ТЕХНИКА  Демпинг на аппаратном уровне

Основатель фирмы Behringer Ули Берингер объявил, что собирается выпускать "клоны" Minimoog Model D по цене 400 долларов. Сможет ли он "взломать" рынок аналоговых синтезаторов?

В конце прошлой недели компания Behringer стала источником интенсивных шумовых колебаний на рынке: основатель компании Ули Берингер (Uli Behringer) объявил, что собирается сделать дешёвый клон легендарного Minimoog Model D, и продемонстрировал прототип. Что больше всего ошарашило публику, так это заявленная цена девайса: 400 долларов.

Cразу же возникает вопрос: а по какому праву? Куда смотрят юристы Moog Music? Но тут всё довольно просто: Minimoog – настолько старый инструмент, что патентное свидетельство на него уже недействительно. Все желающие могут на совершенно законных основаниях клонировать его, сколько душе угодно. И, кстати, мнгогие действительно пытаются это делать.

В 2016 году Moog Music возобновили серийное производство самой популярной модели Minimoog – Model D. Цена на каждый инструмент составляет 3495 доллара.
А Behringer предполагает выпускать "клоны" по цене в девять раз меньшей!

И это можно было бы списать на случайный курьёз, если бы годом ранее уважаемая фирма Korg не выпустила свой собственный синтезатор Minilogue с уличной ценой 500 долларов. И Minilogue, и обещанный клон Minimoog представляют или будут представлять собой "честные" и полноценные аналоговые инструменты, пригодные для использования на сцене и в студии.
Давайте изучим эту тенденцию.

Как удешевить клона

Самый интересный вопрос - каким образом Ули Берингер и его соратники собираются настолько радикально снизить цену на не самый простой инструмент?
Для этого потребуется вспомнить азы экономики. Что определяет цену товара? – затраты на сырьё, амортизация оборудования, расходы на маркетинг, но в первую очередь, трудозатраты на производство. Бренд и уровень спроса также сказываются на цене, и весьма значительно.

Так вот, Minimoog Model D, как и Minimoog Voyager, производятся вручную на заводе Moog Factory в Эшвилле, штат Северная Каролина, где подвергаются самой жёсткой проверке качества. Никакого автоматизированного производства в Китае. Каждый такой инструмент – это штучный товар ручной работы. Дёшево такое изделие стоить не может по определению.

Подробностей о том, как будет производиться Behringer Model D, пока нет, и не факт, что они скоро появятся. Но можно с уверенностью сказать: агрегаты Берингера вряд ли будут производиться вручную. И аппаратные компоненты будут, скорее всего, куда проще, чем те, что используют сборщики Moog Music. Вдобавок, Behringer Model D, по всей видимости, будет настольным модулем, лишённым клавиатуры, что также позволит сэкономить и на массе, и на стоимости. Minimoog Model D использует современные клавиатуры от "законодателя мод" - фирмы Fatar, которые определённо стоят своих денег.

Сравним ТТХ

Официальные характеристики Minimoog Model D версии 2016 года:

• 3 классических (винтажных) осциллятора Moog
• Классический низкочастотный резонансный фильтр Moog (он же ladder filter)
• Аналоговая схематика, воспроизведённая на основе оригинальных чертежей
• Специально перезапущенные в производство транзисторы, играющие критическую роль в качестве и характере звучания
• Резисторы "военного" уровня точности
• Высокоточные, специально подобранные JFET-транзисторы (полевые транзисторы с управляющим PN-переходом) в осцилляторах
• Классические контроллеры высоты тона и модуляции с насечками из классического отверждаемого материала
• CV-модификации: добавлены выходы для управления высотой тона, послекасанием, силой нажатия и Gate-сигналом; у выходов послекасания и силы нажатия свои собственные подавители уровня.
• Модификации модуляции: аналоговый LFO с треугольной и квадратной формами волны; как и огибающая фильтра, LFO и CV-вход для внешнего источника могут быть источником модуляции сигнала.
• Модификация перегруза: выходной сигнал Minimoog Model D автоматически преобразовывается и подаётся на вход External Audio (аудиовход для внешнего сигнала) для эффекта перегруза.
• Коннекторы схем усовершенствованы для повышения надёжности при перевозке.
• Клавиатура Fatar TP-9 с чувствительностью к силе нажатия и послекасанием.
• Разъёмы MIDI: In, Out, Thru


А теперь давайте взглянем на технические характеристики будущего Behringer Model D, которые сам Берингер опубликовал на форуме Gearslutz: • Аналоговый синтезатор с тремя осцилляторами
• Репродукция оригинальных, подобранных транзисторов и JFET, использовавшихся в Model D
• 0,1% тонкоплёночные резисторы и конденсаторы из сульфида полифенилена, обеспечивающие частотную стабильность
• Аналоговый тракт на основе аутентичной конструкции осцилляторов, фильтров и усилителей
• Пять переменных волноформ осцилляторов с переменной же шириной импульса
• Классический 24-дБ резонансный фильтр
• Полностью аналоговый LFO с треугольной и квадратной формами волны
• Фильтр может работать в НЧ- и ВЧ-режимах*
• Функция 16-голосного последовательного подключения по MIDI, позволяющая комбинировать сразу до 16 синтезаторов, чтобы обеспечить 16-голосную полифонию*
• Схематика перегруза
• Генератор шума
• Полная поддержка формата Eurorack: основной модуль может быть встроен в стандартную стойку Eurorack*
• 46 элементов управления для управления всеми важными параметрами "на лету".
• Вход для внешнего аудиосигнала
• Два режима общей громкости* (повышенный, пониженный).
• Простая и понятная реализация MIDI с возможностью выбора MIDI-канала и приоритетов отдельных голосов.


Списки характеристик написаны совершенно разным языком, но в целом разница ясна. Самые важные отличия Behringer Model D от оригинала (помимо того, что его ещё не существует) - это два режима работы фильтра и возможность объединять до 16 инструментов в цепочку для получения полифонии.

Значение Minimoog

Если не вдаваться в избыточные подробности, то Minimoog создавался с прицелом на портативность: это был инструмент, сделанный специально для гастролирующих рок- и поп-музыкантов, чтобы избавить их от необходимости таскать с собой громоздкие - и хрупкие - модульные синтезаторы, которые ещё и занимали половину сцены.

Компактная система, которую мог спокойно таскать с места на место один человек, и которая стоила подъёмных денег (1,5 тысячи долларов в 1970-е), Minimoog изначально задумывался, главным образом, как экономная – до степени демпинга - сценическая альтернатива "большим" синтезаторам.

Но со временем Minimoog сделался самоценным инструментом. Или, пафосно выражаясь, "легендой в своём собственном праве". Через три года ему исполнится полвека. Инструмент до сих пор пользуется немалым спросом, о чём явственно свидетельствует его серийный перезапуск.

Что задумал Берингер

Фирма Behringer до недавнего времени не занималась синтезаторами вовсе, - если не считать одноэкземплярного устройства, которое основатель фирмы изготовил ещё в подростковом возрасте. Behringer выпускал и выпускает много всякой музыкальной аппаратуры – это микшеры, эквалайзеры, MIDI-контроллеры и клавиатуры, USB-интерфейсы, студийная акустика. Цены в среднем ниже, чем на продукцию аналогичного класса у конкурентов; Behringer поставил во главу угла ценовую доступность своих разработок. Но у всякой дешевизны - своя цена, и «в народе» устройства Behringer принято поругивать.

Впрочем, у автора этих строк уже лет так двенадцать стоит шестиканальный микшерский пульт, который на одном из концертов в середине 2000-х "похоронили" под толстым слоем мыльной крошки. Несмотря на это, пульт исправно работает до сих пор.

Музыкальных инструментов Behringer до сих пор не выпускал. Но в 2014 году фирма впервые анонсировала выход собственного аналогового синтезатора. В 2016 году он получил название DeepMind 12, а в 2017 начал поступать в продажу с рекомендованной ценой не более 1000 долларов/фунтов/евро, в зависимости от региона. И да, для 12-голосного аналогового инструмента это - действительно очень дёшево.

Cтоит отметить, что Ули Берингер, завсегдатай форума Gearslutz, специально опрашивал тамошних обитателей, какие функции они бы хотели увидеть в новом инструменте, и успешно реализовал как минимум часть из запрошенных спецификаций.

Но, как сейчас выясняется, DeepMind был только началом. На днях Ули Берингер написал, что в настоящий момент "прорабатывается вопрос" о создании "клонов" ARP 2600 (некогда главного конкурента Minimoog) и чуть менее известного синтезатора Oxford Synthesizer Company OSCar.

В одном из недавних интервью Берингер также пообещал начать выпуск "ультрадешёвых" аналоговых инструментов ценой от 49 долларов.

В том же ценовом диапазоне находится Korg Monotron; но назвать его серьёзным музыкальным инструментом как-то язык не поворачивается. Довольно сложно рассматривать в качестве сценических или студийных инструментов и Korg Volca, серию миниатюрных аналоговых инструментов, которые Korg выпускает с 2013 года. Они стоят в районе 150 долларов за штуку. При всех их достоинствах, вопрос об их влиянии на музыкальный рынок в целом, как минимум, спорен.

Это вам не игрушки

А вот 500-долларовый Korg Minilogue, как и будущие 400-долларовые "клоны" от Behringer, вполне могут оказать самое серьёзное воздействие на рынок в целом. Это не игрушки,- ни в прямом, ни в переносном смысле.

Спрос на "клоны" обещает быть довольно существенным, хотя, конечно, пуристы от аналогового синтеза изойдут на ворчание и презрение. Но пока на форуме Gearslutz, кстати, царят сплошные энтузиазм и оптимизм, и все хотят услышать, как будет звучать клон Minimoog.

Если Берингер сотоварищи успешно доделают свой Model D и выпустят ARP 2600, то это, как и пример Korg Minilogue, может привести к "демократизации" цен на аналог.

Почти 50 лет назад покойный Роберт Мог фактически "хакнул" рынок, предложив гастролирующим музыкантам свой Minimoog стоимостью в 1,5 тысячи долларов. Конечно, тогда это были значительно бОльшие деньги, нежели сейчас, но в любом случае, стоимость "полноценной" модульной системы и тогда могла превышать 10 тысяч долларов.

Как только появился Minimoog, возникли и другие полумодульные системы - ARP 2600 и прочие. И хотя монументально-громоздкие модульные системы не исчезли вовсе, дальнейшее развитие рынка определяли уже не они.

Сейчас история повторяется. Учитывая тотальный "аналоговый ренессанс" последнего десятилетия, повышенный спрос на "всё аналоговое" вкупе с низкой ценой может способствовать популярности инструментов и Behringer, и Korg. А это, в свою очередь, сподвигнет и других производителей на выпуск полноценных инструментов "за полцены".
В итоге выиграет весь рынок.

16.03.2017, Юрий ИЛЬИН (ЗВУКИ РУ)