ТЕХНИКА  iTunes Music Store

iTunes Music Store надолго становится главным онлайн-магазином музыки в мире.

В 2003 году компания Apple запустила собственный магазин цифрового контента iTunes Store, ориентированный на продажи музыки, видео и игр для устройств Apple. Старту работы предшествовали долгие переговоры Стива Джобса с индустрией звукозаписи, которая поначалу была скептически настроена: продавать песни, а не альбомы целиком в сети казалось затеей гибельной. Привычная бизнес-модель толстосумов предусматривала, что один потенциальный хит на новой пластинке обеспечит хорошие продажи всему альбому, однако глава Apple убедил мейджоров, что лучше иметь доходы с продаж синглов, чем терпеть убытки от пиратов, раздающих эту музыку в сети бесплатно. Новый подход оправдал себя очень быстро: вместо заявленных миллиона продаж в течение полугода, iTunes Store вышел на этот рубеж в течение 6 дней.

Идею для нового сервиса Джобса подсмотрел у ресурса Ritmoteca.com, созданного в 1998 году Иваном Парроном и Рикардо Декубасом. Эти двое одними из первых додумались торговать в сети mp3-музыкой по 99 центов за песню. Каталог "Ритмотеки" насчитывал около полумиллиона песен - в основном латиноамериканских артистов и имел привилегию по эксклюзивному цифровому распространению таких музыкантов, как U2, Мадонна, Бритни Спирс, Энрике Иглесиас и Джей-Зи. Успех компании был недолгим – из-за большого количества не оправдавших себя интернет-стартапов в апреле 2000-го упали котировки ценных бумаг высокотехнологичных компаний, и Ritmoteca не смогла привлечь инвесторов для дальнейшего развития. Закрылся ресурс в 2005 году.

В основу iTunes Store был положен тот же принцип реализации, что и у детища Паррона и Декубаса – песни стоили 99 центов (альбом 9,99 доллара), на сайте можно было послушать 30-секундное превью композиций и увидеть обложку альбома. Для продажи музыки в своем магазине Apple использовала собственный формат AAC, сжимающий музыку с меньшими потерями чем mp3. Стив Джобс, как ярый защитник авторского права, озаботился даже созданием собственной DRM – технологии, препятствующей неконтролируемому копированию данных – один аккаунт можно было использовать не более, чем на 5 компьютерах, но при этом загружать песни на неограниченное количество айподов. Созданные в приложении iTunes плейлисты получалось записать на CD диск не более 7 раз. От этой технологии в iTunes Store компания отказалась только в 2009 году.

Первое время магазин торговал только музыкой, получаемой от мейджор-лейблов. Изначальная ставка Джобса на гигантов индустрии привела к тому, что в iTunes не могли попасть независимые артисты - сервис попросту не работал с физическими лицами напрямую. Спустя 2 года новую нишу заполнил первый из появившихся агрегаторов - сервис TuneCore, предоставляющий услуги размещения независимых релизов на iTunes. Позднее подоспели Believe Digital, The Orchard, CD Baby и другие.

Новый сервис Apple пришелся по душе далеко не всем. Так группы AC/DC, Radiohead и Pink Floyd запретили распространять свои песни в цифровом магазине, справедливо заметив, что такие группы, как они, нужно слушать альбомами. "Ослушавшийся" лейбл EMI был оштрафован "флойдами" на 40 тысяч долларов – издатель нарушил принцип целостности их музыки, прописанный в контракте, разрешив Apple продавать треки по отдельности (в EMI посчитали, что этот пункт относится только к физическим носителям). Группа Radiohead предпочла магазину яблочников сервис 7digital.com (пообещавший продавать альбомы группы только целиком), а "айтюнсу" группа пригрозила судом - за "всплывший" в магазине релиз "My Iron Lung". Но красноречивее всех были AC/DC – Брайан Джонсон заявил, что "iTunes убьют музыку, если не будут поаккуратнее", а Энгус Янг заметил, что "слушатели вряд ли смогут составить представление о нашей музыке, если будут слушать по 2-3 песни с альбома". Так или иначе, свой альбом "Black Ice" (2008) группа эксклюзивно продавала через сеть массовых супермаркетов Walmart, которую назвала "лучшей альтернативой iTunes".

