ТЕХНИКА  "Небумажные билеты" и меры против сетевых барыг

Ticketmaster пробует бороться с билетными спекулянтами с помощью технологии "paperless tickets".

По мере того, как музыкальные записи падали в цене (а то и вовсе обесценивались), спрос на живую музыку, наоборот, рос гаргантюанскими темпами. Одной из причин, разумеется, было то, что техническое оснащение концертных шоу заметно улучшилось (огромные плазменные панели! передовая графика! съемки с десятка ракурсов! сцены-трансформеры!). Но едва ли не более важным фактором, удесятерившим как запросы, так и цены на билеты, стала эксклюзивность: концерты давали то, чего цифровая музыка дать уже не могла - ощущение уникальности момента, сопричастности к истории. Концертный бизнес, всегда считавшийся сектором низкой маржи и высоких рисков, вдруг резко пошел в рост. Когда в 2007 году гигант индустрии развлечений Live Nation предложил Мадонне революционную на тот момент сделку по схеме "360 градусов" (за 120 млн долларов приобрести права на три альбома певицы и долю от ее концертных доходов), все понимали, что самым лакомым куском пирога являются как раз гастроли. То, что в дальнейшем два альбома Мадонны, "MDNA" и "Rebel Heart", шли в качестве бесплатного приложения к билетам на ее концерты, только подтвердило догадку.

Как и многое другое, поле битвы за заветные билеты переместилось в сеть. И если поначалу покупка билета в онлайн-кассе была новомодной фишкой, то уже к концу нулевых стала едва ли не единственным способом попасть на концерт. Фестиваль Гластонбери, вместимость которого составляла порядка 150-200 тысяч человек, все свои билеты продавал за час-полтора (при органичении "не больше 6 в одни руки"), и на этом фоне мало кого удивляли заголовки вроде "Сольный концерт Radiohead в Нью-Йорке распродан за 4 минуты". При этом главная проблема и головная боль индустрии развлечений оставалась прежней - спекулянты. Билет можно легко купить онлайн - но так же легко его можно перепродать на специальных площадках вроде Viagogo, LetMeIn и Stubhub, чем беззастенчиво пользуются барыги цифрового мира.

В 2010 году проблемой озаботился билетный портал Ticketmaster, введший в обращение так называемые "небумажные билеты" (paperless tickets), фактически означавшие отсутствие билета как такового: покупателю, выбравшему опцию, на входе нужно было предъявить только банковскую карту, на которую был куплен билет, и удостоверение личности - такой подход должен был лишить работы перекупщиков. Позже Ticketmaster разрешил перепродажу билетов через собственный сайт (на перепродаже пользователь терял деньги), однако это не решило основную бытовую проблему - невозможность передать "небумажный билет" третьему лицу, т.е. сделать подарок или просто пригласить кого-либо вместо себя. Отдельную озабоченность вызывал тот факт, что Ticketmaster (крупнейший билетный оператор) был аффилирован с уже упомянутым Live Nation (крупнейшим концертным промоутером), что создавало нездоровую, почти монопольную ситуацию.

Забегая вперед, скажем: не помогло. Ужесточить контроль за продажей билетов пытались не только билетные платформы, но и сами музыканты - от Адель до Iron Maiden. Секретные рассылки с кодами для предпродаж, продажа по ID с фотографиями и другие меры пока не смогли нанести ощутимый урон перекупщикам (многие из которых пользуются доверчивостью фанатов, помноженной на запредельное желание попасть на концерт кумира). Один из самых вопиющих случаев произошел на том же Ticketmaster, когда выяснилось, что в ходе продаж на концерт Джастина Бибера в Теннесси всего 7 процентов билетов попали в руки тем, кто действительно собирался пойти на шоу.

Но идея "небумажных билетов" оказалась не совсем бессмысленной. Заботясь о сохранении лесов, некоторые билетные операторы уговаривают своих клиентов не распечатывать присланные им билеты, а то и вовсе отказываются от продажи бумажных квитков. Не вредит ситуации и широкое распространение смартфонов и планшетов, позволяющих предъявить цифровую копию билета со штрих-кодом и QR-кодом. Похоже, за электронными билетами и правда будущее.

15.12.2016, РЕДАКЦИЯ (ЗВУКИ РУ)