ТЕХНИКА  Выход iPod

Выход iPod: прощайте, десктоп и CD! Новые карманные плееры позволяют носить с собой в кармане фонотеку из 1000 песен.

Цифровая музыка покидает десктоп! Выход Apple на рынок музыки поначалу не восприняли как серьезную заявку на победу. На рынке уже существовало несколько видов компактных плееров, которые проигрывали и хранили цифровые файлы. Решающим фактором успеха оказалась связка “плеер-магазин”, которая была осуществлена в 2003-м: скачивание музыки при помощи встроенного софта и легкость синхронизации привлекли к сервису огромное число начинающих пользователей. Цена на музыку была достаточно высокой (на этом настаивали лейблы), - к тому же, файлы в формате ААС, предлагаемые Apple, были защищены от копирования и проигрывания на других устройствах, хотя сам iPod позволял проигрывать МР3. Гики ругали плеер за трудность взлома: аудиофайлы на iPod содержатся в “спрятанных” директориях. Стоимость устройства ($250 за самую дешевую модель) тоже была довольно высока и никак не предполагала распространения на масс-маркет.

Но здесь Apple выручил дизайн. Как и другие продукты компании, ее плееры и белые наушники-”таблетки” быстро стали модными, а знаменитое “колесо”-интерфейс получило не одну премию в области дизайна. Ультракомпактный iPod Shuffle, компактный iPod Nano и крутой тачскрин iPod Touch стали символами простоты и портативности, а iTunes - первой заявкой на персонализацию продаж в музыке. Они стали новым культом.

Дэвид Джанк, вице-президент Universal Eastern Europe и General Director Universal Russia: “Я был приглашен на мировую премьеру iPod в Лондон, где Джобс сам презентовал новое устройство и цифровой магазин. Это было закрытое мероприятие, очень пафосное. Вы помните первый iPod? – он выглядел довольно сумбурно. Мы посмотрели презентацию, и я помню, как я сказал: “я хочу купить их акции” и вторая вещь, которую я озвучил, была: “это конец нашей индустрии”. Да, я сразу понял, что происходит, но мы недооценили скорость и жесткость, с которой произойдут эти изменения. Мои коллеги меня уверяли, что, напротив, Apple спасёт наш бизнес. Они серьёзно ошибались.

Мое первое впечатление от всего происходящего было, таким образом, не особо хорошим последующие несколько лет я провел, борясь с пиратством – в основном на CD. И моей основной задачей было защищать Polygram от пиратов, цифровая музыка у нас находилась на периферии сознания, ее никто не воспринимал всерьез. Но все развивалось стремительно, и уже 2003-2004 стал концом рекорд-индустрии как доходной отрасли. Мне повезло, что у нас были t.A.T.u: мы продали 4 миллиона экземпляров их пластинки за 1 год и эти продажи принесли $80 миллионов компании. Но мы стали последними, кто заработал на CD. И это означает, что рекорд-бизнес постепенно перестал инвестировать в музыку. Сейчас группа типа t.A.T.u из России либо другой страны – это риск, который рекорд-компания на себя никогда не возьмет. Вы никогда не продадите нормальный тираж независимого артиста без раскрутки, но сам артист может выстрелить на любой платформе, как это получилось с Ланой дель Рей (Lana Del Rey).
Рекорд-компании слишком долго воевали с интернетом - ведь это индустрия, построенная на правах, и она защищает свои права. И слишком нервно относится к идее делегировать или продавать эти права. Когда я был в компании, мы были слишком агрессивно настроены против таких бизнесов и весьма неохотно что-то лицензировали. И единственное, во что они вложились спустя много лет, – в Vevo или в Spotify. Это несчастливая ситуация для артистов. Для музыкантов типа Тома Петти это теперь невозможно – осуществить прорыв в индустрию при помощи лейбла, поскольку им больше помогут iTunes или Spotify.”

Чарты продаж iTunes станут котироваться намного позже, а пока вся индустрия с растущим недоумением отмечает, как слушатели с легкостью променяли любовь к “концептуальным” альбомам на прослушивание синглов. В этом им помогли две функции интерфейса: skip и shuffle. По сути, у каждого из нас в кармане завелся собственный jukebox. И хотя первый iPod содержал всего 5Gb памяти, многим слушателям этого с лихвой хватало, чтобы полностью удовлетворить свой интерес к мировой музыке. iPod рекламировался слоганом “1000 песен в твоем кармане” - а магазин позволил доставлять эту музыку слушателю в день ее релиза.

15.12.2016, РЕДАКЦИЯ (ЗВУКИ РУ)