ИЗ ЖИЗНИ  Последний из могикан

Музыкальный редактор Guardian завершает 16-летнюю карьеру и делится своими мыслями о состоянии индустрии

На минувшей неделе авторитетное британское издание Guardian опубликовало прощальную статью своего музыкального редактора Майкла Хэнна (Michael Hann), который покидает свой пост спустя 16 лет работы. Майкл размышляет о состоянии индустрии и об основных тенденциях развития музыки, которую он профессионально анализировал на протяжении этих лет. Возможно, его мысли пригодятся и вам.

"Рок - это новый джаз и так называемый виниловый ренессанс: что я узнал на должности музыкального редактора The Guardian".

Я ухожу из Guardian после 11 лет, на протяжении которых писал о музыке, - срока, за который произошли колоссальные изменения и в том, как музыка создавалась, и в том, как её продавали.

Сегодня мой последний день в Guardian, после 16 лет, из которых последние 11 я писал о музыке, и большую часть времени - координировал освещение музыкального мира.

Я начинал писать о музыке, ещё когда сетевые скачиваняи уже были серьёзной угрозой для музыкальной отрасли, однако продажи физических носителей всё ещё доминировали; когда гитарные группы были основным предметом дискуссий, и всё ещё много значили; когда практически все публикации Guardian выходили на бумаге, а не в Сети. Как же всё поменялось.

Что ж, если вы потерпите минутку, я бы поделился несколькими краткими соображениями насчёт того, что я успел узнать за эти годы.

1. Для музыкальной журналистики всё ещё есть место под Солнцем, но ей пора меняться

Существует миф, будто бы критики могут сделать кого-то популярным. Когда-то, когда я готовил громадную статью об андерграундной сцене Пэйcли, Сид Гриффин (Sid Griffin), участник Long Ryders, сказал мне: "Если бы пресса способствовала продажам записей, Капитан Бифхарт (Captain Beefheart) был бы большой звездой". Сегодня критики пользуются меньшим влиянием, чем когда-либо прежде, уже просто потому, что люди могут прослушать музыку ещё до её приобретения, если у них вообще остаётся малейший интерес покупать что-либо. Сегодня, больше, чем когда-либо, успех артиста зависит от того, проигрывают ли где-нибудь его записи, однако попадание в эфир BBC Radio 1 ("главной" музыкальной радиостанции Великобритании - прим. ред.) сегодня уже мало что значит. Оказаться в плейлистах Spotify сегодня может больше сказаться на заметности (и доходах) начинающего или малоизвестного артиста, чем что-либо ещё.

Критические обзоры сегодня важнее сегодня для самой музыкальной отрасли, нежели для читателей. Насколько я могу судить, их главное назначение - обеспечивать "звёздочки" для рекламы в прессе и спокойствие менеджерам артистов, знающим, что про клиентов как-либо освещают в СМИ. Однако сама по себе музыкальная журналистика, как мне кажется, пребывает в добром здравии. И на бумаге, и в онлайне наблюдается большее разнообразие в сюжетах, чем когда-либо раньше. Замечательные авторы находят новые способы излагать эти сюжеты. Поэтому я уверен: музыкальная журналистика выживет, потому что читателям никогда не прискучат истории о том, как появилась песня, придающая им сил.

2. Рок-музыка находится в джазовой фазе

...И я не имею в виду моду на Камаси Уошингтона (Kamasi Washington) или Тандеркэта (Thundercat). По мне, так это скорее джаз по версии Райана Гослинга (Ryan Gosling) в "Ла-Ла-Лэнде": предмет фетишизма возрастной аудитории, давно уступивший своё место в центре поп-культурного дискурса другим формам музыки, менее ассоциирующимся с понятием "исторические". Более, осмелюсь заметить, ориентированные на будущее. В течение нескольких лет разные редакторы в Guardian просили меня написать посленовогоднюю статью о том, что уж в этом-то году рок-музыка начнёт отвоёвывать позиции. Но этот процесс так и не начался. Эксперты, предрекавшие сенсационные события для гитарных групп, каждый раз ошибались. В последнее время никто уже не просит меня писать такие статьи.

Это не значит, что рок- и гитарные группы полностью утратили популярность. Множество юных групп могут собрать неплохих размеров зал в ходе гастролей, и вызвать лихорадочную реакцию - я никогда не видел такого слёта с катушек, какой, например, случился у слушателей в клубе Koko на концерте Catfish and the Bottlemen пару лет назад. Но в целом гитарные группы сегодня чувствуют себя на периферии, и я не предвижу с этим никаких перемен.

3. Не верьте всему, что вы читаете про зарабатывание на музыке

Продажи винила могут расти ежегодно, на значительное количество процентов. Однако большой процентный прирост к очень малой величине - это всё равно очень мало. Более того, как написал Нэт Крэмп (Nat Cramp) из Sonic Cathedral, винил не приносит денег малым лейблам, чья аудитория не хочет платить так много. Это не говоря уже о том, что крупные лейблы в период, предшествующий Record Store Day, захватывают все производственные мощности, вынуждая независимые рекорд-компании сдвигать даты релизов, потому что им просто негде произвести тираж.

Про живые концерты тоже много писали, что, дескать, это спасение для музыкантов. Но в то время, как те, кто могут ещё собрать стадионы, снимают весб каэш, их таких - мизерное количество от общей массы. Все, кто находится ниже этого верхнего эшелона, - площадки, промоутеры, артисты - едва сводят концы с концами. Так что если у вас есть местная площадка, поддержите её. Попробуйте сходить на концерт артиста, о котором знаете совсем немного. Будущее музыки зависит от тех, кто совершает какой-то вклад, а не только потребляет.

4. Люди слишком цинично воспринимают музыкальную индустрию

Безусловно, там водятся и аферисты, и жмоты, как и в любой отрасли, исторически сулившей быстрые, большие деньги. Но в целом все, кого я знаю в музыкальной отрасли, работают в ней из любви к своему делу, и никто не зарабатывает на этом состояний. Музыкальный мир примечателен своей чистотой и неразвращённостью: чудовищно многое держится на доверии и честности. И там по-прежнему царит страсть. Самый надёжный способ хорошо начать интервью с кем-нибудь из старых рок-корифеев - это спросить их о той музыке, которую они любили, когда им было 17 лет. Едва они вспомнят, с чего началась их любовь к музыке, у них загораются глаза.

5. Но некоторый цинизм оправдан

Технологии позволили рекорд-лейблам намного больше узнать о своей аудитории и её привычках, так же как газеты лучше узнали своих читателей и их обыкновения. Результат для обеих сторон оказался разрушительным. Если говорить про нас, то, например, мы то и дело слышим жалобы о бесконечных статьях про Адель (Adele), Бейонси (Beyonce) и Канье Уэста (Kanye West). Почему мы их публикуем? Потому что люди их читают. И очень мало кто прочтёт что-либо про андерграундных музыкантов, которые привели нас в восторг.

Что же касается музыкальной отрасли, то это новое знание привело к тому, что коммерческая музыка, больше чем когда-либо низводится до формул. Рекомендую великолепный материал Дориана Лински (Dorian Lynskey) в GQ. Вот ключевая цитата оттуда: "Чтобы один стрим считался продажей, необходимо, чтобы он длился как минимум 30 секнду. Большая часть слушателей выключит что-либо нестандартное намного раньше, так что у артистов появляется большой соблазн полностью полагаться на гарантированно котирующихся авторов, продюсеров и одни и те же стили. "Я называю это фактором говноклика", - говорится Джеймс Мастертон (James Masterton) из Chart UK. - "Если запись слишком сложная, люди скажут: "Ой, что это? Говно какое-то", и переключат на следующий трек. Раньше в чартах находилось место для чего-то динамичного и заводного, например, Arctic Monkeys. Сейчас я не могу себе представить ситуацию, когда это снова будет возможно."

08.04.2017, РЕДАКЦИЯ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
ИЗ ЖИЗНИ - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:

Новая серия Фантомаса – FANTOMAS Fantomas совершили концертный реюнион спустя 9 лет молчания. Видео »»

Юный гуманитарий – CHANCE THE RAPPER 16-летний рэпер Chance The Rapper - самый молодой артист, получивший Гуманитарную премию BET Awards »»

Все началось с мультиков – U2 Художник анимировал Боно, чтобы тот поведал о ранних годах жизни U2. »»

Я требую адвоката – BOB GELDOF Рок-музыкант и продюсер Боб Гелдоф стал доктором юридических наук »»

Модный приговор – DRAKE Дрейк написал хит для супермоделей. Видео. »»

Скажите "да" – K.M.F.D.M. KMFDM выпустили новый EP и готовят альбом »»

Бриллианты - лучшие друзья девушки – Katy PERRY Кэти Перри стала единственной исполнительницей в истории, чей сингл трижды достиг "алмазного"… »»

Мост через вечность – АКЦИЯ Звезды со всего мира записали сингл памяти жертв пожара в Лондоне. Видео. »»

Беги, Том, беги – RADIOHEAD Radiohead выложили видео на ранее не изданную песню - с погоней и паранойей. Видео. »»

Каннский лев – АУКЦЫОН Группа Аукцыон получила Бронзового льва в Каннах за концепт-альбом "На Солнце". »»

Glasto-2017. День 4. Финал. – GLASTONBURY Финальный день на Гласто: Goldfrapp, Эд Ширан, London Grammar - и все, что вы хотели узнать о… »»

Sonar 2017: лучшее – ФЕСТИВАЛЬ Carl Craig, Nicolas Jaar, Suzanne Ciani и еще 7 лучших концертов Sonar 2017. »»

Drugs don't work but Richard do – ФЕСТИВАЛЬ Ahmad Tea Music Festival-2017 сохранил хорошую летнюю традицию и завершился отличным сетом Ричарда… »»

Glasto-2017. День 3 – GLASTONBURY Субботний день и его именитые гости: Foo Fighters, Solange, Kaiser Chiefs, Alt-J и другие »»

Glasto-2017. День 2, открытие – GLASTONBURY Фестиваль Glastonbury можно считать официально открытым - начали свою работу основные сцены.… »»

Glasto-2017. День 1 – GLASTONBURY Фестиваль Гластонбери начинает свою работу! Продолжаем репортаж корреспондента Звуков. »»

45 – АКВАРИУМ Легендарной российской рок-группе Аквариум исполняется 45 лет. В честь этой даты коллектив… »»

Плейлист Евгения Федорова – TEQUILAJAZZZ Накануне большого летнего концерта в столице лидер Tequilajazzz Евгений Федоров составил плейлист… »»

Из подручных средств – PORCAPIZZA Уличный музыкант из Лондона всю неделю будет радовать москвичей блюзом на гитаре, сделанной из… »»

Гласто'2017: день Zero – GLASTONBURY Стартовал фестиваль Glastonbury. Наш корреспондент рапортует с фестивальной площадки... »»

55 – Виктор ЦОЙ 5 образов Виктора Цоя, которые любит и знает вся страна: к 55-летию со дня Рождения музыканта »»

RIP – MOBB DEEP Участник Mobb Deep Prodigy умер в возрасте 42 лет »»

Без страха и упрека – Paul MCCARTNEY Сэр Пол Маккартни отмечает 75-летний юбилей. Он удостоен почетной награды из рук королевы. »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

"Я решил возродить Ноль" – НОЛЬ Федор Чистяков возрождает "Ноль" и рассказывает об этом Звукам. »»

"Эд Ширан собирает стадионы с одной только гитарой. Это вдохновляет" – Natalie IMBRUGLIA Натали Имбрулья о "мужских" песнях, своей новой акустической программе и туре, который стартует в… »»

"Человек бежит в культуру, потому что если он остановится - его зарежут." – ШКЛОВСКИЙ Группа Шкловский представляет на Звуках свой второй альбом и рассказывает о третьем »»

Еду и пою – ИЗ ЖИЗНИ Tesla выпускает музыкальный стриминг-сервис »»

Путь домой: с планшетов на ПК – ТЕХНИКА 5 лучших музыкальных приложений, написанных для iOS и портированных на PC. Скачивайте и играйте! »»

Целлулоид: "Оставленные" – ФИЛЬМ Апокалипсис вчера, Крис Корнелл и Том Йорк - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и кино в… »»

10 альбомов июня – МУЗЫКА Секс, Лорд, пионер рок-н-ролла и его светлое будущее - в июньском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: май. – МУЗЫКА Новый альбом Bola, британский "гарейв", будущее японской электроники и другие новинки мая. »»

Те же, в профиль. – ПРАВО Расследование: как новое РАО пытается продемонстрировать изменения, не меняя сути. »»

Проверка пульса: апрель. – МУЗЫКА Clark, Arca, неожиданный поворот Boxcutter и еще пять электронных альбомов апреля. »»

10 альбомов мая – МУЗЫКА Две вечности спустя, один из Direction и новый скальп Годрича - в майском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: "Призрак в доспехах" – ФИЛЬМ Киберпанк со Скарлетт и другие саундтреки месяца - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

Последний из могикан – ИЗ ЖИЗНИ Музыкальный редактор Guardian завершает 16-летнюю карьеру и делится своими мыслями о состоянии… »»

19:00 – Театр Эрмитаж (Зал на Арбате) – Лариса Алексеевна РУБАЛЬСКАЯ Лариса Алексеевна РУБАЛЬСКАЯ »»

20:00 – Zoccolo 2.0 – BONDAGE FAIRIES BONDAGE FAIRIES »»

Хроника27/06

1987 – Открылся рок-фестиваль «Подмосковные вечера» в Черноголовке. Широкая московская публика впервые увидела «ДДТ», «Алису», «Наутилус Помпилиус», «Ноль», Александра Башлачева  »»

1987 – Уитни Хьюстон стала первой женщиной в истории США, занявшей верхнюю строчку в альбомном чарте со своей второй студийной пластинкой "Whitney"  »»

1994 – Aerosmith стали первой всемирно известной группой, выложившей в интернет целый трек для легального бесплатного скачивания. Ранее не изданная песня "Head First" стала доступна онлайн-пользователям на ограниченное время. До этого музыканты лишь представляли в сети 30-секундные отрывки  »»

Shad COLLINS

Tony KING (1957)

Axel Rudi PELL (1960)

APPARAT (1978)

АЛСУ (1983)

Свежая реплика

Музыкальный авант-туризмФЕСТИВАЛЬ 14/04/2017 06:08 от Bobbbog Хорошая новость про Made In China, но меня больше Xiu Xiu интересуют. ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить