ИЗ ЖИЗНИ  Step by Step: великие и большие

PJ Harvey и Slowdive, The Jesus and Mary Chain и The xx - в концертной колонке Сергея Степанова.

Ходить на концерты "ради галочки" я перестал уже довольно давно - не столько из принципиальных соображений, сколько осознав, что достойные этого артисты из соответствующего - условного - лонг-листа либо закончились, либо умерли. Тем ценнее эпизодические исключения - вроде первого в моей жизни концерта Брайана Ферри (Bryan Ferry), нагрянувшего в Theatre St-Denis с программой, лучше которой нельзя было и придумать: в отличие от, например, последнего турне Ферри, делавшего остановку в Москве, нынешнее не отступает от установки "по волнам моей памяти" практически ни на мгновение.

Да, в сетлистах мелькают вещи с "Boys and Girls" и "Bête Noire" (ничего позже), но в основном это, конечно, the best of Roxy Music - на очередной реюнион которых рассчитывать, как известно, больше не приходится. Ну и пожалуйста, ну и не нужно: когда за феерической связкой из "If There Is Something" (с лучшим саксофонным соло всех времен и народов) и "More Than This" следуют "Avalon", "Love Is the Drug" и "Virginia Plain", детали вроде имен аккомпанирующих Брайану музыкантов уходят на второй план. (Тем более что и тут жаловаться было грешно - один из его гитаристов продюсировал первое демо Sex Pistols и записывался с Полом Маккартни и Джоном Кейлом, а саксофонистка удостоилась персональных - и заслуженных - оваций.)

С ожидаемо буйного соло на саксофоне начинались и мои следующие концерты этой как никогда щедрой на них весны. После двенадцати лет, проведенных в ожидании концерта Пи Джей Харви (PJ Harvey) хоть где-нибудь, я вдруг стал видеть ее примерно везде: в Нью-Йорке, на Iceland Airwaves и, наконец, на своем поле, где ее ждали с прошлого века (предыдущий сольник Полли в Монреале датировался 1995 годом). Вероятно, в качестве компенсации за 22-летнюю разлуку артистка объявила сразу два шоу, причем если билеты на подтвержденное первым субботнее разошлись за секунды, то в пятницу в "Метрополисе" было на удивление просторно.

Еще большим сюрпризом стало то, что на входе продавался винил с двумя совершенно новыми (и, разумеется, отличными) песнями Харви - изданный тиражом в тысячу копий и не упоминавшийся в новостях аж до конца апреля, когда обе песни появились на iTunes. Что до концертов, то они практически не отличались от прошлогодних (как уже было сказано, турне в поддержку "The Hope Six Demolition Project" - драматургически безукоризненные шоу вполне бродвейского уровня), выделяясь еле заметными нюансами отдельно взятых перформансов.

Этот всепобеждающий артистизм может создать обманчивое ощущение игры в одни ворота. На дежурные вопли из зала - вроде "Добро пожаловать" или "Я тебя люблю!" - Полли не реагировала никак, вступив в контакт с аудиторией лишь однажды - когда в кульминационный момент первого вечера на сцене отказала аппаратура, и "River Anacostia" ей пришлось исполнять более или менее а капелла. Но ее желание сохранять дистанцию не казалась холодностью или тем более невежливостью - просто на ней настаивал формат шоу, самодостаточность которого сменялась некоторой спонтанностью только во время выходов на бис (в пятницу вслед за дилановской "Highway 61 Revisited" прозвучали первые аккорды "The River", которые резко оборвала "The Last Living Rose").

Без "The River" в итоге не обошелся субботний концерт - жаркий, безошибочный и до того эйфорический, что в широкой улыбке после него расплылся даже известный всадник рок-н-ролльного апокалипсиса Эфрим Менук (Efrim Menuck) из Godspeed You! Black Emperor. С финальными аккордами этой песни закончилось образцовое шоу, оформившее мой новый личный рекорд (на четырех концертах одного тура я побывал впервые в жизни), а прекрасную половину Эфрима, скрипачку Thee Silver Mt. Zion Джессику Мосс (Jessica Moss), я увидел неделей позже - очередной Record Store Day она отметила выступлением в магазине, где продавались и несколько копий ее еще не вышедшего тогда дебютного альбома "Pools of Light" (тоже прекрасного, всем рекомендую).

Концерт новоявленного номинанта "Грэмми" Tycho в целом не впечатлил - то ли потому что Metropolis по сравнению с концертами PJ Harvey пустовал, а звук в нем больно отскакивал от стен, то ли из-за технического брака, которым грешила группа, и бедного на мои любимые песни сетлиста. Tycho заслуживает очков за оригинальность (белоснежные штаны и рубашка на фоне одетых во все черное музыкантов, концерт из двух отделений), но в остальном это было довольно типичное выступление электронщика, чьи треки вдруг оказались больше, чем его эго: с неуклюжими гитарными соло, неинтересным конферансом и необязательным приглашенным вокалистом.

