ТЕХНИКА  Интернет-лейблы

В Сети появляются свои издатели музыки. Интернет становится площадкой для полноценных лейблов.

Выкладывать в интернет свои треки музыканты начали как только появилась техническая возможность делать это. Но мысль о том, что интернет может быть площадкой для полноценного лейбла, тогда была в новинку. Прямым предшественником интернет-лейблов стала демо-сцена – сообщество любителей одного из первых видов киберискусства. Демо-ролики, по сути, представляли собой видеоклипы. Но поскольку технология тогда накладывала жесткое ограничение на размер файла, то видео должно было быть генеративным, т.е. строиться по определенному алгоритму (обязательной частью демо-культуры было программирование), да и музыка хранилась в довольно специфическом сжатом формате.

Саймон Карлесс (Simon Carless), глава одного из первых в мире нет-лейблов Monotonik: "Всё началось в 1996-м в демо-сцене для компьютеров Commodore Amiga, еще до того, как mp3 распространились в интернете. В то время люди создавали композиции в MOD-формате (что-то вроде нынешних MIDI с прикрепленными сэмплами) и распространяли их через BBS и FTP. Как правило, файлы эти распространялись или сами по себе, или в составе сборника какой-то одной демо-группы. Идея держать в группе, как на лейбле, свой коллектив музыкантов, была довольно необычной для этой сцены. Но у меня огромное количество друзей и знакомых занималось электронной музыкой, и мне хотелось как-то привлечь внимание к этим релизам, придать им важности. И потом, интернет и компьютеры стали достаточно быстрыми для того, чтобы скачивать и проигрывать mp3 (а Mono начинался еще тогда, когда на компьютере не хватало ни процессорной мощности, ни места на диске, чтобы проигрывать mp3 и делать при этом что-то еще!)".

Главной проблемой независимых издателей было даже не промо, как сейчас, а дистрибуция. Тиражи тогда были выше, поэтому 90% работы лейбла, выпускающего CD, винил или кассеты, заключалась в бесконечной коммуникации с магазинами и посредниками-дистрибьюторами. Большую часть жизни владелец маленького лейбла проводил на почте, отправляя сотни посылок. Эту проблему интернет решал сам собой, что давало возможность управлять лейблом с куда меньшими трудозатратами. "Что хорошо в сетевом лейбле, так это то, что ты можешь заниматься им в свободное время и при этом выпускать много музыки. Что мы и делали", - поясняет Саймон, имевший помимо лейбла full-time-работу в игровой индустрии.

В теории, перед сетевым лейблом стояла проблема промо: ясно, что бумажные журналы, охотно освещавшие независимые виниловые и CD-релизы, появление трека в сети просто не считали инфоповодом. Но первопроходцев это не останавливало. "Мы просто выкладывали музыку в сеть, а дальше все, кто хотел, скачивали её",- рассказывает Саймон. - "Мы не занимались абсолютно никаким продвижением! Но у нас было важное преимущество в плане дистрибуции – по состоянию на начало 2000-х мы были одними из очень немногих, кто легально распространял в сети качественную электронику. Конечно, были Napster и Soulseek, но там-то всё было пиратское! А mp3.com, насколько я помню, не был заточен на формат альбома или ЕР. Поэтому любой поиск mp3 в сети довольно быстро приводил к нам. Позже весь интернет оказался заполонен музыкой, и это было одной из причин, почему мы сначала стали издавать меньше, а потом и вовсе прекратили. В интернете сейчас УЙМА отличной музыки, платной и бесплатной, и выделиться из этой массы всё труднее".

Практически на всех сетевых лейблах первоначально издавалась электроника, в первую очередь – IDM. Жанр этот изначально был детищем сети (даже аббревиатура первоначально обозначала не столько саму музыку, сколько мейлинг-лист для её обсуждения), а концентрация любителей "гиковской" электроники в молодом интернете была куда выше, чем концентрация любителей джаза или блюза. К тому же, многие IDM-музыканты напрямую вышли всё из той же демо-сцены. Такие артисты, как MD (в будущем – клиент лейбла Merck) и Brothomstates (позже подписавшийся на Warp) начинали как демомейкеры. А самой, пожалуй, большой звездой, прошедшей через Monotonik, стал Трэвис Стюарт (Travis Stuart), более известный как Machinedrum.

