ИЗ ЖИЗНИ  Step by Step: великие и большие

PJ Harvey и Slowdive, The Jesus and Mary Chain и The xx - в концертной колонке Сергея Степанова.

Ходить на концерты "ради галочки" я перестал уже довольно давно - не столько из принципиальных соображений, сколько осознав, что достойные этого артисты из соответствующего - условного - лонг-листа либо закончились, либо умерли. Тем ценнее эпизодические исключения - вроде первого в моей жизни концерта Брайана Ферри (Bryan Ferry), нагрянувшего в Theatre St-Denis с программой, лучше которой нельзя было и придумать: в отличие от, например, последнего турне Ферри, делавшего остановку в Москве, нынешнее не отступает от установки "по волнам моей памяти" практически ни на мгновение.

Да, в сетлистах мелькают вещи с "Boys and Girls" и "Bête Noire" (ничего позже), но в основном это, конечно, the best of Roxy Music - на очередной реюнион которых рассчитывать, как известно, больше не приходится. Ну и пожалуйста, ну и не нужно: когда за феерической связкой из "If There Is Something" (с лучшим саксофонным соло всех времен и народов) и "More Than This" следуют "Avalon", "Love Is the Drug" и "Virginia Plain", детали вроде имен аккомпанирующих Брайану музыкантов уходят на второй план. (Тем более что и тут жаловаться было грешно - один из его гитаристов продюсировал первое демо Sex Pistols и записывался с Полом Маккартни и Джоном Кейлом, а саксофонистка удостоилась персональных - и заслуженных - оваций.)

С ожидаемо буйного соло на саксофоне начинались и мои следующие концерты этой как никогда щедрой на них весны. После двенадцати лет, проведенных в ожидании концерта Пи Джей Харви (PJ Harvey) хоть где-нибудь, я вдруг стал видеть ее примерно везде: в Нью-Йорке, на Iceland Airwaves и, наконец, на своем поле, где ее ждали с прошлого века (предыдущий сольник Полли в Монреале датировался 1995 годом). Вероятно, в качестве компенсации за 22-летнюю разлуку артистка объявила сразу два шоу, причем если билеты на подтвержденное первым субботнее разошлись за секунды, то в пятницу в "Метрополисе" было на удивление просторно.

Еще большим сюрпризом стало то, что на входе продавался винил с двумя совершенно новыми (и, разумеется, отличными) песнями Харви - изданный тиражом в тысячу копий и не упоминавшийся в новостях аж до конца апреля, когда обе песни появились на iTunes. Что до концертов, то они практически не отличались от прошлогодних (как уже было сказано, турне в поддержку "The Hope Six Demolition Project" - драматургически безукоризненные шоу вполне бродвейского уровня), выделяясь еле заметными нюансами отдельно взятых перформансов.

Этот всепобеждающий артистизм может создать обманчивое ощущение игры в одни ворота. На дежурные вопли из зала - вроде "Добро пожаловать" или "Я тебя люблю!" - Полли не реагировала никак, вступив в контакт с аудиторией лишь однажды - когда в кульминационный момент первого вечера на сцене отказала аппаратура, и "River Anacostia" ей пришлось исполнять более или менее а капелла. Но ее желание сохранять дистанцию не казалась холодностью или тем более невежливостью - просто на ней настаивал формат шоу, самодостаточность которого сменялась некоторой спонтанностью только во время выходов на бис (в пятницу вслед за дилановской "Highway 61 Revisited" прозвучали первые аккорды "The River", которые резко оборвала "The Last Living Rose").

Без "The River" в итоге не обошелся субботний концерт - жаркий, безошибочный и до того эйфорический, что в широкой улыбке после него расплылся даже известный всадник рок-н-ролльного апокалипсиса Эфрим Менук (Efrim Menuck) из Godspeed You! Black Emperor. С финальными аккордами этой песни закончилось образцовое шоу, оформившее мой новый личный рекорд (на четырех концертах одного тура я побывал впервые в жизни), а прекрасную половину Эфрима, скрипачку Thee Silver Mt. Zion Джессику Мосс (Jessica Moss), я увидел неделей позже - очередной Record Store Day она отметила выступлением в магазине, где продавались и несколько копий ее еще не вышедшего тогда дебютного альбома "Pools of Light" (тоже прекрасного, всем рекомендую).

Концерт новоявленного номинанта "Грэмми" Tycho в целом не впечатлил - то ли потому что Metropolis по сравнению с концертами PJ Harvey пустовал, а звук в нем больно отскакивал от стен, то ли из-за технического брака, которым грешила группа, и бедного на мои любимые песни сетлиста. Tycho заслуживает очков за оригинальность (белоснежные штаны и рубашка на фоне одетых во все черное музыкантов, концерт из двух отделений), но в остальном это было довольно типичное выступление электронщика, чьи треки вдруг оказались больше, чем его эго: с неуклюжими гитарными соло, неинтересным конферансом и необязательным приглашенным вокалистом.

А, может, вся проблема Tycho в том, что до него в моем концертном расписании была PJ Harvey, а после - Slowdive. Вернувшиеся в Монреаль после всего-то 2,5-летнего отсутствия, да еще и с первым за 22 года альбомом, наконец-то начавшие пожинать плоды своего влияния англичане (без ранних записей которых не было бы ни Tycho, ни много кого еще) осчастливили поклонников автограф-сессией (пластинка "Slowdive" вышла днем ранее) и в целом идеальным концертом, где даже эффект от связки из "Machine Gun" и "Souvlaki Space Station" был уверенно превзойден. Это достижение выпало на долю кавер-версии "Golden Hair" Сида Барретта (Syd Barrett), на концертах Slowdive исправно превращающейся в эпический построковый номер (и заставляющей вспомнить, что их солистка Рейчел Госуэлл играет в одной группе - Minor Victories - с лидером Mogwai).

Еще одни великие возвращенцы The Jesus and Mary Chain свой новый (первый за 19 лет) альбом "Damage and Joy" выпустили еще в марте, а североамериканское турне в его поддержку ограничили десятью шоу, одно из которых выпало на долю Massey Hall в Торонто. И хотя их по инерции ставят через запятую с теми же Slowdive и другими именитыми шугейзерами, живьем шотландцы - совершеннейшая панк-группа: не озабоченная ничем, включая воздвижение стены звука; шустрая, шумная и веселая. Этот тезис доказывали и сыгранная на бис "Never Understand" (она же - лучшее на свете упражнение в жанре "The Ramones с фидбеком"), и безразличная поза, которую избрал гитарист Уильям Рид (William Reid).

Да, в "Just Like Honey" в этот раз подпевала не Скарлетт Йоханссон (Scarlett Johansson) или Джессика Паре (Jessica Paré), вся сценография сводилась к зажигавшемуся на песнях с "Damage and Joy" альбомному лого, а вокалист Джим Рид (Jim Reid) зачем-то заговаривал голосом Бивиса. Но когда новые песни ("All Things Pass", "War on Peace") звучат ничем не хуже старых ("Some Candy Talking", "Reverence"), а о том, что ты решительно оглох, догадываешься только при попытке заговорить после концерта, он явно удался.

Мягко говоря, не разочаровали и The xx - доросшие до сольника в принимающем фестивали Osheaga и Heavy MTL парке имени Жана Драпо (пусть и перед существенно меньшей аудиторией) и вообще заметно прибавившие: и в концертном мастерстве, и в самоуверенности. Оливер Сим (Oliver Sim) в какой-то момент осмелел до того, что посвятил очередную песню не парам ("которые себя согреют сами"), а таким же, как он, одиночкам, Роми Мэдли Крофт (Romy Madley Croft) не побоялась исполнить "Performance" соло, а Jamie xx (весь вечер колдовавший над целым этажом c аппаратурой) и вовсе присвоил себе добрую половину шоу: "Fiction", "Shelter", "Loud Places" и "On Hold" показались не кульминацией концерта The xx, а его DJ-сетом.

Полностью подчинив себе волю зрителей (даже на бис The xx вызывавших в ритме, загодя заданном их идеологом - музыка не переставала играть и после окончания основного сета), группа не смутила ни очередными экспериментами над "Crystalised" и "Infinity" (которые давно пора признать каноническими и больше не трогать), ни торопливостью (хронометраж шоу составил час с небольшим), уверенно подтвердив возникшее после выхода пластинки "I See You" подозрение: теперешние The xx - группа не только великая (как раз это было понятно давно), но и большая.

В следующих выпусках колонки:

- Nick Cave and the Bad Seeds @ Metropolis
- Michael Kiwanuka @ Corona
- Franz Ferdinand @ Metropolis
- The Avalanches @ Corona
- U2 @ Roger Centre

Автор рубрики - кино- и музыкальный обозреватель Сергей Степанов, с 2006 года живущий в Монреале и более или менее исправно рассказывающий о том, что он увидел там и оттуда за последние недели.

25.05.2017, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)