А, может, вся проблема Tycho в том, что до него в моем концертном расписании была PJ Harvey, а после - Slowdive. Вернувшиеся в Монреаль после всего-то 2,5-летнего отсутствия, да еще и с первым за 22 года альбомом, наконец-то начавшие пожинать плоды своего влияния англичане (без ранних записей которых не было бы ни Tycho, ни много кого еще) осчастливили поклонников автограф-сессией (пластинка "Slowdive" вышла днем ранее) и в целом идеальным концертом, где даже эффект от связки из "Machine Gun" и "Souvlaki Space Station" был уверенно превзойден. Это достижение выпало на долю кавер-версии "Golden Hair" Сида Барретта (Syd Barrett), на концертах Slowdive исправно превращающейся в эпический построковый номер (и заставляющей вспомнить, что их солистка Рейчел Госуэлл играет в одной группе - Minor Victories - с лидером Mogwai).

Еще одни великие возвращенцы The Jesus and Mary Chain свой новый (первый за 19 лет) альбом "Damage and Joy" выпустили еще в марте, а североамериканское турне в его поддержку ограничили десятью шоу, одно из которых выпало на долю Massey Hall в Торонто. И хотя их по инерции ставят через запятую с теми же Slowdive и другими именитыми шугейзерами, живьем шотландцы - совершеннейшая панк-группа: не озабоченная ничем, включая воздвижение стены звука; шустрая, шумная и веселая. Этот тезис доказывали и сыгранная на бис "Never Understand" (она же - лучшее на свете упражнение в жанре "The Ramones с фидбеком"), и безразличная поза, которую избрал гитарист Уильям Рид (William Reid).

Да, в "Just Like Honey" в этот раз подпевала не Скарлетт Йоханссон (Scarlett Johansson) или Джессика Паре (Jessica Paré), вся сценография сводилась к зажигавшемуся на песнях с "Damage and Joy" альбомному лого, а вокалист Джим Рид (Jim Reid) зачем-то заговаривал голосом Бивиса. Но когда новые песни ("All Things Pass", "War on Peace") звучат ничем не хуже старых ("Some Candy Talking", "Reverence"), а о том, что ты решительно оглох, догадываешься только при попытке заговорить после концерта, он явно удался.

Мягко говоря, не разочаровали и The xx - доросшие до сольника в принимающем фестивали Osheaga и Heavy MTL парке имени Жана Драпо (пусть и перед существенно меньшей аудиторией) и вообще заметно прибавившие: и в концертном мастерстве, и в самоуверенности. Оливер Сим (Oliver Sim) в какой-то момент осмелел до того, что посвятил очередную песню не парам ("которые себя согреют сами"), а таким же, как он, одиночкам, Роми Мэдли Крофт (Romy Madley Croft) не побоялась исполнить "Performance" соло, а Jamie xx (весь вечер колдовавший над целым этажом c аппаратурой) и вовсе присвоил себе добрую половину шоу: "Fiction", "Shelter", "Loud Places" и "On Hold" показались не кульминацией концерта The xx, а его DJ-сетом.

Полностью подчинив себе волю зрителей (даже на бис The xx вызывавших в ритме, загодя заданном их идеологом - музыка не переставала играть и после окончания основного сета), группа не смутила ни очередными экспериментами над "Crystalised" и "Infinity" (которые давно пора признать каноническими и больше не трогать), ни торопливостью (хронометраж шоу составил час с небольшим), уверенно подтвердив возникшее после выхода пластинки "I See You" подозрение: теперешние The xx - группа не только великая (как раз это было понятно давно), но и большая.

В следующих выпусках колонки:

- Nick Cave and the Bad Seeds @ Metropolis
- Michael Kiwanuka @ Corona
- Franz Ferdinand @ Metropolis
- The Avalanches @ Corona
- U2 @ Roger Centre

Автор рубрики - кино- и музыкальный обозреватель Сергей Степанов, с 2006 года живущий в Монреале и более или менее исправно рассказывающий о том, что он увидел там и оттуда за последние недели.

25.05.2017, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
ИЗ ЖИЗНИ - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:

Я невиновен, ваша честь – Nick CAVE Иллюстрированная биография Ника Кейва - сложное, шокирующее и очень странное путешествие в мир… »»

Маппет-шоу - это хорошоу – ИЗ ЖИЗНИ The Muppets выйдут на сцену, чтобы исполнить все наши любимые хиты живьем »»

Мы вчера тусили, мы вчера тупили – LCD SOUNDSYSTEM Новое олдскульное видео "American Dream" »»

Случайно вызвали Сатану – QUEENS OF THE STONE AGE Лидер Queens of the Stone Age исполнил ритуальные пляски в клипе на песню “The Way You Used to Do”:… »»

Старые куклы – THE DRESDEN DOLLS Панк-кабаре The Dresden Dolls возвращается на сцену с серией юбилейных концертов »»

Юность хедлайнера – ESTRADARADA Витя вышел и вошел в "фестивальный" альбом »»

Фарго-4 – BELLE & SEBASTIAN Belle & Sebastian забыли барабанщика неподалеку от Фарго. И это не сценарий нового сезона. »»

У нас было два пакетика – Peter DOHERTY Пит Доэрти задержан на границе Италии за наркотики »»

Без слов – Robert PLANT Роберт Плант выложил тизер нового альбома - и это круто »»

50 лет в дороге – JETHRO TULL Jethro Tull отправляется в ностальгическое турне в честь 50-летия коллектива. »»

10 лучших концертов Flow 2017 – ФЕСТИВАЛЬ Sparks, Model 500, Jenny Hval и еще семь лучших выступлений фестиваля Flow 2017. »»

Разогнали тучи – ФЕСТИВАЛЬ В Калининграде прошел любимый всеми фестиваль Сити-Джаз: репорт Звуков »»

Герои мира и магии – FOXYGEN Взбалмошный американский дуэт Foxygen, играющий психоделический поп, скоро выступит в Москве »»

Сбавь обороты, лови момент – Yung LEAN Шведский рэпер Yung Lean - впервые живьем в России со своим медленным и печальным даунтемпо »»

Шляпу сними – THE HATTERS The Hatters - российская группа, которую можно смело назвать одной из главных сенсаций последнего… »»

Ешь ананасы, рябчиков жуй – ФЕСТИВАЛЬ Британские музыкальные фестивали Reading и Leeds запретили посетителям проносить на фестивальное… »»

Плейлист группы Биртман – БИРТМАН Накануне большого концерта под открытым небом группа Биртман поделилась с нами тематическим… »»

Слушать ударные будешь ты, падаван – SAX RUINS В Москве состоится концерт проекта Sax Ruins, созданного знаменитым японским барабанщиком Тацуей… »»

Юбилейный Sziget-201: дни 3, 4 и 5 – SZIGET Macklemore & Ryan Lewis, Kasabian, PJ Harvey и The Chainsmokers в свежем репортаже Звуков. »»

Стихийное бедствие – ФЕСТИВАЛЬ На фестиваль Flow обрушился ураган, сорвавший концерты Дэнни Брауна, Sampha и Front 242. »»

R.I.P. – Дмитрий СЕВАСТЬЯНОВ Ушёл из жизни один из ведущих барабанщиков московской джазовой сцены Дмитрий Севастьянов. »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

Щедрый и толстый – ТЕХНИКА YouTube платит рынку больше роялти, чем Spotify. Но артисты все равно недовольны. Почему? »»

Ненавижу ненависть – ИЗ ЖИЗНИ Spotify удаляет из своей базы расистские группы »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июнь. – МУЗЫКА Aphex Twin, Goldie, Fizzarum, Com Truise и другие электронные новинки июня. »»

Путь домой: с планшетов на ПК – ТЕХНИКА 5 лучших музыкальных приложений, написанных для iOS и портированных на PC. Скачивайте и играйте! »»

20:00 – Stadium – BULLET FOR MY VALENTINE BULLET FOR MY VALENTINE »»

Хроника21/08

1904 – Уильям Бэйси родился в Редбэнке, Нью-Джерси. Позже он возьмет себе псевдоним Count Basie и прославится на весь мир как легенда свинга XX века  »»

1923 – В городе Каламазу (штат Мичиган) издано постановление о запрете танцев с пристальным взглядом в глаза партнёра  »»

1935 – Бенни Гудман и его оркестр сыграли свой первый концерт в Калифорнии. Этот день считается официальным началом эры свинга  »»

1976 – Во Франции начался первый европейский фестиваль панк-рока  »»

1989 – В Екатеринбурге создана группа "Смысловые галлюцинации"  »»

Count BASIE

Rodney RICHARDSON

Владимир ТУРИЯНСКИЙ (1935)

James BURTON (1939)

Jackie DE SHANNON (1944)

David MORALES (1961)

Олег "Шар" ШАВКУНОВ (1963)

Serj TANKIAN (1967)

Нино КАТАМАДЗЕ (1972)

ALIZEE (1984)

Свежая реплика

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить