ПРАВО  АО, "Мелодия", или Профсоюз пролетариев умственного труда

Как государственное предприятие "Мелодия" перешло в частные руки: изучаем, что было и что стало

"Советского миллионера не может найти даже Наркомфин с его сверхмощным налоговым аппаратом".
(здесь и далее: И.Ильф, Е. Петров. «Золотой теленок». Из фонотеки АО "Фирма Мелодия")

Счастье каждого советского меломана было неразрывно связано с этим именем. Государственная фирма грамзаписи Мелодия в течение десятилетий оставалась главным поставщиком музыки для частного прослушивания. Компания располагала гигантскими архивами и осуществляла запись всех сколько-нибудь значимых произведений и концертов.
Фирма "Мелодия" как советская организация являлась сложным субъектом советского права, который объединял около десятка студий звукозаписи, несколько заводов, а также многочисленные магазины грампластинок и оптовые торговые базы. Все музыкальные достижения огромной страны были сосредоточены в ее закромах. Многие из них потом неоднократно и успешно переиздавались, и переиздаются до сих пор.

Легендарная "Мелодия” имеет интересное прошлое и не менее интересное настоящее. Посмотрим, что было и что стало.

Прошу нервных покинуть зал!

Акционерное общество "Фирма Мелодия" (или АО "Фима Мелодия", как указано в приказе Минэкономразвития России от 06.10.2016 № 641), считается в массовом сознании государственной компанией. Совсем недавно, до января 2017 года, "Мелодия" была ФГУПом. ФГУП (федеральное государственное унитарное предприятие) - это вид коммерческой организации, у которой нет права собственности на закрепленное за ней имущество. Собственником имущества ФГУП является государство.
Унитарное предприятие не вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом без одобрения собственника. Источниками дохода унитарного предприятия могут быть бюджетные средства и результаты хозяйственной деятельности. Вся прибыль унитарного предприятия поступает в бюджет.

На унитарные предприятия закон накладывает ряд ограничений: например, оно не может быть учредителем дочерних предприятий, не может самостоятельно заключать крупные сделки (стоимостью более 10% от уставного капитала или 50 000 МРОТ), не может использовать прибыль для материального поощрения работников.

Крайне важно для понимания: сделка, в совершении которой имеется заинтересованность руководителя унитарного предприятия, не может совершаться унитарным предприятием без согласия собственника имущества унитарного предприятия. Заинтересованность в сделке - это не только случаи, когда сам руководитель, его родственники или их аффилированные лица являются стороной сделки или выступают в интересах третьих лиц в их отношениях с унитарным предприятием.
Заинтересованностью законом признается и тот случай, когда руководитель ФГУП занимает должность в органах управления юридического лица, являющегося стороной сделки с унитарным предприятием.

Раз в стране бродят денежные знаки, значит должны быть люди, у которых их очень много

Если вы следите за публикациями Звуков, посвященных авторскому праву и громким криминальным делам, которые связаны с ним в России, вы неоднократно встречали эту фамилию. ФГУП "Фирма Мелодия" возглавляется Андреем Борисовичем Кричевским. Как следует из отчетности, еще будучи унитарным предприятием, компания систематически получала денежные средства по договорам ФГУП с авторскими обществами (ОКУПами) ВОИС и РСП, в которых Кричевский же Андрей Борисович занимал - и занимает - руководящие должности. Он член Советов и генеральный директор как ВОИС, так и РСП.

По договору о сборе и выплате вознаграждения ВОИС, генеральным директором которой является А.Б. Кричевский, выплачивает вознаграждение ФГУП "Фирма Мелодия", генеральным директором которого является А.Б. Кричевский. По договору о сборе вознаграждения РСП, генеральным директором которого является А.Б. Кричевский, выплачивает вознаграждение ФГУП "Фирма Мелодия", генеральным директором которого является А.Б. Кричевский.
Простая и понятная схема.

Вернемся к закону. Там указано, что руководитель унитарного предприятия "не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью" и др.
Господин Кричевский – человек разносторонний. О его преподавательской, научной и творческой деятельности нам доподлинно не известно (за исключениями, указанными ниже), зато в других авторских обществах и советах он отличается гиперактивностью.

Сознался наш Скумбриевич, не выдержал очной ставки

Напомним, что первый из триумвирата ОКУПов, кто стал героем наших публикаций и сейчас сидит под следствием по делу о хищении – глава РАО Сергей Федотов. Сразу после того, как Федотов признал свою вину и согласился сотрудничать со следствием, во всех обществах начались обыски и перестановки руководящего состава.
Нельзя не обратить внимания на одну деталь: изгнав семейство Федотовых из РАО, новое руководство во всех бедах и убытках винит исключительно маму с сыном и старый Авторский Совет.
Вопрос: где все эти годы были члены Правления РАО, в числе которых – Андрей Кричевский, и почему только сейчас их заинтересовали миллионные платежи никому не известным компаниям и авторам, которые осуществляло РАО?

В нарушение ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" всё время пребывания на должности генерального директора ФГУП "Фирма Мелодия" г-н Кричевский занимал руководящие должности в некоммерческих организациях ООО "Российское Авторское Общество", ООО "Российский Союз Правообладателей" и ООО "Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности".

Лично у меня есть 400 сравнительно честных способов отъема денег

Картина становится еще сложнее, когда выясняется, что одним из руководителей четвертого ОКУП - УПРАВИС - является Константин Михайлович Голенков, родной брат жены г-на Кричевского. А генеральным директором УПРАВИС является давний бизнес-партнер Кричевского (ЗАО Группа компаний "Центр" и др.) Александр Леонидович Сухотин. С 2010 года Сухотин занимал в РАО должность заместителя генерального директора и руководил Департаментом ТВ и радио - того самого, который, согласно результатам аудита, распределял собранное РАО вознаграждение с задержкой в 2-3 и более лет. До сих пор, как рассказывают очевидцы, в РАО валяются необработанные коробки с отчетами теле- и радиокомпаний за -надцатые годы.
Все они, будучи руководителями РАО и других обществ , на протяжении многих лет управляют огромными массивами интеллектуальной собственности.

Итак, как мы видим, г-ном Кричевским контролируются все четыре ОКУПа, имеющие государственную аккредитацию на сбор вознаграждения для всех категорий обладателей авторских и смежных прав. При этом Кричевский руководит одним из крупных получателей вознаграждения за смежные права (от ВОИС и РСП) – фирмой "Мелодия". Для сведения: ВОИС, а еще в большей степени РСП, для распределения денежных средств между правообладателями используют сведения статистического характера.
А уж какую статистику использовать - дело самого ОКУПа. И получается, что заинтересованность и аппетит получателя денежных средств контролируются самим плательщиком получателем.
Из левого кармана берем 3 миллиона в левую руку, кладем в свою коробочку, которую назовем "Мелодия". Далее из правого кармана берем 5 миллионов (обязательно правой рукой), кладем в коробочку "Мелодии". А можно сразу двумя руками - берем из карманов 3 и 5 миллионов, далее обеими руками кладем в коробочку "Мелодии".

Теперь совершенно иначе читается новость о том, что ФГУП "Фирма Мелодия" в январе завершила реорганизацию и стала АО – акционерным обществом. Генеральным директором АО стал (не удивляйтесь только) А.Б. Кричевский.

Когда мы будем делить наши деньги?

При акционировании изменяется организационно-правовая форма, но собственником предприятия остается государство. Что же меняется?

Предприятие теряет право на получение средств из бюджета, однако есть и существенный плюс: право на распоряжение собственностью теперь принадлежит не государству, а руководству предприятия; предприятие получает право самостоятельно распределять прибыль (за исключением дивидендов по акциям, которые поступают в бюджет).

Все акционеры участвуют в доходах АО, и, в отличие от ФГУП, деятельность которого прямо прописана в уставе, АО могут заниматься и другой деятельностью (не запрещенной законодательством). В АО общая правосубъектность допускает очень широкий круг сделок. Вот и в новом уставе "Мелодии" указана самая разная деятельность – от гостиниц и ресторанов до туроператоров и исполнительской деятельности, разве что сбором грибов АО не планирует заняться.

Контроль государства зависит от размера акций, однако даже при 100-процентном контроле (100% акций "Мелодии" принадлежат государству) контроль государства за АО слабее, чем за ФГУП.

Можете не пересчитывать, у меня, как в банке.

Уставный капитал ФГУП составлял 500 тыс. рублей (унитарное предприятие бесплатно получило имущество от государства). Уставный капитал АО составляет, по данным SBIS и информации на официальном сайте АО - уже 183 млн. 967 тысяч рублей.
За счет чего прирос капитал? Фонотека ФГУП? Здания и земельный участок? Интеллектуальные права?

Для проведения инвентаризации фонотеки "Мелодии" необходимо было отслушать "более 230 тысяч носителей звукозаписи", "сотни тысяч фонограмм" (данные с официального сайта "Мелодии"). Неужели такая работа была произведена? Существуют ли документы о прослушивании каждой из сотен тысяч фонограмм фонотеки?

По информация с официального сайта АО в собственности АО числятся "исключительные и иные интеллектуальные права на фонограммы с записями исполнений", зафиксированные на:
- аналоговых лентах в количестве 93 420 штук;
- виниловых пластинках - 102 985 штук;
- виниловых пластниках (Р) – 30 000 штук.

А также исключительные права на радиопередачи ГТРК "Радио России" в количестве 1 штуки и исключительные права на аннотации в количестве 30 штук.

Можно сделать вывод о том, что «инвентаризация» проводилась «Мелодией» не по объектам (фонограммам), а по носителям – коробкам с магнитными лентами и пластинкам. Однако такая инвентаризация приемлема для имущества (коробок), но не для прав на интеллектуальную собственность. Право на коробку и право на фонограмму – две большие разницы.

О других активах компании. В собственности АО - историческое здание на Тверском бульваре постройки 1810 г. (архитектор О.И. Бове) с земельным участком, а еще около 2,5 тыс. м2 в бизнес-центре на Карамышевской набережной, где "Мелодия" фактически находится в последние годы.

Вот данные о деятельности ФГУП в 2016 году:
- произведено аудио- и DVD дисков в общем количестве 220 635 штук на сумму 6 млн. 545 тыс. 579 руб. 33 коп. (по 29 руб. 67 коп. штука);
- выдано неисключительных лицензий 114 штук на общую сумму 32 млн.983 тыс. 214 руб. 07 коп., т.е. в среднем одна лицензия "Мелодии" стоила 289 тыс.326 руб. 44 коп.

Мне нужно пятьсот тысяч и по возможности сразу, а не частями

Собственник ФГУП, вероятно, был доволен управленцем Кричевским: с полученных от РСП и ВОИС обильных денежных средств часть регулярно отдавалась собственнику, т.е. экономические показатели "Мелодии" не могли не радовать.

Благодаря поступлениям от ОКУПов фирма расцвела, даже стала выпускать собственные проекты. И нет ничего удивительного в том, что после акционирования Кричевский сохранил свою должность.

В свое время для получения должности руководителя ФГУП "Фирма Мелодия" Кричевским, как нам рассказывали, была разыграна обычная для него схема: в конкурсе он схлестнулся со своим давним другом и постоянным бизнес-партнером Алексеем Владимировичем Кареловым. Карелов пришел вместе с Кричевским в ВОИС в 2009 году, а сейчас он занимает должность первого заместителя генерального директора ВОИС, т.е. Кричевского). Тогда, в 2011 году, в битве за должность руководителя "Мелодии" Карелов участвовал как генеральный директор НП Общество по коллективному управлению авторскими и смежными правами "Русское фонографическое общество" (один из учредителей РФО – шурин Кричевского К.М. Голенков).

Ныне Кричевский с Кареловым как руководители ВОИС ежемесячно распределяют и выплачивают "Мелодии" миллионные суммы. Они же, кстати, указаны на сайте ВОИС "правообладателями". И опять же Кричевский как орган РСП платит Кричевскому как органу Мелодии.

Напоминаем, что доход от РСП и ВОИС “Мелодия” получала и получает как правообладатель – обладатель исключительных смежных прав на фонограммы (как пояснили Звукам артисты, зачастую "Мелодия" получает от ОКУПов и "исполнительские" деньги - т.е. вознаграждение, причитающееся артистам, записанных на фонограммах).

Удивительно! С таким счастьем — и на свободе

Самый важный вопрос: если нынешнее АО является правопреемником ФГУП "Фирма Мелодия", то с самим ФГУП не всё так просто. "Звуки" изучили документы предшественников ФГУП и сделали вывод: правопреемства нет, как нет и перехода прав на фонограммы советских времен.

Всесоюзная фирма грампластинок «Мелодия» была создана в 1964 году, в 1988 году преобразована в ВТПО «Фирма Мелодия», далее - ТПО "Фирма Мелодия". Последней Госкомимуществом в пользование по договору аренды на срок до 01.08.2012 была передана фонотека звукозаписей.
В 1993 году ТПО было преобразовано в Государственное предприятие, а в 1999 году – во ФГУП. Созданная в 1957 году Всесоюзная студия грамзаписи, где в СССР производились звукозаписи, была ликвидирована в 1991 году. Фонограммы же как объекты смежных прав были введены законодательством только в 1992 году, и, собственно, права на фонограммы ни у ВТПО, ни у ТПО, ни у Студии грамзаписи никогда не было. Ну, и как они внезапно нарисовались у ФГУП?

В начале 1990-х годов гигантская советская ВСГ "Мелодия", по сути, прекратила свое существование: значительная часть структурных подразделений оказалась в иностранных государствах, а расположенные в России объекты подверглись децентрализации. После того, как знаменитая московская студия звукозаписи по решению Б. Ельцина снова превратилась в англиканский костёл, "Мелодия" лишилась практической возможности заниматься звукозаписью и превратилась в склад виниловых дисков и аудиокассет.

Что же касается правопреемства нынешнего АО "Фирма Мелодия" через цепочку предыдущих реинкарнаций этой организации по отношению к Всесоюзной фирме грампластинок "Мелодия"…

И только утром, на рассвете я вдруг вспомнил, что этот стих уже написал А. Пушкин. Какой удар от классика!

Отечественное законодательство предусматривает два вида правопреемства: универсальное и сингулярное. При образовании в сентябре 1993 г. ФГУП "Фирма Мелодия" ни одно из них не применялось. Советская фирма "Мелодия" не передавала с соблюдением соответствующих процедур создаваемому ФГУПу своих смежных прав на аудиозаписи (сингулярное правопреемство), не реорганизовывалась в форме выделения или присоединения с какими-либо третьими лицами (универсальное правопреемство).
Более того: немалая часть фонотеки советской фирмы "Мелодия" попала туда в порядке обмена с Гостелерадио, которое и изготавливало эти записи.

Еще один важный факт: универсальное правопреемство подразумевает под собой подписание передаточного акта и слияние или разделение бухгалтерского баланса. Таких документов, мы уверены, у предшественников ФГУП не существовало. Шанс, что их кто-то сознательно прячет, равен нулю. Также в документации мы не увидели ни одного акта аудиторской проверки, которая в обязательном порядке должна была быть произведена при простом правопреемстве.

Все многочисленные организации с наименованием «Мелодия» регистрировались в разные годы как новые юридические лица, ничем и никем не связанные между собой, на что четко и на правовой основе российского законодательства указывают ЕГРЮЛ и регистрирующие органы (последний из которых - налоговая инспекция).

Узнаёшь, узнаёшь брата Колю? — Узнаю, узнаю брата Колю!

В Европе и в США "мелодийные" записи классики издают и переиздают, нисколько не обременяясь существованием фирмы "Мелодия" (в любом ее варианте). А всё потому, что в тамошний суд, как мы подозреваем, "Мелодия" со своими документами обратиться не сможет. Впрочем, примерно так же эта компания вела себя по отношению к западным каталогам во времена СССР. Зато на широких российских просторах "Мелодии" есть, что издавать.

Чего ждать после акционирования? На своих "смежных правах" "Мелодия" не без вливаний от ОКУПов будет по-прежнему разбухать как на дрожжах. Талантливые менеджеры теперь имеют еще больше возможностей для применения своих талантов, и вполне возможно, что через какое-то время акции "Мелодии" полностью или в части будут переданы государством в чьи-то заботливые руки.
“Вы еще не знаете Паниковского! Паниковский вас всех продаст, и купит, и снова продаст, но уже дороже!”

07.03.2017, Вильгельм БОНЧ-БРУЕВИЧ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
ПРАВО - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:

По нотам – THE BEATLES Страницы с нотами песни "Eleanor Rigby" The Beatles выставлены на аукцион »»

Богическая рапсодия – ИЗ ЖИЗНИ Талантливая и смешная версия "Богемской распсодии" на тему Игры Престолов »»

Дни затмения – Taylor SWIFT Тейлор Свифт закрыла все аккаунты в соцсетях и сайт, а потом открыла для премьеры странного видео »»

Нечестный ход – LCD SOUNDSYSTEM Лидер LCD Soundsystem сообщил о распаде группы, чтобы продать побольше билетов »»

Кладбище домашних животных – ИЗ ЖИЗНИ На экраны возвращается легендарное шоу MTV Unplugged. Теперь это программа по заявкам наших… »»

Я невиновен, ваша честь – Nick CAVE Иллюстрированная биография Ника Кейва - сложное, шокирующее и очень странное путешествие в мир… »»

Маппет-шоу - это хорошоу – ИЗ ЖИЗНИ The Muppets выйдут на сцену, чтобы исполнить все наши любимые хиты живьем »»

Мы вчера тусили, мы вчера тупили – LCD SOUNDSYSTEM Новое олдскульное видео "American Dream" »»

Случайно вызвали Сатану – QUEENS OF THE STONE AGE Лидер Queens of the Stone Age исполнил ритуальные пляски в клипе на песню “The Way You Used to Do”:… »»

Старые куклы – THE DRESDEN DOLLS Панк-кабаре The Dresden Dolls возвращается на сцену с серией юбилейных концертов »»

Герои мира и магии – FOXYGEN Взбалмошный американский дуэт Foxygen, играющий психоделический поп, выступит в Москве. »»

10 лучших концертов Flow 2017 – ФЕСТИВАЛЬ Sparks, Model 500, Jenny Hval и еще семь лучших выступлений фестиваля Flow 2017. »»

Разогнали тучи – ФЕСТИВАЛЬ В Калининграде прошел любимый всеми фестиваль Сити-Джаз: репорт Звуков »»

Сбавь обороты, лови момент – Yung LEAN Шведский рэпер Yung Lean - впервые живьем в России со своим медленным и печальным даунтемпо »»

Шляпу сними – THE HATTERS The Hatters - российская группа, которую можно смело назвать одной из главных сенсаций последнего… »»

Ешь ананасы, рябчиков жуй – ФЕСТИВАЛЬ Британские музыкальные фестивали Reading и Leeds запретили посетителям проносить на фестивальное… »»

Плейлист группы Биртман – БИРТМАН Накануне большого концерта под открытым небом группа Биртман поделилась с нами тематическим… »»

Слушать ударные будешь ты, падаван – SAX RUINS В Москве состоится концерт проекта Sax Ruins, созданного знаменитым японским барабанщиком Тацуей… »»

Юбилейный Sziget-201: дни 3, 4 и 5 – SZIGET Macklemore & Ryan Lewis, Kasabian, PJ Harvey и The Chainsmokers в свежем репортаже Звуков. »»

Стихийное бедствие – ФЕСТИВАЛЬ На фестиваль Flow обрушился ураган, сорвавший концерты Дэнни Брауна, Sampha и Front 242. »»

R.I.P. – Александр СЕМЕНОВ Александр Семенов - сонграйтер, солист группы Рабфак и продюсер певицы Юты - найден мертвым. »»

R.I.P. – Jerry LEWIS Ушел из жизни актёр и певец Джерри Льюис »»

R.I.P. – Дмитрий СЕВАСТЬЯНОВ Ушёл из жизни один из ведущих барабанщиков московской джазовой сцены Дмитрий Севастьянов. »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

Щедрый и толстый – ТЕХНИКА YouTube платит рынку больше роялти, чем Spotify. Но артисты все равно недовольны. Почему? »»

Ненавижу ненависть – ИЗ ЖИЗНИ Spotify удаляет из своей базы расистские группы »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июнь. – МУЗЫКА Aphex Twin, Goldie, Fizzarum, Com Truise и другие электронные новинки июня. »»

Путь домой: с планшетов на ПК – ТЕХНИКА 5 лучших музыкальных приложений, написанных для iOS и портированных на PC. Скачивайте и играйте! »»

20:00 – Музей современного искусства «Гараж» – Ane BRUN Ane BRUN »»

20:00 – Stadium – John HALSEY John HALSEY »»

20:00 – Stadium – HALSEY HALSEY »»

Хроника22/08

1956 – Элвис Пресли начал снимать "Братьев Рено" (именно там прозвучала знаменитая песня "Love Me Tender")  »»

1987 – Сингл Мадонны "Who's That Girl" достигает первого места в чартах  »»

2002 – Вор из Новой Зеландии смешно облажался на месте преступления. Он заказал альбом The Wall группы Pink Floyd в музыкальном магазине города Крайстчерч, оставив свое имя и номер телефона, прежде чем ограбить кассу. Забавно, что мужчина был постоянным клиентом в магазине и уже делал несколько заказов  »»

Claude DEBUSSY

Bumps MYERS

Карлхайнц ШТОКХАУЗЕН (1928)

Howard GRIMES (1941)

Ian MITCHELL (1958)

Roland ORZABAL (1961)

Михаил ЗУЕВ (1963)

Tori AMOS (1963)

Свежая реплика

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить