ТЕХНИКА  Приложения, выпущенные музыкантами

Музыканты обнаружили, что мобильные приложения - преполезнейшая для маркетинга штука.

Вторая десятилетка нового века стала периодом активного расцвета мобайла. Запустившиеся в 2008 году магазины AppStore и Android Market, за несколько лет сделали этот сегмент рынка весьма преуспевающей отраслью, в том числе и для музыкантов. И если многие производители музыкального оборудования просто эмулировали железные - и портировали софтовые разработки в новую среду, то для распространителей музыки – музыкантов и лейблов с появлением смартфонов и планшетных компьютеров открылось непаханое поле для креатива.

Одним из первых перспективы новой формы распространения осознали западные музыканты. В 2011 году Bjork выпустила свой революционный альбом "Biophilia" - в виде серии приложений для iOS-устройств. Новинка представляла собой альбом-галактику, перемещение по которой отправляло пользователя в один из мини-аппов и соответствующую ему песню. В экосистеме Biophilia были реализованы все возможные виды мультитача – можно было прокручивать композицию, ориентируюсь на анимированные ноты песни, путешествовать по галактике, выбирая композиции, заражать клетку вирусом ("Virus"). Некоторые приложения были реализованы, как мини-игры, позволяющие на лету собирать кристаллы со стен туннеля ("Crystalline"). Другие предоставляли пользователю возможность произвольно комбинировать сэмплы из композиций альбома. Что-то похожее по функционалу в 2016 году реализовали Massive Attack, выпустившие app под названием "Fantom": приложение использовало данные gps-датчика, камеры и частоты сердцебиения, снимаемой с помощью apple watch, для создания пользовательских ремиксов из сэмплов песен группы.

Следом за Бьорк новой моде поддались Леди Гага (Lady Gaga) и Black Eyed Peas. Первая выпустила простенькую игру "The Monster in You”, позволяющую превратить себя в монстра при помощи наборов скинов (выход новинки приурочили к релизу "The Fame Monster"). Вторые пошли дальше – выпустили клип "BEP360", снятый в формате 360-градусов. При просмотре его через приложение пользователь получал эффект присутствия на вечеринке – мог оглядываться по сторонам, смотреть вверх и вниз и даже фотографировать участников клипа. Кроме того, в приложении BEP было несколько милых фишек вроде встроенной игрушки и твитов участников группы, отображавшихся при наведении камеры на обложку альбома.

Но настоящим интерактивом стала разработка компании With Associates, которая сделала специальное приложение для концерта Джонни Гринвуда и London Contemporary Orchestra. Программа, работавшая на Javascript, имела кнопку, которая генерировала несколько базовых волноформ, громкостью и высотой тона которых пользователь мог управлять, водя пальцем по экрану. Звук с сайта транслировался на сцену, и таким образом зрители участвовали в музыкальном представлении.

Не все артисты гнались за креативом - некоторые использовали мобайл просто как новую форму дистрибуции своей музыки. Самым успешных примером стал альбом Jay-Z "Magna Carta Holy Grail", выпущенный в 2013-м в виде бесплатного приложения, предустановленного в новой серии телефонов Samsung Galaxy. По сути корейская компанию выкупила миллион копий новой пластинки рэпера, которая таким образом еще до релиза имела право претендовать на платину. Но чарты Billboard в итоге решили не учитывать мобильную версию в официальных подсчетах. Другим, пока, впрочем, не реализованным примером, дистрибуции альбома в формате приложения, стал "долгострой" американского рэпера Эйкона (Akon). В 2014 году музыкант анонсировал новую пластинку "Stadium", которая планировалась к выходу исключительно в формате специального приложения Stadium APP. Пользователь, единожды купивший ее, включался в игру – слушая новые треки и, делясь информацией об альбоме в Facebook, зарабатывал бы специальные баллы, которые открывали доступ к дополнительному контенту - рингтонам, обоям, новым песням и видеороликам. Музыкант, в свою очередь, получал бы все дивиденды, не распыляя доходы от продаж между стриминговыми сервисами, лейблами и дистрибуцией.

Были варианты и попроще. Весной 2016-го вышло приложение "Аукцыон на солнце", при помощи которого группа Леонида Федорова промоутировала новую пластинку "На солнце". Чтобы послушать альбом до его официального релиза пользователь должен был навести на солнце камеру мобильного телефона, на котором было загружено приложение. Свет (необязательно солнечный) "открывал" доступ к заветным трекам.

Отдельно упомянем формат 3Plet, созданный одноименной компанией Валерия Мифодовского. 3plet – это выпуск альбома в традиционном формате CD – c обложкой, текстами песен, музыкой, комментариями артистов, но без носителя. Каждый альбом выпускается, как отдельное приложение, по сути аналогичное deluxe-изданию пластинки в цифре. Отсутствие физической копии компенсируется возможностью делиться альбомом в соцсетях и продажей его в цифровых магазинах.

15.12.2016, РЕДАКЦИЯ (ЗВУКИ РУ)