ТЕХНИКА  Интернет-лейблы

В Сети появляются свои издатели музыки. Интернет становится площадкой для полноценных лейблов.

Выкладывать в интернет свои треки музыканты начали как только появилась техническая возможность делать это. Но мысль о том, что интернет может быть площадкой для полноценного лейбла, тогда была в новинку. Прямым предшественником интернет-лейблов стала демо-сцена – сообщество любителей одного из первых видов киберискусства. Демо-ролики, по сути, представляли собой видеоклипы. Но поскольку технология тогда накладывала жесткое ограничение на размер файла, то видео должно было быть генеративным, т.е. строиться по определенному алгоритму (обязательной частью демо-культуры было программирование), да и музыка хранилась в довольно специфическом сжатом формате.

Саймон Карлесс (Simon Carless), глава одного из первых в мире нет-лейблов Monotonik: "Всё началось в 1996-м в демо-сцене для компьютеров Commodore Amiga, еще до того, как mp3 распространились в интернете. В то время люди создавали композиции в MOD-формате (что-то вроде нынешних MIDI с прикрепленными сэмплами) и распространяли их через BBS и FTP. Как правило, файлы эти распространялись или сами по себе, или в составе сборника какой-то одной демо-группы. Идея держать в группе, как на лейбле, свой коллектив музыкантов, была довольно необычной для этой сцены. Но у меня огромное количество друзей и знакомых занималось электронной музыкой, и мне хотелось как-то привлечь внимание к этим релизам, придать им важности. И потом, интернет и компьютеры стали достаточно быстрыми для того, чтобы скачивать и проигрывать mp3 (а Mono начинался еще тогда, когда на компьютере не хватало ни процессорной мощности, ни места на диске, чтобы проигрывать mp3 и делать при этом что-то еще!)".

Главной проблемой независимых издателей было даже не промо, как сейчас, а дистрибуция. Тиражи тогда были выше, поэтому 90% работы лейбла, выпускающего CD, винил или кассеты, заключалась в бесконечной коммуникации с магазинами и посредниками-дистрибьюторами. Большую часть жизни владелец маленького лейбла проводил на почте, отправляя сотни посылок. Эту проблему интернет решал сам собой, что давало возможность управлять лейблом с куда меньшими трудозатратами. "Что хорошо в сетевом лейбле, так это то, что ты можешь заниматься им в свободное время и при этом выпускать много музыки. Что мы и делали", - поясняет Саймон, имевший помимо лейбла full-time-работу в игровой индустрии.

В теории, перед сетевым лейблом стояла проблема промо: ясно, что бумажные журналы, охотно освещавшие независимые виниловые и CD-релизы, появление трека в сети просто не считали инфоповодом. Но первопроходцев это не останавливало. "Мы просто выкладывали музыку в сеть, а дальше все, кто хотел, скачивали её",- рассказывает Саймон. - "Мы не занимались абсолютно никаким продвижением! Но у нас было важное преимущество в плане дистрибуции – по состоянию на начало 2000-х мы были одними из очень немногих, кто легально распространял в сети качественную электронику. Конечно, были Napster и Soulseek, но там-то всё было пиратское! А mp3.com, насколько я помню, не был заточен на формат альбома или ЕР. Поэтому любой поиск mp3 в сети довольно быстро приводил к нам. Позже весь интернет оказался заполонен музыкой, и это было одной из причин, почему мы сначала стали издавать меньше, а потом и вовсе прекратили. В интернете сейчас УЙМА отличной музыки, платной и бесплатной, и выделиться из этой массы всё труднее".

Практически на всех сетевых лейблах первоначально издавалась электроника, в первую очередь – IDM. Жанр этот изначально был детищем сети (даже аббревиатура первоначально обозначала не столько саму музыку, сколько мейлинг-лист для её обсуждения), а концентрация любителей "гиковской" электроники в молодом интернете была куда выше, чем концентрация любителей джаза или блюза. К тому же, многие IDM-музыканты напрямую вышли всё из той же демо-сцены. Такие артисты, как MD (в будущем – клиент лейбла Merck) и Brothomstates (позже подписавшийся на Warp) начинали как демомейкеры. А самой, пожалуй, большой звездой, прошедшей через Monotonik, стал Трэвис Стюарт (Travis Stuart), более известный как Machinedrum.

Саймон Карлесс: "Интернет действительно был местом, где тусовались все IDM-нёрды, мы все в каком-то смысле были частью этой сцены. К тому же, это спокойная электроника, которую очень приятно слушать в тот момент, когда ты бродишь по интернету. А записывать её можно прямо в спальне! Я продолжал работать с теми же ребятами, которые раньше делали MODы, и все они записывали что-то, похожее на IDM, который тогда конечно был очень далек от мейнстрима. Так у нас возник свой стиль".

Ни о каком коммерческом потенциале нет-лейблов тогда никто не думал, всё это держалось на чистом энтузиазме. "Мы выпускали довольно специфическую музыку, поэтому вокруг нас собирались те, для кого коммерция не стояла на первом плане. Позже мы сделали пару коммерческих вещей: саундтрек для PlayStation-игры TankRacer, над которой я тогда работал, а еще выпустили альбом Lackluster на CD-R, но я был слишком занят работой в индустрии видеоигр, чтобы ставить лейбл на коммерческие рельсы".

Пиком распространения сетевых лейблов стала вторая половина 2000-х. Несколько всемирно известных нет-лейблов с сотнями тысяч слушателей действовали и в России – например, netaudio/electrosound или top40.org. Примерно тогда же родилась и современная модель продвижения, построенная на соцсетях, а не на освещении релиза в традиционной прессе. Концом нет-лейбла в его первоначальной форме стало распространение потоковых сервисов. Сейчас граница между сетевым и "реальным" лейблом стерлась окончательно, т.к. о продвижении своей музыки в сети сейчас думают абсолютно все, начиная от одиночек-экспериментаторов, заканчивая мейджорами. Последним, что напоминает нам о временах расцвета нет-лейблов, стали два гигантских архива, где собраны релизы нет-лейблов, в том числе давно переставших работать. Один из них создал всё тот же Саймон Карлесс, другой, netlabelarchive.org, Зак Бридье (Zach Bridier).

Вот что говорит Саймон о будущем своего лейбла: "Не так давно я был очень близок к тому, чтобы возобновить Monotonik в новой форме под названием Monotwonik, в сотрудничестве с платным сервисом Drip.fm. Это стоило бы 10 долларов в месяц, и за эти деньги пользователи получали бы кучу отличной музыки, как свежей, так и ремастеров старого. Это было бы очень круто, но Drip.fm в конце концов решили, что они не хотят с нами работать, а потом и вовсе закрылись, и были куплены Kickstarter. Этот проект потребовал бы огромного количества работы при сравнительно небольшом количестве подписчиков, но это именно то, какой мне видится новая жизнь Monotonik".

15.12.2016, РЕДАКЦИЯ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
ТЕХНИКА - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:

По нотам – THE BEATLES Страницы с нотами песни "Eleanor Rigby" The Beatles выставлены на аукцион »»

Богическая рапсодия – ИЗ ЖИЗНИ Талантливая и смешная версия "Богемской распсодии" на тему Игры Престолов »»

Дни затмения – Taylor SWIFT Тейлор Свифт закрыла все аккаунты в соцсетях и сайт, а потом открыла для премьеры странного видео »»

Нечестный ход – LCD SOUNDSYSTEM Лидер LCD Soundsystem сообщил о распаде группы, чтобы продать побольше билетов »»

Кладбище домашних животных – ИЗ ЖИЗНИ На экраны возвращается легендарное шоу MTV Unplugged. Теперь это программа по заявкам наших… »»

Я невиновен, ваша честь – Nick CAVE Иллюстрированная биография Ника Кейва - сложное, шокирующее и очень странное путешествие в мир… »»

Маппет-шоу - это хорошоу – ИЗ ЖИЗНИ The Muppets выйдут на сцену, чтобы исполнить все наши любимые хиты живьем »»

Мы вчера тусили, мы вчера тупили – LCD SOUNDSYSTEM Новое олдскульное видео "American Dream" »»

Случайно вызвали Сатану – QUEENS OF THE STONE AGE Лидер Queens of the Stone Age исполнил ритуальные пляски в клипе на песню “The Way You Used to Do”:… »»

Старые куклы – THE DRESDEN DOLLS Панк-кабаре The Dresden Dolls возвращается на сцену с серией юбилейных концертов »»

Лихой Sziget-2017: дни 6 и 7 – SZIGET Ленинград, Alt-j, Birdy и Major Lazer в финальном репортаже Звуков с Острова Свободы. »»

Герои мира и магии – FOXYGEN Взбалмошный американский дуэт Foxygen, играющий психоделический поп, выступит в Москве. »»

10 лучших концертов Flow 2017 – ФЕСТИВАЛЬ Sparks, Model 500, Jenny Hval и еще семь лучших выступлений фестиваля Flow 2017. »»

Разогнали тучи – ФЕСТИВАЛЬ В Калининграде прошел любимый всеми фестиваль Сити-Джаз: репорт Звуков »»

Сбавь обороты, лови момент – Yung LEAN Шведский рэпер Yung Lean - впервые живьем в России со своим медленным и печальным даунтемпо »»

Шляпу сними – THE HATTERS The Hatters - российская группа, которую можно смело назвать одной из главных сенсаций последнего… »»

Ешь ананасы, рябчиков жуй – ФЕСТИВАЛЬ Британские музыкальные фестивали Reading и Leeds запретили посетителям проносить на фестивальное… »»

Плейлист группы Биртман – БИРТМАН Накануне большого концерта под открытым небом группа Биртман поделилась с нами тематическим… »»

Слушать ударные будешь ты, падаван – SAX RUINS В Москве состоится концерт проекта Sax Ruins, созданного знаменитым японским барабанщиком Тацуей… »»

Юбилейный Sziget-201: дни 3, 4 и 5 – SZIGET Macklemore & Ryan Lewis, Kasabian, PJ Harvey и The Chainsmokers в свежем репортаже Звуков. »»

R.I.P. – Александр СЕМЕНОВ Александр Семенов - сонграйтер, солист группы Рабфак и продюсер певицы Юты - найден мертвым. »»

R.I.P. – Jerry LEWIS Ушел из жизни актёр и певец Джерри Льюис »»

R.I.P. – Дмитрий СЕВАСТЬЯНОВ Ушёл из жизни один из ведущих барабанщиков московской джазовой сцены Дмитрий Севастьянов. »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

Щедрый и толстый – ТЕХНИКА YouTube платит рынку больше роялти, чем Spotify. Но артисты все равно недовольны. Почему? »»

Ненавижу ненависть – ИЗ ЖИЗНИ Spotify удаляет из своей базы расистские группы »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июнь. – МУЗЫКА Aphex Twin, Goldie, Fizzarum, Com Truise и другие электронные новинки июня. »»

Путь домой: с планшетов на ПК – ТЕХНИКА 5 лучших музыкальных приложений, написанных для iOS и портированных на PC. Скачивайте и играйте! »»

Хроника23/08

1964 – Родилась Елена Левочкина, позже - Алена Саратовская, позже - Алена Апина. Автор текста песни о бухгалтере, фанатка группы Deep Purple. Поступила в Консерваторию, вдохновившись творчеством Джона Лорда  »»

1968 – Ринго Старр покинул The Beatles на один день. Пол Маккартни лично позвонил ему и извинился, а когда Ринго вернулся в студию, его барабанная установка была украшена цветами  »»

1969 – В разгар празднования своего дня рождения в отеле, Кейт Мун, барабанщик The Who, в попытке сбежать от полиции заехал на своей машине в бассейн  »»

1989 – Началась "Поющая революция" - серия акций протеста в республиках Прибалтики, целью которых было восстановление государственного суверенитета эстонцев, латышей и литовцев. В ходе массовых сходок на городских площадях и дорогах люди, взявшись за руки, пели патриотические песни  »»

1996 – Аксель Роуз да шокрующее интервью, в котором сообщил, что в детстве подвергался сексуальному насилию со стороны отца  »»

John LINDSAY

Keith MOON (1947)

Rick SPRINGFIELD (1949)

Mark HUDSON (1951)

Edwyn COLLINS (1959)

Alexandre DESPLAT (1961)

Eliza CARTHY (1975)

Lianne LA HAVAS (1989)

Свежая реплика

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить