ТЕХНИКА  Аманда Палмер и музыкальный краудфандинг

Фанаты становятся непосредственными спонсорами музыкантов, а музыканты обнаруживают, что краудфандинг приносит уйму головной боли.

Хотя звучное слово "crowdfunding" впервые появилось в сети в 2006 году, самому методу коллективного финансирования проектов "с миру по нитке", разумеется, намного больше лет. Историки спорят, можно ли считать журнальную подписку или выпуск военных облигаций примерами краудфандинга, однако первое хождение творца за деньгами именно в народ (а не к зажиточному покровителю искусств) случилось, по меньшей мере, полтора века назад: в 1850 году французский социолог Огюст Конт обратился к читателям с просьбой поддержать франком издание очередного труда о философии позитивизма.

В музыку краудфандинг тоже проник еще до распространения всемирной паутины: фан-клубы с платным членством, дающим право не только на свежую информацию о любимой группе, но и эксклюзивные подарочные синглы, вовсю действовали с начала 80-х (и не исчезли до сих пор - группа Pearl Jam уже более 20 лет рассылает членам своего TenClub виниловые "семерки" в качестве презента на Рождество). Одним из ранних примеров краудфандинга, проведенного энтузиастами с помощью интернета (sic!), считается американский тур британских арт-рокеров Marillion: фанатский клич, брошенный в сети в 1997 году, помог собрать около 60 тысяч долларов и целиком оплатить гастроли из кармана поклонников.

Инициатива не всегда исходила от слушателей. В середине 00-х схему с фанатским финансированием опробовали немецкие индустриальщики Einsturzende Neubauten, выпустившие таким образом несколько "суппортерских альбомов" и - параллельно, на деньги от ежегодной подписки - экспериментальную серию "Musterhaus". В последней, помимо прочего, выходила аудиозапись процесса дегустирования вин - в мире нашлось бы совсем немного лейблов, которые согласились бы издавать такое.

Централизованые краудфандинговые платформы, заточенные именно под нужды музыкантов, стали появляться в начале 2000-ых (ArtistShare, запущенная Брайаном Камелио в 2001-ом, помогла композитору и дирижеру Марии Шнайдер записать оркестровый альбом "Concert in the Garden" - впоследствии он получил премию "Грэмми"). Тем не менее, подлинного бума фанатского финансирования пришлось ждать еще лет десять. Sellaband (2006), SliceThePie (2007), IndieGoGo (2008), Pledge Music (2009), Kickstarter (2009) и десятки других платформ медленно обрастали пользователями, но в музыке краудфандинг по-прежнему казался уделом упертых внесистемщиков и отчаявшихся маргиналов, не ставивших перед собой большие цели. При удачной работе “сарафанного вай-фая” музыканту удавалось собрать несколько тысяч долларов - таких денег может быть достаточно для разработки софта или небольшого технического стартапа, но для записи альбома, даже в условиях жесткой панковской экономии, это довольно скромные суммы. Музыкальному краудфандингу был остро необходим свой эксцентричный знаменосец, который по-настоящему сумел бы разжечь сердца меломанов и сорвать банк. Им стала экс-участница кабаре-бэнда Dresden Dolls Аманда Палмер.

Аманда, кипучая натура, привыкшая действовать быстро и запускать по несколько проектов одновременно, и раньше предпочитала обращаться к поклонникам напрямую, не заморачиваясь поиском издателей для забавных сиюминутных мелочей. В 2010-м она записала несколько укулеле-каверов на песни Radiohead, предложив заплатить за каждый по 40 центов (минимальная ставка авторских отчислений для самих Radiohead) или больше. Партизанский демпинг - минимальная цена была почти в 2,5 раза ниже рыночной (99 центов за трек) - принес Палмер около 100 тысяч долларов и явно разжег ее аппетит, убедив в том, что метод пущенной по кругу шапки работает. Изыскивая средства для своего альбома "Theatre is Evil", исполнительница запустила кампанию на Kickstarter, и неожиданный хайп принес невиданную доселе отдачу: почти 25 тысяч доноров пожертвовали Аманде 1,92 миллиона долларов.

Грандиозный успех? Как бы не так. Три года спустя в интервью Forbes Палмер признается, что кампания скорее принесла ей головную боль, чем какой-либо ощутимый доход: “Быть рекорд-лейблом, производителем и дистрибьютором записей для тысяч фанатов, которые к тому же заказывают мерчендайз, на самом деле, страшный геморрой. Многие артисты не хотят этим заниматься. Это темная сторона Кикстартера, о которой никто не говорит, хотя множество артистов столкнулось с ней в последние пять лет. Прилив энтузиазма и большая красивая цифра [в графе “Собрано”] - это хорошая вывеска, но когда ты начинаешь заниматься менеджментом самостоятельно, узнаешь, что почтовые тарифы скачут непредсказуемо, а часть посылок доходит до получателей испорченными. Это такой геморрой, что сразу хочется спихнуть его на кого-нибудь еще…” В конечном счете, по словам Аманды, расходы на кампанию перекрыли собранные 1,2 млн. Не помогло и то, что для гастролей в поддержку пластинки она решила завербовать музыкантов-волонтеров, согласных играть за “пиво и обнимашки”, чем немедленно навлекла на себя гнев профсоюзов (в Штатах, где ежегодно бастуют целые оркестры, вопрос справедливой оплаты труда музыканта до сих пор остается болезненным). Палмер пришлось извиняться и уверять, что волонтеры получат гонорар - все из того же кикстартеровского фонда. Впрочем, имиджевый эффект оказался сильнее: впоследствии Аманда стала признанным рупором краудфандинга, выпустила книгу “Искусство просить” и до сих пор обходится без выпускающего лейбла, полагаясь на верную фан-базу и различные платформы для сетевого финансирования. “Грязный секрет моей кампании на Кикстартере состоит в том, что мы потеряли на нем деньги, чтобы понравиться слушателям”.

Музыка все еще остается на задворках краудфандинга: куда больший успех имеют технологические стартапы, разработки видеоигр и даже приготовление еды (это не шутка: в 2014 году американец Зак Браун попросил 10 долларов на картофельный салат - собрал более 50 тысяч), музыкальные же проекты зачастую проваливаются - на этом обожглась даже такой признанный новатор как Бьорк. И все же свою нишу краудфандинг нашел: та же фанатская ностальгия, которая вернула к жизни множество групп из 90-х, стала мощной подпиткой для артистов, годами не выпускавших новых альбомов и давным-давно вывалившихся из беличьего колеса шоу-бизнеса (“работа в студии - промо-кампания - гастроли - обратно в студию”). Ветераны хип-хопа De La Soul и легенды женского r’n’b TLC собрали по 400 тысяч на свои новые пластинки, и ими история явно не ограничится. В России музыкальный краудфандинг тоже сработал для тех, у кого могучая фан-база есть, а желания связывать себя кабальным контрактом только, чтобы получить деньги на запись альбома - нет. Среди здешних рекордсменов - “Алиса” и Борис Гребенщиков.

15.12.2016, РЕДАКЦИЯ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
ТЕХНИКА - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:

На самом деле, я - Бэтмен – COLDPLAY Новый хит Coldplay, созданный в сотрудничестве с EDM-троллями, честно объясняет, что никто из нас… »»

Добрый дедушка – Eddie Van HALEN Эдди Ван Хален пожертвовал 75 гитар в благотворительный фонд, который помогает детям из бедных… »»

R.I.P. – ИЗ ЖИЗНИ Убит посетитель концерта The Exploited »»

Тихо в лесу – TOKIO HOTEL Немецкие эмо-рокеры Tokio Hotel выпустили клип на второй сингл с нового альбома. »»

Во имя разума – Сергей ШНУРОВ Шнур сочинил матерные стихи про передачу РПЦ Исаакиевского собора. »»

Винтаж, шарман – Lana Del REY Новое видео Ланы дель Рей "Love" разрешило загадку таинственных постеров »»

Снова в бою – Paul MCCARTNEY Два бывших участника The Beatles Пол Маккартни и Ринго Старр впервые за семь лет появились вместе в… »»

Все, что я хочу - это ты – Roger WATERS Вот это новость: Роджер Уотерс выпускает первый сольный альбом за 22 года! »»

Смекалочка – ИЗ ЖИЗНИ Школьник проник на концерт любимой группы в Альберт-холле, подделав статью в Wiki. »»

Grammy-2017 – ГРЭММИ Грэмми-2017: live! Самые важные события и награды церемонии »»

Добавочки! – SZIGET К лайн-апу грядущего юбилейного Sziget добавились PJ Harvey, Стив Аоки, Alt-J, Rudimental и ещё два… »»

Итоги Brits: нет героев среди живых – НАГРАДА Дэвиду Боуи посмертно присуждена BRIT Awards сразу в 2 номинациях; лучшая группа - 1975. Расходимся. »»

Стереокино – ФЕСТИВАЛЬ Питерский фестиваль Stereoleto объявляет первые имена »»

"Мы все - часть этого шоу" – Robbie WILLIAMS Робби Уильямс приглашает посетить его концерты в турне The Heavy Entertainment Show. »»

"Мы все - часть этого шоу" – Robbie WILLIAMS Робби Уильямс приглашает посетить его концерты в турне The Heavy Entertainment Show. »»

Юбилей свободного джаза – Юрий МАРКИН В России отмечают 75-летний юбилей Юрия Маркина, мэтра отечественного фри-джаза »»

Целая история – ДДТ ДДТ завершает турне "История звука" большими концертами на площадках двух столиц »»

Целая история – ДДТ ДДТ завершает турне "История звука" большими концертами на площадках двух столиц »»

Оркестр, музыку! – THE CINEMATIC ORCHESTRA Авторы лучшего саундтрека к "Человеку с киноаппаратом" выступят в России с новой программой. »»

Промерзшие корни – ARSTIDIR В России выступит самая традиционная из исландских групп »»

"Я с гордостью рад заявить планете, что избавился от перфекционизма" – TEQUILAJAZZZ Евгений Фёдоров - об акустической программе Tequilajazzz, о вагонах укулеле и о том, как… »»

R.I.P. – Larry CORYELL Гитарист-виртуоз Ларри Корьелл, которому обязан появлением на свет стиль фьюжн, скончался в 73 года… »»

R.I.P. – Al JARREAU Умер Эл Джерро - самый харизматичный джазовый вокалист, семикратный обладатель Грэмми »»

Буддист-классик – Philip GLASS В паноптикуме конца ХХ в. под биркой "выдающийся академический композитор" значится уже не… »»

"Вы хорошие люди, но рулит вами идиот" – BEHEMOTH Лидер Behemoth, самая противоречивая фигура дэт-метала, Адам Нергал Дарский - о своем видении… »»

Кто издает Звуки – ЗВУКИ РУ Дорогая Редакция портала Звуки.Ру завершает работу и делится историями своей жизни. »»

С Днём Рождения! – Patti SMITH Рок-легенде Патти Смит исполнилось 70 лет. »»

R.I.P. – George MICHAEL Британский музыкант Джордж Майкл умер на 54-м году жизни. »»

"Нам рассказывали, что нашу музыку использовали как саундтрек для родов" – SEEFEEL Seefeel - o легендарном фестивале "Бритроника", ярлыке IDM и отпуске длиной в 12 лет »»

"Люди нередко танцуют под нашу музыку, такое бывает" – THE NECKS Участники австралийского трио The Necks рассказали Звукам о своем новом альбоме  »»

Повеситься можно – RADIOHEAD Программист Чарли Томпсон составил рейтинг всех песен и альбомов группы Radiohead по степени их… »»

Пони и радуги – ИЗ ЖИЗНИ Новое течение "Unicorn music" состоит из ретро-элементов. Мы расскажем, как создать музыкальное… »»

Musikmesse 2017: стартуем весной – ТЕХНИКА Международная выставка музыкальных инструментов, софта, техники и аксессуаров Musikmesse 2017… »»

Ку – 5'NIZZA Новый альбом харьковского дуэта -радушное приветствие после долгого отсутствия »»

Проверка пульса: январь – МУЗЫКА Электронные новинки января: Брайан Ино, Nikakoi, Kid Koala и много электропопа. »»

Цифры года 2016 – ИЗ ЖИЗНИ Традиционный рейтинг Звуков: чуть меньше букв, чуть больше цифр. »»

Спой для Трампа – ИЗ ЖИЗНИ Как Дональд Трамп разделил музыкантов на два лагеря и стал катализатором нового ренессанса… »»

Крах иллюзии – LADY GAGA Революция закончилась: как Леди Гага перестала быть актуальным поп-артистом. »»

Глазами других – Bob DYLAN Бобу Дилану дали Нобелевку по литературе. Звуки вспоминают самые крутые каверы на песни великого… »»

Профессия: волонтер – ФЕСТИВАЛЬ Волонтерство как пропуск на ваш любимый летний фестиваль. »»

20:00 – B.B.King – Blues Gravity Blues Gravity »»

20:00 – Клуб Игоря Бутмана на Таганке – Гия ДЗАГНИДЗЕ Гия ДЗАГНИДЗЕ »»

Свежая реплика

КсенофаризмXENA 18/02/2017 22:48 от bimba19 They updated it! I got this IMVU credits code and it got accepted! You get it completely free from http://imvucreditsgenerator.com ответить

Metallica помирилась с Napster спустя 17 лет. Кто следующий?

Мадонна и Милонов - в гей-клубе

Тимати и Киркоров - на совместном концерте у Кадырова

Децл и Баста - в Газгольдере

Тэйлор Свифт и Канье Уэст - на церемонии "Грэмми"

Трамп и все остальные... хотя нет, не получится

отправить