЬСКАЯ »»

20:00 – Zoccolo 2.0 – BONDAGE FAIRIES BONDAGE FAIRIES »»

Хроника27/06

1987 – Открылся рок-фестиваль «Подмосковные вечера» в Черноголовке. Широкая московская публика впервые увидела «ДДТ», «Алису», «Наутилус Помпилиус», «Ноль», Александра Башлачева  »»

1987 – Уитни Хьюстон стала первой женщиной в истории США, занявшей верхнюю строчку в альбомном чарте со своей второй студийной пластинкой "Whitney"  »»

1994 – Aerosmith стали первой всемирно известной группой, выложившей в интернет целый трек для легального бесплатного скачивания. Ранее не изданная песня "Head First" стала доступна онлайн-пользователям на ограниченное время. До этого музыканты лишь представляли в сети 30-секундные отрывки  »»

Shad COLLINS

Tony KING (1957)

Axel Rudi PELL (1960)

APPARAT (1978)

АЛСУ (1983)

Свежая реплика

Музыкальный авант-туризмФЕСТИВАЛЬ 14/04/2017 06:08 от Bobbbog Хорошая новость про Made In China, но меня больше Xiu Xiu интересуют. ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить