МУЗЫКА  Проверка пульса: ноябрь

Третья часть "Oxygene", призрак Афекс Твина и деконструкция транса: дайджест электроники ноября.

Ulrich Schnauss "No Further Ahead Than Today" (Scripted Realities)

Долгожданный (с момента выхода "A Long Way To Fall") пятый альбом Ульриха Шнаусса не разочаровал. Шнаусс – не тот человек, от которого стоит ждать резких поворотов, своему стилю Ульрих верен уже полтора десятка лет. Но даже в рамках сверхэмоциональной и сверхмелодичной электроники у него есть довольно широкое поле, от синтезаторной меланхолии (недаром после смерти Эдгара Фрезе именно Ульрих занял пост неформального лидера Tangerine Dream) до эйфорического поп-шугейза "как если бы певицу Enya продюсировал Кевин Шилдс". На этом альбоме Шнаусс показывает обе ипостаси и тонко соблюдает баланс. Если реквием "Love Grows Out Of Thin Air", особенно вкупе с душераздирающим видео, действует в эмоциональном плане как удар под дых, то идущая сразу же следом "Magic In You" (продолжение линии "Stars" и "On My Own") – примерно такой же силы аплифтер, способный даже в конце жутковатого 2016-го внушить мысль о том, что всё будет хорошо.

Jean-Michel Jarre "Oxygene 3" (Sony Music)

Третья и последняя часть легендарной серии оказалась куда меньше похожа на оригинальный "кислород", чем вышедший 20 лет назад "Oxygene 7-13" и, пожалуй, даже меньше, чем похожи на него некоторые пластинки подражателей, например "Positronic Neural Pathways" Стива Мура (Steve Moore). Третий "Кислород" скорее наследует второму, т.е. продолжает более современную линию "интеллигентного транса" с упором не на ритм, а на аккорды и арпеджио. И есть ощущение, что именно в этом жанре французский патриарх смотрится наиболее органично. Он не подражает ни сам себе, ни новому поколению электронщиков (чем слегка грешила дилогия "Electronica"), а методично ищет свой звук, комбинируя старые тембры (лазерная арфа, струнные и шум с фейзерами, ритм-машина CR-78 – это уже жарровский фирменный знак) с новыми. И если трансовых секвенций от Жана-Мишеля вполне ждёшь, то родес-пиано (и параллели с Global Communication) – поворот необычный и интересный. Славу оригинального "Oxygene" сиквелу не побить, но среди жарровских альбомов последних 20 лет он смотрится очень эффектно.

Lorenzo Senni "Persona" (Warp Records)

Лейбл Editions Mego в последнее время стал для Warp чем-то вроде фарм-клуба, куда "старший брат" регулярно посматривает в поисках свежей крови. Итальянец Лоренцо Сенни заработал себе имя как "деконструктор транса": арпеджио и эйфорические аккорды в духе лейбла Perfecto середины 90-х Сенни препарировал на собственный пост-модернистский лад и укладывал то в тревожно-мистические коллажи, то в бесконечные брейкдауны, от которых всё время ждешь взрыва, а тот так и не происходит. Всё это есть и на новой 6-трековой ЕР, но в ней Сенни добавляет своему пост-трансу совсем уж неожиданный контекст, насаживая его на арматуру пост-дабстепрвых ритмов. Ударных при этом по-прежнему нет, но есть чётко ощутимый телом хромой грув в духе Hudson Mohawke.

Council Estate Electronics "Arktika" (Glacial Movements Records)

После Napalm Death, Godflesh, Techno Animal и Jesu Джастин Броудрик (Justin Broadrick), кажется, уже никаким зигзагом карьеры не может удивить, но появления его на совсем уж "гиковских" электронных лейблах все же заставляют открыть рот от изумления. Потерянным звеном в этой цепи, похоже, служит Мик Харрис (Mick Harris), ставший со своим проектом Lull одним из первых клиентов Glacial Movements. Названия треков вроде "Росатом" и "50 лет победы" поначалу тоже вызывают недоумение, но при ближайшем рассмотрении "Арктика" оказывается концептуальной работой, целиком посвященной советским подводным лодкам. Предельно аутичный, отмороженный звук Броудрика узнается с первых нот, но здесь Джастин предстает в максимально сдержанном и консервативном виде – да, всё холодно и мрачно, но без жести, ужасов и экстремизма. Этот альбом, пусть и с лязгом цепляясь бортами, но всё же вписывается в узкую нишу "эмбиент-техно" где-то по соседству с другим поклонником арктического холода, норвежцем Biosphere.

RX-101 "Like Yesterday" (Suction Records)

"Все треки записаны на кассету в период 1997-1999" – кажется, уже этой рекомендации сейчас достаточно, чтобы все бросились слушать этот альбом. Канадцы Suction Records, большие любители аналоговых синтезаторов и пленочного ретроградства, нашли нового героя. По официальной легенде, под именем RX-101 скрывается голландец Эрик Йонг (Erik Jong), до этого момента писавший исключительно в стол. Лет 15 назад все наверняка решили бы, что перед нами очередное альтер-эго Ричарда Джеймса (Richard D. James) – уж больно похожи записи RX-101 на лейбл Rephlex "золотого периода". Главных ассоциаций две: часть треков отчаянно напоминают "злого" Афекса периода ранних ЕР и выросшего из них альбома "Classics" – оголтелое индустриальное техно, утопающее в реверберации. Другая часть и того краше – это сентиментальное и слегка наивное лоуфай-электро, которым 20 лет назад прославился итальянец Bochum Welt. Учитывая, что мы живем в век имитации, где эпигоны звучат достовернее своих прообразов, скорее всего легенда о голландце не врет. Но если это и имитация, то имитация сверхталантливая.

Francesco Tristano "Surface Tension" (Transmat)

Люксембургский пианист Франческо Тристано сделал себе имя, исполняя на рояле электронную классику вроде Autechre и Джефа Миллса (Jeff Mills). С одним из авторов этих пьес, Дерриком Мэем (Derrick May) Тристано с тех пор сдружился настолько, что Мэй подписал Франческо на свой техно-лейбл Transmat и выступил на "Surface Tension" соавтором большинства треков. Этот альбом и впрямь расположен чётко на стыке двух дисциплин, довольно утилитарного техно и фортепианной неоклассики. На одном полюсе – хмурые минималистичные "стучалки" вроде "Infinite Rose", на другом – почти рейв-боевик "Pacific FM", который не затерялся бы в сете у Тиесто (Tiesto) и кавер на инструментальный хит Рюити Сакамото (Ryuichi Sakamoto) из фильма "Счастливого рождества, мистер Лоуренс". На выходе получается этакий "Kiasmos здорового человека" – с прицелом на широкую аудиторию, но без сентиментального романтизма.

Yagya "Stars And Dust" (Delsin)

Исландскому музыканту Адальстейну Гудмундссону (Aðalsteinn Guðmundsson) удалась довольно редкая по нынешним временам вещь, он вывел собственный музыкальный микро-жанр. Формально, его музыка – это даб-техно, но не по-немецки сдержанное и безэмоциональное, а напротив – сентиментальное и даже романтическое. Из-за уханья басовой бочки, шума ветра и обволакивающих аккордов вдруг прорывается фортепиано, струнные, мелодичный бас и даже гитара. На "Stars And Dust" Yagya настолько увлекается поиском этой романтики, что порой уж совсем отходит от техно. Получается даже чересчур, всё же идеальный баланс между этими ингредиентами ему удавался где-то во времена "Rigning". Но поскольку поляну эту он возделывает по-прежнему практически в одиночку, наблюдать за его поиском как минимум интересно.

Datassette "Selected Offal" (Shipwrec)

Британский продюсер Datassette – универсальный солдат современной электроники. Ему с одинаковым успехом удаются авангардный IDM в духе Autechre, мэшапы хип-хоп классики с итало-диско, вдумчивая бас-музыка и еще множество разных жанров, поэтому что ждать от каждой новой записи – всегда загадка. Предыстория релиза такова – сначала британец выложил в сеть сборник из 100 треков, написанных в период с 1999 по 2014, а затем голландский лейбл Shipwrec, где ценят IDM и электро, ужал сборник до 55 минут и выпустил на виниле. Как и ожидалось, большая часть материала – танцевальная музыка широкого профиля. Детройтское техно, электро в духе Mr Velcro Fastener, ретроградский эйсид-хаус и даже заторможенное пост-диско. Но если 100-трековый оригинал напоминал свалку, где можно отыскать бриллиант, то выборку хорошая редактура превратила в отличный целостный альбом, который от этого разнообразия только выигрывает.

Deadmau5 "W:/2016ALBUM/" (Mau5trap Recordings)

К концу нулевых канадец в маске мыши стал не только большой звездой EDM, но одновременно и мемом, иллюстрирующим падение и деградацию массовой электроники, символом того, как не надо. Картина эта самого Джоэля Томаса Циммермана (Joel Thomas Zimmerman) явно не устраивала: тот читал Брэдбери, писал покаянные письма и всячески пытался продемонстрировать, что умеет не только делать классные дропы и пилы, но и обладает неким музыкальным талантом. Из обоймы большого шоу-бизнеса Джоэл не выпадал, но регулярно пытался придать своим трекам человеческие черты, двигаясь куда-то в сторону Эрика Придза (Erik Prydz) или Daft Punk. Новый диск со странным названием – еще один шаг в этом направлении. Тут есть в меру мелодичное электро-диско, заигрывания с french touch, прогрессив-хаус с вокалом и даже абстрактный хип-хоп. Если выбросить отсюда все треки, предназначенные исключительно любителям плотно угорать, получилась бы даже интересная ЕР. Но не хватает одного – ярких хитов. Ничего похожего ни на "Veldt", ни на "There Must Be Coffee", и это расстраивает.

VA "Konfabulation" (NEN Records)

В номинации "русский релиз месяца" на этот раз выступает сборник индустриального техно с лейбла, которым управляют участники группы Sal Solaris. Музыка здесь в почёте мрачная и серьезная – за общим термином "техно" скрывается довольно разноплановая ритмичная электроника, записанная с большим почетом к ранним Cabaret Voltaire, первородному EBM, power electronics и шумовому эмбиенту. Состав участников тоже подобрался разнообразный и представительный – компанию резидентам NEN составили итальянцы SΛRIN и Violet Poison, берлинский продюсер Unhuman и музыкант российского происхождения Алексей Волков, сделавший себе имя пластинками на Planet Rouge Records под крылом у Терренса Фиксмера (Terrence Fixmer), а в России до этого не издававшийся вовсе.

02.12.2016, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: