ФИЛЬМ  Целлулоид: "Призрак в доспехах"

Киберпанк со Скарлетт и другие саундтреки месяца - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и кино в музыке.

Саундтрек месяца

"Призрак в доспехах" (Ghost in the Shell)

Кино: Один из самых нашумевших - и противоречивых - блокбастеров этой весны, "Призрак в доспехах" - отчасти адаптация одноименной манги, где-то ремейк знаменитого аниме 1995 года (считающегося одним из лучших в истории и вдохновившего, в частности, кинематографистов Вачовски).

Поклонникам оригиналов хотелось верить, что "Призрак в доспехах" будет именно что новой "Матрицей", но вышло иначе: более или менее все разговоры о фильме сводились к тому, насколько вопиющим (или, напротив, простительным) стал очередной пример голливудского whitewashing, допустившего кастинг белой Скарлетт Йоханссон (Scarlett Johansson) в главной роли. В ее защиту выступил режиссер Руперт Сандерс (Rupert Sanders), заявивший, что "в мире немного актрис с 20-летним опытом и этикой киберпанка в ДНК", но он, печально известный служебным романом с Кристен Стюарт (Kristen Stewart) на съемках "Белоснежки и охотника", прямо скажем, так себе свидетель.

Так или иначе, в Америке "Призрак в доспехах" - то ли из-за дурного паблисити, то ли из-за скверной прессы - провалился, уповая теперь на азиатские (о, ирония) рынки, но даже не надеясь выйти в итоге "из минуса". Ну и, говоря по правде, жалеть тут особо не о чем - несмотря на несравненную Скарлетт в становящейся ее визитной карточкой роли бабаробота, фильм действительно проходной - приносящий этику, эстетику и смысловую нагрузку киберпанка в жертву 100-миллионным спецэффектам и заставляющий вспомнить не столько "Матрицу", сколько - в лучшем случае - "Судью Дредда".

Музыка: Саундтрек к "Призраку в доспехах" удался не в пример больше - возможно, потому что к происходящему на экране он имеет минимальное отношение. Композитором фильма является титулованный Клинт Мэнселл (Clint Mansell), но на пластинке вместо его музыки - тематическая подборка, исполненная в стилистике inspired by и козыряющая новыми песнями старых приятелей.

Во-первых, это стоявшие (и пускавшие дым) над душой 1990-х Трики (Tricky) с инструменталом "Escape" и DJ Shadow, удачно сработавшийся с немцем Нильсом Фрамом (Nils Frahm) в треке "Scars". Во-вторых, имеющие то или отношение к электронике именитые люди в диапазоне от Гари Ньюмана (Gary Numan) до Above & Beyond. И, наконец, вторую жизнь - в напористом ремиксе Стива Аоки (Steve Aoki) - обрела тема Кэндзи Каваи (Kenji Kawai) из аниме 22-летней давности. Последняя к тому же хотя бы отчасти извинилась за кастинг Йоханссон: если уж переделывать сочиненную японцем культовую вещь, то пусть это делает другой японец - даром что рожденный в Майами и выросший в Калифорнии.

Также в продаже

"Большая маленькая ложь" (Big Little Lies)

Кино: Мини-сериал HBO - возможно, лучшие семь ТВ-часов этого года. Объединив нескольких голливудских титанов, включая режиссера Жана-Марка Валле (Jean-Marc Vallée) и оскароносных актрис Риз Уизерспун (Reese Witherspoon) и Николь Кидман (Nicole Kidman), "Большая маленькая ложь" оказалась талантливым мэшапом телевизионных же "Любовников", тарантиновского "Доказательства смерти" и текстильного лозунга "The Future Is Female", услаждая при этом не только взор, но и слух.

Музыка: "Большая маленькая ложь" покоряет с начальных титров - готов поспорить, что именно их стараниями многие впервые услышали Майкла Кивануку (Michael Kiwanuka), чья "Cold Little Heart" в сериале звучит в виде маленького отрывка, но на саундтреке - во всей своей десятиминутной красе. Первый же эпизод начинается с одной из лучших песен Пи Джей Харви (PJ Harvey) (ее на альбоме нет) и продолжается в том же духе - благо одна из героинь, девочка шести лет, не расстается с айфоном и обладает идеальным музыкальным вкусом. В числе прочих, на саундтреке замечены Alabama Shakes и демонстрирующая отцовские гены Зои Кравиц (Zoë Kravitz) с "Don't" Элвиса Пресли (Elvis Presley).


"Красавица и чудовище" (Beauty and the Beast)

Кино: Самый кассовый фильм года - вышедший в прокат меньше месяца назад, но уже практически преодолевший миллиардную отметку игровой ремейк анимационной классики Walt Disney. Это, вероятно, гарантирует, что в самом ближайшем будущем студия переиначит весь свой золотой фонд, от "Пиноккио" до "Холодного сердца", и, если честно, не радует: "Красавица и чудовище" не добавляет к оригиналу ничего, кроме лишнего часа хронометража, и усугубляет неприятный тренд, в соответствии с которым артисты калибра Юэна МакГрегора (Ewan McGregor) и Эммы Томпсон (Emma Thompson) вынуждены играть мебель и домашнюю утварь.

Музыка: Все то же самое можно сказать и о саундтреке: догадавшись, что награжденную обоими музыкальными "Оскарами" звуковую дорожку четвертьвековой давности им не превзойти, создатели фильма заменили Селин Дион (Celine Dion) Арианой Гранде (Ariana Grande), самой Селин, чтобы не обижалась, дали исполнить одну из новых, загнанных на финальные титры песен, а композитору Алану Менкену (Alan Menken) - насочинять полтора часа новой музыки. Делюкс-издание саундтрека насчитывает умопомрачительные 52 трека, и до конца все это дослушают только маньяки - или родители дочерей.

11.04.2017, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)