ТЕХНИКА  Аудионаркотики

"Аудиогрибы" по 300 рублей за файл и другие маркетинговые пузыри цифрового мира.

2009-й музыкальный год в России стал годом глобального надувательства – из Америки и Азии до нас, наконец, докатилась тема "аудионаркотиков" - композиций, по утверждению разработчиков, вызывающих измененное состояние у слушателя за счет психоакустического воздействия.

Откуда появились аудионаркотики, доподлинно неизвестно. По одной из версий, за гениальной маркетинговой идеей стоит компания Hemi-Sync, созданная в 1975 году ученым Робертом Монро (Robert Monroe – автором нескольких патентов по использованию бинауральных ритмов для стимулирования функций головного мозга. Идея его разработок заключалась в том, что, если настроить полушария мозга на синхронную работу, подавая в левый и правый канал стереонаушников практически идентичные сигналы (с отличием в 25-30 Гц), мозг делает "слышимой" эту разницу. Так получаются бинауральные ритмы, которые, как показали опыты, способствуют сосредоточению и расслаблению, а при регулярном использовании даже излечивают депрессию.

Идея трансформировать лечение в "безопасный кайф" оформилась в 2006 году – именно тогда появилась компания I-Doser, которая продавала файлы закрытого формата drg с броскими и весьма конкретными названиями - "Марихуана", "Кокаин" и "Оргазм", позднее к ним добавились более изобретательные – вроде "Руки Бога", "Жажды жизни" и возможности "Постоять на краю пропасти". Распространялись файлы методом вирусного маркетинга, а компания даже предлагал своим дилерам 20% комиссионных. Самые успешные поднимали на привлечении внимания к новинке до 13 тысяч долларов.

До России мода на цифровые наркотики докатилась спустя 3 года, когда закрытый формат drg (он позволял прослушать файл только определенное количество раз) давно взломали, а большую часть записей переконвертировали в wav и mp-3 (никого не смутило условие, что слушать аудионаркотики нужно в хороших наушниках и не пережатом виде). Барыги в родном отечестве стали продавать "цифровой кокс" по 150-300 рублей, а некоторые компании, специализирующиеся на личностном росте, просветлении и медитациях, всерьез взяли новинку на вооружение.

Шумиха, затянувшаяся на 2 года (по статистике Яндекса самый активный всплеск поисковых запросов на эту тему был в 2009-2010 годах), зиждилась на глобальном эффекте плацебо – основными покупателями новинки были школьники, в силу возраста не имевшие представления о настоящих ощущениях их горячо любимых названий – "оргазм", "кислота" и гм… "волшебные грибы". Они активно делились впечатлениями об "эффекте" на форумах и в соцсетях и предлагали друзьям попробовать новинку на себе.

Сарафанное радио сделало свое дело: о новинке вскоре серьезно заговорили СМИ. Квазинаучность описаний продукта в передачах и текстах туго переплеталась с теориями заговора про "спланированную атаку на целое поколение молодых россиян". Здравым зерном на этом поле истерии стало мнение части медиков, которые, протестировав цифровые наркотики, отметили, что влияние у новинки, безусловно, есть (наблюдались неконтролируемые сбои в биоэлектрической активности мозга), но говорить о поголовном эффекте (негативном или позитивном) нельзя.

"Сделать официальный вывод, насколько вредны аудионаркотики, мы не можем. У нас пока нет соответствующих исследований, мы не знаем точно, как ведет себя мозг под воздействием звуковых файлов из Интернета. Могу заявить официально: любое воздействие на мозг, которое пытается изменить его частоту, не полезно" - заявлял в 2009 году в интервью "КП" старший научный сотрудник Института мозга человека РАН Юрий Поляков.

Мода на цифровые "ощущения" закончилась к концу первой десятилетки нового века. Сейчас подобные файлы свободно гуляют в интернете, их можно прослушать и скачать. Впрочем, большая часть из них напоминает навязчивый шугейз, вполне способный довести вас до головной боли. В чем, в чем, а в этом авторы новинки были правы, эффект от цифровых наркотиков есть, правда он больше напоминает тяжелое похмелье. Хотя и оно возникает не у всех.

15.12.2016, РЕДАКЦИЯ (ЗВУКИ РУ)