ИЗ ЖИЗНИ  Теперь я - Чебурашка

Откуда есть пошла русская музыка: от древних славян до Чебурашки на Первом канале

Народ на рубеже 2017-го года массово озадачился вылезающим из коробки "Не кантовать" поющим ушастым персонажем оранжевого цвета и другим, уже привычным, чудо-миллионером в очередных перьях. Это похвально,- несмотря на ненорматив и прочий неадекват в качестве реакции на этот и остальной TV-контент из музла эпохи отечественного развитого гос-моно-капитализма в канун 100-летия Октябрьской Революции.


Но что-то внятное супротив этого явления сказать большему числу пользователей социальных сетей нечего. Поэтому –
Вы хотели, но боялись об этом спросить все эти последние 180 лет…

Краткий экскурс в историю русской музыки
от и до (доходчиво)

Русская Музыка есть слоеный пирог с разными ингредиентами – запомните! От Рихтера-Мацуева-Ростроповича-Шнитке до тюремного прото-блатняка с условно-временным диапазоном от эпохи раскола Алёксея Тишайшего до ежедневных теперешних филармонических афиш на Маяковке.
Времена Гипербореи и Эпохи Переселения из высокогорных индо-европейских "садов Эдема" в отечественные болота мы рассматривать не будем. Скажем только, что великий и могучий русский язык на треть состоит из слов с санскритскими корнями. Против этого не попрешь. А ежели услышишь фрактальный ориентальный лад из Нижегородской губернии на саундтреке к "Курочке Рябе" А. Кончаловского – тем более.
Поэтому – сразу к делу.

Ко временам поздней античности праславяне обитают в области Эльбы, Одера, притоков Днепра и низовий Причерноморья, это факт. Они пишут "чертами и резами" на западно-словенских, восточных и полянских рунических диалектах – это тоже факт. После падения северного анклава (Аркона на Руяне и окрестности) словене перекочёвывают (по раскопкам академика Седова) в область Ильменя и Волхова, поляне же бодаются с кашкаями и хазарами, как это уже и было по издревле заведенному обычаю.
Музыкальный стиль той эпохи – сохранившиеся до наших дней песни Полесья – пограничья плёмен дреговичей, полян, кривичей и других. Сиречь пограничья России, Беларуси и Украины.
Это - самая древняя сохранившаяся музыка восточно-славянской общности. (например, послушайте "На улице девки гуляли").

А также – Бояне гам – гипотетический гимнический эпический текст 4-9 вв. в списке Ягайло Гана, в новом переводе Асова и распеве Вашего покорного слуги - на правах самопромоушена и за неимением других гипотез.
Таким образом, мы имеем сразу два музыкальных комплекса – эпическую Боянову традицию (см. также "Слово о полку Игореве") дружинного княжеского "истеблишмента" и календарные обрядовые крестьянские песнопения сакрального и бытового характера.
Всё вроде гармонично.


Музыкальный раскол

Но позже обнаруживается изначальный эстетический музыкальный классовый конфликт! Ибо военизированные верхи уже соблазнены величием построек тогдашнего BigBiz, озадачены религиозно-архитектурным импортом с соответствующей реверберационной озвучкой новых духовных текстов, а простолюдинам вполне достаточно дерева и акустики открытого пространства с задержкой и эхом порядка 1-ой - 5-ти секунд, на берегу реки, вкупе со старым образным рядом и архаичными автохтонными ладами.
В последующие века верхи борются с данными "погаными и бесовскими" звуками всеми доступными методами (см. "Андрей Рублев" А.Тарковского, новеллу "Скоморох") и пишут первые партитуры знаменного путевого одноголосного роспева. Попутно льют колокола. И вот тут засада: эпос возвращается в народный андерграунд. В княжеских палатах гусли замолкают. Надолго.

