МУЗЫКА  Проверка пульса: апрель.

Clark, Arca, неожиданный поворот Boxcutter и еще пять электронных альбомов апреля.

Clark "Death Peak" (Warp Records)

Крис Кларк оказался идеальным деятелем пост-модернистской электроники. В альбоме длиной в неполных 45 минут – целый калейдоскоп жанров. Холодное и механистичное техно, эйфорические рейв-боевики, абразивная power-электроника в духе Fuck Buttons, райховский минимализм, лопатинские коллажи и саундтрековая неоклассика с клавесином, хором и стуком шагов в пустом зале вместо ритма. При этом всё вместе случается на одном дыхании и совершенно не вызывает ощущение эклектичной компиляции. Связывает картинку легко узнаваемый стиль Кларка – у него давно выработался собственный набор тембров и мелодических ходов. На выходе – чертовски интересная запись и кажется один из лучших релизов года (впрочем, для того, чтобы его по-настоящему оценить, нужно время, слишком уж тут много всего намешано). Как бы то ни было, за стремление выходить из зоны комфорта Крис заслуживает отдельной похвалы.

Yumi Zouma "(What's The Story) Morning Glory" (Turntable Kitchen)

Проект Sounds Delicious – задумка довольно необычная. Каждый месяц одна группа целиком переигрывает чужой альбом, как правило какую-то классику. В следующих сериях заявлены, например, версия "Born To Run" Спрингстина в исполнении Джонатана Радо (Foxygen) или Бен Гиббард (Death Cab For Cutie, Postal Service), переигрывающий "Bandwagonesque" Teenage Fanclub. А пока новозеландская дрим-поп команда Yumi Zouma взялась за величайший брит-поп альбом всех времен и народов. С оригиналом группа обошлась наилучшим возможным образом – с одной стороны с любовью к прекрасным мелодиям Oasis, с другой – вывернув песни наизнанку, зачастую меняя настроение на противоположное, а мажор – на минор. Самоуверенные и духоподъемные стадионные хиты Yumi Zuma превратили в интровертный, ностальгический и где-то даже печальный чиллвейв-поп в духе Washed Out. Оторваться от пластинки невозможно примерно так же, как 22 года назад было не оторваться от оригиналов. Ну а изобретательность в исполнении каверов можно сравнить разве что с тем, как Хосе Гонсалес обошелся с Кайли или Lali Puna – с "Together In Electric Dreams" Джорджио Мородера.

Arca "Arca" (XL Recordings)

Выпустив два альбома на Mute Records Алехандро Герси (Alejandro Ghersi) перебрался из Нью-Йорка в Лондон и сменил издателя на еще более престижный XL Recordings, где Arca теперь соседствует с The XX, Radiohead и Adele. И если две предыдущие пластинки были надрывной и эмоциональной, но всё же ярко выраженной хай-тек электроникой, то на этом альбоме Герси вдруг переключился на песни. Запел он на испанском, высоким, дрожащим и почти старческим голосом. Звучит это особенно странно с учетом того, что на концертах Arca частенько читал рэп, и голос его звучал не надломлено, а напротив, мощно и агрессивно. Музыка при этом, сохранив все узнаваемые черты (хромой бит, рваные клавишные партии и максимально нервирующие гармонии), стала более разреженной. Получается странный и жутковатый гибрид The XX, баллад в духе Каэтано Велозо (Caetano Veloso) и ANOHNI. Кажется, эксперимент зашел слишком далеко, но впечатление эта штука производит сильное.

Leandro Fresco & Rafael Anton Irisarri "La Equidistancia" (A Strangely Isolated Place)

A Strangely Isolated Place несколько лет назад превратился из блога, публикующего миксы, в полноценный лейбл и незаметно стал одним из самых интересных игроков на эмбиент-поле. Их восьмой по счету релиз – совместная пластинка американца Рафаэля Иризарри (помимо сольных записей он известен участием в проекте The Sight Below) и аргентинца Леандро Фреско, чей предыдущий альбом выходил на Kompakt Pop. Как и следовало ожидать, вместе они выдали 40 минут концентрированной амбиентной грусти. "La Equidistancia" – этакий пост-симфонизм, музыка с традиционной структурой и классическими гармониями, но звучащая как монолит – инструменты в этом полотне не различить (кроме время от времени прорывающейся гитары Иризарри), звуки смешиваются друг сдругом как смузи с блендере, тонут в эхе и шуме и сливаются в единый обволакивающий поток.

Barry Lynn "Taurus Tapes Vol I & II" (Touch Sensitive Records)

Лет 10 назад британец Барри Линн был большой звездой – он играл дабстеп и его производные, а его проект Boxcutter был подписан на моднейший Planet Mu. В начале 2010-х Линн вдруг резко сменил курс – переключился на селф-релизы и лейблы поменьше, завел сайд-проект The Host, распрощался с танцевальной музыкой в пользу экспериментов и постепенно исчез с радаров. Его нынешняя деятельность в каком-то смысле тоже ложится в некий тренд – теперь он подписывается паспортным именем, записывает сложную музыку, априори ориентированную на узкий круг, и конечно же издаёт её на кассетах. Для пущей убедительности, записывать он её должен на модульном синтезаторе, но вместо этого Линн использует гитару, эффекты и луп-станции. "Taurus Tapes" похожи не то на сольные эксперименты Роберта Фриппа (Robert Fripp), не то на "Electric Counterpoint" Стива Райха (Steve Reich). Музыка это строго говоря и не очень электронная, но, например, с модульными экспериментами той же Сюзан Чиани (Suzanne Ciani) идеологически очень родственная. К тому же гитару Барри обрабатывает так, что источник звука порой не узнать. В отличие от большинства современной "поисковой" музыки, "Taurus Tapes" это не шумовой авангард, а нечто субъективно красивое, что в сочетании с необычным звуком – прямо откровение. Всё же Барри – колоссальный талант.

Joe Goddard "Electric Lines" (Domino)

Джо Годдард из Hot Chip и 2 Bears решил перезапустить сольную картеру. Его дебют "Harvest Festival" (2009) всё же был уж совсем нишевой электроникой, а вот "Electric Lines" – уже пластинка с амбициями, одновременно модная и ностальгическая. С одной стороны, в нескольких треках ("Lose Your Love", "Home") Джо даёт смачного ретро-диско по лекалам "Get Lucky". С другой – чтобы не выглядеть уж совсем ретроградом, заигрывает со слегка очеловеченным R&B ("Human Heart", "Ordinary Madness", "Music Is The Answer"). Наконец, оставшаяся часть пластинки – не что иное, как слегка примодненный и сдвинутый в сторону электроники Hot Chip, и в заглавном треке дело не обходится без вокала Алексиса Тейлора (Alexis Taylor). Всё вместе звучит чересчур пёстро, к тому же вживаться в эти личины Джо удается с разным успехом – лучше всего выходит диско. Но в поп-пластинке главное – это хит-синглы, а они на "Electric Lines" определенно есть.

0ID "22:22" (SEALT)

Долгожданный альбом Андрея Оида (с момента выхода предыдущего прошло 11 лет) по-прежнему вписывается в формат "умной электроники", к которой мы привыкли еще со времен Alexandroid, но классической формулой IDM "хрустящий бит плюс чуть наивные синтезаторные мелодии" тут уже не отделаться. Точнее сказать, пара треков ("Youtubia", "White Jaguar") вписывается и в этот канон, но палитра альбома куда шире. В "Hellraiser" звучит ретро-футуристическая спейс-электроника, "Invalid Knights" отлично вписалась бы в сборник серии "Pop Ambient", а "Grunewald" с мрачной атмосферой и живыми ударными отдает дум-джазом и лейблом Denovali. Ну а завершается альбом оптимистичной, если не сказать игривой пьесой "Mahamaya Electronic Device", выстроенной вокруг фортепиано и струнных. Обилие живых инструментов и смещение баланса от синтетики к органике (при общей узнаваемости оидовского звука и мелодических ходов) – пожалуй, главная черта этой пластинки.

Actress "AZD" (Ninja Tune)

Даррен Каннингем (Darren Cunningham), чьи пластинки всегда описывались как экспериментальные и внежанровые, в реальности всегда тяготел в первую очередь к лоу-файному хаусу, и вот теперь наконец записал пластинку, выдержанную целиком в этом ключе. "AZD" – этакий убер-минимализм, каждый трек состоит из одного-двух сменяющих друг друга лупов, щедро удобренных всяческими "ухудшайзерами". В звуке как всегда максимум грязи и кассетного шипения при полном отсутствии высоких и низких частот. Получается что-то вроде пост-чикагского гетто-хауса, с которым вот уже десяток лет возится Legowelt, но доведенного почти до абсурда. Музыка это едва ли новаторская, но как минимум небезынтересная. К тому же, на "AZD" обошлось без совсем уж неслушабельных фрагментов, которыми грешили предыдущие диски Actress, что опять же альбом очень красит.

07.05.2017, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)