МУЗЫКА  Проверка пульса: март.

Электроника марта: возвращение Soulwax, энергичный электропоп Goldfrapp и еще 6 свежих пластинок.

Goldfrapp "Silver Eye" (Mute)

Элисон Голдфрапп (Alison Goldfrapp) с некоторых пор строго чередует бодрые и фолковые пластинки, и к седьмому альбому снова пришёл черед электропопа. "Silver Eye" не назовёшь таким уж танцевальным, большая часть треков по темпу не переваливает за 110 ударов в минуту, но недостатком энергетики не страдают ни сами песни, ни их аранжировки (шумное бронебойное "слоу-диско" с пульсирующим басом и обилием жирнейших синтезаторных партий). Звук на пластинке вышел каким-то особенно мощным и плотным, что проще всего объяснить тем, что к команде продюсеров на этот раз подключился сам Haxan Cloak, большой любитель индустриальной тяжести. Особенно красиво вся эта танковая мощь сочетается с нежным голосом Элисон. Возникающие ассоциации то с Depeche Mode времен "Never Let Me Down Again", то с M83 образца "Midnight City", то даже c Nine Inch Nails, кажется, и саму певицу не обидят.

Soulwax "From Deewee" (Play It Again Sam)

В прошлом году братья Девель и их коллектив наконец вышли из почти 10-летнего отпуска и записали саундтрек к фильму "Belgica", оформив его под псевдо-сборник. Эксперимент прошёл удачно, и теперь бельгийцы вернули к жизни свою "основную" группу. К 2017-му Soulwax окончательно изжили в себе рокеров и играют разухабистый электропоп с сочнейшими живыми ударными и клавишами в духе первого альбома Simian Mobile Disco. Больших хитов на "From Deewee" с ходу не видно, но группа всегда брала не хитами, а драйвом, с которым полный порядок. Летом Soulwax едут в большой тур и зацепить их где-нибудь на фестивале стоит обязательно.

Blanck Mass "World Eater" (Sacred Bones)

Бенджамин Джон Пауэр (Benjamin John Power), известный как половина дуэта Fuck Buttons, выпустил один из лучших релизов текущего года. Не то, чтобы он придумал что-то, чего не умел раньше – эту комбинацию неповоротливого индустриального техно-бита (не особенно располагающего к танцам), странно обработанных голосов и возвышенной симфо-электроники мы уже слышали и у того же Бена на прошлой пластинке, и не только у него. Но здесь форма доведена до совершенства. Ну а трек "Rhesus Negative" вполне можно объявить гимном новой реинкарнации жанра power electronics.

Lusine "Sensorimotor" (Ghostly International)

Подписавшись на Ghostly, заслуженный айдиэмщик Джефф Макилвейн (Jeff McIlwain) сдвинулся в сторону поп-музыки и за несколько альбомов выработал довольно самобытный гибрид глитч-попа, диско, чилл-вейва и модной хромающей басовитой электроники. Попытка угодить и нашим, и вашим (танцы без тупости и агрессии, поп-песни без банальности и умная электроника без ретроградства) ему вроде бы и удается, а вот превзойти самого себя образца "A Certain Distance" – нет. Там его ультрамодерновый поп звучал естественно и очаровывал с первого же трека, а эту пластинку слушаешь с интересом и порой с восхищением от того, как всё замысловато сделано, но в эмоциональном плане она "A Certain Distance" явно проигрывает.

Jacques Greene "Feel Infinite" (LuckyMe)

Канадский продюсер много лет выпускал исключительно синглы и ЕР, некоторые из которых были прямо-таки гениальными, без той же "Phantom Vibrate" золотой фонд электроники нулевых не обойдется никак. Поэтому ожидания от дебютного (формально) альбома были выше некуда. Как обычно, Грин идеально попадает в тренд – тут вам и заново вошедший в моду хаус, и энергичный "бейс", и нарезанный мелкими ломтями R&B. Но если на синглах у него время от времени появлялись вещи глубокие и новаторские, то "Feel Infinite" – очень качественная развлекалочка, но не более того. Не исключено, что выпусти Жак такую пластинку 2-3 года назад, это была бы бомба, а сейчас таким звуком едва ли кого-то удивишь.

Noumen "Apeiron" (Central Processing Unit)

Noumen – проект Андрея Везденко из Львова, и его появление с дебютным альбомом не где-нибудь, а на CPU – лишний довод в пользу того, что украинская электроника сейчас в большом порядке. Шеффилдский лейбл, кажется, подустал от тру-электро и кислотного брейнденса и переключился на IDM, что всегда приятно. Треки на "Aperion" варьируются от классической формы "запутанный хрустящий и заедающий бит плюс протяжные синтезаторы на заднем плане" (привет позднему Arovane или Autechre времен "LP5") до той версии IDM, где упор делается на букву "D". С этим у Noumen особенно хорошо, в диджей-сет просятся и мрачноватые номера в духе раннего Richard Divine, и треки повеселее, чем-то напоминающие совместное творчество Apparat и Ellen Allien. "White Silence" – прямо-таки большой хит, что в этом жанре случается нечасто.

Nathan Fake "Providence" (Ninja Tune)

В напряженных поисках новой идентичности лейбл Ninja Tune вдруг обратился к лоу-фай электронике. Сначала страннейшую пластинку в этом жанре выпустил Space Dimension Controller, теперь подтянулся Натан Фейк. "Providence" не похож ни на его IDM-альбом "Drowning In The Sea Of Love", ни на всё то техно, что он делал до и после. Первая половина альбома похожа на изрядно подобревший вариант Black Mass с едва обозначенной драм-машинкой вместо индустриального техно. Вторая – на максимально сырую, дилетантскую (совсем не в ругательном смысле) космо-электронику, оммаж тем семидесятым, которых никогда не было. Такое любят и на Boomkat Editions, и на 100% Silk, и даже на Editions Mego. Не сказать, чтобы ступив на это поле, Фейк немедленно переиграл всех конкурентов (у того же Холдена синтезаторная музыка выходит поинтереснее), но попытка расти вширь засчитана.

Shobaleader One "Elektrac" (Warp Records)

За 20 с лишним лет Squarepusher так и не выпустил "greatest hits" (а зря, почти на каждом из его 14 альбомов есть пара-тройка настоящих хитов) и теперь решил компенсировать этот пробел концертным альбомом своей живой группы. В треклисте по большей части старые нетленки вроде "Cooper's World", "Iambic 5 Poetry", "Squarepusher Theme" и даже "A Journey To Reedham", ну то есть ровно то, что обязательно вошло бы в подборку лучшего. К исполнению полностью живым составом с ударными, басом, гитарой, родес-пиано и парой синтезаторов его музыка отлично подходит, но невозможно отделаться от ощущения, что всё это великолепие в записи – не более, чем бледная тень самого концерта. Shobaleader One нужно слушать живьем, а эта пластинка – что-то вроде изменения перед теми, кого не охватил сравнительно короткий тур.

02.04.2017, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)