Обертональное богатство колокольных ладов, однако, эволюционно рождает трёхголосие роспева демественного. Который был весьма близок по звуку не только к бронзовому звону, но и современному кластерному вокально-хоровому авангарду!)) За что и поплатился. Говорят (согласно исследованию Успенского, Бражникова), что самыми крутыми авторами-исполнителями демества были бывшие казаки-ушкуйники с Дона, привносившие своё свободолюбие и импровизацию в церковный обиход. Как бы то ни было, в 17-м веке "вольница" кончилась и все стали петь обиход аккордовыми партесными столбами по наущению поляка Николы Дилецкаго и Алексея Михалыча, учинившего церковный раскол и Указом от 1648 г. запретившего народный музыкальный инструментарий к употреблению.

В то же время, в апартаментах вышеназванного монарха вовсю уже звучали портативные органы из Европ, скрипели скрипицы оттуда же, и о славных местных скоморошьих славянских сатурналиях времен Иоанна Зе Террибл не было уже и упоминания.

Пришла эпоха музыки светской - с ее польками, мазурками Петровской эпохи, первыми крепостными операми а ля пастораль Людовика 14-го с итальянским саундом. Во времена дальнейшего онемечивания царского двора ситуация усугубилась. Крепостническое рабство окончательно поделило музыку надвое, не оставив национальным формам возможности развиваться в аристократической среде.
Аутентичный фольклор жил своей отдельной жизнью.

Казаки со своей вокальной полифонией всё это время двигались в сторону Америки. Старообрядцы оседали на дальних таёжных хуторах и за Байкалом, строили Засечную полосу на юге, а наиболее неугомонные штурмовали Аляску и ставили форпосты в Калифорнии. Мы их здесь еще вспомним.

Многообразие видов

К середине 19-го века Россия имеет светскую музыку в городах, русскую оперно-симфоническую школу, музыку кабака с кичевым люмпен-фолком и бытовой романс в среде разночинной и интеллигентской.
Передовая ее часть в лице Стасова, Гедеоновых, Могучих Кучкистов частично возвратила народные деревенские мелодии в концертную практику и этим вписала свои имена золотыми буквами в историю. Хоры рожечников Кондратьева и братьев Пахаревых сыграли-таки на Всемирной выставке в Париже и русскому Императорскому двору очно – в крымской Ливадии. Но было поздно. Грянули революции, последняя была Октябрьская Социалистическая.

Митрофан Пятницкий показал Ленину свой крестьянский ансамбль, но последуюшая практика обнаружила замену подлинного фолка на подделки авторского творчества в стиле "музыку сочиняет народ, а мы – композиторы!" Колхозный саунд и теперь слышно за версту, к корневой аутентике это не имеет отношения, хотя попытки выдать это за оригинал остались.

Справедливости ради стоит сказать, что красивые советские песни под баян и балалайки помогли выстоять в ВОВ и свою историческую функцию эта музыкальная революция выполнила.
Но на порог пришла революция глобальная – джаз и рок вышагивали по планете и забирали сердца и уши советских людей. Почему? Реализованная личная свобода в импровизации была уже забыта и поэтому по-англицки сладко напоминала о себе и о временах изначальных в архетипическом подсознании. Как бы вспоминая предков - казаков с их импровизацией, ничем не уступающей американским, значительно более поздним аналогам!

Функцию же городского фольклора взяли на себя ВИА и рок-группы, смешав в одной кастрюле блюз, отечественный кабак и подъезд, люмпен-фолк, блатняк и авторскую песню под гитару, назвав это русским роком.
Неудивителен незамысловатый по составу стилевой винегрет, учитывая полный отрыв подлинной аутентичной национальной музыки от сценической практики...<
…Который и попытались закрыть фолк-моделеры нового времени Кабанов, Савельева, Щуров, Покровский, Зосимова. Нескромно ставлю и своё имя в этот ряд. Здесь же - Котов и Старостин.

Открылась дверь в историческую средневековую реконструкцию. Но многочисленные фестивали норманнского толка упираются до сих пор проникновению подлинных форм на свои ристалища, где преобладают псевдокельтские фонограммы и ватаги волынщиков, копирующих аналогичный саунд на аналогичных сборищах в Европах. Фэнтези агрессивно довершают очередной процесс подмены аутентики на фейки, как это было и при большевиках, и ныне процветает в Голливуде.

Но процесс конвергенции пошёл! Мы будем еще свидетелями общественной музыкальной моды на Подлинное!

А при чём же здесь не к Рождеству упомянутый цитрусовый Чебурашка с Первого, спросите Вы?
Да, мы забыли сказать, что современная эстрада, э… Это тот же кабак, но с более продвинутыми технологиями.

Хочется ответить спорщикам новогодней цитатой: "Думайте сами, решайте сами – иметь или не иметь…"
С Новым Годом!

05.01.2017, Борис БАЗУРОВ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
ИЗ ЖИЗНИ - Теперь я - Чебурашка - ваше мнение о статье
  • замечательный текст
    Написал(a): Ilyas Ahmed, 08/01/2017 2:43
ИЗ ЖИЗНИ - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:

Все, что я хочу - это ты – Roger WATERS Вот это новость: Роджер Уотерс выпускает первый сольный альбом за 22 года! »»

Смекалочка – ИЗ ЖИЗНИ Школьник проник на концерт любимой группы в Альберт-холле, подделав статью в Wiki. »»

Grammy-2017 – ГРЭММИ Грэмми-2017: live! Самые важные события и награды церемонии »»

Подсчитали - прослезились – ПРАВО РАО признается в хищениях миллионов: первые итоги финансового аудита »»

Борода в тылу врага – DEPECHE MODE Depeche Mode нацепили бороды и встали на трибуну мавзолея в новом видео »»

Нет, я не Байрон – M.I.A. В новом клипе M.I.A. зачем-то убеждает всех, что она не Мадонна и не Обама »»

Мне пора на покой – Aretha FRANKLIN "Королева соула" Арета Франклин объявила о завершении карьеры »»

Мэтр за мэтром – ИЗ ЖИЗНИ Элтон Джон, Куинси Джонс и Джордж Клинтон будут рекомендовать вам правильный винил »»

Вечно живой – Виктор ЦОЙ Кирилл Серебренников снимет фильм о юности Виктора Цоя »»

Как размножаются ежики – ANIMAL COLLECTIVE Участники Animal Collective посвятят часовой концерт сексуальной жизни кораллов »»

Стереокино – ФЕСТИВАЛЬ Питерский фестиваль Stereoleto объявляет первые имена »»

"Мы все - часть этого шоу" – Robbie WILLIAMS Робби Уильямс приглашает посетить его концерты в турне The Heavy Entertainment Show. »»

"Мы все - часть этого шоу" – Robbie WILLIAMS Робби Уильямс приглашает посетить его концерты в турне The Heavy Entertainment Show. »»

Юбилей свободного джаза – Юрий МАРКИН В России отмечают 75-летний юбилей Юрия Маркина, мэтра отечественного фри-джаза »»

Целая история – ДДТ ДДТ завершает турне "История звука" большими концертами на площадках двух столиц »»

Целая история – ДДТ ДДТ завершает турне "История звука" большими концертами на площадках двух столиц »»

Оркестр, музыку! – THE CINEMATIC ORCHESTRA Авторы лучшего саундтрека к "Человеку с киноаппаратом" выступят в России с новой программой. »»

Промерзшие корни – ARSTIDIR В России выступит самая традиционная из исландских групп »»

10 мыслей о 59-й церемонии – ГРЭММИ Слезы Адели, живот Бейонсе, фляга Рианны и другие узелки на память о "Грэмми-2017". »»

Планета "Меланхолия" – BVDUB Мастер пронзительно-печальной электроники возвращается в Москву спустя пять лет »»

R.I.P. – Al JARREAU Умер Эл Джерро - самый харизматичный джазовый вокалист, семикратный обладатель Грэмми »»

Буддист-классик – Philip GLASS В паноптикуме конца ХХ в. под биркой "выдающийся академический композитор" значится уже не… »»

"Вы хорошие люди, но рулит вами идиот" – BEHEMOTH Лидер Behemoth, самая противоречивая фигура дэт-метала, Адам Нергал Дарский - о своем видении… »»

