ТЕХНИКА  Эра торрентов

Изобретение протокола BitTorrent, с которого суть пошли все торренты, пиратские и не очень.

Главный недостаток традиционных файлообменников вроде Napster, Soulseek или Audiogalaxy был чисто технологическим. Если пользователь, у которого вы качали файл, вдруг уходил в офлайн, вам приходилось или ждать его возвращения, или заново начинать качать тот же файл у кого-то еще. Решением этой проблемы стал протокол BitTorrent, который разработал 26-летний программист Брэм Коэн (Bram Cohen), выпускник университета Баффало. По такой технологии файл (или чаще – единая группа файлов, например, музыкальный альбом) качался по частям сразу из нескольких источников. Раздатчиками выступали те, у кого вся загрузка или её нужный участок уже лежали на жестких дисках, а сеть была распределенной, так что выпадение из неё нескольких участников не процесс почти не влияло.

Для того, чтобы качать такие файлы, требовалось установить приложение (первое из них тоже написал Коэн, хотя потом появилось несколько альтернативных клиентов), но поиск файлов происходил не напрямую из клиента, а через сайты-трекеры, откуда нужно было выудить файл-ссылку, размером в несколько десятков килобайт. Одним из плюсов такой технологии было и то, что на самих трекерах музыка, кино и т.д. не выкладывались, а распространение торрент-файла по тогдашнему законодательству не каралось.

Если поначалу на торрент-трекерах распространялось всё подряд (в первую очередь порно, которым Брэм привлекал пользователей к своей технологии), то к середине нулевых сайты постепенно становятся направленными. На одном хранится кино, на другом – пиратский софт, на третьем – комиксы, на четвертом – музыка. Главным музыкальным трекером планеты стал сайт Oink's Pink Palace, который создал британский программист Алан Эллис (Alan Ellis). Как и многие другие, Oink был закрытым трекером. Регистрация туда происходила исключительно по приглашениям от других участников, а за нерадивость (заливку "битых" файлов или просто неверно выставленные метаданные) или даже неактивность можно было получить "бан" (просить помилования можно было в специальном IRC-канале).

Строгость законов приводила к тому, что на сайте всегда был порядок, в результате буквально за год Oink превратился не только в источник новой музыки (середина нулевых была временем "ранних ликов", когда новый альбом мог попасть в сеть за несколько месяцев до официального релиза), но и крупнейшим в мире музыкальным архивом. Меломаны любовно заливали, классифицировали и собирали в коллекции буквально всё, от тайского соула и турецкого оппозиционного рока 70-х до аргентинского минимал-техно. Важность Oink как глобальной музыкальной библиотеки не отрицали даже музыканты, которые, по идее, должны бы сами бороться с пиратством: звезды масштаба Трента Резнора (Trent Reznor) публично признавались в том, что сами активно пользовались трекером.

По мере того, как Oink становился популярнее, а музыки там набиралось всё больше (к началу 2006-го на сайте было 100000 пользователей и более миллиона альбомов), к сайту росло и внимание правообладателей. Интересно, что среди тех, кто посылал Алану Эллису требования убрать музыку с сайта, были не только клиенты мейджоров или идеологические противники "бесплатной музыки" вроде Принса (Prince), но вполне себе независимые леваки вроде M.I.A. Однако погубили Oink не музыкальные магнаты, а издатели Джоан Роулинг, чьи книги (в том числе и в аудио формате) тоже были на сайте. 23 октября 2007-го, в результате совместной операции Интерпола, Британской ассоциации звукозаписи и Международной федерации производителей фонограмм, сайт закрывается, а серверы, находившиеся в Нидерландах, конфискует полиция. Эллис, который никогда не скрывал собственную персону, проведет под арестом несколько лет, но затем будет оправдан. Преследования пользователей, которые пыталась начать полиция, по большому счету успехом не увенчаются – несколько из них получат штрафы в несколько сот фунтов. На месте Oink тут же появится несколько других музыкальных трекеров (наибольшую популярность набрали What.CD и Waffles.fm), хозяева которых будут уже более осторожны. Хотя в 2016 году полиция придет и за ними.

15.12.2016, РЕДАКЦИЯ (ЗВУКИ РУ)

ТЕХНИКА - свежие публикации: