ТЕХНИКА  Youtube

Youtube - самый популярный видеохостинг современности. Угнаться за ним не смог никто.

Самый популярный видеохостинг современности Youtube был придуман тремя сотрудниками компании PayPal - Чадом Херли (Chad Hurley), Стивом Ченом (Steve Chen) и Джаведом Каримом (Jawed Karim). 14 февраля 2005 года пользователь с ником "jawed" (это, разумеется, был Карим) загрузил свое первое и единственное видео на бета-версию сайта. Очень скоро идея принесет огромные дивиденды не только создателям и корпорации Google (которая выкупила Youtube с потрохами уже через год), а еще и целой армии музыкантов и видеоблогеров, которая спала и видела возможность обратиться к аудитории напрямую, а не через эфиры форматного MTV.

Путевку в жизнь Youtube дал венчурный фонд Sequoia Capital, вложивший в компанию 11,5 млн долларов и в итоге заработавший на новом стартапе в 40 раз больше. С этого момента началась история революционного сервиса и революционные же изменения в музыкальной индустрии.

Едва ли не самой яркой звездой, обязанной своей популярностью видеохостингу, стал будущий объект обожания юных билиберок и билиберов – канадский певец Джастин Бибер (Justin Bieber). Биберу очень повезло с мамой: она добросовестно снимала музыкальные упражнения сына на камеру и столь же добросовестно заливала их на канал на Youtube. Первым роликом стало выступление юного Бибера с песней Ne-Yo "So Sick" на локальном конкурсе талантов "Стратфордский Идол", в котором будущий музыкант в итоге занял второе место. Когда канал маленького канадца приобрел некоторую популярность, его ролики случайно увидел менеджер Скутер Браун (Scooter Brown), работавший с лейблом r’n’b певца Ашера (Usher). После прослушивания в Атланте Бибер подписал контракт с Raymond Braun Media Group (RBMG), и его карьера резко пошла вверх.

Пара других историй ютуб-успеха принадлежит американскому дуэту Pomplamoose и инди-группе из Берлингтона Walk Off the Earth. Последние сделали себе имя с помощью экстравагантного кавера на песню Gotye (участники команды впятером на одной гитаре сыграли и спели его песню "Somebody That I Used to Know"). Pomplamoose создали себе имидж, выкладывая каверы известных песен и самостоятельно снимая на них видео - с самими собой в главных ролях.

Но настоящей группой из Youtube по праву можно считать американскую команду Ok Go, чьи песни практически неотделимы от зрелищных клипов со сложносочиненной механикой. В последний раз участники бэнда сняли видео на песню "Upside Down & Inside Out" в условиях искусственной невесомости. В видео к песне "Here It Goes Again" вся хореография была построена вокруг 6 беговых дорожек, а в "I Won't Let You Down" команда освоила только появившиеся на рынке модные гироскутеры. OK Go стали первой "группой клипов на Youtube": их песни едва ли смогут напеть многие, зато странные танцы на беговых дорожках и космический баскетбол в кабине самолета при участии российских стюардесс-гимнасток вспомнятся большинству смотревших.

Отдельной историей, которую подарил нам Youtube, стали многочисленные музыкальные мемы, которые родились и обрели популярность на просторах видеохостинга. Шутка ли - самый популярный клип-миллиардник на Youtube – видео PSY на композицию "Gangnam Style" на пике популярности сломал счетчик сервиса (разработчики, похоже, просто не верили, что какой-либо клип может набрать такое количество просмотров - сейчас их уже почти 3 млрд). Другое вирусное видео, "Harlem Shake" с десятками миллионов суммарных просмотров и сотней дергающихся людей сделало популярным никому не известного бруклинского диджея Бауэра (Baauer). В его случае Youtube отреагировал оперативнее, оставив пасхальное яйцо для пользователей: стоит вбить в поисковую строку запрос "Do The Harlem Shake", и сайт начнет "танцевать". Последним трендом – и одновременно новым героем музыкального youtube стал японский комик Косака Даимао (точнее его альтер-эго – музыкант Piko-Taro) с песней "Pen-Pineapple-Apple-Pen" (PPAP). В песне поется о том, что будет, если воткнуть в яблоко ручку, проделать тоже самое с ананасом и потом совместить получившиеся конструкции. Несложный мотив и фирменный танец Piko-Taro сделали ролик хитом.

Отечественные исполнители тоже ответственны за несколько музыкальных мемов. Вокализ "Я очень рад, ведь я наконец возвращаюсь домой" превратил классика советской эстрады Эдуарда Хиля в "Мистера Трололо" и сделал его звездой сети. Запись его выступления в Швеции в 1976 году стала мемом сначала в Америке, а потом и в русскоязычном сегменте интернета. Рунет тоже породил несколько локальных героев, которые благодаря ютюбу ни много ни мало запустили карьеру. Рисованный клип на песню "Еду в Магадан" принес известность Васе Обломову (до того момента - Василию Гончарову из ростовской бритпоп-группы второго эшелона Чебоза). Нельзя не вспомнить и короткую, но яркую историю Николая Воронова – автор пообещал, что его песня "Белая стрекоза любви" станет хитом - и не соврал (запала нескладного паренька хватило ненадолго, но права на "Стрекозу" у него позже купили вполне себе поп-звезды по меркам СНГ - Quest Pistols).

Youtube занял свободную нишу на рынке и за счет развитой системы интеграции (embed-кодов и ссылок) позволил пользователям делиться понравившимся видео. Позднее корпорация Google стала внедрять в функционал различные возможности монетизации контента – начиная с демонстрации рекламы в роликах, заканчивая ссылками на покупку понравившегося трека или видео в цифровых магазинах iTunes, Google Play. Такие возможности заставили обратить внимание на сервис мейджоры, которые начали создавать и модерировать отдельные каналы для своих артистов в Youtube. Значительную часть музыкального видеокаталога Youtube составляет контент американского видеохостинга Vevo, агрегирующего новинки Universal Music, EMI и Sony Music Entertainment. Из-за того, что Vevo недоступен в ряде стран, компания ведет свой официальный канал у конкурента.

В начале этого года Youtube опубликовал статистику по двумстам видеороликам, преодолевшим отметку в миллиард просмотров на сервисе. Российские пользователи интернета могут быть довольны – в список попал российский мультфильм "Маша и медведь", на сегодняшний день главная экспортная единица российской мультипликации.

Будущее Youtube, скорее, за расширением функционала сервиса. Сейчас видеохостинг можно использовать для прямых трансляций (этим в разные годы воспользовались как отдельные группы, так и целые фестивали), загружать панорамные клипы (когда при помощи мыши можно "оглядываться" по сторонам). Периодически сервис внедряет любопытные опции вроде VHS-фильтра, эмулирующего потрепанность старой аналоговой пленки.

По-прежнему главной головной болью компании остается большое количество нелегально загружаемого контента – сервис с завидной периодичность судится с правообладателями и внедряет технические средства для удаления пиратских клипов, но поток слишком велик и контролировать реально могут лишь сами правообладатели. Среди видеохостингов Youtube остается безоговорочным лидером, опережая и Vimeo, и Dailymotion, и все местные сервисы (дизайн и функционал которых зачастую откровенно слизан с ютюба), но это не значит, что его будущее так уж безоблачно: для видеотрансляций все чаще используется приложение Periscope, а для выкладывания роликов длиной меньше минуты - Instagram.

15.12.2016, РЕДАКЦИЯ (ЗВУКИ РУ)