Кто издает Звуки – ЗВУКИ РУ Дорогая Редакция портала Звуки.Ру завершает работу и делится историями своей жизни. »»

С Днём Рождения! – Patti SMITH Рок-легенде Патти Смит исполнилось 70 лет. »»

R.I.P. – George MICHAEL Британский музыкант Джордж Майкл умер на 54-м году жизни. »»

"Нам рассказывали, что нашу музыку использовали как саундтрек для родов" – SEEFEEL Seefeel - o легендарном фестивале "Бритроника", ярлыке IDM и отпуске длиной в 12 лет »»

"Люди нередко танцуют под нашу музыку, такое бывает" – THE NECKS Участники австралийского трио The Necks рассказали Звукам о своем новом альбоме  »»

Нобелевская речь Боба Дилана – Bob DYLAN "Не думаю, что у Шекспира было время спросить себя: "Занимаюсь ли я литературой?"  »»

"Япония - это место, где меня узнают на улице" – OVAL Oval - о концептуализме, новых технологиях и о том, почему его пластинки стали классикой. »»

Musikmesse 2017: стартуем весной – ТЕХНИКА Международная выставка музыкальных инструментов, софта, техники и аксессуаров Musikmesse 2017… »»

Ку – 5'NIZZA Новый альбом харьковского дуэта -радушное приветствие после долгого отсутствия »»

Проверка пульса: январь – МУЗЫКА Электронные новинки января: Брайан Ино, Nikakoi, Kid Koala и много электропопа. »»

Цифры года 2016 – ИЗ ЖИЗНИ Традиционный рейтинг Звуков: чуть меньше букв, чуть больше цифр. »»

Спой для Трампа – ИЗ ЖИЗНИ Как Дональд Трамп разделил музыкантов на два лагеря и стал катализатором нового ренессанса… »»

Крах иллюзии – LADY GAGA Революция закончилась: как Леди Гага перестала быть актуальным поп-артистом. »»

Глазами других – Bob DYLAN Бобу Дилану дали Нобелевку по литературе. Звуки вспоминают самые крутые каверы на песни великого… »»

Профессия: волонтер – ФЕСТИВАЛЬ Волонтерство как пропуск на ваш любимый летний фестиваль. »»

Когда бит был большим – FATBOY SLIM Звуки отмечают юбилей дебютного альбома Fatboy Slim, вышедшего ровно 20 лет назад. »»

20:00 – Клуб Игоря Бутмана на Таганке – Игорь БУТМАН Игорь БУТМАН »»

21:00 – Петрович – Анатолий МАЧУЛЕНКО Анатолий МАЧУЛЕНКО »»

Хроника20/02

1967 – В Абердине, штат Вашингтон, родился Курт Кобейн - основатель Nirvana, "голос поколения"  »»

1988 – Первый концерт и день рождения группы Агата Кристи. Культовая российская рок-группа 90-х основана Вадимом Самойловым, Александром Козловым и Петром Маем в Екатеринбурге. Глеб Самойлов изначально не принимал участие в создании группы, он присоединился к ней во время записи альбома "Второй фронт": "У…  »»

Fred ROBINSON

Phil MOORE

Nancy WILSON (1937)

Walter BECKER (1950)

Randy CALIFORNIA (1951)

Ian BROWN (1963)

Инна ЖЕЛАННАЯ (1965)

Kurt COBAIN (1967)

Свежая реплика

КсенофаризмXENA 18/02/2017 22:48 от bimba19 They updated it! I got this IMVU credits code and it got accepted! You get it completely free from http://imvucreditsgenerator.com ответить

Metallica помирилась с Napster спустя 17 лет. Кто следующий?

Мадонна и Милонов - в гей-клубе

Тимати и Киркоров - на совместном концерте у Кадырова

Децл и Баста - в Газгольдере

Тэйлор Свифт и Канье Уэст - на церемонии "Грэмми"

Трамп и все остальные... хотя нет, не получится

отправить