ИЗ ЖИЗНИ  Последний из могикан

Музыкальный редактор Guardian завершает 16-летнюю карьеру и делится своими мыслями о состоянии индустрии

На минувшей неделе авторитетное британское издание Guardian опубликовало прощальную статью своего музыкального редактора Майкла Хэнна (Michael Hann), который покидает свой пост спустя 16 лет работы. Майкл размышляет о состоянии индустрии и об основных тенденциях развития музыки, которую он профессионально анализировал на протяжении этих лет. Возможно, его мысли пригодятся и вам.

"Рок - это новый джаз и так называемый виниловый ренессанс: что я узнал на должности музыкального редактора The Guardian".

Я ухожу из Guardian после 11 лет, на протяжении которых писал о музыке, - срока, за который произошли колоссальные изменения и в том, как музыка создавалась, и в том, как её продавали.

Сегодня мой последний день в Guardian, после 16 лет, из которых последние 11 я писал о музыке, и большую часть времени - координировал освещение музыкального мира.

Я начинал писать о музыке, ещё когда сетевые скачиваняи уже были серьёзной угрозой для музыкальной отрасли, однако продажи физических носителей всё ещё доминировали; когда гитарные группы были основным предметом дискуссий, и всё ещё много значили; когда практически все публикации Guardian выходили на бумаге, а не в Сети. Как же всё поменялось.

Что ж, если вы потерпите минутку, я бы поделился несколькими краткими соображениями насчёт того, что я успел узнать за эти годы.

1. Для музыкальной журналистики всё ещё есть место под Солнцем, но ей пора меняться

Существует миф, будто бы критики могут сделать кого-то популярным. Когда-то, когда я готовил громадную статью об андерграундной сцене Пэйcли, Сид Гриффин (Sid Griffin), участник Long Ryders, сказал мне: "Если бы пресса способствовала продажам записей, Капитан Бифхарт (Captain Beefheart) был бы большой звездой". Сегодня критики пользуются меньшим влиянием, чем когда-либо прежде, уже просто потому, что люди могут прослушать музыку ещё до её приобретения, если у них вообще остаётся малейший интерес покупать что-либо. Сегодня, больше, чем когда-либо, успех артиста зависит от того, проигрывают ли где-нибудь его записи, однако попадание в эфир BBC Radio 1 ("главной" музыкальной радиостанции Великобритании - прим. ред.) сегодня уже мало что значит. Оказаться в плейлистах Spotify сегодня может больше сказаться на заметности (и доходах) начинающего или малоизвестного артиста, чем что-либо ещё.

Критические обзоры сегодня важнее сегодня для самой музыкальной отрасли, нежели для читателей. Насколько я могу судить, их главное назначение - обеспечивать "звёздочки" для рекламы в прессе и спокойствие менеджерам артистов, знающим, что про клиентов как-либо освещают в СМИ. Однако сама по себе музыкальная журналистика, как мне кажется, пребывает в добром здравии. И на бумаге, и в онлайне наблюдается большее разнообразие в сюжетах, чем когда-либо раньше. Замечательные авторы находят новые способы излагать эти сюжеты. Поэтому я уверен: музыкальная журналистика выживет, потому что читателям никогда не прискучат истории о том, как появилась песня, придающая им сил.

2. Рок-музыка находится в джазовой фазе

...И я не имею в виду моду на Камаси Уошингтона (Kamasi Washington) или Тандеркэта (Thundercat). По мне, так это скорее джаз по версии Райана Гослинга (Ryan Gosling) в "Ла-Ла-Лэнде": предмет фетишизма возрастной аудитории, давно уступивший своё место в центре поп-культурного дискурса другим формам музыки, менее ассоциирующимся с понятием "исторические". Более, осмелюсь заметить, ориентированные на будущее. В течение нескольких лет разные редакторы в Guardian просили меня написать посленовогоднюю статью о том, что уж в этом-то году рок-музыка начнёт отвоёвывать позиции. Но этот процесс так и не начался. Эксперты, предрекавшие сенсационные события для гитарных групп, каждый раз ошибались. В последнее время никто уже не просит меня писать такие статьи.

Это не значит, что рок- и гитарные группы полностью утратили популярность. Множество юных групп могут собрать неплохих размеров зал в ходе гастролей, и вызвать лихорадочную реакцию - я никогда не видел такого слёта с катушек, какой, например, случился у слушателей в клубе Koko на концерте Catfish and the Bottlemen пару лет назад. Но в целом гитарные группы сегодня чувствуют себя на периферии, и я не предвижу с этим никаких перемен.

3. Не верьте всему, что вы читаете про зарабатывание на музыке

Продажи винила могут расти ежегодно, на значительное количество процентов. Однако большой процентный прирост к очень малой величине - это всё равно очень мало. Более того, как написал Нэт Крэмп (Nat Cramp) из Sonic Cathedral, винил не приносит денег малым лейблам, чья аудитория не хочет платить так много. Это не говоря уже о том, что крупные лейблы в период, предшествующий Record Store Day, захватывают все производственные мощности, вынуждая независимые рекорд-компании сдвигать даты релизов, потому что им просто негде произвести тираж.

Про живые концерты тоже много писали, что, дескать, это спасение для музыкантов. Но в то время, как те, кто могут ещё собрать стадионы, снимают весб каэш, их таких - мизерное количество от общей массы. Все, кто находится ниже этого верхнего эшелона, - площадки, промоутеры, артисты - едва сводят концы с концами. Так что если у вас есть местная площадка, поддержите её. Попробуйте сходить на концерт артиста, о котором знаете совсем немного. Будущее музыки зависит от тех, кто совершает какой-то вклад, а не только потребляет.

4. Люди слишком цинично воспринимают музыкальную индустрию

Безусловно, там водятся и аферисты, и жмоты, как и в любой отрасли, исторически сулившей быстрые, большие деньги. Но в целом все, кого я знаю в музыкальной отрасли, работают в ней из любви к своему делу, и никто не зарабатывает на этом состояний. Музыкальный мир примечателен своей чистотой и неразвращённостью: чудовищно многое держится на доверии и честности. И там по-прежнему царит страсть. Самый надёжный способ хорошо начать интервью с кем-нибудь из старых рок-корифеев - это спросить их о той музыке, которую они любили, когда им было 17 лет. Едва они вспомнят, с чего началась их любовь к музыке, у них загораются глаза.

5. Но некоторый цинизм оправдан

Технологии позволили рекорд-лейблам намного больше узнать о своей аудитории и её привычках, так же как газеты лучше узнали своих читателей и их обыкновения. Результат для обеих сторон оказался разрушительным. Если говорить про нас, то, например, мы то и дело слышим жалобы о бесконечных статьях про Адель (Adele), Бейонси (Beyonce) и Канье Уэста (Kanye West). Почему мы их публикуем? Потому что люди их читают. И очень мало кто прочтёт что-либо про андерграундных музыкантов, которые привели нас в восторг.

Что же касается музыкальной отрасли, то это новое знание привело к тому, что коммерческая музыка, больше чем когда-либо низводится до формул. Рекомендую великолепный материал Дориана Лински (Dorian Lynskey) в GQ. Вот ключевая цитата оттуда: "Чтобы один стрим считался продажей, необходимо, чтобы он длился как минимум 30 секнду. Большая часть слушателей выключит что-либо нестандартное намного раньше, так что у артистов появляется большой соблазн полностью полагаться на гарантированно котирующихся авторов, продюсеров и одни и те же стили. "Я называю это фактором говноклика", - говорится Джеймс Мастертон (James Masterton) из Chart UK. - "Если запись слишком сложная, люди скажут: "Ой, что это? Говно какое-то", и переключат на следующий трек. Раньше в чартах находилось место для чего-то динамичного и заводного, например, Arctic Monkeys. Сейчас я не могу себе представить ситуацию, когда это снова будет возможно."

08.04.2017, РЕДАКЦИЯ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
ИЗ ЖИЗНИ - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:

Лейкемия – Genesis Breyer P-ORRIDGE Дженезис П. Орридж отменяет концерты Psychic TV: у музыканта обнаружена лейкемия »»

Песня на 24 часа – Marilyn MANSON Мэрилин Мэнсон записал кавер на композицию Джонни Кэша для саундтрека к фильму "24 часа на жизнь". »»

Что новенького пишут? – Taylor SWIFT Тейлор Свифт выпустила клип, составленный из газетных заголовков и статей »»

Позвоните родителям – Frank OCEAN Фрэнк Оушен выиграл многомиллионный иск у собственного отца »»

Травма – Ed SHEERAN Эд Ширан попал под машину и отменяет гастроли из-за переломов »»

Ведьма из Дублина – NICK CAVE & The BAD SEEDS Nick Cave & The Bad Seeds начинают совместный тур с Патти Смит »»

Можем повторить – THE RAMONES Альбом Ramones "Rocket To Russia" будет переиздан в честь 40-летнего юбилея »»

Выборы-выборы – ЛЕНИНГРАД Ксения Собчак стала кандидатом в президенты. Шнур выпустил агитационный ролик в ее поддержку. Видео. »»

Лучше страны не найдешь – PIANOБОЙ Pianoboy выпустил клип о счастливой воображаемой стране на реальной даче »»

Не выходи из комнаты, не совершай ошибку – MORRISSEY Чтобы снять новый клип, Моррисси провел весь день в инвалидном кресле и в компании футболиста »»

Доставай Метлу – APOCALYPTICA Apocalyptica анонсировала большой российский тур со своей знаменитой программой "Metallica" »»

Просто человек – БИРТМАН "Мы готовим супер-сенсацию, которую вы сможете ощутить еще до предстоящего концерта, этот мир… »»

Эти мемы стухли, дайте новые – Валентин СТРЫКАЛО Обновляем запас мемов: Валентин Стрыкало отправляется в тур в поддержку нового альбома "Развлечение" »»

Ассамблея для двоих – INGRID LAUBROCK / LUC EX Фестиваль "Джаз осенью" завершает дуэт участников проекта Luc Ex Assemblee »»

Как жить в XXI веке и любить классику – ФЕСТИВАЛЬ Фестиваль актуальной классики Re:Formers покажет мировые тенденции в исполнении классической и… »»

Step by Step: дни города – ФЕСТИВАЛЬ Трибьюты Коэну, Mile Ex/End Festival и Arcade Fire - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

Справочник посетителя open air – ФЕСТИВАЛЬ Всем фанатам музыкального туризма пора подвести итоги этого фестивального года и задуматься, куда… »»

Лихой Sziget-2017: дни 6 и 7 – SZIGET Ленинград, Alt-j, Birdy и Major Lazer в финальном репортаже Звуков с Острова Свободы. »»

10 лучших концертов Flow 2017 – ФЕСТИВАЛЬ Sparks, Model 500, Jenny Hval и еще семь лучших выступлений фестиваля Flow 2017. »»

R.I.P. – THE TRAGICALLY HIP Лидер группы The Tragically Hip Горд Дауни скончался от рака мозга »»

"Наши провокации лежат не в политическом поле" – ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ Роман Суслов - о характере своих провокаций и о том, из какой части тела рождаются кавалерийские… »»

"Люди устали от агрессии" – Петр ПОДГОРОДЕЦКИЙ Петр Подгородецкий рассказал Звукам, что готовит к выходу первый альбом за 10 лет - с очень… »»

Свободу сказочным животным – FREE UNICORN REPUBLIC Юные чудаки собрали группу и объявили ее Свободной республикой единорогов. Мы поговорили с ними о… »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев постперестроечной эпохи. Для нового… »»

Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

10 альбомов октября – МУЗЫКА Другие Кортни и Курт, артист, ранее известный как Билли, и новый Бек - в октябрьском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: сентябрь – МУЗЫКА Tangerine Dream, Cut Copy, Four Tet, Mount Kimbie и другие электронные новинки сентября. »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Bicep, Chase & Status, Kettel, Антон Кубиков и другие электронные новинки августа. »»

Женский бокс: Кэти и Тейлор – МУЗЫКА Баттл двух блондинок - борьба вступила в открытую фазу! Вы за Кэти, или за Тейлор? »»

10 альбомов сентября – МУЗЫКА Foo Fighters, GY!BE, The National и, возможно, главный дебют года - в сентябрьском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: лучшие саундтреки лета – ФИЛЬМ "Малыш на драйве", Ник Кейв и Oneohtrix Point Never - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Хроника23/10

1959 – На свет появился "Weird" Эл Янкович - пародист, снимающий самые смешные в мире клипы-пародии на весь поп-истеблишмент: от Мадонны и Джексона до U2  »»

1964 – Родился Роберт Трухильо - до того, как стать бас-гитаристом Metallica, он составлял гордость таких групп, как Ozzy Osbourne и Suicidal Tendencies  »»

Gary McFARLAND (1933)

Johnny CARROLL (1937)

Ellie GREENWICH (1940)

Ernie WATTS (1945)

Александр "Полковник" ГНОЕВЫХ (1957)

Weird Al YANKOVIC (1959)

Robert TRUJILLO (1964)

VV BROWN (1983)

Paradise OSKAR (1990)

Свежая реплика

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта"KAUAN 17/10/2017 21:10 от Ilyas Ahmed присоединяюсь к Алексею — шикарный материал, плюс Антон классный человек и интересно изложил свои мысли. ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить