ДДТ  Это долгая история

Группа ДДТ дала главные концерты турне "История звука" на главных площадках столиц. Наш репортаж из Питера.

11 марта в Санкт-Петербурге группа ДДТ представила концертную программу "История звука" на самой вместительной площадке города - СКК Петербургский. В последний раз ДДТ устраивали здесь масштабный концерт 6 лет назад - во время презентации альбома "Иначе". В плане сценографии и техническом оснащении шоу музыкантам удалось поднять планку на уровень, сопоставимый с лучшими зарубежными рок-группами. Тогда даже проводились параллели с рок-оперой "The Wall", новую версию которой Роджер Уотерс (Roger Waters) как раз представил в СКК за несколько месяцев до презентации "Иначе". Юрий Шевчук присутствовал на том концерте и явно позаимствовал кое-какие элементы сценографии для шоу ДДТ.

У программы "История звука" изначально была очень четкая концепция - проследить историю страны через призму творчества группы. По словам Юрия Шевчука, для концерта отбирались именно те песни, которые лучше всего передают настроение и атмосферу того или иного времени. Программа была условно поделена на три эпохи - 80-е годы, 90-е и наше время.
В отличие от московского концерта недельной давности, на котором возникли серьезные сложности при входе в концертный зал и многометровые очереди, в Петербурге организация была прекрасной. Среднее время для того, чтобы попасть в СКК, составило не более 15 минут. Концерт начался раньше - уже в полвосьмого вечера ДДТ появились на сцене в полном составе.

Шоу стартовал с intro "Помнишь", которая напомнила слушателям о первом составе группы ДДТ в далеком 1980-м году - фотографии музыкантов проецировались на огромном экране. Шевчук спросил у зала: "Кто из вас родился в СССР?". Таких оказалось большинство, - и логичным продолжением вопроса стало исполнение композиции "Рождённый в СССР". Далее группа зарядила попурри из песен эпохи 80-х ("Милиционер в рок-клубе", "Змей Петров", "Мама, я любера люблю", "Мальчики-мажоры", "Дохлая собака", "Революция", "Время"), сопровождавшееся видеонарезками из архивных материалов ДДТ.

Шевчуковские песни-притчи всегда лучше воспринимаются, когда есть визуальный ряд, однако любой технический сбой может стать проблемой. В какой-то степени ДДТ стали заложниками собственной приверженности технике: во время исполнения песни "Я получил эту роль" экраны просто отключились. Шевчуку пришлось дважды просить перезапустить концовку песни, так как видео, по его словам, содержало важный посыл. Но не бывает худа без добра - пока чинили экраны, музыканты исполнили полуакустическую версию песни "Чёрный пес Петербург". Изначально ее не было в программе этого тура, но Питеру очень повезло.

От восьмидесятых годов, насыщенных романтикой рок-н-ролла и карикатурами на устои жизни в СССР, программа плавно перешла к девяностым - самым тревожным годам в истории группы. Песни "Предчувствие гражданской войны", "Правда на правду", "Пацаны" сопровождались кадрами штурма Белого дома в 93-м, документальными съемками военных действий в Чечне. Шевчук не понаслышке знает о войне - музыкант неоднократно посещал горячие точки, играя для солдат импровизированные концерты, поддерживал их дух. Основной посыл группы - "Не стреляй!", - не меняется уже тридцать лет, да только войн от этого меньше не стало. Это разочарование находит отражение в новых записях ДДТ - достаточно послушать альбом "Иначе" (2011).

Однако Юрий Юлианович точно знает, что любовь всегда сильнее войны. "Ночь-Людмила" открыла блок песен из новой истории коллектива с начала нулевых и по настоящий день. В ходе третьей части были исполнены "Метель", "Потолок", "Новое сердце", а также более ранние, но подходящие по лиричному настроению "В последнюю осень" и "Просвистела". Не забыл Шевчук и о своих боевых товарищах по рок-сцене, которых с нами уже нет. Их имена проплывали на экране во время исполнения песни "Ветер". А настоящим сюрпризом прошедшего концерта можно считать появление на сцене саксофониста Михаила Чернова, более известного как Дядя Миша, который долгое время входил в состав ДДТ. Музыкант исполнил саксофонное соло в песне "Дождь", которая также запомнилась танцем Ильи Дурапова. Шевчук нашел этого молодого танцора благодаря youtube и решил пригласить поучаствовать в концерте.

Несмотря на заявленную ретроспективность программы, ДДТ не упустили шанс обкатать новый материал, представив на суд публики четыре новые песни - "Любовь не пропала", "Мужество заваривать чай", "Русская весна" и "Потомок тайных христиан". Аранжировки композиций были выполнены в духе альбома "Прозрачный", ознаменовавшего новую эру в звучании группы, которое стало более легким и лиричным. Однако утверждать, что эти песни войдут в новый альбом коллектива именно в таком виде, было бы преждевременно, учитывая тягу команды к разного рода экспериментам. А вот их посыл - оптимистичный и созидательный, - наверняка останется.

Отдельно стоит рассказать о публике, которая сыграла в концерте важную роль. В зале собрались люди абсолютно разных возрастов, было видно, что музыка ДДТ каким-то непостижимым образом объединяет и бывалых хиппанов из 80-х, и интеллигентов, и современную молодежь. Вероятно, основной принцип здесь - актуальность материала. Юрий Шевчук, как прилежный историк, всегда отражал в своих песнях дух времени, а смена состава группы обеспечила ей простор в музыкальных поисках, благодаря чему и была достигнута эта преемственность от старого доброго рок-н-ролла до экспериментов с электроникой и индастриалом.

Люди активно подключались к происходящему на сцене - будь то исполнение припевов любимых песен, зажжение фаеров на рок-боевиках и, наоборот, фонариков на медленных лиричных композициях. Все это создавало особую атмосферу единения и братства, когда не важно, кто твой сосед слева или справа. Главное, что все были вместе, едины в своем понимании происходящего, пусть даже на отдельно взятом концерте. К этому единению Шевчук призывает в своих песнях.

Вопреки всем минорным настроениям, несмотря на тяжелый груз воспоминаний, группа не теряет веры в светлое будущее, проводником в которое, конечно же, станет любовь. Новые песни коллектива - об этом. Фразу "Любовь не пропала" Шевчук повторял, как мантру, исполняя одноименную песню, и с ним сложно не согласиться. История России уже сдана в архив, о ней написано много песен и книг, снято множество фильмов, но в действительности важно лишь настоящее и будущее, которое зависит от каждого из нас. ДДТ просто в очередной раз напомнили нам прописную истину.

20.03.2017, Игорь ФОЛОМЕЕВ (ЗВУКИ РУ)

Сайт: www.ddt.ru

Группа ДДТ

«ДДТ» («DDT») — российская рок-группа, основанная в 1980 году в Уфе. Лидер группы, автор большинства песен и единственный бессменный участник — поэт, композитор, исполнитель, художник, актёр и продюсер Юрий Шевчук.

Подробности из жизни:

Состав:
Шевчук Юрий - стихи, основные музыкальные темы, вокал, гитара
Шумайлов Константин («Кот»)- клавишные, сэмплеры, программирование, бэк-вокал и др
Федичев Алексей - гитара, бэк-вокал
Невелев Роман - бас-гитара
Мамай Артём - ударные
Васильев Иван («Дядя Ваня») - труба
Вишняков Антон - тромбон
Романова Алёна - бэк-вокал

Владимир Сигачёв — клавишные (1980—1987гг.)
Рустем Асанбаев — гитара (1980—1983гг.)
Геннадий Родин — бас (1980—1984гг.)
Ринат Шамсутдинов — ударные (1980г.)
Сергей Пастернаков — ударные (1981г.)
Рустам Каримов — ударные (1981—1983гг.)
Рустем Ризванов — гитара (1984, 1992гг.)
Сергей Рудой — ударные (1984—1986гг.)
Нияз Абдюшев — бас (1984—1986гг.)
Сергей Рыженко — скрипка, гитара, блок-флейта, клавишные (1985г., 1994—1995гг., 2000г., 2003г.)
Сергей Летов — саксофон (1985—1987гг., 2000г.)
Вадим Курылёв —…

Далее... →