BVDUB  Планета "Меланхолия"

Мастер пронзительно-печальной электроники возвращается в Москву спустя пять лет

К Броку Ван Вею (Brock Van Wey) вполне подходит поговорка "долго запрягает, но быстро едет". Он принял участие в становлении рейв-сцены в Калифорнии еще в начале девяностых, когда устраивал собственные мероприятия с дип-хаусом и эмбиентом в клубах Сан-Франциско и окрестностей. Но собственную музыку он стал издавать лишь 15 лет спустя, успев за это время окончательно разочароваться в американском клубном движении и переехать в Китай, где Брок получил позицию профессора английского языка в университете.

С формальной точки зрения его музыка вполне вписывалась в очень популярный в середине нулевых поджанр "даб-техно", его треки строились вокруг неторопливых ударов глухой, почти ультразвуковой бочки и наплывающих как волны морского прибоя синтезаторных аккордов, задавленных фильтрами и тонущих в эхе. Но вместо холодной отстраненности, как правило свойственной этому жанру, композиции Брока источали эмоции, прямо-таки слезоточили. Это была музыка грусти, тоски и одиночества, этакий "цифровой блюз нового века", если говорить не о форме, а о содержании. Да и названия вроде "The Art of Dying Alone" говорили сами за себя. "Сочинять музыку – значит выставлять напоказ часть себя, своё сердце и душу", говорил он в интервью Resident Advisor, "И возможно, кто-то услышит твои треки и испытает те же чувства. В создании этой связи и есть смысл и красота музыки".

Дебютировав скромным селф-релизом, Брок быстро оказался в поле зрения сразу нескольких знаковых лейблов и стал выпускать по несколько альбомов в год. Набрав такой темп, он начал стремительно расти вширь, двигаясь от даб-техно то в сторону музыка своей юности, брейкбита и дип-хауса (проекты East of The Oceans и Earth House Hold), то в сторону "чилвейва на диссоциативах", то в сторону эмбиента. Перемещаясь между жанрами, Брок однако сохранял верность собственной эстетике. Инвариантами в его музыке были длинные, по 10-20 минут, композиции, грязноватая и насыщенная звуковая текстура, тонущие в эффектах голоса, а главное – меланхолия, то и дело переходящая в пронзительную тоску. В результате, за 10 лет Ван Вей триумфально занял основные форпосты андерграундной электроники. Его издавали американские лейблы Darla, Echospace [detroit], n5MD, итальянский Glacial Movements и японский AY. Даже немецкий монстр Kompakt держал Брока в поле зрения, регулярно включая его треки в сборники "Pop-Ambient".

Осенью 2015-го Брок пережил очередной экзистенциальный кризис (о чем, впрочем, крайне иронично писал в собственном блоге – мол, ничего нового, у меня даже вопрос, что съесть на обед, вызывает экзистенциальный кризис). Результатом этого стало то, что он резко сбавил темп выпуска пластинок, прекратил отношения с лейблами, а затем вернулся с совершенно новой музыкой. Точнее, по содержанию она была такой же пронзительно-печальной, но форма её уже не имела с даб-техно ничего общего. Теперь Брок превратился не то в классического композитора, не то в мастера современного коллажного эмбиента. В его новых альбомах зазвучали струнные, фортепиано, а также минималистичные синтезаторные петли в духе Стива Райха (Steve Reich) и Tangerine Dream.

В Москве Брок выступит уже второй раз, в 2012-м его концерт в клубе "Artplay" стал, фактически, стартом серии экспериментальных мероприятий Fields (которые позже выросли даже до регулярного фестиваля). Теперь, после пятилетнего перерыва, Брок возвращается с новой музыкой чтобы выступить на крыше корабля "Брюсов".

BVDUB (w/ Suokas, Bisamråtta)
Москва, Корабль "Брюсов"
17 февраля, 20:00

13.02.2017, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)