ИЗ ЖИЗНИ  Теперь я - Чебурашка

Откуда есть пошла русская музыка: от древних славян до Чебурашки на Первом канале

Народ на рубеже 2017-го года массово озадачился вылезающим из коробки "Не кантовать" поющим ушастым персонажем оранжевого цвета и другим, уже привычным, чудо-миллионером в очередных перьях. Это похвально,- несмотря на ненорматив и прочий неадекват в качестве реакции на этот и остальной TV-контент из музла эпохи отечественного развитого гос-моно-капитализма в канун 100-летия Октябрьской Революции.


Но что-то внятное супротив этого явления сказать большему числу пользователей социальных сетей нечего. Поэтому –
Вы хотели, но боялись об этом спросить все эти последние 180 лет…

Краткий экскурс в историю русской музыки
от и до (доходчиво)

Русская Музыка есть слоеный пирог с разными ингредиентами – запомните! От Рихтера-Мацуева-Ростроповича-Шнитке до тюремного прото-блатняка с условно-временным диапазоном от эпохи раскола Алёксея Тишайшего до ежедневных теперешних филармонических афиш на Маяковке.
Времена Гипербореи и Эпохи Переселения из высокогорных индо-европейских "садов Эдема" в отечественные болота мы рассматривать не будем. Скажем только, что великий и могучий русский язык на треть состоит из слов с санскритскими корнями. Против этого не попрешь. А ежели услышишь фрактальный ориентальный лад из Нижегородской губернии на саундтреке к "Курочке Рябе" А. Кончаловского – тем более.
Поэтому – сразу к делу.

Ко временам поздней античности праславяне обитают в области Эльбы, Одера, притоков Днепра и низовий Причерноморья, это факт. Они пишут "чертами и резами" на западно-словенских, восточных и полянских рунических диалектах – это тоже факт. После падения северного анклава (Аркона на Руяне и окрестности) словене перекочёвывают (по раскопкам академика Седова) в область Ильменя и Волхова, поляне же бодаются с кашкаями и хазарами, как это уже и было по издревле заведенному обычаю.
Музыкальный стиль той эпохи – сохранившиеся до наших дней песни Полесья – пограничья плёмен дреговичей, полян, кривичей и других. Сиречь пограничья России, Беларуси и Украины.
Это - самая древняя сохранившаяся музыка восточно-славянской общности. (например, послушайте "На улице девки гуляли").

А также – Бояне гам – гипотетический гимнический эпический текст 4-9 вв. в списке Ягайло Гана, в новом переводе Асова и распеве Вашего покорного слуги - на правах самопромоушена и за неимением других гипотез.
Таким образом, мы имеем сразу два музыкальных комплекса – эпическую Боянову традицию (см. также "Слово о полку Игореве") дружинного княжеского "истеблишмента" и календарные обрядовые крестьянские песнопения сакрального и бытового характера.
Всё вроде гармонично.


Музыкальный раскол

Но позже обнаруживается изначальный эстетический музыкальный классовый конфликт! Ибо военизированные верхи уже соблазнены величием построек тогдашнего BigBiz, озадачены религиозно-архитектурным импортом с соответствующей реверберационной озвучкой новых духовных текстов, а простолюдинам вполне достаточно дерева и акустики открытого пространства с задержкой и эхом порядка 1-ой - 5-ти секунд, на берегу реки, вкупе со старым образным рядом и архаичными автохтонными ладами.
В последующие века верхи борются с данными "погаными и бесовскими" звуками всеми доступными методами (см. "Андрей Рублев" А.Тарковского, новеллу "Скоморох") и пишут первые партитуры знаменного путевого одноголосного роспева. Попутно льют колокола. И вот тут засада: эпос возвращается в народный андерграунд. В княжеских палатах гусли замолкают. Надолго.

Обертональное богатство колокольных ладов, однако, эволюционно рождает трёхголосие роспева демественного. Который был весьма близок по звуку не только к бронзовому звону, но и современному кластерному вокально-хоровому авангарду!)) За что и поплатился. Говорят (согласно исследованию Успенского, Бражникова), что самыми крутыми авторами-исполнителями демества были бывшие казаки-ушкуйники с Дона, привносившие своё свободолюбие и импровизацию в церковный обиход. Как бы то ни было, в 17-м веке "вольница" кончилась и все стали петь обиход аккордовыми партесными столбами по наущению поляка Николы Дилецкаго и Алексея Михалыча, учинившего церковный раскол и Указом от 1648 г. запретившего народный музыкальный инструментарий к употреблению.

В то же время, в апартаментах вышеназванного монарха вовсю уже звучали портативные органы из Европ, скрипели скрипицы оттуда же, и о славных местных скоморошьих славянских сатурналиях времен Иоанна Зе Террибл не было уже и упоминания.

