ИЗ ЖИЗНИ  Теперь я - Чебурашка

Откуда есть пошла русская музыка: от древних славян до Чебурашки на Первом канале

Народ на рубеже 2017-го года массово озадачился вылезающим из коробки "Не кантовать" поющим ушастым персонажем оранжевого цвета и другим, уже привычным, чудо-миллионером в очередных перьях. Это похвально,- несмотря на ненорматив и прочий неадекват в качестве реакции на этот и остальной TV-контент из музла эпохи отечественного развитого гос-моно-капитализма в канун 100-летия Октябрьской Революции.


Но что-то внятное супротив этого явления сказать большему числу пользователей социальных сетей нечего. Поэтому –
Вы хотели, но боялись об этом спросить все эти последние 180 лет…

Краткий экскурс в историю русской музыки
от и до (доходчиво)

Русская Музыка есть слоеный пирог с разными ингредиентами – запомните! От Рихтера-Мацуева-Ростроповича-Шнитке до тюремного прото-блатняка с условно-временным диапазоном от эпохи раскола Алёксея Тишайшего до ежедневных теперешних филармонических афиш на Маяковке.
Времена Гипербореи и Эпохи Переселения из высокогорных индо-европейских "садов Эдема" в отечественные болота мы рассматривать не будем. Скажем только, что великий и могучий русский язык на треть состоит из слов с санскритскими корнями. Против этого не попрешь. А ежели услышишь фрактальный ориентальный лад из Нижегородской губернии на саундтреке к "Курочке Рябе" А. Кончаловского – тем более.
Поэтому – сразу к делу.

Ко временам поздней античности праславяне обитают в области Эльбы, Одера, притоков Днепра и низовий Причерноморья, это факт. Они пишут "чертами и резами" на западно-словенских, восточных и полянских рунических диалектах – это тоже факт. После падения северного анклава (Аркона на Руяне и окрестности) словене перекочёвывают (по раскопкам академика Седова) в область Ильменя и Волхова, поляне же бодаются с кашкаями и хазарами, как это уже и было по издревле заведенному обычаю.
Музыкальный стиль той эпохи – сохранившиеся до наших дней песни Полесья – пограничья плёмен дреговичей, полян, кривичей и других. Сиречь пограничья России, Беларуси и Украины.
Это - самая древняя сохранившаяся музыка восточно-славянской общности. (например, послушайте "На улице девки гуляли").

А также – Бояне гам – гипотетический гимнический эпический текст 4-9 вв. в списке Ягайло Гана, в новом переводе Асова и распеве Вашего покорного слуги - на правах самопромоушена и за неимением других гипотез.
Таким образом, мы имеем сразу два музыкальных комплекса – эпическую Боянову традицию (см. также "Слово о полку Игореве") дружинного княжеского "истеблишмента" и календарные обрядовые крестьянские песнопения сакрального и бытового характера.
Всё вроде гармонично.


Музыкальный раскол

Но позже обнаруживается изначальный эстетический музыкальный классовый конфликт! Ибо военизированные верхи уже соблазнены величием построек тогдашнего BigBiz, озадачены религиозно-архитектурным импортом с соответствующей реверберационной озвучкой новых духовных текстов, а простолюдинам вполне достаточно дерева и акустики открытого пространства с задержкой и эхом порядка 1-ой - 5-ти секунд, на берегу реки, вкупе со старым образным рядом и архаичными автохтонными ладами.
В последующие века верхи борются с данными "погаными и бесовскими" звуками всеми доступными методами (см. "Андрей Рублев" А.Тарковского, новеллу "Скоморох") и пишут первые партитуры знаменного путевого одноголосного роспева. Попутно льют колокола. И вот тут засада: эпос возвращается в народный андерграунд. В княжеских палатах гусли замолкают. Надолго.

Обертональное богатство колокольных ладов, однако, эволюционно рождает трёхголосие роспева демественного. Который был весьма близок по звуку не только к бронзовому звону, но и современному кластерному вокально-хоровому авангарду!)) За что и поплатился. Говорят (согласно исследованию Успенского, Бражникова), что самыми крутыми авторами-исполнителями демества были бывшие казаки-ушкуйники с Дона, привносившие своё свободолюбие и импровизацию в церковный обиход. Как бы то ни было, в 17-м веке "вольница" кончилась и все стали петь обиход аккордовыми партесными столбами по наущению поляка Николы Дилецкаго и Алексея Михалыча, учинившего церковный раскол и Указом от 1648 г. запретившего народный музыкальный инструментарий к употреблению.

В то же время, в апартаментах вышеназванного монарха вовсю уже звучали портативные органы из Европ, скрипели скрипицы оттуда же, и о славных местных скоморошьих славянских сатурналиях времен Иоанна Зе Террибл не было уже и упоминания.

Пришла эпоха музыки светской - с ее польками, мазурками Петровской эпохи, первыми крепостными операми а ля пастораль Людовика 14-го с итальянским саундом. Во времена дальнейшего онемечивания царского двора ситуация усугубилась. Крепостническое рабство окончательно поделило музыку надвое, не оставив национальным формам возможности развиваться в аристократической среде.
Аутентичный фольклор жил своей отдельной жизнью.

Казаки со своей вокальной полифонией всё это время двигались в сторону Америки. Старообрядцы оседали на дальних таёжных хуторах и за Байкалом, строили Засечную полосу на юге, а наиболее неугомонные штурмовали Аляску и ставили форпосты в Калифорнии. Мы их здесь еще вспомним.

Многообразие видов

К середине 19-го века Россия имеет светскую музыку в городах, русскую оперно-симфоническую школу, музыку кабака с кичевым люмпен-фолком и бытовой романс в среде разночинной и интеллигентской.
Передовая ее часть в лице Стасова, Гедеоновых, Могучих Кучкистов частично возвратила народные деревенские мелодии в концертную практику и этим вписала свои имена золотыми буквами в историю. Хоры рожечников Кондратьева и братьев Пахаревых сыграли-таки на Всемирной выставке в Париже и русскому Императорскому двору очно – в крымской Ливадии. Но было поздно. Грянули революции, последняя была Октябрьская Социалистическая.

Митрофан Пятницкий показал Ленину свой крестьянский ансамбль, но последуюшая практика обнаружила замену подлинного фолка на подделки авторского творчества в стиле "музыку сочиняет народ, а мы – композиторы!" Колхозный саунд и теперь слышно за версту, к корневой аутентике это не имеет отношения, хотя попытки выдать это за оригинал остались.

Справедливости ради стоит сказать, что красивые советские песни под баян и балалайки помогли выстоять в ВОВ и свою историческую функцию эта музыкальная революция выполнила.
Но на порог пришла революция глобальная – джаз и рок вышагивали по планете и забирали сердца и уши советских людей. Почему? Реализованная личная свобода в импровизации была уже забыта и поэтому по-англицки сладко напоминала о себе и о временах изначальных в архетипическом подсознании. Как бы вспоминая предков - казаков с их импровизацией, ничем не уступающей американским, значительно более поздним аналогам!

Функцию же городского фольклора взяли на себя ВИА и рок-группы, смешав в одной кастрюле блюз, отечественный кабак и подъезд, люмпен-фолк, блатняк и авторскую песню под гитару, назвав это русским роком.
Неудивителен незамысловатый по составу стилевой винегрет, учитывая полный отрыв подлинной аутентичной национальной музыки от сценической практики...<
…Который и попытались закрыть фолк-моделеры нового времени Кабанов, Савельева, Щуров, Покровский, Зосимова. Нескромно ставлю и своё имя в этот ряд. Здесь же - Котов и Старостин.

Открылась дверь в историческую средневековую реконструкцию. Но многочисленные фестивали норманнского толка упираются до сих пор проникновению подлинных форм на свои ристалища, где преобладают псевдокельтские фонограммы и ватаги волынщиков, копирующих аналогичный саунд на аналогичных сборищах в Европах. Фэнтези агрессивно довершают очередной процесс подмены аутентики на фейки, как это было и при большевиках, и ныне процветает в Голливуде.

Но процесс конвергенции пошёл! Мы будем еще свидетелями общественной музыкальной моды на Подлинное!

А при чём же здесь не к Рождеству упомянутый цитрусовый Чебурашка с Первого, спросите Вы?
Да, мы забыли сказать, что современная эстрада, э… Это тот же кабак, но с более продвинутыми технологиями.

Хочется ответить спорщикам новогодней цитатой: "Думайте сами, решайте сами – иметь или не иметь…"
С Новым Годом!

05.01.2017, Борис БАЗУРОВ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
ИЗ ЖИЗНИ - Теперь я - Чебурашка - ваше мнение о статье
  • замечательный текст
    Написал(a): Ilyas Ahmed, 08/01/2017 2:43
ИЗ ЖИЗНИ - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:

Песня на 24 часа – Marilyn MANSON Мэрилин Мэнсон записал кавер на композицию Джонни Кэша для саундтрека к фильму "24 часа на жизнь". »»

Что новенького пишут? – Taylor SWIFT Тейлор Свифт выпустила клип, составленный из газетных заголовков и статей »»

Позвоните родителям – Frank OCEAN Фрэнк Оушен выиграл многомиллионный иск у собственного отца »»

Травма – Ed SHEERAN Эд Ширан попал под машину и отменяет гастроли из-за переломов »»

Ведьма из Дублина – NICK CAVE & The BAD SEEDS Nick Cave & The Bad Seeds начинают совместный тур с Патти Смит »»

Можем повторить – THE RAMONES Альбом Ramones "Rocket To Russia" будет переиздан в честь 40-летнего юбилея »»

Выборы-выборы – ЛЕНИНГРАД Ксения Собчак стала кандидатом в президенты. Шнур выпустил агитационный ролик в ее поддержку. Видео. »»

Лучше страны не найдешь – PIANOБОЙ Pianoboy выпустил клип о счастливой воображаемой стране на реальной даче »»

Не выходи из комнаты, не совершай ошибку – MORRISSEY Чтобы снять новый клип, Моррисси провел весь день в инвалидном кресле и в компании футболиста »»

Это было легендарно – OXXXYMIRON Полное видео эпического баттла Oxxymiron vs Dizaster »»

Доставай Метлу – APOCALYPTICA Apocalyptica анонсировала большой российский тур со своей знаменитой программой "Metallica" »»

Просто человек – БИРТМАН "Мы готовим супер-сенсацию, которую вы сможете ощутить еще до предстоящего концерта, этот мир… »»

Эти мемы стухли, дайте новые – Валентин СТРЫКАЛО Обновляем запас мемов: Валентин Стрыкало отправляется в тур в поддержку нового альбома "Развлечение" »»

Ассамблея для двоих – INGRID LAUBROCK / LUC EX Фестиваль "Джаз осенью" завершает дуэт участников проекта Luc Ex Assemblee »»

Как жить в XXI веке и любить классику – ФЕСТИВАЛЬ Фестиваль актуальной классики Re:Formers покажет мировые тенденции в исполнении классической и… »»

Фотоувеличение – PHOTAY Команда фестиваля "Синтпозиум" пробует себя в клубном формате. »»

Step by Step: дни города – ФЕСТИВАЛЬ Трибьюты Коэну, Mile Ex/End Festival и Arcade Fire - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

Справочник посетителя open air – ФЕСТИВАЛЬ Всем фанатам музыкального туризма пора подвести итоги этого фестивального года и задуматься, куда… »»

Лихой Sziget-2017: дни 6 и 7 – SZIGET Ленинград, Alt-j, Birdy и Major Lazer в финальном репортаже Звуков с Острова Свободы. »»

R.I.P. – THE TRAGICALLY HIP Лидер группы The Tragically Hip Горд Дауни скончался от рака мозга »»

"Наши провокации лежат не в политическом поле" – ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ Роман Суслов - о характере своих провокаций и о том, из какой части тела рождаются кавалерийские… »»

"Люди устали от агрессии" – Петр ПОДГОРОДЕЦКИЙ Петр Подгородецкий рассказал Звукам, что готовит к выходу первый альбом за 10 лет - с очень… »»

Свободу сказочным животным – FREE UNICORN REPUBLIC Юные чудаки собрали группу и объявили ее Свободной республикой единорогов. Мы поговорили с ними о… »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев постперестроечной эпохи. Для нового… »»

Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

10 альбомов октября – МУЗЫКА Другие Кортни и Курт, артист, ранее известный как Билли, и новый Бек - в октябрьском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: сентябрь – МУЗЫКА Tangerine Dream, Cut Copy, Four Tet, Mount Kimbie и другие электронные новинки сентября. »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Bicep, Chase & Status, Kettel, Антон Кубиков и другие электронные новинки августа. »»

Женский бокс: Кэти и Тейлор – МУЗЫКА Баттл двух блондинок - борьба вступила в открытую фазу! Вы за Кэти, или за Тейлор? »»

10 альбомов сентября – МУЗЫКА Foo Fighters, GY!BE, The National и, возможно, главный дебют года - в сентябрьском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: лучшие саундтреки лета – ФИЛЬМ "Малыш на драйве", Ник Кейв и Oneohtrix Point Never - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Хроника21/10

1940 – Родился Манфред Манн, британский клавишник, аранжировщик и композитор, лидер групп Manfred Mann и Manfred Mann's Earth Band. За свою музыкальную карьеру Манфред играл на многих клавишных инструментах, а его соло на синтезаторе Minimoog принесло музыканту широкую известность  »»

Don BYAS

Owen BRADLEY

Dizzy GILLESPIE

Malcolm ARNOLD (1921)

Celia CRUZ (1924)

Manfred MANN (1940)

Steve CROPPER (1941)

Elvin BISHOP (1942)

Ron ELLIOTT (1943)

Phil RYAN (1946)

Свежая реплика

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта"KAUAN 17/10/2017 21:10 от Ilyas Ahmed присоединяюсь к Алексею — шикарный материал, плюс Антон классный человек и интересно изложил свои мысли. ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить