ФЕСТИВАЛЬ  Под грифом "импро"

Программу фестиваля "Джаз осенью - Impro" закрывает концерт DDK Trio и сольное выступление Казухисы Учишахи.

Четвертый, заключительный концерт фестиваля "Джаз осенью – Impro", как и третий, пройдет в формате "два в одном": в традиционных для "Дома" двух отделениях будет звучать не один коллектив, а два. И если в прошлый раз два отделения объединяла фигура Петера Брётцмана (Peter Brotzmann), то теперь мы получаем два независимых концерта, связанных разве что импровизационной природой.

Первое отделение отведено японскому музыканту Казухисе Учихаши (Kazuhisa Uchihashi), который год назад выступал в Москве дуэтом с немецким мультиинструменталистом Альфредом Хартом (Alfred Harth), а теперь сыграет сольно. Первым, "родным" инструментом для японца была гитара, и в качестве гитариста Казухиса сделал себе имя в японской импровизационной тусовке. Япония всегда была одним из центров развития экспериментально-шумовой музыки, но в девяностые эта сцена на островах особенно разрослась, объединив в себе артистов с совершенно разным бэкграундом, от джаза и электроники до экстремального авант-рока и даже металла.

Но помимо Японии, Учихаши также тесно завязан на немецкую сцену. Его дальнейшую карьеру во многом определило знакомство с Хансом Райхелем (Hans Reichel). Казухиса не только принимал участие в многочисленных проектах Райхеля, но и перенял у немца новый инструмент, изобретенный самим Хансом даксофон. Внешне даксофон напоминает предмет из фильма или комьютерной игры в жанре "стим-панк": это причудливой формы нож, установленный на лакированной деревянной деке. Играют на нем обычно смычком. Японец не только освоил этот загадочный инструмент, но и выработал собственный стиль игры, а также сделал даксофон ведущим голосом на своих записях и концертах. Ну а после смерти Ханса Райхеля в 2011м, Казухиса Учишахи стал, пожалуй, главным евангелистом даксофона на планете.

Второе отделение отдано немецкому DDK в составе трубача Акселя Дёрнер (Axel Dörner), пианиста Жака Демьера (Jacques Demierre) и аккордеониста Йонаса Кохера (Jonas Kocher). Звуковая концепция этого трио строится на единстве двух принципов звукоизвлечения и двух типов инструментов, духовых и клавишных. При этом связующим звеном между этими двумя мирами оказывается не вполне типичный для джаза аккордеон, принадлежащий и к духовым, и к клавишным одновременно. Как следствие – важным принципом, на котором строится идеология DDK Trio стало то, что каждый инструмент должен сохранять свой голос и характер. Вопреки привычке современных импров-музыкантов извлекать из инструментов нехарактерные для них звуки и пользоваться нестандартной техникой, у DDK труба, аккордеон и фортепиано чаще всего звучат своими настоящими голосами, а поиск ведется уже в пространстве форм и комбинаций.

Добавим, что Дёрнера любители нового джаза отлично знают по множеству проектов, начиная с Territory Band под управлением Кена Вандермарка (Ken Vandermark) и заканчивая Monk's Casino Александра Фон Шлиппенбаха (Alexander Von Schlippenbach). А Жак Дермьер известен не только как пианист, но и как композитор достаточно широкого профиля. Он сочиняет не только для фортепиано, но и произведения для скрпики, гитары, фисгармонии, электроники и даже вокальной декламации. А среди тех, с кем Дермьер в разное время сотрудничал – тувинская певица Саинхо Намчылак и британский контрабасист и композитор Барри Гай (Barry Guy).

Москва, КЦ "Дом"
1 декабря, 20:00

Фестиваль Гёте-Института "Джаз осенью – Impro", концерт четвёртый
1 отделение: Казухиса Учихаши (Kazuhisa Uchihashi) – гитара, даксофон
2 отделение: DDK Trio

28.11.2016, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)