John ZORN  Зов Зорна

Джон Зорн представил в Парижской филармонии программу Zorn by Zorn. Репортаж Звуков

В минувший week-end гостем Парижской филармонии стали авангардист Джон Зорн (John Zorn) и его коллеги. Зорн собрал в Париже большую часть музыкантов, которые участвовали в его многочисленных проектах и играли его музыку в последние годы. Только перечисление имен займет не одну страницу. Вот лишь несколько из них: виолончелисты Эрик Фридландер (Erik Friedlander) и Майкл Николя (Michael Nikolas), гитаристы Марк Рибо (Mark Ribot) и Мэри Халворсон (Mary Halvorson), барабанщики Кальвин Уэстон (Calvin Weston), Джой Бэрон (Joey Baron) и Дейв Ломбардо (Dave Lombardo), басисты Тревор Данн (Trevor Dunn) и Грэг Коэн (Greg Cohen), пианисты Крейг Таборн (Craig Taborn), Сильвия Курвуазье (Sylvie Courvoisier) и Джон Медески (John Medeski), электронщица Икью Мори (Ikue Mori) – все они приехали в Париж, чтобы принять участие в бенефисе гениального музыканта.

Открылась трехдневная программа Zorn by Zorn пятничным вечером 31 марта документальным фильмом французского режиссера и актера Матьё Амальрика (Mathieu Amalric) "Зорн 2010 – 2017", а в полночь в большом зале Парижской филармонии сам виновник сыграл органный концерт The Hermetic Organ.

В субботу днем на сцене филармонии была представлена программа "Толкование сновидений" (The Interpretation of Dreams) в пяти частях, в которой приняли участие скрипачи Крис Отто (Chris Otto) и Остин Вуллиман (Austin Wulliman), пианист Стив Гослинг (Steve Gosling), виолончелисты Макл Николя и Джей Кемпбелл (Jay Campbell), альтист Джон Пикфорд Ричардс (John Pickford Richards), контрабасист Грег Коэн и барабанщик Тишаун Сорей (Tyshawn Sorey).

А вечером немногочисленные фанаты (все билеты были распроданы за несколько месяцев до события) смогли продолжить наслаждаться музыкой Зорна в Лувре, где был устроен концерт-променад по залам музея. Открыл музыкальную прогулку в фойе Лувра под пирамидой дуэт Джона Зорна и Дейва Ломбардо. Трудно описать словами то, что творит со своим саксофоном Зорн. Инструмент в его руках стонал, кричал, пыхтел, плакал. В небольшой увертюре, которую исполнил дуэт, было столько страсти и экспрессии, что зрители замерли в немом восторге, а Дейв Ломбардо в финале сета от переизбытка эмоций прослезился. А дальше поток слушателей разделили на три группы – красную, желтую и зеленую – и каждая отправилась по своему маршруту на встречу с музыкой.

Неспешная прогулка по пустынному музею, приглушенное освещение и гулкое эхо шагов создали мистическую атмосферу, а отсутствие сидячих мест на импровизированных концертных площадках позволило комфортно расположиться на полу, закрыть глаза и слиться с музыкой.

Первая группа отправилась в крыло Ришелье, где находятся залы Древнего Востока и шедевры скульптуры XVIII века. В зале Ассирийской скульптуры на фоне древних рельефов Хорсабадского дворца Эрик Фридландер исполнил несколько композиций проекта Masada "Книга ангелов. Том 8". Потом процессия переместилась на ступени зала французской скульптуры XVII – XVIII вв., превратившиеся в импровизированный амфитеатр, перед которым пианист Стив Гослинг сыграл три прелюдии Джона Зорна для фортепиано: Novalis, A Prayer for Nossis и Nijinsky.

Вторая группа проследовала в крыло Денон, в залы, где представлено изобразительное искусство Италии и Испании XIII – XIX вв. Здесь гитарный дуэт Джулиана Лейджа (Julian Lage) и Джаэна Рили (Gyane Riley) исполнил музыку из цикла Midsummer Moons, затем в следующем зале, где выставлена Мона Лиза, камерный женский хор исполнил мадригалы, написанные Зорном. Маршрут третьей группы проходил по крылу Сюлли, где находится коллекция произведений искусства Древней Греции и Древнего Рима и залы, посвященные истории самого Лувра. В старейшем зале дворца, Зале Кариатид, где в 1658 году состоялось первое выступление при дворе труппы Мольера, прозвучали Гностические прелюдии (Gnostic Preludes) в исполнении гитариста Билла Бриссела (Bill Brissel), перкуссиониста Кенни Вуллесена и арфистки Кэрол Эммануэль, а у остатков стен средневековой крепости Лувр струнный JACK Quartet в составе скрипачей Криса Отто и Остина Виллимана, альтиста Джона Пикфорда Ричарда и виолончелиста Джея Кемпбелла исполнили композицию Зорна "The Remedy of Fortune".

В воскресенье 2 апреля на сцене филармонии состоялось главное событие парижского фестиваля музыки Джона Зорна – Bagatelles Marathon. В классической музыке багатель - это небольшая, легкая и непретенциозная композиция. История появления этого Bagatelles Marathon такова: с марта по май 2015 года Джон Зорн написал 300 композиций, которые включил в сборник "Багатель". Зорн создавал "Багатель" как концертный проект, считая, что в записи эта музыка утратит свою мистику и смысл своего существования. Это живая, постоянно меняющаяся конструкция, построенная на импровизации, которую нельзя сыграть так же, и то, как слушатель воспринимает ее сейчас, никогда не повторится снова.

Впервые концертная программа Bagatelles Marathon была представлена в ноябре прошлого года на джазовом фестивале в Сараево (Босния). Это был беспрецедентный 10-часовой музыкальный марафон, в котором приняли участие 20 коллективов, исполнившие более 100 композиций из сборника "Багатель".

Bagatelles Marathon в Париже – это 12 коллективов, сыгравших двадцатиминутные сеты не только из сборника "Багатель", но и из более ранних проектов Зорна. Программа была выстроена на контрастах – в ней чередовались ритм, настроение, громкость. С первых нот музыка подхватывает и уносит куда-то в другую реальность, погружая в поток высвобожденных эмоций. Открыл концерт бодрый и динамичный сет Acoustic Masada с Джоном Зорном в качестве фронтмена. Масада сменилась медитативным и протяжным дуэтом виолончелистов Эрика Фридландера и Майкла Николя. Затем на сцену вышли музыканты квартета джазовой пианистки и композитора Крис Девис (Kris Davis), исполнившие импровизации, в которых соседствовали джазовые стандарты и минимализм. Их сменили оглушительно громкие молодые ребята Trigger, игравшие хард-рок. Во время их выступления многие зрители прикрыли уши. Trigger сменил на сцене пианист Крейг Таборн с негромким сольным выступлением, а за ним вышло трио клавишника Джона Медески с Калвином Уэстеном на ударных и гитаристом Дейвом Фьючински (Dave Fiuczynski), буквально воспламенившее зал своей энергией.

Второе отделение марафона открыл акустический гитарный дуэт Джулиана Лейджа и Джаена Рили, который, по словам Зорна, своей изысканностью и утонченностью стал образцом того, что являет собой багатель. Их сменил Nova Quartet (ранее Nova Express) в составе фронтмена-виброфониста Кенни Воллесена, клавишника Джона Медески, басиста Тревора Данна и барабанщика Джоя Бэрона. Nova Quartet, как теплое и ласковое солнце, наполнил зал светлой гармонией. Это был самый мелодичный, наименее противоречивый и агрессивный проект из представленных этим вечером. После Nova Quartet настало время электронной музыки – на сцене с компьютером и микшерами появилась Икью Мори. Она сыграла сэт, специально написанный для этой программы, а после нее прозвучало несколько технически выверенных джазовых импровизаций в исполнении Мери Халворсон и ее квартета.

Особенно тепло были встречены публикой следующие участники марафона – эксцентричные пианистка Сильвия Курвуазье и скрипач Марк Фельдман. Их выступление с плачем и завываниями скрипки и ударами по клавишам и струнам рояля было похоже на безудержную стихию. Закрывал марафон коллектив под названием Asmodeus в составе Марка Рибо (гитара), Тревора Данна (бас) и Тишона Сорея на ударных. К ним в качестве дирижера присоединился Зорн – он руководил импровизацией. Их выступление было настолько мощным, громким, агрессивным и непредсказуемым, что зал был полностью поглощен музыкой, вслушивался в каждую ноту, всматривался в каждый жест, пытаясь понять логику развития мелодии. Музыканты играли самозабвенно, повинуясь мастеру. Как выяснилось чуть позже, не обошлось без травм – Тревор Данн разбил в кровь свои пальцы. Марафон закончился продолжительной овацией, но многие зрители, выходя из зала по окончании шоу, от избытка эмоций не могли осмыслить, что они только что пережили и почувствовали, и как этот опыт интерпретировать.

Week-end Джона Зорна в Париже продемонстрировал всем участникам лучшее из разностороннего музыкального опыта одного из лидеров современной авангардной музыки, и стал настоящим подарком европейским меломанам, многие из которых специально приехали в эти дни в Париж, чтобы послушать неповторимые импровизации самого Зорна и музыкантов, которые играют его музыку.

06.04.2017, Илона СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)

John ZORN - свежие публикации:

Сайт: www.tzadik.com

John ZORN

Дата рождения:

2 сентября 1953