Пришла эпоха музыки светской - с ее польками, мазурками Петровской эпохи, первыми крепостными операми а ля пастораль Людовика 14-го с итальянским саундом. Во времена дальнейшего онемечивания царского двора ситуация усугубилась. Крепостническое рабство окончательно поделило музыку надвое, не оставив национальным формам возможности развиваться в аристократической среде.
Аутентичный фольклор жил своей отдельной жизнью.

Казаки со своей вокальной полифонией всё это время двигались в сторону Америки. Старообрядцы оседали на дальних таёжных хуторах и за Байкалом, строили Засечную полосу на юге, а наиболее неугомонные штурмовали Аляску и ставили форпосты в Калифорнии. Мы их здесь еще вспомним.

Многообразие видов

К середине 19-го века Россия имеет светскую музыку в городах, русскую оперно-симфоническую школу, музыку кабака с кичевым люмпен-фолком и бытовой романс в среде разночинной и интеллигентской.
Передовая ее часть в лице Стасова, Гедеоновых, Могучих Кучкистов частично возвратила народные деревенские мелодии в концертную практику и этим вписала свои имена золотыми буквами в историю. Хоры рожечников Кондратьева и братьев Пахаревых сыграли-таки на Всемирной выставке в Париже и русскому Императорскому двору очно – в крымской Ливадии. Но было поздно. Грянули революции, последняя была Октябрьская Социалистическая.

Митрофан Пятницкий показал Ленину свой крестьянский ансамбль, но последуюшая практика обнаружила замену подлинного фолка на подделки авторского творчества в стиле "музыку сочиняет народ, а мы – композиторы!" Колхозный саунд и теперь слышно за версту, к корневой аутентике это не имеет отношения, хотя попытки выдать это за оригинал остались.

Справедливости ради стоит сказать, что красивые советские песни под баян и балалайки помогли выстоять в ВОВ и свою историческую функцию эта музыкальная революция выполнила.
Но на порог пришла революция глобальная – джаз и рок вышагивали по планете и забирали сердца и уши советских людей. Почему? Реализованная личная свобода в импровизации была уже забыта и поэтому по-англицки сладко напоминала о себе и о временах изначальных в архетипическом подсознании. Как бы вспоминая предков - казаков с их импровизацией, ничем не уступающей американским, значительно более поздним аналогам!

Функцию же городского фольклора взяли на себя ВИА и рок-группы, смешав в одной кастрюле блюз, отечественный кабак и подъезд, люмпен-фолк, блатняк и авторскую песню под гитару, назвав это русским роком.
Неудивителен незамысловатый по составу стилевой винегрет, учитывая полный отрыв подлинной аутентичной национальной музыки от сценической практики...<
…Который и попытались закрыть фолк-моделеры нового времени Кабанов, Савельева, Щуров, Покровский, Зосимова. Нескромно ставлю и своё имя в этот ряд. Здесь же - Котов и Старостин.

Открылась дверь в историческую средневековую реконструкцию. Но многочисленные фестивали норманнского толка упираются до сих пор проникновению подлинных форм на свои ристалища, где преобладают псевдокельтские фонограммы и ватаги волынщиков, копирующих аналогичный саунд на аналогичных сборищах в Европах. Фэнтези агрессивно довершают очередной процесс подмены аутентики на фейки, как это было и при большевиках, и ныне процветает в Голливуде.

Но процесс конвергенции пошёл! Мы будем еще свидетелями общественной музыкальной моды на Подлинное!

А при чём же здесь не к Рождеству упомянутый цитрусовый Чебурашка с Первого, спросите Вы?
Да, мы забыли сказать, что современная эстрада, э… Это тот же кабак, но с более продвинутыми технологиями.

Хочется ответить спорщикам новогодней цитатой: "Думайте сами, решайте сами – иметь или не иметь…"
С Новым Годом!

05.01.2017, Борис БАЗУРОВ (ЗВУКИ РУ)

ИЗ ЖИЗНИ - свежие публикации:

  • События - Достояние республики, 15.03.2024
    Германия включила берлинскую техно-сцену в национальный список культурного наследия ЮНЕСКО »»
  • События - Ужасное Далёко, 11.03.2024
    Актер Артур Смольянинов собрал в Латвии группу cheLovek, с которой они выпустили EP "4" и видеоклип на песню "Эльсинор" »»
  • MusicPro - Звездный Лорд одобряет!, 22.02.2024
    Спорим, вы всегда хотели узнать, кто сейчас лидирует в чартах продаж записей на кассетах? Угадаете с двух раз? »»