ТЕХНИКА  Аманда Палмер и музыкальный краудфандинг

Фанаты становятся непосредственными спонсорами музыкантов, а музыканты обнаруживают, что краудфандинг приносит уйму головной боли.

Хотя звучное слово "crowdfunding" впервые появилось в сети в 2006 году, самому методу коллективного финансирования проектов "с миру по нитке", разумеется, намного больше лет. Историки спорят, можно ли считать журнальную подписку или выпуск военных облигаций примерами краудфандинга, однако первое хождение творца за деньгами именно в народ (а не к зажиточному покровителю искусств) случилось, по меньшей мере, полтора века назад: в 1850 году французский социолог Огюст Конт обратился к читателям с просьбой поддержать франком издание очередного труда о философии позитивизма.

В музыку краудфандинг тоже проник еще до распространения всемирной паутины: фан-клубы с платным членством, дающим право не только на свежую информацию о любимой группе, но и эксклюзивные подарочные синглы, вовсю действовали с начала 80-х (и не исчезли до сих пор - группа Pearl Jam уже более 20 лет рассылает членам своего TenClub виниловые "семерки" в качестве презента на Рождество). Одним из ранних примеров краудфандинга, проведенного энтузиастами с помощью интернета (sic!), считается американский тур британских арт-рокеров Marillion: фанатский клич, брошенный в сети в 1997 году, помог собрать около 60 тысяч долларов и целиком оплатить гастроли из кармана поклонников.

Инициатива не всегда исходила от слушателей. В середине 00-х схему с фанатским финансированием опробовали немецкие индустриальщики Einsturzende Neubauten, выпустившие таким образом несколько "суппортерских альбомов" и - параллельно, на деньги от ежегодной подписки - экспериментальную серию "Musterhaus". В последней, помимо прочего, выходила аудиозапись процесса дегустирования вин - в мире нашлось бы совсем немного лейблов, которые согласились бы издавать такое.

Централизованые краудфандинговые платформы, заточенные именно под нужды музыкантов, стали появляться в начале 2000-ых (ArtistShare, запущенная Брайаном Камелио в 2001-ом, помогла композитору и дирижеру Марии Шнайдер записать оркестровый альбом "Concert in the Garden" - впоследствии он получил премию "Грэмми"). Тем не менее, подлинного бума фанатского финансирования пришлось ждать еще лет десять. Sellaband (2006), SliceThePie (2007), IndieGoGo (2008), Pledge Music (2009), Kickstarter (2009) и десятки других платформ медленно обрастали пользователями, но в музыке краудфандинг по-прежнему казался уделом упертых внесистемщиков и отчаявшихся маргиналов, не ставивших перед собой большие цели. При удачной работе “сарафанного вай-фая” музыканту удавалось собрать несколько тысяч долларов - таких денег может быть достаточно для разработки софта или небольшого технического стартапа, но для записи альбома, даже в условиях жесткой панковской экономии, это довольно скромные суммы. Музыкальному краудфандингу был остро необходим свой эксцентричный знаменосец, который по-настоящему сумел бы разжечь сердца меломанов и сорвать банк. Им стала экс-участница кабаре-бэнда Dresden Dolls Аманда Палмер.

Аманда, кипучая натура, привыкшая действовать быстро и запускать по несколько проектов одновременно, и раньше предпочитала обращаться к поклонникам напрямую, не заморачиваясь поиском издателей для забавных сиюминутных мелочей. В 2010-м она записала несколько укулеле-каверов на песни Radiohead, предложив заплатить за каждый по 40 центов (минимальная ставка авторских отчислений для самих Radiohead) или больше. Партизанский демпинг - минимальная цена была почти в 2,5 раза ниже рыночной (99 центов за трек) - принес Палмер около 100 тысяч долларов и явно разжег ее аппетит, убедив в том, что метод пущенной по кругу шапки работает. Изыскивая средства для своего альбома "Theatre is Evil", исполнительница запустила кампанию на Kickstarter, и неожиданный хайп принес невиданную доселе отдачу: почти 25 тысяч доноров пожертвовали Аманде 1,92 миллиона долларов.

Грандиозный успех? Как бы не так. Три года спустя в интервью Forbes Палмер признается, что кампания скорее принесла ей головную боль, чем какой-либо ощутимый доход: “Быть рекорд-лейблом, производителем и дистрибьютором записей для тысяч фанатов, которые к тому же заказывают мерчендайз, на самом деле, страшный геморрой. Многие артисты не хотят этим заниматься. Это темная сторона Кикстартера, о которой никто не говорит, хотя множество артистов столкнулось с ней в последние пять лет. Прилив энтузиазма и большая красивая цифра [в графе “Собрано”] - это хорошая вывеска, но когда ты начинаешь заниматься менеджментом самостоятельно, узнаешь, что почтовые тарифы скачут непредсказуемо, а часть посылок доходит до получателей испорченными. Это такой геморрой, что сразу хочется спихнуть его на кого-нибудь еще…” В конечном счете, по словам Аманды, расходы на кампанию перекрыли собранные 1,2 млн. Не помогло и то, что для гастролей в поддержку пластинки она решила завербовать музыкантов-волонтеров, согласных играть за “пиво и обнимашки”, чем немедленно навлекла на себя гнев профсоюзов (в Штатах, где ежегодно бастуют целые оркестры, вопрос справедливой оплаты труда музыканта до сих пор остается болезненным). Палмер пришлось извиняться и уверять, что волонтеры получат гонорар - все из того же кикстартеровского фонда. Впрочем, имиджевый эффект оказался сильнее: впоследствии Аманда стала признанным рупором краудфандинга, выпустила книгу “Искусство просить” и до сих пор обходится без выпускающего лейбла, полагаясь на верную фан-базу и различные платформы для сетевого финансирования. “Грязный секрет моей кампании на Кикстартере состоит в том, что мы потеряли на нем деньги, чтобы понравиться слушателям”.

Музыка все еще остается на задворках краудфандинга: куда больший успех имеют технологические стартапы, разработки видеоигр и даже приготовление еды (это не шутка: в 2014 году американец Зак Браун попросил 10 долларов на картофельный салат - собрал более 50 тысяч), музыкальные же проекты зачастую проваливаются - на этом обожглась даже такой признанный новатор как Бьорк. И все же свою нишу краудфандинг нашел: та же фанатская ностальгия, которая вернула к жизни множество групп из 90-х, стала мощной подпиткой для артистов, годами не выпускавших новых альбомов и давным-давно вывалившихся из беличьего колеса шоу-бизнеса (“работа в студии - промо-кампания - гастроли - обратно в студию”). Ветераны хип-хопа De La Soul и легенды женского r’n’b TLC собрали по 400 тысяч на свои новые пластинки, и ими история явно не ограничится. В России музыкальный краудфандинг тоже сработал для тех, у кого могучая фан-база есть, а желания связывать себя кабальным контрактом только, чтобы получить деньги на запись альбома - нет. Среди здешних рекордсменов - “Алиса” и Борис Гребенщиков.

15.12.2016, РЕДАКЦИЯ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
ТЕХНИКА - свежие публикации:
  • События - Вкалывают роботы , 20.09.2017
    Если тебе не с кем играть индастриал - сходи на завод и подключи роботов, как это сделал музыкант из Новой Зеландии »»
  • MusicPro - Дважды фа , 05.09.2017
    "Привет, я японец, я играю на калькуляторах" »»
  • MusicPro - Краудбиржа , 28.08.2017
    Spotify подписал соглашение с последним мейджором и предложил пользователям купить акции компании »»
Звуки.ру - новости партнёров:

Поход за шаурмой – Taylor SWIFT Тейлор Свифт снимает клип в местах своих свиданий »»

В чем сила, брат? – OXXXYMIRON Баттл Окси и Dizaster был похож на политдебаты »»

Мы все умрем – NOIZE MC Нойз выпустил злобную отповедь рэперам »»

Тарантинка – John LEGEND Джон Ледженд поработал официантом в пятизвездочном отеле »»

Лицо депрессии – Chester BENNINGTON Linkin Park выложили в Facebook выпуск шоу "Carpool Karaoke" с участием Честера Беннингтона, снятый… »»

Ими гордится Америка – НАГРАДА Премия American Music Awards объявила номинантов. »»

Божественный панк – GREEN DAY Green Day выпустят Best Of c полного одобрения Господа бога. »»

А что делали - покажем – Sam SMITH Сэм Смит показал трейлер к новому альбому и рассказал, как записывал его, в новом клипе. Видео. »»

Маленькие женщины – BEYONCE Бейонсе пригласила девочек из разных стран станцевать танец свободы »»

Бьется родная, в экстазе пылая – МУМИЙ ТРОЛЛЬ "Владивосток 2000" - новая банкнота, которую наголосовали РФ фанаты Мумий Тролля »»

Как жить в XXI веке и любить классику – ФЕСТИВАЛЬ Фестиваль актуальной классики Re:Formers покажет мировые тенденции в исполнении классической и… »»

Море, море, мир бездонный – Федор БИРЮЧЕВ Композитор-неоклассик и пианист Фёдор Бирючев представит свой новый альбом в обеих столицах »»

Фотоувеличение – PHOTAY Команда фестиваля "Синтпозиум" пробует себя в клубном формате. »»

Африканский Стинг – Miroca PARIS Мирока Париш вернет в Россию оркестр Сезарии Эворы »»

Отсчет - 30 секунд – THIRTY SECONDS TO MARS Джаред Лето и компания возвращаются в Россию »»

Оранжевое настроение – BILLY'S BAND Billy's Band дадут два осенних концерта в Москве »»

Step by Step: дни города – ФЕСТИВАЛЬ Трибьюты Коэну, Mile Ex/End Festival и Arcade Fire - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

Справочник посетителя open air – ФЕСТИВАЛЬ Всем фанатам музыкального туризма пора подвести итоги этого фестивального года и задуматься, куда… »»

Лихой Sziget-2017: дни 6 и 7 – SZIGET Ленинград, Alt-j, Birdy и Major Lazer в финальном репортаже Звуков с Острова Свободы. »»

"Люди устали от агрессии" – Петр ПОДГОРОДЕЦКИЙ Петр Подгородецкий рассказал Звукам, что готовит к выходу первый альбом за 10 лет - с очень… »»

R.I.P. – MAJOR ACE Пионер грайма Люк Монеро, известный в рэп-среде как Major Ace, ушел из жизни 8 октября »»

Плейлист Федора Бирючева – Федор БИРЮЧЕВ Композитор-неоклассик Федор Бирючев собрал для Звуков плейлист из своей любимой музыки. »»

Корабли на небо – Макс ХОБОТОВ Памяти Макса Хоботова »»

Свободу сказочным животным – FREE UNICORN REPUBLIC Юные чудаки собрали группу и объявили ее Свободной республикой единорогов. Мы поговорили с ними о… »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев постперестроечной эпохи. Для нового… »»

Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

10 альбомов октября – МУЗЫКА Другие Кортни и Курт, артист, ранее известный как Билли, и новый Бек - в октябрьском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: сентябрь – МУЗЫКА Tangerine Dream, Cut Copy, Four Tet, Mount Kimbie и другие электронные новинки сентября. »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Bicep, Chase & Status, Kettel, Антон Кубиков и другие электронные новинки августа. »»

Женский бокс: Кэти и Тейлор – МУЗЫКА Баттл двух блондинок - борьба вступила в открытую фазу! Вы за Кэти, или за Тейлор? »»

10 альбомов сентября – МУЗЫКА Foo Fighters, GY!BE, The National и, возможно, главный дебют года - в сентябрьском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: лучшие саундтреки лета – ФИЛЬМ "Малыш на драйве", Ник Кейв и Oneohtrix Point Never - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Хроника17/10

1967 – В Нью-Йорке состоялась премьера рок-мюзикла «Волосы». Это первый в мире психоделический мюзикл, который живописует красоты хиппи-движения 1960-х  »»

1972 – Родился знаменитый "белый рэпер" Эминем aka Slim Shady (настоящее имя - Маршалл Брюс Мэтерс III), самый продаваемый артист 2000-х  »»

1995 – Во время интервью журналу The Observer Ноэль Галлахер пожелал Дэймону Олбарну «сдохнуть от СПИДа»  »»

Cozy COLE

Steve GIBSON

Luiz BONFA (1922)

Barney KESSEL (1923)

Rico RODRIGUEZ (1934)

Jim SEALS (1941)

Howard ALDEN (1958)

Сергей ВЫСОКОСОВ (1966)

Ziggy MARLEY (1968)

Kim LJUNG (1971)

Свежая реплика

Един в трех лицахOVAL 29/09/2017 01:22 от Sonya Sokolova 29 и 30 сентября, 1-3 октября. Поправили, приносим извинения. ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить