ТЕХНИКА  Myspace

Myspace – первая в мире социальная сеть с музыкальным хостингом. Стартовая площадка Адели и Artic Monkeys.

На сегодняшний день понятие "социальная сеть" не требует расшифровки, однако в 2003-м никто в полной мере не понимал, что это такое – social networking site - и зачем он нужен.

Сегодня синонимом понятия "социальная сеть" является Facebook. Однако Myspace был запущен на год раньше, чем FB, - и на год позже, чем малайзийский Friendster. Функциональность Myspace в значительной степени повторяла основные возможности Friendster, но не ограничивалась ими. Создатели Myspace попытались сформировать некое единое пользовательское пространство, своего рода "песочницу", в которой пользователи могли бы заниматься всем тем, ради чего приходилось посещать множество разных ресурсов: Myspace.com представлял собой гибрид агрегатора блогов, доски объявлений, фотохостинга, системы мгновенной доставки сообщений, а также – и это самое главное – общедоступный музыкальный хостинг.

Myspace.com сегодня почти забыт, а между тем, его влияние на музыкальный мир было колоссальным. Myspace стремительно занял ту же нишу, которую прежде удерживал закрытый в 2003 году MP3.com: стал "главным" ресурсом для музыкантов, где они могли самостоятельно, без посредников публиковать свои музыкальные композиции и привлекать внимание благосклонных слушателей – и представителей лейблов.

Адель (Adele) получила контракт от лейбла XL Recording после того, как её демо было размещено на Myspace. Arctic Monkeys в некоторой степени обязаны своим успехом именно странице на Myspace, которую создали их поклонники. Демо-записи Лили Аллен (Lily Allen), выложенные на Myspace, прокрутили на BBC Radio 1, после чего лейбл Regal Recording предложил ей контракт. Добавим сюда Panic! At the Disco, Скриллекса (Skrillex), Джастина Бибера (Justin Bieber), The Weeknd, и это будет далеко не полный список мейнстримовых артистов, обязанных своим звёздным статусом именно Myspace.com.

Журнал Wired в те годы писал, что основателям Myspace удалось создать нечто совершенно новое - "средний класс исполнителей", музыкантов, у которых не было контракта с крупными лейблами, но которые собирали весьма солидные концертные площадки. Впрочем, и уже состоявшиеся, богатые и знаменитые музыканты не брезговали ресурсом. К 2006 году, когда на Myspace.com был зарегистрирован стомиллионный аккаунт, большинство звёзд имели в этой сети свои официальные представительства. Myspace рассматривался как новый инструмент сетевого пиара. Именно после Myspace социальные сети стали главным инструментом продвижения музыкантов в интернете.

К сожалению, по мере роста Myspace как ресурса и как явления, его многочисленные достоинства стали меркнуть, а недостатки, наоборот, стали слишком заметными.

В 2005 году корпорация Руперта Мёрдока News Corp. покупает Myspace.com у его создателей за 580 млн долларов – колоссальные деньги для интернет-бизнеса. Однако, урвав лакомый актив, News Corp. так и не смогла придумать, как его монетизировать. Нелепые действия – такие как обвешивание пользовательских страниц безумным количеством рекламных баннеров – неизбежно привели к оттоку пользователей на конкурирующие ресурсы. Консервативная "портальная" стратегия, на которой сосредоточился новый менеджмент, также не принесла Myspace ничего хорошего: конкурирующие ресурсы – в первую очередь, Facebook, - в это время активно наращивали именно "социальный" функционал. Весной 2008 года Facebook уже "сделал" прежнего бесспорного лидера по посещаемости.

Пройдёт всего три года, и News Corp. продадут Myspace за какие-то 35 млн долларов компании Specific Media. В 2013 году эта компания попытается перезапустить ресурс в партнёрстве с Джастином Тимберлейком (Justin Timberlake) в качестве ресурса для поиска новых музыкальных проектов. В 2016 году ресурс снова сменит владельцев – на этот раз Myspace выкупила корпорация Time Inc. Myspace не только утратил положение топовой соцсети, он ещё и перестал быть центром притяжения для музыкантов. То есть, конечно, крупные артисты там по-прежнему держат свои представительства, но роль "главной стартовой площадки" давно уже играют SoundCloud и Bandcamp.

А в целом, Myspace оставил после себя очень неоднозначное наследие. Присутствие музыкантов в социальных сетях из преимущества превратилось по сути в обязанность, причём обязанность, отнимающую немало времени. В интервью Звукам лидер группы Black Tape for a Blue Girl Сэм Розенталь (Sam Rosenthal) заметил: "Музыканты теперь вынуждены быть маркетинговыми машинами. Мы вынуждены тратить время на пять разных социальных сетей, общаясь со своими слушателями. Это отбирает драгоценное время от написания музыки. С другой стороны, тем самым всё-таки формируется прямая связь между артистом и слушателем. Так что у интернета есть свои положительные и свои отрицательные стороны".

"Прямая связь между артистом и слушателем" - это, безусловно, ценно. Но лишь до определённого момента. Как справедливо отметил Розенталь в том же интервью, сегодня "музыкантов больше, чем когда-либо" и сетевые ресурсы, такие как некогда MP3.com, затем Myspace.com создавали иллюзию, что слушателей хватит на всех, и чем больше общедоступного музыкального материала будет в мире, тем лучше.

А на деле оказалось ровно наоборот. Общедоступность музыкального материала привела к тотальному обесцениванию музыки как таковой. И пусть Myspace сыграл в этом куда менее значительную роль, чем, например, пиратские P2P-сети и торренты, но с обесцениванием музыки как таковой, падает и ценность "прямой связи", которую обеспечивают социальные сети.

15.12.2016, РЕДАКЦИЯ (ЗВУКИ РУ)