МУЗЫКА  Проверка пульса: январь.

Электронные новинки января: Брайан Ино, Nikakoi, Kid Koala и много яркого электропопа.

Ulrich Schnauss & Jonas Munk "Passage" (Pedigree Cuts)

Спустя буквально пару месяцев после выхода сольника "No Further Ahead Than Today", Ульрих Шнаусс выпустил еще одну пластинку – на этот раз второй совместный альбом с датчанином Йонасом Мунком (Jonas Munk) aka Manual. Причем если немец не сбавит темп, в ближайшее время нас ждет еще как минимум два его альбома, совместная запись с шведским драм-н-бейс музыкантом Seba и альбом фортепианной неоклассики. По меркам суперэкстравертной музыки Шнаусса, "Passage" (в особенности её первая сторона) - запись довольно сдержанная и меланхоличная, с обилием неторопливых синтезаторных арпеджио и печальных гитарных переборов. Но где-то к середине альбома Ульрих и Йонас разгоняются и выдают "Spellbreaker", классический аплифтер с гитарой в духе Берни Самнера (Bernard Sumner). Финальный трек "Coastal Path" уже привычно отдает пульсирующей психоделией поздних Tangerine Dream. Всё, чего от этих замечательных музыкантов ждешь, на "Passage" есть в избытке.

Nikakoi "Raise Your Head And Smell The Air" (Transfigured Time)

Когда-то грузинская электронная сцена состояла из одного Ники Мачаидзе, а теперь это всемирно известный бренд со своими звездами и своей инфраструктурой. Лейбл Transfigured Time, как и его со-основатель Гача Бакрадзе – часть как раз новой волны грузинской электроники, еще более мощой, чем первая. А Ника дебютирует там уже в статусе патриарха. 38-минутный миниальбом (на виниле он вышел еще осенью, а вот цифровое издание подоспело только сейчас) не слишком похож на то, как Nikakoi звучал раньше, но это его ничуть не портит. Здесь нет ни грустной песенной индитроники, ни скоростного IDM а-ля ранний Aphex Twin. Зато есть величественный эмбиент в духе "An Ending" Брайана Ино (Brian Eno), ломаная электроника а-ля затороможенный Moderat, репитативный глитч и даже минимализм по заветам Стива Райха (Steve Reich), и во всем этом Мачаидзе одинаково хорош.

Transfigure "Translation" (Bordello A Parigi)

Вопреки утверждениям о смерти альбомного формата, голландский диско-лейбл Bordello A Parigi, который довольно долго выпускал в основном синглы и ЕР, теперь решил всерьез занялся полнометражными релизами, и всячески в этом преуспевает. Дебютанты из Ньюкасла играют ретроградский нью-вейв на два голоса, мужской (Льюис Норвид) и женский (Грейс Блэмайр). В анамнезе – примерно вся нью-вейв классика от New Order до Soft Cell, а также Saint Etienne, с которыми британцев роднит какая-то пронзительная грусть, на пластинке ни одного сколько-нибудь оптимистического трека. Необычность Transfigure в том, что при всей любви к восьмидесятым, в рамках короткого альбома им удается звучать весьма разнопланово. В "Fields" (без сомнений, самом ярком треке пластинки) аранжировка напоминает Винса Кларка (Vince Clarke) лучших времен, "Sanity" с поправкой на женский вокал вполне вписалась бы би-сайдом к альбому Depeche Mode "Some Great Reward". "Alternative Ending" отсылает уже к Cure, а более мощная и тяжеловесная "Tell Me" – уже к более современному электроклэшу от Ladytron до Fischerspooner.

Brian Eno "Reflection" (Warp Records)

"Отражение" продолжает серию "глубоководных" эмбиент-альбомов Брайана Ино. Это своего рода сиквел "On Land" или "The Shutov Assembly", но чем дальше, тем эмбиент в исполнении Ино звучит всё более холодно, отстраненно, будто это не авторское произведение, а отражение какого-то физического или химического процесса. Один трек длиной в 54 – почти статическая звуковая инсталляция. События происходят так медленно, что к моменту, когда происходит следующее, о предыдущем уже успеваешь забыть. Редкие ноты и аккорды проплывают мимо слушателя тихо и отстраненно, как рыбы в почти пустом аквариуме. Это музыка, лишенная какой бы то ни было привязки к человеку, и этим прекрасная.

The New Division "Precision" (Division 87)

После сногсшибательного DIY-дебюта "Shadows" (2011) Джона Канкель (John Kunkel) довольно тяжело боролся с синдромом второго (а заодно и третьего, который был лучше, но всё равно не поражал) альбома, но кажется постепенно выбирается из ямы. Хитов уровня "Sense" или "Munich", которыми изобиловал первый альбом, тут по-прежнему нет, но по звуку пластинка уже больше напоминает New Order и Depeche Mode, чем EDM, и это прекрасно. Поиск подходящей аранжировки для своих оптимистичных и героических поп-песен вывел Джона к звучанию а-ля современный Эрик Придз (Eric Prydz), и это вполне приемлемый компромисс. С одной стороны – стильно-модно-молодежно, с другой – без отказа от своего "я".

Ichisan "Aperitiv" (Bordello a Parigi)

Словенец Игор Шкафар (Igor Škafar) – фигура в нью-диско сцене достаточно известная, он уже лет десять выпускает пластинки сольно или в составе дуэта Ichisan & Nakova. Но вот соло-альбом это в его дискографии первый, и для полнометражного релиза Игор на качественный материал явно не поскупился. "Aperitiv" – квинтэссенция всего, чем славно современное диско в последние годы. Тут есть и энергичное пост-итало, и вальяжный спейс-балеарик со струнными и квакающим мугом (наводящий на приятные ассоциации с питерским проектом Ким и Буран), и веселые скандинавские номера в духе Тодда Терье (Todd Terje), и даже заигрывание с эйсидным звуком, который диско-трекам почти всегда к лицу.

Kid Koala "Music To Draw To Satellite" (Arts & Crafts)

Кид Коала, важная фигура в мире абстрактного хип-хопа и экс-клиент Ninja Tune, объединил усилия с экс-вокалисткой GusGus Эмилианой Торрини (Emiliana Torrini), которая в последнее время переключилась на фолк. Результат вышел довольно занятным. В аранжировках Коалы преобладают фортепиано, родесы, органы и прочие ретро-клавиши, а также акустическая гитара и печальные величественные струнные. Время от времени среди этого барокко появляется заторможенный бит, но место в аранжировке ему отведено весьма скромное. Получается не то пост-фолк, каким его видит, например, Марк Притчард (Mark Pritchard), не то индитроника по следам Mum, не то "трип-хоп с того света" – замедленный и разреженный до полной потери грува.

Vitalic "Voyager" (Clivage Music)

Электро-продюсер из Дижона прославился на волне электроклэша хитом с рефреном "You prefer cocaine to dance like a machine", но в последнее время идет по пути группы Justice. Поначалу он с каждой пластиной становился всё жестче, двигаясь в фарватере жесткой клубной музыки, из которой затем вырос EDM. Но увидев, какого монстра породил French touch, Виталик (которого на самом деле зовут Паскаль) начал постепенно сдавать назад. Дошло до того, что "Voyager" звучит как породистое ретроградское электро-диско в духе начала нулевых c большим почтением к 1980-м и приветами не то раннему Леговельту (Legowelt), не то Жану-Мишелю Жарру (Jean-Michel Jarre), не то Depeche Mode. Вокальные номера отданы Мисс Киттин (куда же без неё) и Марку Керру (брату Джима Керра из Simple Minds), а заканчивается альбом внезапным кавером на балладу Supertramp "Don't Leave Me Now". Если Виталик не сойдет с этого пути, на следующем диске стоит ждать чего-то в духе M83 "Junk".

Tristesse Contemporaine "Stop and Start" (Record Makers)

В биографии парижского трио Tristesse Contemporaine немало занятных фактов – например, играют в нем швед, британец и японка (при этом все трое обосновались во Франции), а в их концертной биографии есть выступление на Болотной площади в Москве, на дне города в период его максимальной хипстеризации. "Stop And Start" – их третий по счету диск, и от предыдущих его отличает в первую очередь более современный и, если угодно, более экспериментальный звук. Троица по-прежнему чтит каноны пост-панка (остинатный бас, монотонный вокал) и с интересом посматривает в сторону ноу-вейва и краут-рока, но альбом совершенно не оставляет ощущения ретроградства и реконструкции. Тут скорее в пору вспоминать экспериментальные треки Chemical Brothers или поздних Primal Scream.

01.02.2017, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)