ПРАВО  АО, "Мелодия", или Профсоюз пролетариев умственного труда

Как государственное предприятие "Мелодия" перешло в частные руки: изучаем, что было и что стало

"Советского миллионера не может найти даже Наркомфин с его сверхмощным налоговым аппаратом".
(здесь и далее: И.Ильф, Е. Петров. «Золотой теленок». Из фонотеки АО "Фирма Мелодия")

Счастье каждого советского меломана было неразрывно связано с этим именем. Государственная фирма грамзаписи Мелодия в течение десятилетий оставалась главным поставщиком музыки для частного прослушивания. Компания располагала гигантскими архивами и осуществляла запись всех сколько-нибудь значимых произведений и концертов.
Фирма "Мелодия" как советская организация являлась сложным субъектом советского права, который объединял около десятка студий звукозаписи, несколько заводов, а также многочисленные магазины грампластинок и оптовые торговые базы. Все музыкальные достижения огромной страны были сосредоточены в ее закромах. Многие из них потом неоднократно и успешно переиздавались, и переиздаются до сих пор.

Легендарная "Мелодия” имеет интересное прошлое и не менее интересное настоящее. Посмотрим, что было и что стало.

Прошу нервных покинуть зал!

Акционерное общество "Фирма Мелодия" (или АО "Фима Мелодия", как указано в приказе Минэкономразвития России от 06.10.2016 № 641), считается в массовом сознании государственной компанией. Совсем недавно, до января 2017 года, "Мелодия" была ФГУПом. ФГУП (федеральное государственное унитарное предприятие) - это вид коммерческой организации, у которой нет права собственности на закрепленное за ней имущество. Собственником имущества ФГУП является государство.
Унитарное предприятие не вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом без одобрения собственника. Источниками дохода унитарного предприятия могут быть бюджетные средства и результаты хозяйственной деятельности. Вся прибыль унитарного предприятия поступает в бюджет.

На унитарные предприятия закон накладывает ряд ограничений: например, оно не может быть учредителем дочерних предприятий, не может самостоятельно заключать крупные сделки (стоимостью более 10% от уставного капитала или 50 000 МРОТ), не может использовать прибыль для материального поощрения работников.

Крайне важно для понимания: сделка, в совершении которой имеется заинтересованность руководителя унитарного предприятия, не может совершаться унитарным предприятием без согласия собственника имущества унитарного предприятия. Заинтересованность в сделке - это не только случаи, когда сам руководитель, его родственники или их аффилированные лица являются стороной сделки или выступают в интересах третьих лиц в их отношениях с унитарным предприятием.
Заинтересованностью законом признается и тот случай, когда руководитель ФГУП занимает должность в органах управления юридического лица, являющегося стороной сделки с унитарным предприятием.

Раз в стране бродят денежные знаки, значит должны быть люди, у которых их очень много

Если вы следите за публикациями Звуков, посвященных авторскому праву и громким криминальным делам, которые связаны с ним в России, вы неоднократно встречали эту фамилию. ФГУП "Фирма Мелодия" возглавляется Андреем Борисовичем Кричевским. Как следует из отчетности, еще будучи унитарным предприятием, компания систематически получала денежные средства по договорам ФГУП с авторскими обществами (ОКУПами) ВОИС и РСП, в которых Кричевский же Андрей Борисович занимал - и занимает - руководящие должности. Он член Советов и генеральный директор как ВОИС, так и РСП.

По договору о сборе и выплате вознаграждения ВОИС, генеральным директором которой является А.Б. Кричевский, выплачивает вознаграждение ФГУП "Фирма Мелодия", генеральным директором которого является А.Б. Кричевский. По договору о сборе вознаграждения РСП, генеральным директором которого является А.Б. Кричевский, выплачивает вознаграждение ФГУП "Фирма Мелодия", генеральным директором которого является А.Б. Кричевский.
Простая и понятная схема.

Вернемся к закону. Там указано, что руководитель унитарного предприятия "не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью" и др.
Господин Кричевский – человек разносторонний. О его преподавательской, научной и творческой деятельности нам доподлинно не известно (за исключениями, указанными ниже), зато в других авторских обществах и советах он отличается гиперактивностью.

Сознался наш Скумбриевич, не выдержал очной ставки

Напомним, что первый из триумвирата ОКУПов, кто стал героем наших публикаций и сейчас сидит под следствием по делу о хищении – глава РАО Сергей Федотов. Сразу после того, как Федотов признал свою вину и согласился сотрудничать со следствием, во всех обществах начались обыски и перестановки руководящего состава.
Нельзя не обратить внимания на одну деталь: изгнав семейство Федотовых из РАО, новое руководство во всех бедах и убытках винит исключительно маму с сыном и старый Авторский Совет.
Вопрос: где все эти годы были члены Правления РАО, в числе которых – Андрей Кричевский, и почему только сейчас их заинтересовали миллионные платежи никому не известным компаниям и авторам, которые осуществляло РАО?

В нарушение ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" всё время пребывания на должности генерального директора ФГУП "Фирма Мелодия" г-н Кричевский занимал руководящие должности в некоммерческих организациях ООО "Российское Авторское Общество", ООО "Российский Союз Правообладателей" и ООО "Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности".

Лично у меня есть 400 сравнительно честных способов отъема денег

Картина становится еще сложнее, когда выясняется, что одним из руководителей четвертого ОКУП - УПРАВИС - является Константин Михайлович Голенков, родной брат жены г-на Кричевского. А генеральным директором УПРАВИС является давний бизнес-партнер Кричевского (ЗАО Группа компаний "Центр" и др.) Александр Леонидович Сухотин. С 2010 года Сухотин занимал в РАО должность заместителя генерального директора и руководил Департаментом ТВ и радио - того самого, который, согласно результатам аудита, распределял собранное РАО вознаграждение с задержкой в 2-3 и более лет. До сих пор, как рассказывают очевидцы, в РАО валяются необработанные коробки с отчетами теле- и радиокомпаний за -надцатые годы.
Все они, будучи руководителями РАО и других обществ , на протяжении многих лет управляют огромными массивами интеллектуальной собственности.

Итак, как мы видим, г-ном Кричевским контролируются все четыре ОКУПа, имеющие государственную аккредитацию на сбор вознаграждения для всех категорий обладателей авторских и смежных прав. При этом Кричевский руководит одним из крупных получателей вознаграждения за смежные права (от ВОИС и РСП) – фирмой "Мелодия". Для сведения: ВОИС, а еще в большей степени РСП, для распределения денежных средств между правообладателями используют сведения статистического характера.
А уж какую статистику использовать - дело самого ОКУПа. И получается, что заинтересованность и аппетит получателя денежных средств контролируются самим плательщиком получателем.
Из левого кармана берем 3 миллиона в левую руку, кладем в свою коробочку, которую назовем "Мелодия". Далее из правого кармана берем 5 миллионов (обязательно правой рукой), кладем в коробочку "Мелодии". А можно сразу двумя руками - берем из карманов 3 и 5 миллионов, далее обеими руками кладем в коробочку "Мелодии".

Теперь совершенно иначе читается новость о том, что ФГУП "Фирма Мелодия" в январе завершила реорганизацию и стала АО – акционерным обществом. Генеральным директором АО стал (не удивляйтесь только) А.Б. Кричевский.

Когда мы будем делить наши деньги?

При акционировании изменяется организационно-правовая форма, но собственником предприятия остается государство. Что же меняется?

Предприятие теряет право на получение средств из бюджета, однако есть и существенный плюс: право на распоряжение собственностью теперь принадлежит не государству, а руководству предприятия; предприятие получает право самостоятельно распределять прибыль (за исключением дивидендов по акциям, которые поступают в бюджет).

Все акционеры участвуют в доходах АО, и, в отличие от ФГУП, деятельность которого прямо прописана в уставе, АО могут заниматься и другой деятельностью (не запрещенной законодательством). В АО общая правосубъектность допускает очень широкий круг сделок. Вот и в новом уставе "Мелодии" указана самая разная деятельность – от гостиниц и ресторанов до туроператоров и исполнительской деятельности, разве что сбором грибов АО не планирует заняться.

Контроль государства зависит от размера акций, однако даже при 100-процентном контроле (100% акций "Мелодии" принадлежат государству) контроль государства за АО слабее, чем за ФГУП.

Можете не пересчитывать, у меня, как в банке.

Уставный капитал ФГУП составлял 500 тыс. рублей (унитарное предприятие бесплатно получило имущество от государства). Уставный капитал АО составляет, по данным SBIS и информации на официальном сайте АО - уже 183 млн. 967 тысяч рублей.
За счет чего прирос капитал? Фонотека ФГУП? Здания и земельный участок? Интеллектуальные права?

Для проведения инвентаризации фонотеки "Мелодии" необходимо было отслушать "более 230 тысяч носителей звукозаписи", "сотни тысяч фонограмм" (данные с официального сайта "Мелодии"). Неужели такая работа была произведена? Существуют ли документы о прослушивании каждой из сотен тысяч фонограмм фонотеки?

По информация с официального сайта АО в собственности АО числятся "исключительные и иные интеллектуальные права на фонограммы с записями исполнений", зафиксированные на:
- аналоговых лентах в количестве 93 420 штук;
- виниловых пластинках - 102 985 штук;
- виниловых пластниках (Р) – 30 000 штук.

А также исключительные права на радиопередачи ГТРК "Радио России" в количестве 1 штуки и исключительные права на аннотации в количестве 30 штук.

Можно сделать вывод о том, что «инвентаризация» проводилась «Мелодией» не по объектам (фонограммам), а по носителям – коробкам с магнитными лентами и пластинкам. Однако такая инвентаризация приемлема для имущества (коробок), но не для прав на интеллектуальную собственность. Право на коробку и право на фонограмму – две большие разницы.

О других активах компании. В собственности АО - историческое здание на Тверском бульваре постройки 1810 г. (архитектор О.И. Бове) с земельным участком, а еще около 2,5 тыс. м2 в бизнес-центре на Карамышевской набережной, где "Мелодия" фактически находится в последние годы.

Вот данные о деятельности ФГУП в 2016 году:
- произведено аудио- и DVD дисков в общем количестве 220 635 штук на сумму 6 млн. 545 тыс. 579 руб. 33 коп. (по 29 руб. 67 коп. штука);
- выдано неисключительных лицензий 114 штук на общую сумму 32 млн.983 тыс. 214 руб. 07 коп., т.е. в среднем одна лицензия "Мелодии" стоила 289 тыс.326 руб. 44 коп.

Мне нужно пятьсот тысяч и по возможности сразу, а не частями

Собственник ФГУП, вероятно, был доволен управленцем Кричевским: с полученных от РСП и ВОИС обильных денежных средств часть регулярно отдавалась собственнику, т.е. экономические показатели "Мелодии" не могли не радовать.

Благодаря поступлениям от ОКУПов фирма расцвела, даже стала выпускать собственные проекты. И нет ничего удивительного в том, что после акционирования Кричевский сохранил свою должность.

В свое время для получения должности руководителя ФГУП "Фирма Мелодия" Кричевским, как нам рассказывали, была разыграна обычная для него схема: в конкурсе он схлестнулся со своим давним другом и постоянным бизнес-партнером Алексеем Владимировичем Кареловым. Карелов пришел вместе с Кричевским в ВОИС в 2009 году, а сейчас он занимает должность первого заместителя генерального директора ВОИС, т.е. Кричевского). Тогда, в 2011 году, в битве за должность руководителя "Мелодии" Карелов участвовал как генеральный директор НП Общество по коллективному управлению авторскими и смежными правами "Русское фонографическое общество" (один из учредителей РФО – шурин Кричевского К.М. Голенков).

Ныне Кричевский с Кареловым как руководители ВОИС ежемесячно распределяют и выплачивают "Мелодии" миллионные суммы. Они же, кстати, указаны на сайте ВОИС "правообладателями". И опять же Кричевский как орган РСП платит Кричевскому как органу Мелодии.

Напоминаем, что доход от РСП и ВОИС “Мелодия” получала и получает как правообладатель – обладатель исключительных смежных прав на фонограммы (как пояснили Звукам артисты, зачастую "Мелодия" получает от ОКУПов и "исполнительские" деньги - т.е. вознаграждение, причитающееся артистам, записанных на фонограммах).

Удивительно! С таким счастьем — и на свободе

Самый важный вопрос: если нынешнее АО является правопреемником ФГУП "Фирма Мелодия", то с самим ФГУП не всё так просто. "Звуки" изучили документы предшественников ФГУП и сделали вывод: правопреемства нет, как нет и перехода прав на фонограммы советских времен.

Всесоюзная фирма грампластинок «Мелодия» была создана в 1964 году, в 1988 году преобразована в ВТПО «Фирма Мелодия», далее - ТПО "Фирма Мелодия". Последней Госкомимуществом в пользование по договору аренды на срок до 01.08.2012 была передана фонотека звукозаписей.
В 1993 году ТПО было преобразовано в Государственное предприятие, а в 1999 году – во ФГУП. Созданная в 1957 году Всесоюзная студия грамзаписи, где в СССР производились звукозаписи, была ликвидирована в 1991 году. Фонограммы же как объекты смежных прав были введены законодательством только в 1992 году, и, собственно, права на фонограммы ни у ВТПО, ни у ТПО, ни у Студии грамзаписи никогда не было. Ну, и как они внезапно нарисовались у ФГУП?

В начале 1990-х годов гигантская советская ВСГ "Мелодия", по сути, прекратила свое существование: значительная часть структурных подразделений оказалась в иностранных государствах, а расположенные в России объекты подверглись децентрализации. После того, как знаменитая московская студия звукозаписи по решению Б. Ельцина снова превратилась в англиканский костёл, "Мелодия" лишилась практической возможности заниматься звукозаписью и превратилась в склад виниловых дисков и аудиокассет.

Что же касается правопреемства нынешнего АО "Фирма Мелодия" через цепочку предыдущих реинкарнаций этой организации по отношению к Всесоюзной фирме грампластинок "Мелодия"…

И только утром, на рассвете я вдруг вспомнил, что этот стих уже написал А. Пушкин. Какой удар от классика!

Отечественное законодательство предусматривает два вида правопреемства: универсальное и сингулярное. При образовании в сентябре 1993 г. ФГУП "Фирма Мелодия" ни одно из них не применялось. Советская фирма "Мелодия" не передавала с соблюдением соответствующих процедур создаваемому ФГУПу своих смежных прав на аудиозаписи (сингулярное правопреемство), не реорганизовывалась в форме выделения или присоединения с какими-либо третьими лицами (универсальное правопреемство).
Более того: немалая часть фонотеки советской фирмы "Мелодия" попала туда в порядке обмена с Гостелерадио, которое и изготавливало эти записи.

Еще один важный факт: универсальное правопреемство подразумевает под собой подписание передаточного акта и слияние или разделение бухгалтерского баланса. Таких документов, мы уверены, у предшественников ФГУП не существовало. Шанс, что их кто-то сознательно прячет, равен нулю. Также в документации мы не увидели ни одного акта аудиторской проверки, которая в обязательном порядке должна была быть произведена при простом правопреемстве.

Все многочисленные организации с наименованием «Мелодия» регистрировались в разные годы как новые юридические лица, ничем и никем не связанные между собой, на что четко и на правовой основе российского законодательства указывают ЕГРЮЛ и регистрирующие органы (последний из которых - налоговая инспекция).

Узнаёшь, узнаёшь брата Колю? — Узнаю, узнаю брата Колю!

В Европе и в США "мелодийные" записи классики издают и переиздают, нисколько не обременяясь существованием фирмы "Мелодия" (в любом ее варианте). А всё потому, что в тамошний суд, как мы подозреваем, "Мелодия" со своими документами обратиться не сможет. Впрочем, примерно так же эта компания вела себя по отношению к западным каталогам во времена СССР. Зато на широких российских просторах "Мелодии" есть, что издавать.

Чего ждать после акционирования? На своих "смежных правах" "Мелодия" не без вливаний от ОКУПов будет по-прежнему разбухать как на дрожжах. Талантливые менеджеры теперь имеют еще больше возможностей для применения своих талантов, и вполне возможно, что через какое-то время акции "Мелодии" полностью или в части будут переданы государством в чьи-то заботливые руки.
“Вы еще не знаете Паниковского! Паниковский вас всех продаст, и купит, и снова продаст, но уже дороже!”

07.03.2017, Вильгельм БОНЧ-БРУЕВИЧ (ЗВУКИ РУ)