ТЕХНИКА  Цифровые копии умерших поп-звезд

Мёртвые среди живых: цифровой, но очень достоверный Тупак Шакур и нашествие других "голограмм".

Среди больших фестивалей американская Coachella к началу 2010-ых окончательно утвердилась в качестве трендсеттера и выставки достижений народного хозяйства. По плотности хедлайнеров, которых хватило бы на добрый десяток оупен-эйров средней руки, она давно догнала Glastonbury, а с середины нулевых - то есть до повальной моды на воссоединения героев прошлого - взяла за правило устраивать реюнионы тех, кого уже не ждали увидеть снова на сцене: The Stooges, Rage Against the Machine, Jesus and Mary Chain и др. Но от того, что произошло на Коачелле 15 апреля 2012 года, ахнула даже публика, приученная к дорогостоящим эксклюзивам. Во время выступления Dr. Dre и Снуп Догга на сцене вдруг возник третий участник - Тупак Шакур. Рэпер, застреленный в 1996 году, разумеется, явился не во плоти, а в виде виртуальной проекции (ее сразу же назвали "голограммой", но с технической точки зрения это не совсем верно). И все же шок от выхода цифрового призрака был велик: кто-то был поражен достоверностью картинки и аудио, кого-то, наоборот, невольно передернуло от неожиданного святотатства.

В кино виртуальные копии почивших знаменитостей начали появляться почти на 10 лет раньше: в фантастическом блокбастере "Небесный капитан и мир будущего" был использован образ Лоуренса Оливье, созданный мастерами CGI - сам актер к моменту съемок был уже 13 лет как мертв. Тогда же разгорелись дискуссии о том, насколько этична цифровая реконструкция. Ведь человек - это не только образ, но и личность, харизма, поведенческая иррациональность, не сводимая к заданным шаблонам, и воссоздавать все это технологии пока не позволяют (если вообще позволят - это предмет для отдельного философского спора). Но если в кинематографе голод до цифрового вуду оказался не так велик, то выхода Тупака на Коачелле, по общим ощущениям, открыл ящик Пандоры. Разгоряченное воображение предлагало вернуть на сцену всех разом, от Леннона до Кобейна. Оставались сущие мелочи - найти на все это деньги: технологии виртуализации оказались отнюдь не дешевыми, а компания Digital Domain Media Group, создавшая цифрового Тупака, уже через несколько месяцев, в сентябре 2012-го, подала на банкротство.

Хотя "голограммы" умерших звезд не посыпались на нас десятками и сотнями, за каких-то 4 года они почти превратились в обыденность: из пепла восстал Майкл Джексон, Уитни Хьюстон выступила дуэтом с Кристиной Агилерой, Билли Холидей получила резиденцию в нью-йоркском зале Аполло (где она будет не только петь, но и проводить экскурсии), TLC подумывают о том, чтобы отправиться на гастроли с копией Лизы Лопес, а в России первопроходцем цифрового бессмертия стал - кто же еще - Виктор Цой. Совсем уж парадоксальный случай произошел в Хэммонде, штат Индиана, где полиция сорвала выступление рэпера-уголовника Чифа Кифа: скандальный гангста, которому только в его родном Чикаго выписали несколько ордеров на арест, на фестиваль вместо себя отправил виртуального двойника. Стражи порядка решили, что даже в цифровом виде он представляет опасность для общества и решили остановить CGI-шоу. Вероятно, это один из первых в истории случаев, когда полиция "арестовала голограмму".

Технологии в ближайшие годы наверняка будут совершенствоваться, а пантеон великих покойников, увы, за один только 2016-й год получивший солидное пополнение, будет собирать кассу, несмотря на протесты тех, для кого живое шоу обязано быть живым во всех смыслах. Впрочем, у самих "живых" на этот счет есть и другое мнение. Перевернуть игру уже в следующем году могут ABBA: участники шведского квартета с подачи хваткого антрепренера Саймона Фуллера (некогда придумавшего группу Spice Girls и шоу American Idol) оцифровали самих себя и, судя по всему, планируют свои первые за почти 40 лет гастроли - именно в виде цифровых проекций.

15.12.2016, РЕДАКЦИЯ (ЗВУКИ РУ)