Помимо очевидной мысли о том, что Apple со своим цифровым магазином лишь оседлали новую потребительскую моду, формировавшуюся десятилетиями (начиная с практики 80-х записывать на кассеты свои микстейпы), они еще и изменили классические формулировки рекорд-бизнеса и музыки. Слово сингл утратило свое первоначальное значение (лицо альбома, главная песня). Синглами стали любые композиции, чаще остальных приобретаемые в iTunes.

Создав iTunes, помимо прочего компания Apple обеспечила устойчивый интерес к своей продукции на следующее десятилетие. Думал ли об этом Стив Джобс, договариваясь с представителями музыкальной индустрии? Своих оппонентов глава Apple убеждал тем, что пятипроцентная аудитория любителей айподов не способна в одиночку уничтожить альбомный формат сбыта. Однако выпуск iPhone в 2007 году и планшета iPad спустя 3 года расширил список устройств, работающих с iTunes, и еще сильнее подорвал привычку пользователей покупать музыку альбомами.

iTunes быстро освоился на рынке: начал заманивать фанатов эксклюзивами (чаще всего альбомными бонус-треками, которые больше нигде нельзя было купить) и искать союзников в лице самих музыкантов. Показательна история отношений Apple с U2, которые согласились прорекламировать новый айпод в обмен на продвижение пластинки "How to Dismantle an Atomic Bomb" на главной странице сервиса и выпуск лимитированной версии iPod 5-го поколения, с продаж которого бы группа получала проценты. "Мы хотели, чтобы у нас был собственный iPod, не похожий на обычные, белые", — рассказывал Боно. — "Мы хотели черный, но Стив сказал, что он пробовал брать другие цвета, и это было неудачно. Хотя при следующей встрече он показал нам черный iPod, и все мы пришли в восторг". Спустя 11 лет группа решилась на более отчаянный шаг – принудительно "раздав" новую пластинку "Songs of Innocence" 500 миллионам пользователей яблочных устройств. Многие оказались не в восторге от такой щедрости, и Apple пришлось выпускать специальную утилиту для удаления пластинки из iTunes.

Меломанские амбиции Apple по-настоящему были удовлетворены, когда в 2010 году в iTunes появился каталог The Beatles. Помимо очевидных плюсов в виде новоприобретенной армии битломанов (в топ продаж в первую неделю попали сразу 5 альбомов ливерпульской четверки) заполучение каталога The Beatles стало для Джобса маленькой личной победой. Дело в том, что его компания до этого много лет судилась с корпорацией Apple Corps, созданной в 1968 году самими "битлами", и управляющей творческим наследием группы. В 1981 году Возняк и Джобс уплатили бренду 80 тысяч долларов, проиграв в суде дело о покушении на торговую марку. Тогда руководители калифорнийской компании пообещали "держаться подальше от музыкального бизнеса". Обет был нарушен на исходе десятилетия, когда вышел новый Макинтош, умевший воспроизводить midi-файлы. Нарушение договоренности обошлось Apple в 26,5 млн долларов. Третий иск последовал в 2003 году, когда Apple запустила iTunes Store и представила очередной iPod. Этот суд Джобс выиграл и спустя год заключил с Apple Corps соглашение, по которому он получал в интеллектуальную собственность все торговые марки и логотипы, так или иначе связанные с названием Apple. Событие, похоже, и стало катализатором перемен.

Помимо постоянно пополняющегося списка функций в приложении iTunes (Genius, iTunes Match, Ping) эппловцы начали внедрять новые фишки в магазинном разделе. Укреплению торговой гегемонии iTunes способствовало появление релизов Mastered for iTunes – т.е. альбомов, специально сведенных для прослушивания на эппловских устройствах. Идея выглядела бы странной, если не тот факт, что долгое время яблочная продукция признавалась профессиональными изданиями второй по качеству звучания после плееров корейской марки Cowon.

Как видно, некоторые адепты альбомного формата отступили в своей борьбе за слушателей, благоразумно решив, что "если не можешь остановить революцию, лучше ее возглавить". Но некоторые музыканты остаются верны себе –так до сих пор в магазине iTunes нельзя найти записи самого продаваемого в США кантри-певца Гарта Брукса и гигантов прог-метала Tool. Последние, к слову, так верят в альбомы, что не выпускают даже сборники своих лучших хитов.

15.12.2016, РЕДАКЦИЯ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
ТЕХНИКА - свежие публикации:
  • События - Вкалывают роботы , 20.09.2017
    Если тебе не с кем играть индастриал - сходи на завод и подключи роботов, как это сделал музыкант из Новой Зеландии »»
  • MusicPro - Дважды фа , 05.09.2017
    "Привет, я японец, я играю на калькуляторах" »»
  • MusicPro - Краудбиржа , 28.08.2017
    Spotify подписал соглашение с последним мейджором и предложил пользователям купить акции компании »»
Звуки.ру - новости партнёров:

В отличной форме – Ed SHEERAN Эд Ширан провел виртуальную экскурсию по своему дому и побил Дрейка »»

Чудеса не кончаются – Ryuichi SAKAMOTO Рюичи Сакамото выпустит звездные ремиксы на свой сенсационный релиз "async". »»

Без авторского надзора – ИЗ ЖИЗНИ Большой театр официально объявил дату премьеры балета "Нуреев" в постановке Кирилла Серебренникова »»

Большой фан русского рэпа – TRICKY Трики записал альбом с русскими рэперами - Бастой, Скриптонитом и Смоки Мо »»

Ушла в загул, вернусь нескоро – FERGIE Fergie презентовала новый альбом и примерила десяток париков в новом клипе »»

Главное - хорошенько прицелиться – PROPHETS OF RAGE Анархическая супергруппа Prophets of Rage выдала клип с Трампом, стреляющим по Меркель »»

А есть вы тоже за меня будете? – Liam GALLAGHER Лиэм Галлахер - о падении доходов: пришлось уволить команду по заварке чая! »»

Договор дороже денег – NEW ORDER New Order подписали соглашение с бывшим басистом Питером Хуком: он претендовал на авторские… »»

Вкалывают роботы – ТЕХНИКА Если тебе не с кем играть индастриал - сходи на завод и подключи роботов, как это сделал музыкант… »»

Бьорк - это жидкость – BJORK На московскую биеннале современного искусства привезли выставку "Digital Bjork" - реальную историю… »»

Един в трех лицах – OVAL Немецкий экспериментатор выступит в Москве с концертом, лекцией и образовательным интенсивом. »»

Второе пришествие краут-рока – A.R. & MACHINES Репортаж с редкого концерта A.R. & Machines - легенды крепкого немецкого крафтового »»

Step by Step: дни города – ФЕСТИВАЛЬ Трибьюты Коэну, Mile Ex/End Festival и Arcade Fire - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

10 лет свободы от рок-н-ролла – Вадим ДЕМИДОВ Лидер Хронопа сыграет программу, посвященную 10-летию хроноповского гимна "Любовь, свобода и… »»

Масштабируй это – EVANESCENCE Evanescence покажут в Москве новую программу в сопровождении симфонического оркестра »»

Мы, они и все остальные – Roger WATERS Роджер Уотерс объявил новые даты турне "Us + Them", в ходе которого планирует сыграть в России »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

В лучших традициях – WARHAUS Сольный проект лидера группы Balthazar Маартена Деволдера, талантливо следующего по стопам Кейва и… »»

Триангуляция пространства – PLAID Флагманы "умной электроники" возвращаются в Россию с новым материалом и новым визуальным шоу. »»

Есть в тебе что-то героическое – DEPECHE MODE Depeche Mode выпустили клип на кавер-версию песни "Heroes" - знаменитого хита Дэвида Боуи »»

R.I.P. – Charles BRADLEY Соул-певец Чарльз Брэдли умер от рака в возрасте 68 лет. »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев постперестроечной эпохи. Для нового… »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев 80-х. Для нового поколения он -… »»

Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Bicep, Chase & Status, Kettel, Антон Кубиков и другие электронные новинки августа. »»

Женский бокс: Кэти и Тейлор – МУЗЫКА Баттл двух блондинок - борьба вступила в открытую фазу! Вы за Кэти, или за Тейлор? »»

10 альбомов сентября – МУЗЫКА Foo Fighters, GY!BE, The National и, возможно, главный дебют года - в сентябрьском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: лучшие саундтреки лета – ФИЛЬМ "Малыш на драйве", Ник Кейв и Oneohtrix Point Never - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Хроника25/09

1932 – Гленн Гульд, величайший пианист и философ фортепиано, родился в Торонто. Гульд известен на весь мир благодаря своим интерпретациям музыки Баха  »»

Garvin BUSHELL

Colin DAVIS (1927)

Glenn GOULD (1932)

Mike GIBBS (1937)

Onnie MCINTYRE (1945)

Steve MACKAY (1949)

Richard HARVEY (1953)

Александр КОЗЛОВ (1961)

Will SMITH (1968)

T.I. (1980)

Свежая реплика

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить