Мария ТЕРЯЕВА  "На Buchla невозможно подобрать один звук дважды, в этом их очарование"

Мария Теряева о синтезаторах Buchla, фестивале "Геометрия настоящего" и своем будущем альбоме.

Полтора месяца назад ее трек встречал гостей арт-фестиваля "Геометрия настоящего", прошедшего в здании ГЭС-2. Сейчас Мария Теряева, в прошлом участница группы Наадя, сольно записывавшаяся как Дуб и просто дерево (к концу 2016-го псевдоним ушел в небытие), готовится представить свой новый альбом, почти целиком записанный на легендарном синтезаторе Buchla. В канун презентации Звуки поговорили с Марией о том, как новый инструмент изменил ее подход к написанию музыки.

Звуки: Не уверен, что помню, с чего началась новая волна интереса к модульным синтезаторам, но в какой-то момент стало ясно, что это всерьез и надолго: Мортон Саботник (Morton Subotnick) выступает с лекциями на RBMA, о Сюзен Чани (Suzanne Ciani) и вовсе документальный фильм выходит...
Мария Теряева: Он уже вышел.
Звуки: Тем более. Если говорить о вас - когда вы обратили внимание на синтезаторы Buchla?
Мария: Мне повезло. Я мечтала о Buchla Music Easel. Бывают такие моменты, когда ты точно знаешь, что тебе это надо. И ровно в такой момент я увидела объявление о продаже 208 модуля по очень хорошей цене. Я сначала написала: "Беру!", и только потом начала решать финансовые и технические вопросы. Оригинальный инструмент достать почти невозможно, их осталось штук 20 в мире. У меня отличная копия наших инженеров Александра Пленингера и Ромы Филиппова, это тоже достаточно редкая вещь.

Звуки: Есть мнение, что люди не играют на модулярах - это модуляры играют на людях. Вы за полгода с небольшим уже прочувствовали это на себе?
Мария: Смотря, кто играет (смеется). В 99 процентах это действительно так. 
Звуки: Думаю, вот что имеется в виду: когда имеешь дело с модулярами, нельзя быть уверенным в том, что получишь именно тот звук, который держишь в голове.
Мария: Так это же хорошо! Модули отчасти более предсказуемы, чем Buchla. Buchla настолько отзывчивый инструмент, что подобрать два раза один и тот же звук или паттерн практически невозможно, в этом есть очарование.
Звуки: Но это делает Buchla идеальным инструментом для импровизации.
Мария: Да, и нужно очень хорошо владеть инструментом, чтобы сделать импровизацию интересной, удерживать внимание публики. Тебе-то в любом случае будет интересно, хоть пять часов играй (смеется). Мне нравится часами синтезировать звук, искать интересные комбинации, вообще импровизация на нем предполагает экспериментальную музыку, но я стремлюсь работать с песенной формой. Мой альбом будет про сочетание этих двух вещей.
Звуки: Когда выйдет альбом?
Мария: Альбом готов, лежит у меня на компьютере. Хочу выпустить его на определенном лейбле, поэтому жду. Не хочу просто кинуть ссылку в фейсбук. Все-таки слишком много вложено в этот альбом (смеется).
Звуки: Помимо Вадика Королева, с которым записана песня "Меринос", кто-то еще будет на альбоме, из приглашенных вокалистов?
Мария: Будет еще один фит, я приберегу эту информацию. Остальные треки - инструментальные.

 

Звуки: Это будет поп-музыка?
Мария: Мне сейчас кажется, что это поп. Я не уверена, что сужу объективно, я внутри процесса.
Звуки: При том грань между экспериментальной музыкой и поп-музыкой в электронике - особенно ранней - больше условная, мелом проведенная, и эту грань можно стирать по желанию.
Мария: Да, и это классно. В "Мериносе", например, с одной стороны прямая бочка, повторяющийся мотив. С другой – случайные числа, нет точно заданного темпа, тональности как таковой, и это уже из области эксперимента.

Звуки: Не возникает маниакального желания фиксировать все, что получается?
Мария: Нет, и чем дальше, тем меньше желания фиксировать (смеется). Недавно друг заходил в гости, Buchla была включена, я настроила какой-то паттерн как фоновую музыку. Мы пьем чай, общаемся, и он спрашивает, "почему ты не записываешь? Это же круто и больше не повторится". Вот и здорово же!

Звуки: Мода на модульные синтезаторы породила немало скептицизма. И я понимаю, откуда он берется. Когда инди-поп-группа таскает на гастроли модуляры, чтобы за весь концерт сыграть три-четыре ноты, роль инструмента, в общем, сводится к тому, чтобы красиво смотреться на сцене. Гиков от электронного "железа" это, разумеется, приводит в ярость.
Мария: Думаю, в будущем модульные синтезаторы в какой-то мере войдут в обиход каждого музыканта/группы, будут существовать наравне с другими инструменами. Это не вопрос моды, вопрос времени. На Buchla, например, нельзя начать играть, не поняв физику процесса, мне кажется, я до сих пор не знаю всех возможностей инструмента.

Звуки: И они же действительно эффектно выглядят на сцене. У вас есть идея, как сделать из выступления шоу? Представим, что у вас для этого есть все средства и исполнители.
Мария: Идеи есть, последние полгода только об этом и фантазирую (смеется). Скажем так, сейчас у меня есть план, что я буду делать на первых концертах. Буду пробовать разные подходы и смотреть, что мне ближе, что получается лучше. Есть два подхода. Чистая импровизация - так делают Сюзен Чани или Мортон Саботник, выходят и играют час. Я хочу придумать, как играть песни. На концерте в Powerhouse я, скорее всего, начну с небольшой импровизации, а дальше сыграю почти весь свой альбом.

 

Звуки: Говоря о Чани - а мы неизбежно будем к ней возвращаться - у нее же всегда была эта жилка шоувумен.
Мария: Еще какая! Она же сначала работала в компании Buchla, паяла и собирала инструменты, и как только получила в свое распоряжение модули, отсэмплировала все звуки и стала работать с этой базой, запихнув сам инструмент под диван. Многие недолюбливают ее за это, но мне кажется, это – отличный, нетривиальный ход. У Дона Буклы есть последователи, которые говорят: "Синтезатором Буклы нужно пользоваться так и только так. Точка". А мне хочется адаптировать его идею для сегодняшнего дня.
Звуки: "Улица всему находит свое применение".
Мария: Я понимаю, почему иногда это говорят. Бывает и такое, что модули совсем примитивно используют, играют на них, как на Casio. Вот это действительно обидно! (смеется) У Buchla очень сильная инженерная мысль, ее нужно понять. Но в любом случае последнее слово за музыкантом.

Звуки: А вы какую часть пути уже прошли, по собственным ощущениям?
Мария: Совсем небольшую. У меня пока что один маленький, но гордый 208-й модуль (смеется).

Звуки: Как вы оказались в числе участников "Геометрии настоящего" на ГЭС-2?
Мария: Я увидела афишу с множеством потрясающих имен, в том числе Лори Шпигель (Laurie Spiegel) и Элиан Радиг (Éliane Radigue), пионеров электронной музыки. Я почему-то была уверена, что Шпигель приедет, и с этой мыслью написала куратору программы Марку Феллу (Mark Fell), очень хотела с ней познакомиться. Предложила выступить, а Марк послушал мои композиции и предложил написать музыку специально для фестиваля.
Звуки: И у вас получилось что-то вроде заставки к фестивалю - музыка, которая встречает людей в фойе.
Мария: Да. Фелл гениально выстроил программу. Мне очень понравилось, как был встроен мой трек в пространство ГЭС-2.
Звуки: То есть если к вам снова придут и предложат озвучить выставочное пространство, вы согласитесь? Я к тому, что есть же этот негативный ярлык - "галерейный эмбиент".
Мария: Никаких предубеждений.

Мария Теряева: Buchla Live
Москва, Powerhouse
6 апреля 20:00

05.04.2017, Дмитрий КУРКИН (ЗВУКИ РУ)