ТЕХНИКА  Creative Commons

Creative Commons - новая юридическая база для некоммерческого использования музыки.

Музыканты, не желавшие раздавать свою музыку через peer-to-peer сети, нуждались в ином инструменте ее тиражирования, который заранее оговаривал бы условия передачи файлов. Пользователи музыки, в широком смысле слова, тоже были за легализацию бесплатного распространения – лицензирование музыки тяготило и стоимостью, и бумажной волокитой. Масла в огонь подлил судебный процесс над Шоном Фэннингом и закрытие Napster – именно тогда всем стало ясно, что для распространения авторских произведений в сети нужна новая юридическая база.

Ответом на этот негласный запрос стала идея, которую выдвинул Лоуренс Лессиг, бывший преподаватель Гарвардского университета и активный сторонник принципа свободного программного обеспечения. Ему пришла в голову мысль создать типовые договоры для контролируемого распространения в сети своей интеллектуальной собственности. Новаторство было в том, что лицензия представляла собой html-код и соответствующий ему набор логотипов, которые встраивались в код веб-страниц, содержащих бесплатно распространяемый материал. Поисковики, поддерживающие работу с метаданными (Google, Yahoo и Flickr), выводили страницы с бесплатным контентом, а пользователь, решивший его скачать, понимал, что к чему – условия передачи материала описывались простыми иконками.

Первая редакция Creative Commons вышла при поддержке Центра Общественного достояния 16 декабря 2002 года. В настоящий момент Creative Commons 4.0 действует более чем в 70 странах мира (в том числе в России). Те государства, которые не имеют перенесенной лицензии (ее условия приведены в соответствие с местным законодательством), используют непереносимую лицензию СС – она использует принципы Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений и иные международные соглашения по вопросам авторского права.

Существует шесть основных типов СС-лицензий, использующих разные конфигурации 4 главных атрибутов – "указание авторства", "копилефт", "некоммерческое распространение" и "без производных".

Лицензия "С указанием авторства" (Attribution cc by) - позволяет использовать, редактировать и распространять (в том числе коммерчески) ваше оригинальное произведение. Главное условие – указание авторства.

Лицензия "Распространение на тех же условия – Копилефт" (Attribution Share Alike cc by-sa) – разрешает использование и переработку произведения с обязательным указанием авторства (в том числе, в коммерческих целях), но результаты переработки (например, ремикс трека) должны распространяться по тому же самому типу договора.

Лицензия "С указанием авторства – Без производных" (Attribution No Derivatives cc by-nd) – запрещает любую переработку, но позволяет использовать произведение с указанием авторства (в том числе в коммерческих проектах).

Лицензия "С указанием авторства – Некоммерческая" (Attribution Non-Commercial cc by-nc) – разрешает использование, переработку (с указание авторства), но запрещает использование в коммерческих целях (на результаты переработки это условие не распространяется).

Лицензия "С указанием авторства – Некоммерческая – Копилефт" (Attribution Non-Commercial Share Alike cc by-nc-sa) - все то же самое, что и в предыдущем пункте, но результаты переработки (ремикс, кавер или монтаж) должны лицензироваться на тех же условиях, что и оригинальное произведение.

Лицензия "С указанием авторства – Некоммерческая – Без производных" (Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd) – самый "запрещающий тип": нельзя перерабатывать и использовать в коммерческих целях, но можно использовать при указании авторства.

В первую очередь лицензии Creative Commons используют так называемые bedroom-продюсеры и музыканты, готовые "работать на имя", раздавая свою музыку в сети бесплатно. Однако пара любопытных примеров из мира большого шоу-бизнеса тоже имеется. Трент Резнор, например, выпустил свой первый (после ухода с Interscope Records) альбом "Ghosts I–IV" по лицензии Attribution Non-Commercial Share Alike. Это обеспечило пластинке первую строчку в рейтинге Billboard - Top Electronic Albums (2008) и 2 номинации на премию "Грэмми". Английский журнал Wired четырьмя годами ранее выпустил по лицензии Share Alike сборник "The Wired", CD с записями 16 известных исполнителей и групп, включая Beastie Boys, Zap Mama и Danger Mouse. Помимо этого появление электронных лицензий CC еще и спровоцировало появление нескольких успешных онлайн-проектов для начинающих музыкантов – стриминговых ресурсов Jamendo и Soundcloud. Российский Real Music – самый популярный местный аудиохостинг (до расцвета Вконтакте), ввел лицензии Creative Commons в свой функционал в 2007 году.

Сегодня в сети есть несколько крупных сайтов-агрегаторов, на которых собрана CC-музыка: Audionautix, Free Music Archive, FreeSound, Incompetech, ccMixter, Netlabels Collection. Существуют и небольшие интернет-лейблы (Otium,Sonux, Mimonot Records) распространяющие альбомы своих подопечных на основе лицензий Creative Commons. О том, как работают лицензии Creative Commons, можно понять из этого ролика:

15.12.2016, РЕДАКЦИЯ (ЗВУКИ РУ)