Саймон Карлесс: "Интернет действительно был местом, где тусовались все IDM-нёрды, мы все в каком-то смысле были частью этой сцены. К тому же, это спокойная электроника, которую очень приятно слушать в тот момент, когда ты бродишь по интернету. А записывать её можно прямо в спальне! Я продолжал работать с теми же ребятами, которые раньше делали MODы, и все они записывали что-то, похожее на IDM, который тогда конечно был очень далек от мейнстрима. Так у нас возник свой стиль".

Ни о каком коммерческом потенциале нет-лейблов тогда никто не думал, всё это держалось на чистом энтузиазме. "Мы выпускали довольно специфическую музыку, поэтому вокруг нас собирались те, для кого коммерция не стояла на первом плане. Позже мы сделали пару коммерческих вещей: саундтрек для PlayStation-игры TankRacer, над которой я тогда работал, а еще выпустили альбом Lackluster на CD-R, но я был слишком занят работой в индустрии видеоигр, чтобы ставить лейбл на коммерческие рельсы".

Пиком распространения сетевых лейблов стала вторая половина 2000-х. Несколько всемирно известных нет-лейблов с сотнями тысяч слушателей действовали и в России – например, netaudio/electrosound или top40.org. Примерно тогда же родилась и современная модель продвижения, построенная на соцсетях, а не на освещении релиза в традиционной прессе. Концом нет-лейбла в его первоначальной форме стало распространение потоковых сервисов. Сейчас граница между сетевым и "реальным" лейблом стерлась окончательно, т.к. о продвижении своей музыки в сети сейчас думают абсолютно все, начиная от одиночек-экспериментаторов, заканчивая мейджорами. Последним, что напоминает нам о временах расцвета нет-лейблов, стали два гигантских архива, где собраны релизы нет-лейблов, в том числе давно переставших работать. Один из них создал всё тот же Саймон Карлесс, другой, netlabelarchive.org, Зак Бридье (Zach Bridier).

Вот что говорит Саймон о будущем своего лейбла: "Не так давно я был очень близок к тому, чтобы возобновить Monotonik в новой форме под названием Monotwonik, в сотрудничестве с платным сервисом Drip.fm. Это стоило бы 10 долларов в месяц, и за эти деньги пользователи получали бы кучу отличной музыки, как свежей, так и ремастеров старого. Это было бы очень круто, но Drip.fm в конце концов решили, что они не хотят с нами работать, а потом и вовсе закрылись, и были куплены Kickstarter. Этот проект потребовал бы огромного количества работы при сравнительно небольшом количестве подписчиков, но это именно то, какой мне видится новая жизнь Monotonik".

15.12.2016, РЕДАКЦИЯ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
ТЕХНИКА - свежие публикации:
  • События - Вкалывают роботы , 20.09.2017
    Если тебе не с кем играть индастриал - сходи на завод и подключи роботов, как это сделал музыкант из Новой Зеландии »»
  • MusicPro - Дважды фа , 05.09.2017
    "Привет, я японец, я играю на калькуляторах" »»
  • MusicPro - Краудбиржа , 28.08.2017
    Spotify подписал соглашение с последним мейджором и предложил пользователям купить акции компании »»
Звуки.ру - новости партнёров:

Это было легендарно – OXXXYMIRON Полное видео эпического баттла Oxxymiron vs Dizaster »»

Поход за шаурмой – Taylor SWIFT Тейлор Свифт снимает клип в местах своих свиданий »»

В чем сила, брат? – OXXXYMIRON Баттл Окси и Dizaster был похож на политдебаты »»

Мы все умрем – NOIZE MC Нойз выпустил злобную отповедь рэперам »»

Тарантинка – John LEGEND Джон Ледженд поработал официантом в пятизвездочном отеле »»

Лицо депрессии – Chester BENNINGTON Linkin Park выложили в Facebook выпуск шоу "Carpool Karaoke" с участием Честера Беннингтона, снятый… »»

Ими гордится Америка – НАГРАДА Премия American Music Awards объявила номинантов. »»

Божественный панк – GREEN DAY Green Day выпустят Best Of c полного одобрения Господа бога. »»

А что делали - покажем – Sam SMITH Сэм Смит показал трейлер к новому альбому и рассказал, как записывал его, в новом клипе. Видео. »»

Маленькие женщины – BEYONCE Бейонсе пригласила девочек из разных стран станцевать танец свободы »»

Эти мемы стухли, дайте новые – Валентин СТРЫКАЛО Обновляем запас мемов: Валентин Стрыкало отправляется в тур в поддержку нового альбома "Развлечение" »»

Ассамблея для двоих – INGRID LAUBROCK / LUC EX Фестиваль "Джаз осенью" завершает дуэт участников проекта Luc Ex Assemblee »»

Как жить в XXI веке и любить классику – ФЕСТИВАЛЬ Фестиваль актуальной классики Re:Formers покажет мировые тенденции в исполнении классической и… »»

Море, море, мир бездонный – Федор БИРЮЧЕВ Композитор-неоклассик и пианист Фёдор Бирючев представит свой новый альбом в обеих столицах »»

Фотоувеличение – PHOTAY Команда фестиваля "Синтпозиум" пробует себя в клубном формате. »»

Африканский Стинг – Miroca PARIS Мирока Париш вернет в Россию оркестр Сезарии Эворы »»

Отсчет - 30 секунд – THIRTY SECONDS TO MARS Джаред Лето и компания возвращаются в Россию »»

Step by Step: дни города – ФЕСТИВАЛЬ Трибьюты Коэну, Mile Ex/End Festival и Arcade Fire - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

Справочник посетителя open air – ФЕСТИВАЛЬ Всем фанатам музыкального туризма пора подвести итоги этого фестивального года и задуматься, куда… »»

"Наши провокации лежат не в политическом поле" – ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ Роман Суслов - о характере своих провокаций и о том, из какой части тела рождаются кавалерийские… »»

"Люди устали от агрессии" – Петр ПОДГОРОДЕЦКИЙ Петр Подгородецкий рассказал Звукам, что готовит к выходу первый альбом за 10 лет - с очень… »»

R.I.P. – MAJOR ACE Пионер грайма Люк Монеро, известный в рэп-среде как Major Ace, ушел из жизни 8 октября »»

Плейлист Федора Бирючева – Федор БИРЮЧЕВ Композитор-неоклассик Федор Бирючев собрал для Звуков плейлист из своей любимой музыки. »»

Свободу сказочным животным – FREE UNICORN REPUBLIC Юные чудаки собрали группу и объявили ее Свободной республикой единорогов. Мы поговорили с ними о… »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев постперестроечной эпохи. Для нового… »»

Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

10 альбомов октября – МУЗЫКА Другие Кортни и Курт, артист, ранее известный как Билли, и новый Бек - в октябрьском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: сентябрь – МУЗЫКА Tangerine Dream, Cut Copy, Four Tet, Mount Kimbie и другие электронные новинки сентября. »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Bicep, Chase & Status, Kettel, Антон Кубиков и другие электронные новинки августа. »»

Женский бокс: Кэти и Тейлор – МУЗЫКА Баттл двух блондинок - борьба вступила в открытую фазу! Вы за Кэти, или за Тейлор? »»

10 альбомов сентября – МУЗЫКА Foo Fighters, GY!BE, The National и, возможно, главный дебют года - в сентябрьском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: лучшие саундтреки лета – ФИЛЬМ "Малыш на драйве", Ник Кейв и Oneohtrix Point Never - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Хроника18/10

1926 – В Сан-Хосе, Калифорния, родился Чак Берри - один из "изобретателей" рок-н-ролла, скандалист и страшный бабник  »»

Александр ГАЛИЧ

Anita O'DAY

Boogie Woogie RED (1925)

Chuck BERRY (1926)

Леонид Борисович ПЕРЕВЕРЗЕВ (1930)

Cynthia WEIL (1937)

Keith KNUDSEN (1952)

Wynton MARSALIS (1961)

Светлана ЛОБОДА (1982)

Esperanza SPALDING (1984)

Свежая реплика

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта"KAUAN 17/10/2017 21:10 от Ilyas Ahmed присоединяюсь к Алексею — шикарный материал, плюс Антон классный человек и интересно изложил свои мысли. ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить