АНАЛИЗ: Интернет-лейблы

В Сети появляются свои издатели музыки. Интернет становится площадкой для полноценных лейблов.

Выкладывать в интернет свои треки музыканты начали как только появилась техническая возможность делать это. Но мысль о том, что интернет может быть площадкой для полноценного лейбла, тогда была в новинку. Прямым предшественником интернет-лейблов стала демо-сцена – сообщество любителей одного из первых видов киберискусства. Демо-ролики, по сути, представляли собой видеоклипы. Но поскольку технология тогда накладывала жесткое ограничение на размер файла, то видео должно было быть генеративным, т.е. строиться по определенному алгоритму (обязательной частью демо-культуры было программирование), да и музыка хранилась в довольно специфическом сжатом формате.

Саймон Карлесс (Simon Carless), глава одного из первых в мире нет-лейблов Monotonik: "Всё началось в 1996-м в демо-сцене для компьютеров Commodore Amiga, еще до того, как mp3 распространились в интернете. В то время люди создавали композиции в MOD-формате (что-то вроде нынешних MIDI с прикрепленными сэмплами) и распространяли их через BBS и FTP. Как правило, файлы эти распространялись или сами по себе, или в составе сборника какой-то одной демо-группы. Идея держать в группе, как на лейбле, свой коллектив музыкантов, была довольно необычной для этой сцены. Но у меня огромное количество друзей и знакомых занималось электронной музыкой, и мне хотелось как-то привлечь внимание к этим релизам, придать им важности. И потом, интернет и компьютеры стали достаточно быстрыми для того, чтобы скачивать и проигрывать mp3 (а Mono начинался еще тогда, когда на компьютере не хватало ни процессорной мощности, ни места на диске, чтобы проигрывать mp3 и делать при этом что-то еще!)".

Главной проблемой независимых издателей было даже не промо, как сейчас, а дистрибуция. Тиражи тогда были выше, поэтому 90% работы лейбла, выпускающего CD, винил или кассеты, заключалась в бесконечной коммуникации с магазинами и посредниками-дистрибьюторами. Большую часть жизни владелец маленького лейбла проводил на почте, отправляя сотни посылок. Эту проблему интернет решал сам собой, что давало возможность управлять лейблом с куда меньшими трудозатратами. "Что хорошо в сетевом лейбле, так это то, что ты можешь заниматься им в свободное время и при этом выпускать много музыки. Что мы и делали", - поясняет Саймон, имевший помимо лейбла full-time-работу в игровой индустрии.

В теории, перед сетевым лейблом стояла проблема промо: ясно, что бумажные журналы, охотно освещавшие независимые виниловые и CD-релизы, появление трека в сети просто не считали инфоповодом. Но первопроходцев это не останавливало. "Мы просто выкладывали музыку в сеть, а дальше все, кто хотел, скачивали её",- рассказывает Саймон. - "Мы не занимались абсолютно никаким продвижением! Но у нас было важное преимущество в плане дистрибуции – по состоянию на начало 2000-х мы были одними из очень немногих, кто легально распространял в сети качественную электронику. Конечно, были Napster и Soulseek, но там-то всё было пиратское! А mp3.com, насколько я помню, не был заточен на формат альбома или ЕР. Поэтому любой поиск mp3 в сети довольно быстро приводил к нам. Позже весь интернет оказался заполонен музыкой, и это было одной из причин, почему мы сначала стали издавать меньше, а потом и вовсе прекратили. В интернете сейчас УЙМА отличной музыки, платной и бесплатной, и выделиться из этой массы всё труднее".

Практически на всех сетевых лейблах первоначально издавалась электроника, в первую очередь – IDM. Жанр этот изначально был детищем сети (даже аббревиатура первоначально обозначала не столько саму музыку, сколько мейлинг-лист для её обсуждения), а концентрация любителей "гиковской" электроники в молодом интернете была куда выше, чем концентрация любителей джаза или блюза. К тому же, многие IDM-музыканты напрямую вышли всё из той же демо-сцены. Такие артисты, как MD (в будущем – клиент лейбла Merck) и Brothomstates (позже подписавшийся на Warp) начинали как демомейкеры. А самой, пожалуй, большой звездой, прошедшей через Monotonik, стал Трэвис Стюарт (Travis Stuart), более известный как Machinedrum.

Саймон Карлесс: "Интернет действительно был местом, где тусовались все IDM-нёрды, мы все в каком-то смысле были частью этой сцены. К тому же, это спокойная электроника, которую очень приятно слушать в тот момент, когда ты бродишь по интернету. А записывать её можно прямо в спальне! Я продолжал работать с теми же ребятами, которые раньше делали MODы, и все они записывали что-то, похожее на IDM, который тогда конечно был очень далек от мейнстрима. Так у нас возник свой стиль".

Ни о каком коммерческом потенциале нет-лейблов тогда никто не думал, всё это держалось на чистом энтузиазме. "Мы выпускали довольно специфическую музыку, поэтому вокруг нас собирались те, для кого коммерция не стояла на первом плане. Позже мы сделали пару коммерческих вещей: саундтрек для PlayStation-игры TankRacer, над которой я тогда работал, а еще выпустили альбом Lackluster на CD-R, но я был слишком занят работой в индустрии видеоигр, чтобы ставить лейбл на коммерческие рельсы".

Пиком распространения сетевых лейблов стала вторая половина 2000-х. Несколько всемирно известных нет-лейблов с сотнями тысяч слушателей действовали и в России – например, netaudio/electrosound или top40.org. Примерно тогда же родилась и современная модель продвижения, построенная на соцсетях, а не на освещении релиза в традиционной прессе. Концом нет-лейбла в его первоначальной форме стало распространение потоковых сервисов. Сейчас граница между сетевым и "реальным" лейблом стерлась окончательно, т.к. о продвижении своей музыки в сети сейчас думают абсолютно все, начиная от одиночек-экспериментаторов, заканчивая мейджорами. Последним, что напоминает нам о временах расцвета нет-лейблов, стали два гигантских архива, где собраны релизы нет-лейблов, в том числе давно переставших работать. Один из них создал всё тот же Саймон Карлесс, другой, netlabelarchive.org, Зак Бридье (Zach Bridier).

Вот что говорит Саймон о будущем своего лейбла: "Не так давно я был очень близок к тому, чтобы возобновить Monotonik в новой форме под названием Monotwonik, в сотрудничестве с платным сервисом Drip.fm. Это стоило бы 10 долларов в месяц, и за эти деньги пользователи получали бы кучу отличной музыки, как свежей, так и ремастеров старого. Это было бы очень круто, но Drip.fm в конце концов решили, что они не хотят с нами работать, а потом и вовсе закрылись, и были куплены Kickstarter. Этот проект потребовал бы огромного количества работы при сравнительно небольшом количестве подписчиков, но это именно то, какой мне видится новая жизнь Monotonik".

15.12.2016, РЕДАКЦИЯ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
ТЕХНИКА - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:

Водяное перемирие – Kanye WEST Канье Уэст и Джей Зи помирились и начинают работу над совместным альбомом и шоу »»

Ура сверхдоходам – GORILLAZ Gorillaz вернулись с политическим заявлением »»

Отдавай-ка родимую взад – Paul MCCARTNEY Сэр Пол Маккартни подал судебный иск против Sony/ATV Music Publishing, требуя вернуть ему права на… »»

Гррррэмми! – METALLICA Metallica выступит на церемонии вручения премии Grammy »»

Трамп и мертвого разбудит – AUDIOSLAVE Тяжелая панковская формация Audioslave воссоединится на один концерт ради "анти-инаугурации" нового… »»

Земля, прием – JAMIROQUAI Jamiroquai выпускает первый альбом за 7 лет и отправляется в турне »»

Кто дороже – ИЗ ЖИЗНИ Элтон Джон и Мэрайя Кэри спели на свадьбе 19-летней внучки российского олигарха »»

По ночам в тиши я пишу стиши – John LYDON Заслуженный панк и певец анархии Джонни Лайдон издаёт книгу стихов с картинками »»

Продлить прощание – НАГРАДА Дэвид Боуи и Леонард Коэн посмертно номинированы на британскую музыкальную премию BRIT Awards »»

Люби меня любой – ANOHNI Anohni получила номинацию на звание Лучшей певицы Британии спустя 11 лет после того, как она была… »»

Кульман для дизайнера – DESIIGNER Нью-йоркский хип-хоп музыкант Desiigner впервые выступит в Москве »»

По кличке "Счастливчик" – Вася ОБЛОМОВ Долгая и несчастливая жизнь Васи Обломова подходит к концу... или только начинается »»

Буря в пустыне – ФЕСТИВАЛЬ Фестиваль Coachella объявил состав участников: Radiohead, Beyoncé, Kendrick Lamar, Lorde, The xx,… »»

Планы на год – КОНЦЕРТ Главные концерты 2017 года - в обзоре Звуков. »»

Фантастические хедлайнеры и где они обитают – ФЕСТИВАЛЬ Самые интересные хедлайнеры фестивалей 2017 года в обзоре Звуков. »»

Счастливые люди неопределенного возраста – ФЕСТИВАЛЬ В Будве прошел фестиваль "Возраст счастья". Участников и слушателей он поразил своим звездным… »»

5 фестивалей без страха и ненависти. Часть 2. – ФЕСТИВАЛЬ Как посетить 14 концертов за 1 неделю на 5 разных фестивалях и не сойти с ума? - Читайте… »»

Lollapalooza Berlin: последний уикенд лета – ФЕСТИВАЛЬ Берлинская Lollapalooza закрыла фестивальный сезон мощным сетом Radiohead. »»

5 фестивалей без страха и ненависти. Часть 1. – ФЕСТИВАЛЬ Как мы побывали на 5 open air за неделю: гонзо-репортаж из самой благополучной страны на планете »»

Flow 2016: лучшее – ФЕСТИВАЛЬ Репортаж с финского фестиваля Flow: Iggy Pop, Stormzy, Laraaji, Liima, M83, Chvrches, Floating… »»

R.I.P. – William ONYEABOR В нигерийском городе Энугу в возрасте 70 лет скончался новатор электронного фанка Уильям Ониебор - »»

С Днём Рождения! – Patti SMITH Патти Смит исполнилось 70 лет. »»

Кто издает Звуки – ЗВУКИ РУ Дорогая Редакция портала Звуки.Ру завершает работу и делится историями своей жизни. »»

С Днём Рождения! – Patti SMITH Рок-легенде Патти Смит исполнилось 70 лет. »»

R.I.P. – George MICHAEL Британский музыкант Джордж Майкл умер на 54-м году жизни. »»

"Нам рассказывали, что нашу музыку использовали как саундтрек для родов" – SEEFEEL Seefeel - o легендарном фестивале "Бритроника", ярлыке IDM и отпуске длиной в 12 лет »»

"Люди нередко танцуют под нашу музыку, такое бывает" – THE NECKS Участники австралийского трио The Necks рассказали Звукам о своем новом альбоме  »»

Нобелевская речь Боба Дилана – Bob DYLAN "Не думаю, что у Шекспира было время спросить себя: "Занимаюсь ли я литературой?"  »»

"Япония - это место, где меня узнают на улице" – OVAL Oval - о концептуализме, новых технологиях и о том, почему его пластинки стали классикой. »»

"Нам совсем не обязательно быть стереотипной старперской группой" – THE BUZZCOCKS Стив Диггл из The Buzzcocks - о советах Курту Кобейну, эпохе краудфандинга и юбилее панк-рока. »»

Day Breaks – Norah JONES Новый альбом Норы Джонс "Day Breaks" зафиксировал неожиданный камбэк певицы к оркестровому джазу в… »»

I See You – THE XX Британцы The xx выпустили из студии альбом, на котором наконец догнали собственные каверы »»

Теперь я - Чебурашка – ИЗ ЖИЗНИ Откуда есть пошла русская музыка: от древних славян до Чебурашки на Первом канале »»

Проверка пульса: итоги года. – МУЗЫКА 20 лучших электронных альбомов года по версии Ника Завриева. »»

Сокрушительная победа – ПРАВО Новое руководство РАО официально приступило к работе. »»

Крах иллюзии – LADY GAGA Революция закончилась: как Леди Гага перестала быть актуальным поп-артистом. »»

Глазами других – Bob DYLAN Бобу Дилану дали Нобелевку по литературе. Звуки вспоминают самые крутые каверы на песни великого… »»

Профессия: волонтер – ФЕСТИВАЛЬ Волонтерство как пропуск на ваш любимый летний фестиваль. »»

Когда бит был большим – FATBOY SLIM Звуки отмечают юбилей дебютного альбома Fatboy Slim, вышедшего ровно 20 лет назад. »»

Вспомнить всё: русский рэп - начало – МУЗЫКА Час Пик из Куйбышева, ленинградцы Черное и Белое и многое другое в плейлисте об истории русского… »»

18:00 – Brooklyn – ФЕСТИВАЛЬ ФЕСТИВАЛЬ »»

Хроника22/01

1959 – В этот день в 1959 году Бадди Холли произвёл свои последние записи в собственной квартире при помощи магнитофона и акустической гитары. Их выпустят уже посмертно: меньше, чем через 2 недели пионер рок-н-ролла погибнет в авиакатастрофе  »»

Juan TIZOL

Teddy MCRAE

Irving "Mouse" RANDOLPH

Ed LEWIS

Pud BROWN

J.J. JOHNSON (1924)

Sid RAMIN (1924)

Sam COOKE (1931)

Eberhard WEBER (1940)

Michal URBANIAK (1943)

Свежая реплика

КостромаИВАН КУПАЛА 22/01/2017 14:33 от OksanaEsord dna moczanowa leczenie cytryna dna objawy podagra co jesc podagra przyczyny ответить

Metallica помирилась с Napster спустя 17 лет. Кто следующий?

Мадонна и Милонов - в гей-клубе

Тимати и Киркоров - на совместном концерте у Кадырова

Децл и Баста - в Газгольдере

Тэйлор Свифт и Канье Уэст - на церемонии "Грэмми"

Трамп и все остальные... хотя нет, не получится

отправить