ИЗ ЖИЗНИ  Теперь я - Чебурашка

Откуда есть пошла русская музыка: от древних славян до Чебурашки на Первом канале

Народ на рубеже 2017-го года массово озадачился вылезающим из коробки "Не кантовать" поющим ушастым персонажем оранжевого цвета и другим, уже привычным, чудо-миллионером в очередных перьях. Это похвально,- несмотря на ненорматив и прочий неадекват в качестве реакции на этот и остальной TV-контент из музла эпохи отечественного развитого гос-моно-капитализма в канун 100-летия Октябрьской Революции.


Но что-то внятное супротив этого явления сказать большему числу пользователей социальных сетей нечего. Поэтому –
Вы хотели, но боялись об этом спросить все эти последние 180 лет…

Краткий экскурс в историю русской музыки
от и до (доходчиво)

Русская Музыка есть слоеный пирог с разными ингредиентами – запомните! От Рихтера-Мацуева-Ростроповича-Шнитке до тюремного прото-блатняка с условно-временным диапазоном от эпохи раскола Алёксея Тишайшего до ежедневных теперешних филармонических афиш на Маяковке.
Времена Гипербореи и Эпохи Переселения из высокогорных индо-европейских "садов Эдема" в отечественные болота мы рассматривать не будем. Скажем только, что великий и могучий русский язык на треть состоит из слов с санскритскими корнями. Против этого не попрешь. А ежели услышишь фрактальный ориентальный лад из Нижегородской губернии на саундтреке к "Курочке Рябе" А. Кончаловского – тем более.
Поэтому – сразу к делу.

Ко временам поздней античности праславяне обитают в области Эльбы, Одера, притоков Днепра и низовий Причерноморья, это факт. Они пишут "чертами и резами" на западно-словенских, восточных и полянских рунических диалектах – это тоже факт. После падения северного анклава (Аркона на Руяне и окрестности) словене перекочёвывают (по раскопкам академика Седова) в область Ильменя и Волхова, поляне же бодаются с кашкаями и хазарами, как это уже и было по издревле заведенному обычаю.
Музыкальный стиль той эпохи – сохранившиеся до наших дней песни Полесья – пограничья плёмен дреговичей, полян, кривичей и других. Сиречь пограничья России, Беларуси и Украины.
Это - самая древняя сохранившаяся музыка восточно-славянской общности. (например, послушайте "На улице девки гуляли").

А также – Бояне гам – гипотетический гимнический эпический текст 4-9 вв. в списке Ягайло Гана, в новом переводе Асова и распеве Вашего покорного слуги - на правах самопромоушена и за неимением других гипотез.
Таким образом, мы имеем сразу два музыкальных комплекса – эпическую Боянову традицию (см. также "Слово о полку Игореве") дружинного княжеского "истеблишмента" и календарные обрядовые крестьянские песнопения сакрального и бытового характера.
Всё вроде гармонично.


Музыкальный раскол

Но позже обнаруживается изначальный эстетический музыкальный классовый конфликт! Ибо военизированные верхи уже соблазнены величием построек тогдашнего BigBiz, озадачены религиозно-архитектурным импортом с соответствующей реверберационной озвучкой новых духовных текстов, а простолюдинам вполне достаточно дерева и акустики открытого пространства с задержкой и эхом порядка 1-ой - 5-ти секунд, на берегу реки, вкупе со старым образным рядом и архаичными автохтонными ладами.
В последующие века верхи борются с данными "погаными и бесовскими" звуками всеми доступными методами (см. "Андрей Рублев" А.Тарковского, новеллу "Скоморох") и пишут первые партитуры знаменного путевого одноголосного роспева. Попутно льют колокола. И вот тут засада: эпос возвращается в народный андерграунд. В княжеских палатах гусли замолкают. Надолго.

Обертональное богатство колокольных ладов, однако, эволюционно рождает трёхголосие роспева демественного. Который был весьма близок по звуку не только к бронзовому звону, но и современному кластерному вокально-хоровому авангарду!)) За что и поплатился. Говорят (согласно исследованию Успенского, Бражникова), что самыми крутыми авторами-исполнителями демества были бывшие казаки-ушкуйники с Дона, привносившие своё свободолюбие и импровизацию в церковный обиход. Как бы то ни было, в 17-м веке "вольница" кончилась и все стали петь обиход аккордовыми партесными столбами по наущению поляка Николы Дилецкаго и Алексея Михалыча, учинившего церковный раскол и Указом от 1648 г. запретившего народный музыкальный инструментарий к употреблению.

В то же время, в апартаментах вышеназванного монарха вовсю уже звучали портативные органы из Европ, скрипели скрипицы оттуда же, и о славных местных скоморошьих славянских сатурналиях времен Иоанна Зе Террибл не было уже и упоминания.

Пришла эпоха музыки светской - с ее польками, мазурками Петровской эпохи, первыми крепостными операми а ля пастораль Людовика 14-го с итальянским саундом. Во времена дальнейшего онемечивания царского двора ситуация усугубилась. Крепостническое рабство окончательно поделило музыку надвое, не оставив национальным формам возможности развиваться в аристократической среде.
Аутентичный фольклор жил своей отдельной жизнью.

Казаки со своей вокальной полифонией всё это время двигались в сторону Америки. Старообрядцы оседали на дальних таёжных хуторах и за Байкалом, строили Засечную полосу на юге, а наиболее неугомонные штурмовали Аляску и ставили форпосты в Калифорнии. Мы их здесь еще вспомним.

Многообразие видов

К середине 19-го века Россия имеет светскую музыку в городах, русскую оперно-симфоническую школу, музыку кабака с кичевым люмпен-фолком и бытовой романс в среде разночинной и интеллигентской.
Передовая ее часть в лице Стасова, Гедеоновых, Могучих Кучкистов частично возвратила народные деревенские мелодии в концертную практику и этим вписала свои имена золотыми буквами в историю. Хоры рожечников Кондратьева и братьев Пахаревых сыграли-таки на Всемирной выставке в Париже и русскому Императорскому двору очно – в крымской Ливадии. Но было поздно. Грянули революции, последняя была Октябрьская Социалистическая.

Митрофан Пятницкий показал Ленину свой крестьянский ансамбль, но последуюшая практика обнаружила замену подлинного фолка на подделки авторского творчества в стиле "музыку сочиняет народ, а мы – композиторы!" Колхозный саунд и теперь слышно за версту, к корневой аутентике это не имеет отношения, хотя попытки выдать это за оригинал остались.

Справедливости ради стоит сказать, что красивые советские песни под баян и балалайки помогли выстоять в ВОВ и свою историческую функцию эта музыкальная революция выполнила.
Но на порог пришла революция глобальная – джаз и рок вышагивали по планете и забирали сердца и уши советских людей. Почему? Реализованная личная свобода в импровизации была уже забыта и поэтому по-англицки сладко напоминала о себе и о временах изначальных в архетипическом подсознании. Как бы вспоминая предков - казаков с их импровизацией, ничем не уступающей американским, значительно более поздним аналогам!

Функцию же городского фольклора взяли на себя ВИА и рок-группы, смешав в одной кастрюле блюз, отечественный кабак и подъезд, люмпен-фолк, блатняк и авторскую песню под гитару, назвав это русским роком.
Неудивителен незамысловатый по составу стилевой винегрет, учитывая полный отрыв подлинной аутентичной национальной музыки от сценической практики...<
…Который и попытались закрыть фолк-моделеры нового времени Кабанов, Савельева, Щуров, Покровский, Зосимова. Нескромно ставлю и своё имя в этот ряд. Здесь же - Котов и Старостин.

Открылась дверь в историческую средневековую реконструкцию. Но многочисленные фестивали норманнского толка упираются до сих пор проникновению подлинных форм на свои ристалища, где преобладают псевдокельтские фонограммы и ватаги волынщиков, копирующих аналогичный саунд на аналогичных сборищах в Европах. Фэнтези агрессивно довершают очередной процесс подмены аутентики на фейки, как это было и при большевиках, и ныне процветает в Голливуде.

Но процесс конвергенции пошёл! Мы будем еще свидетелями общественной музыкальной моды на Подлинное!

А при чём же здесь не к Рождеству упомянутый цитрусовый Чебурашка с Первого, спросите Вы?
Да, мы забыли сказать, что современная эстрада, э… Это тот же кабак, но с более продвинутыми технологиями.

Хочется ответить спорщикам новогодней цитатой: "Думайте сами, решайте сами – иметь или не иметь…"
С Новым Годом!

05.01.2017, Борис БАЗУРОВ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
ИЗ ЖИЗНИ - Теперь я - Чебурашка - ваше мнение о статье
  • замечательный текст
    Написал(a): Ilyas Ahmed, 08/01/2017 2:43
ИЗ ЖИЗНИ - свежие публикации:
  • События - Без ансамбля , 17.05.2017
    Сюрреализм: в московских ЗАГСах запретили музыкантов и шампанское. Лепестки роз тоже запрещены »»
  • Анализ - Последний из могикан , 08.04.2017
    Музыкальный редактор Guardian завершает 16-летнюю карьеру и делится своими мыслями о состоянии индустрии »»
  • События - DJ джихад , 05.04.2017
    Британскому диджею Dax J угрожают смертью за сэмплы с призывом к молитве »»
Звуки.ру - новости партнёров:

Костюмчик сидел – Adam LEVINE Адам Левин снялся в новом клипе Big Boi на их совместную песню "Mic Jack". »»

Лилу Даллас, мультипаспорт – ФЕСТИВАЛЬ Только для маньяков! Хотите один билет на 90 фестивалей? - Теперь это возможно. »»

Копай глубже – MUSE Muse выпустили пост-апокалиптический ужастик »»

Призраки прошлого – Андрей МАШНИН Андрей Машнин выпустил песню, посвященную легендарной "Камчатке" »»

Без ансамбля – ИЗ ЖИЗНИ Сюрреализм: в московских ЗАГСах запретили музыкантов и шампанское. Лепестки роз тоже запрещены. »»

Достучаться до небес – FOO FIGHTERS Концертная премьера новой песни Foo Fighters. Видео. »»

Купи у бога копирайт на русский язык – Борис ГРЕБЕНЩИКОВ РАО запрещает БГ выпускать альбомы »»

Посмертный дебют – Chuck BERRY Дебютный клип Чака Берри увидел свет через 2 месяца после смерти музыканта »»

Отмена концерта – SWANS Отменен московский концерт Swans. »»

Для самых маленьких – Сергей ШНУРОВ Сергей Шнуров написал стихотворный ответ Алисе Вокс, экс-солистке Ленинграда »»

"Жизнь вертится, как рулон туалетной бумаги" – AEROSMITH В Москву с прощальным концертом приезжает вечно молодой Стивен Тайлер и его команда. »»

"Мы ничего не забыли, но кое-чему научились" – СЕКРЕТНЫЙ УЖИН Рокеры Секретный Ужин отметят своё 30-летие, вернувшись на сцену спустя 20 лет. »»

Работа не фолк – GuSli Знаменитые рэперы GUF и Slim представляют свой новый совместный проект - GuSli. »»

Пересадочная станция – HALSEY Американская поп-певица Halsey впервые выступит в России »»

Финал Евро-2017. Запрещенка live! – ЕВРОВИДЕНИЕ Трансляция Суперфинала из мирового подполья! Подключайтесь и комментируйте любимое музыкальное… »»

Два притопа – Emir KUSTURICA And THE NO SMOKING ORCHESTRA 5 причин посетить концерт Эмира Кустурицы и его раздолбайского оркестра »»

Два притопа – Emir KUSTURICA And THE NO SMOKING ORCHESTRA 5 причин посетить концерт Эмира Кустурицы и его раздолбайского оркестра »»

2 полуфинал Евровидения-2017. Запрещенка! – ЕВРОВИДЕНИЕ Второй полуфинал Евро: вещаем из подполья! »»

2 полуфинал Евровидения-2017. Запрещенка! – ЕВРОВИДЕНИЕ Второй полуфинал Евро: вещаем из подполья! »»

Гаражная музыка – ФЕСТИВАЛЬ Джек Гарретт, London Grammar и Flying Lotus сыграют в Гараже »»

R.I.P. – Chris CORNELL Ушел из жизни Крис Корнелл. Наиболее вероятная причина смерти - суицид. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Я не знаю, сколько еще продлится зима" – ВАГОНОВОЖАТЫЕ Антон Слепаков рассказывает о своем новом проекте "Стишение обстоятельств" »»

С днем Рождения, папа! – Юрий ШЕВЧУК 16 мая - день рождения ума, чести и совести русского рока. Юрий Юлианович Шевчук - явление в… »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

"Я решил возродить Ноль" – НОЛЬ Федор Чистяков возрождает "Ноль" и рассказывает об этом Звукам. »»

"Эд Ширан собирает стадионы с одной только гитарой. Это вдохновляет" – Natalie IMBRUGLIA Натали Имбрулья о "мужских" песнях, своей новой акустической программе и туре, который стартует в… »»

"Человек бежит в культуру, потому что если он остановится - его зарежут." – ШКЛОВСКИЙ Группа Шкловский представляет на Звуках свой второй альбом и рассказывает о третьем »»

"Можно быть успешным в музыке, абсолютно не продав и не предав себя" – Юрий НАУМОВ Гитарист Юрий Наумов - о юбилейном концерте, истоках психоделики и о том, как оставаться… »»

Магистры игры – ФЕСТИВАЛЬ В Москве пройдет 2-й фестиваль Magister Ludi/Магистр Игры, посвященный творчеству композитора… »»

Проверка пульса: апрель. – МУЗЫКА Clark, Arca, неожиданный поворот Boxcutter и еще пять электронных альбомов апреля. »»

10 альбомов мая – МУЗЫКА Две вечности спустя, один из Direction и новый скальп Годрича - в майском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: "Призрак в доспехах" – ФИЛЬМ Киберпанк со Скарлетт и другие саундтреки месяца - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

Последний из могикан – ИЗ ЖИЗНИ Музыкальный редактор Guardian завершает 16-летнюю карьеру и делится своими мыслями о состоянии… »»

Проверка пульса: март. – МУЗЫКА Электроника марта: возвращение Soulwax, энергичный электропоп Goldfrapp и еще 6 свежих пластинок. »»

10 альбомов апреля – МУЗЫКА Самые важные и многообещающие релизы ближайших недель - в апрельском обзоре Звуков »»

Демпинг на аппаратном уровне – ТЕХНИКА Основатель фирмы Behringer Ули Берингер объявил, что собирается выпускать "клоны" Minimoog Model D… »»

Духовной жаждою томим – DEPECHE MODE Новый альбом Depeche Mode оставил противоречивые ощущения, но кое-чем всё же порадовал. »»

Целлулоид. Большие ожидания-2017 – ФИЛЬМ Тупак, Grateful Dead и опять Гослинг: 8 новых фильмов о музыке и музыкантах. »»

Хроника22/05

1813 – В Лейпциге родился Вильгельм Рихард Вагнер - композитор, создатель цикла опер на сюжет германской мифологии, драматург и автор либретто своих опер, музыковед, философ и революционер  »»

2003 – В 2003 году сэру Полу Маккартни вручили диплом почетного профессора Петербургской консерватории. После этого события в сети появились карикатуры на битла "Профессор консерватории, не знающий нотной грамоты"  »»

Charles AZNAVOUR (1924)

Al BROWN (1934)

Jerry RICKS (1940)

Bernie TAUPIN (1950)

David DUNN (1953)

Jerry DAMMERS (1954)

Mary BLACK (1955)

MORRISSEY (1959)

Юрий ЦАЛЕР (1973)

Свежая реплика

Музыкальный авант-туризмФЕСТИВАЛЬ 14/04/2017 06:08 от Bobbbog Хорошая новость про Made In China, но меня больше Xiu Xiu интересуют. ответить

Вы - жюри Первого канала. Ваша задача - отправить нашего участника на Евровидение в Украину. Кого выберете?

Юлию Самойлову. Нас все равно в Украине ничего хорошего не ждет

32%

Дмитрия Билана. С ним мы всегда выигрываем

4%

Робби Уильямса. Он будет Party Like a Russian

14%

Юрия Лозу. Он сам напросился

19%

Никого не посылать, задраить люк и отрубить телевизор

28%