ТЕХНИКА  SoundBlaster Live!

Creative SoundBlaster Live! - первая массовая аудиокарта, превращающая любой компьютер в сэмплер и "бюджетную студию".

Аудиокарта для PC Creative SoundBlaster Live! стала первой в линейке SoundBlaster, которая не только обладала функциями сэмплера, но и позволяла использовать для загрузки сэмплов - в формате SoundFont - оперативную память компьютера. Как раз к 1998 году формат SoundFont начал поддерживать стереосэмплы.

SoundBlaster Live! стал одной из первых - если не первой вообще - "полупрофессиональной" аудиокартой: центральный процессор профессионального уровня EMU10k (разработанный E-mu), низкая цена, вполне сносное звучание, сэмплерные функции и отдельная аппаратная схема обработки, всё это позволило использовать SB Live! в качестве основы для бюджетных и любительских студий звукозаписи. Чрезвычайно популярным сделался и формат SoundFont, по крайней мере, начиная со второй версии. Программные сэмплеры на тот момент только-только начинали появляться (GigaSampler появился в 1997 году, а первые версии Steinberg HALion и Native Instruments Kontakt пойдут в массы лишь в начале 2000-х). Аппаратные же сэмплеры - не каждому были по карману. Так что карты SB Live! и библиотеки в форматах SF2 в качестве альтернативы многим пришлись ко двору, особенно если учесть, в что в формате SF2 начали - легально и не очень - распространять засэмплированные тембры дорогостоящих синтезаторов и сконвертированные библиотеки от аппаратных сэмплеров.

Сегодня большинство коммерческих программных сэмплеров на рынке - Kontakt, HALion, NN-XT, FL-Studio, EXS-24 - как минимум, позволяют воспроизводить файлы в формате .sf. В некоммерческом секторе также множество программ, позволяющих воспроизводить SF2, иногда в комбинации с различными функциями синтеза.

Рассказывает Дэйв Россум (Dave Rossum), основатель компании E-Mu:

- Когда Creative выкупили E-mu, моя команда разработчиков из трёх человек стала ядром "Совместного технологического центра E-mu/Creative" (сейчас он называется "Центр передовых технологий").

Наша команда рассматривала чип EMU10k1 как логическое продолжение EMU8000. Помимо этого я убедил Сима (исполнительного директора Creative) включить в SoundBlaster Live нашу реализацию технологии трёхмерного звука, программируемой реверберации и моделирования помещений, то, что мы назвали Environmental Audio (EAX). Команда Технологического центра, которая в сущности состояла из сотрудников E-mu, отвечала за все исследования и сопутствующие технологии; мы работали в тесном сотрудничестве с сингапурскими разработчиками драйверов.

Дизайном самой платы занимались в Сингапуре, но выводили разработку на рынок мы все вместе.

Россум согласен с тем, что SoundBlaster Live! была рассчитана на промежуточный рынок и подходила как для пользователей, так и для малобюджетных профи.

- EMU10K наши инженеры разрабатывали с тем, чтобы добиться максимальной точности воспроизведения. Мы надеялись (увы, сбыться этим надеждам не случилось), что процессор будет использоваться в профессиональном звукозаписывающем оборудовании и в синтезаторах. Инженеры в Сингапуре это сознавали и сделали всё возможное, чтобы обеспечить нужный уровень качества при создании карты.

Кстати, именно E-mu и лично Россум занимались разработкой стандарта SoundFont:

- По моему представлению, надо было создать гибкий и расширяемый стандарт для музыкального синтеза и связанных с ним данных, который, как мы надеялись, надолго станет основой для разных, заменяемых способов синтеза звука. Однако по мере того, как остальная часть отрасли начала принимать этот стандарт, наши амбиции пришлось умерить, и мы смирились с тем, что и прогресс, и восприятие на рынке остались достаточно ограниченными.

При этом Россум говорит, что разработчики Soundfont до сих пор удивляются, как долго держится их стандарт.

15.12.2016, РЕДАКЦИЯ (ЗВУКИ РУ)