ТЕХНИКА  Discogs и сетевые архивариусы

Discogs становится крупнейшей базой данных для меломанов. Здесь, как в Греции, есть всё.

Ник Завриев: "Свой первый запрос к поисковику (тогда это была Altavista) я сделал в конце 1995-го, и запрос этот выглядел так: "The Future Sound of London". В поисках информации о любимой, но совершенно загадочной группе, я первым делом набрел на их дискографию, кропотливо собранную кем-то из фанатов. Оттуда я узнал, что эйсид-хаус хит Humanoid "Stakker Humanoid" тоже сделали FSOL (а кроме этого у них есть десяток сайд-проектов, о которых я и не подозревал), и как-то сразу уверился в том, что интернет – вещь дельная".

Девяностые как раз были временем расцвета инди-музыки, и дискографии были полезны как никогда. Пропустить новый альбом Depeche Mode даже тогда было трудно (сарафанное радио работало хорошо), но для всевозможных исполнителей второго эшелона, от гранжа и брит-попа до джангла и транса было совершенно обычным делом вдруг обнаружить, что у твоей любимой группы не два альбома, как ты всегда думал, а шесть.

Собирались дискографии, как правило, энтузиастами-архивариусами, курировавшими целую область. Например, главным специалистом по немецкой клубной электронике был Штефан Селл (его сайт Tursa до сих пор работает), а любители эмбиента и IDM группировались вокруг портала hyperreal.org. Обратная связь осуществлялась по электронной почте: "Привет Штефан, я вчера купил сборник с треком Свена Фэта, которого нет в твоей дискографии. Вот его выходные данные и каталожный номер. Добавь, пожалуйста, в дискографию, спасибо".

Важным этапом в развитии интернет-дискографий стал сайт еще одного немецкого коллекционера Вольфа Кемкера Wolf's Kompaktkiste. Это были уже не текстовые файлы, а полноценная база данных с гиперссылками, лейблами, типами релизов, обложками и так далее. Проблема была в одном – добавлять релизы в базу мог только сам Вольф, и содержание её упиралось в его вкусы, а также наличие у него свободного времени.

В ноябре 2000-го появился сайт discogs.com, который разработал диджей, коллекционер и программист Кевин Левандовски. Кевин разработал структуру базы данных с удобным поиском и множеством гиперссылок и, главное, открыл доступ к её редактированию всем желающим. Таким образом, для энтузиастов создавалась единая площадка, а добавить в базу новый релиз мог даже сам артист. По сути, здесь использовался тот же принцип краудсорсинга, на котором строится Википедия, вот только Discogs появился на год раньше, а источниками вдохновения для Кевина служили такие проекты как ebay и "каталог всея интернета" Webdirectory. Поначалу в Discogs была только электроника, но затем наплыв пользователей стал таким, что Кевин добавил в таксономию другие жанры, а сайт превратился в главную музыкальную базу планеты Земля. Сейчас база Discogs насчитывает более 7 млн релизов, 4.5 млн артистов и около миллиона лейблов.

"Коллекционеры пластинок - это что-то генетическое. Есть люди, которые хотят знать о такой-то записи все до последней мелочи", - рассуждает Левандовски, который шаг за шагом выстраивал платформу именно для таких буквоедов. В итоге база получилась настолько подробной, что доходит до смешного. "Один диджей из Ванкувера написал нам, что его семья принадлежит к церкви пятидесятников и им запрещено танцевать. "Можете убрать мое имя с сайта, чтобы они не прознали о том, чем я занимаюсь?" - попросил диджей".

В 2007-м к функции интернет-базы добавилась и возможность продажи и покупки, и вскоре Discogs превратился еще и во всемирный сетевой рекорд-шоп, где можно купить почти любую пластинку, компакт-диск и кассету. Неожиданным следствием этого стало то, что Discogs заменил бумажные справочники вроде "Record Collector" и стал универсальным гидом по ценам, на который сейчас ориентируются примерно все "физические" музыкальные магазины мира.

15.12.2016, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)