OVAL  "Япония – одно из редких мест на Земле, где меня узнают на улицах"

Oval о концептуализме, новых технологиях и о том, почему его пластинки стали классикой.

Немецкий музыкант Маркус Попп, более известный как Oval, в канун своего московского концерта рассказал Звукам о концептуализме, новых технологиях и о том, почему его пластинки стали классикой.

Звуки: В России очень многие знают вас и вашу музыку благодаря книге Андрея Горохова "Музпросвет", где он пишет об Oval, как о ключевой фигуре европейской экспериментальной сцены. Знакомы ли вы с этой книгой и вообще с исследованиями Горохова, и если да, то как к ним относитесь?
Маркус Попп: Мне неловко признаваться в этом, но я никогда не слышал ни об этой книге, ни о её авторе! Хотя, конечно, мне стоит с ней ознакомиться, разу уж он пишет обо мне так лестно! Возможно, мне удастся купить её в России, когда я приеду с концертами.

Звуки: В ваших классических альбомах совсем не прослеживается какая-то традиция, как будто ваша музыка не имеет корней. На чем вы выросли, что слушали, когда были тинейджером, и как ваш музыкальный вкус менялся с годами?
Маркус Попп: Когда вы тинейджер, на вас круглые сутки влияет всё и вся, в том числе и музыка. Но какой был бы в этом смысл, если бы сейчас, десятилетия спустя, я бы по-прежнему держался за эти корни? Но конечно, я всегда увлекался музыкой, сколько бы лет мне ни было. В те дни музыка как продукт, как культура, занимала в жизни куда более важное место. Сейчас у человека куда больше творческих сфер, где можно себя проявить, а внимание его рассеяно между множеством источников информации, которые появились в цифровую эпоху. Раньше разбираться в музыке было куда важнее, чем сейчас. Возвращаясь к вашему вопросу: то, как мои музыкальные вкусы влияют на мою собственную музыку – для меня это до сих пор тайна. В этом точно есть какая-то взаимосвязь, но этот процесс всегда проходит асинхронно, с большой задержкой. Например, на новом альбоме "Popp" я решил поиграть с образами клубной музыки 1990-х, которая совсем меня не увлекала, пока была популярной.

Звуки: Ваши пластинки середины девяностых неплохо продавались и получали отличную прессу, но было какое-то ощущение, что внимание приковано не к музыке как таковой, а к вау-эффекту от технологии её создания – "Ух ты, он делает музыку из поцарапанных дисков, это круто!". То есть ваши пластинки превращались в этакие объекты современного искусства, где месседж важнее, чем звук. Насколько это отражает вашу идею? Кем вы сами видите себя, музыкантом или художником-концептуалистом широкого профиля?
Маркус Попп: Сейчас я определенно ощущаю себя музыкантом, но чёткое осознание этого заняло у меня не один год. Много лет до того я не чувствовал связи ни с музыкой как индустрией, ни с миром искусства, несмотря на то, что я уже был достаточно известным в мире музыкантом с долгой и разнообразной карьерой. Я всегда воспринимал себя как человека, который "просто делает музыку" и старается как можно глубже в этом процессе разобраться. Сегодня я бы скорее описал себя как "музыканта плюс". Я больше, чем раньше, сфокусирован на музыке, но мне всегда хотелось выйти за рамки формата обычного музыкального альбома – при помощи инсталляций, программного обеспечения и так далее.
Что же до вау-эффекта альбомов, записанных из поцарапанных CD… Мне очень хотелось создать музыкальный жанр, который можно было бы описать одним предложением. И хотя использование поцарапанных дисков может казаться трюком для привлечения внимания, в этой стратегии было больше содержания, чем кажется на первый взгляд. Я хотел сместить фокус на технологию и тем самым выделиться из массы, не быть очередным музыкантом, который записывает модную электронику на синтезаторах и драм-машине. И несмотря на очевидный эффект новизны, мне кажется, что и слушателей, и прессу, музыка тоже чем-то очаровала. Сегодня альбомы Oval 90-х считаются классикой, они расширили жанровые рамки, и это уже ни у кого не вызывает вопросов. На одном эффекте новизны этого невозможно достичь, если бы эти записи не звучали убедительно на чисто музыкальном уровне, их все бы давно забыли.

Звуки: Вашу музыку часто называют "glitch" или даже "IDM". Как вы относитесь к этим терминам, по-вашему они полезны или наоборот сбивают с толку? Есть ли какой-то жанр или сцена, куда вы сами себя относите?
Маркус Попп: Сегодня я использую очень разные методологии при создании музыки, поэтому и записи относятся к разным стилям. Я бы сказал, что в идеале каждый альбом Oval, записанный после 2010-го, имеет свою собственную музыкальную тему. Я не могу сказать, насколько каждый альбом в самом деле попадает в ту музыкальную нишу, куда я целился, но по крайней мере я хочу думать, что чётко осознаю, что делаю, и задание своё выполнил. Альбом видится мне чем-то вроде темы для дискуссии. Чтобы разговор получился интересным, нужно задать тему, в которой все участники хорошо разбираются. Поэтому я и не записываю сейчас "экспериментальных" альбомов, построенных по своим собственным правилам. В этом случае никто не может оценить суть моей работы, мой вклад в соответствующий стиль или жанр.

Звуки: В начале 2000-х та экспериментальная сцена, у истоков которой вы стояли (назовём её glitch или clicks'n'cuts) как будто исчезла с радаров. Вы практически прекратили записываться, лейбл Mille Plateaux и вовсе закрылся. Чем вы объясняете такой спад, и почему вновь решили возродить Oval в 2010-х?
Маркус Попп: Я чувствовал, что глитч-техника уже отыграна, мне уже хотелось полного контроля, а это требовало игры на инструментах. Переход от реорганизации статических музыкальных фрагментов к полной свободе и гибкости настоящей музыкальной импровизации был для меня кардинальной переменой, которая заняла много времени. Поэтому альбом "O" был для меня фактически вторым дебютом. В нем были новые идеи, мне снова было, что доказывать.
Мне хотелось заниматься настоящей музыкой, а не музыкальной вивисекцией. Хотелось быть частью музыкального диалога, изучить этот язык и овладеть техникой, добиться некоторого мастерства. Я хотел выпустить наружу музыкальную составляющую электронной музыки, которой, как мне казалось, на тот момент не хватало. В то время меня очень расстраивало, что большая часть электронных треков, которые я слышал, была не более, чем упражнениями в определенном стиле, а я хотел дать людям нечто эмоциональное. То, с чем можно чувствовать связь.

Короче говоря, мне хотелось доказать людям, что в Oval куда больше музыки, чем они думали. Вот почему я стал учиться играть на футуристических виртуальных инструментах. Хотелось сказать всем: "Смотрите, для создания этого альбома я не пользовался ничем, кроме своего воображения. Никакого секретного оружия, никакой умной технологии, на которой всё держится". Ну, на самом деле запись "O" конечно была очень технологичным процессом, но дело было не в этом. В этом альбоме была атмосфера живой, настоящей музыки, которая воздействовала на слушателя напрямую. Для её понимания не нужно углубляться в детали какой-то концепции, эта музыка просто есть.

Звуки: А что вы скажете об альбоме "Popp", с которым сейчас едете в Россию? Здесь явно больше каких-то простых музыкальных ходов – мелодий, гармоний, лупов.
Маркус Попп: В каком-то смысле, "Popp" – своего рода концептуальный альбом, в котором я исследую альтернативную историю клубной музыки. То, какой она могла бы стать, если бы не превратилась в чистое развлечение или ту "не музыку", которая сегодня звучит в клубах. И кажется, у меня получилось. Но изначально, альбом начинался как другой проект. Мне захотелось переосмыслить звук Oval девяностых, но с использованием современных инструментов и технологий. План этот удалось осуществить буквально за пару дней, и я задумался над тем, что еще я могу добавить в эти треки. Тогда (где-то между 2012-м и 2015-м) я слушал очень много "битмейкеров", и я сказал себе "окей, попробуем это!". Поэтому "Popp" – это альбом моих собственных альтернативных версий клубных хитов. Какие-то из этих хитов – настоящие (можно даже назвать их "классикой"), какие-то выдуманные и записанные с нуля.

Звуки: Вы давно связаны с Японией, выпускали пластинки на японских лейблах, записывались с японскими музыкантами и так далее. С чего это началось, как вы впервые попали в Японию?
Маркус Попп: Почти 20 лет назад я съездил в свой первый японский тур и с тех пор интересуюсь японской культурой и теми, кто этот культурный контент создаёт. Это вылилось в множество релизов, например, в альбом "So", который я записал с Эрико Тойода (Eriko Toyoda), или в моё участие в визионерской игре “Rez (infinite)” Тецуя Мизугути (Tetsuya Mizuguchi). Что-то в "японском пути" меня очень привлекает, даже несмотря на то, что у меня совершенно другой менталитет, который плохо сочетается с японским обществом и традициями и не позволяет жить там подолгу. К тому же, Япония – одно из редких мест на Земле, где меня узнают на улицах!

Звуки: Вы недавно запустили свой лейбл, и поначалу он был площадкой для издания вашей собственной музыки, но недавно вы выпустили там альбом Mei. Что вас привлекло в её музыке?
Маркус Попп: Мей (это японское женское имя) родом из французского города Дижона, и она еще совсем новичок. "Partura" – это её первый альбом, дело жизни, над которым она работала несколько лет. Там сочетаются современные глитчевые треки со странными лоуфайными саундтреками, а сверху к этому подмешан иронический глитч-шансон в стиле поздней Кейт Буш (Kate Bush).

Звуки: Вы планируете и дальше подписывать новых артистов на UOVOOO?
Маркус Попп: Я получаю довольно много демо-записей, хотя даже не объявлял о том, что лейбл их принимает. Сейчас у всех есть соцсети, и мне постоянно пишут в facebook: "Эй, чувак, послушай мою музыку!". Чем дальше, тем таких сообщений больше. Качество этих записей, конечно, очень разное, но слушать их всегда интересно. Так что да, продолжайте пожалуйста слать мне демо! Формут на UVOOO очень простой – это не экспериментальный лейбл. Я пытаюсь как-то отфильтровать то, что присылают мне люди, считающие что я – икона экспериментальной музыки. Нет, я никогда не считал свою музыку экспериментальной, мне всегда казалось, что это своеобразный поп, просто вся остальная поп-музыка определялась как-то иначе.

Звуки: Давненько ничего не слышно от вашего проекта Microstoria. Раз уж вы возродили Oval, может быть и к нему вернетесь? Вы общаетесь с Яном Вернером (Jan Werner) из Mouse On Mars?
Маркус Попп: Да, мы оба живем в Берлине и время от времени встречаемся и болтаем. Плюс, я поучаствовал в написании либретто его оперы “Miscontinuum”. К тому же, Thrill Jockey подумывает сделать виниловое переиздание всех альбомов Microstoria к 25-летнему юбилею лейбла, поэтому мы даже обсуждаем возможные концерты по случаю этих переизданий.

Звуки: Вы дважды играли в Росиии на очень разных площадках. Сначала это был "Дом" с сидячими местами, куда люди ходят, например, на фри-джаз, потом – ночное мероприятие в "Солянке" с танцами и ди-джеями. Где вам игралось комфортнее? Есть ли вообще для вас идеальная площадка?
Маркус Попп: В этот раз формат ночного клуба очень подошел бы к моей текущей программе! Но вообще говоря, всегда приятно добиться эффекта неожиданности и вызвать своим выступлением какие-то необычные ощущения.

OVAL Live
Москва, Центр "Марс"
16 декабря, 20:00

09.12.2016, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

OVAL - свежие публикации:

  • Анонс - Един в трех лицах, 24.09.2017
    Немецкий экспериментатор выступит в Москве с концертом, лекцией и образовательным интенсивом »»
  • Анонс - Лучше поздно, чем никогда, 15.11.2010
    В Москве выступит немецкий экспериментатор Oval, лет десять назад слывший главным электронщиком-инноватором планеты »»