THE BUZZCOCKS  "Нам совсем не обязательно быть стереотипной старперской группой"

Стив Диггл из The Buzzcocks о советах Курту Кобейну, эпохе краудфандинга и юбилее панк-рока.

Ни один хоть сколько-нибудь сносный учебник по английскому панк-року не обойдется без упоминания Buzzcocks, а кто-то даже назовет их бандой, более важной для "анархии в Великобритании", чем Sex Pistols. И не без причины. Пока Малколм Макларен доил музыкальный истеблишмент, чтобы на его же, истеблишмента, деньги профинансировать революцию, четверка его идейных последователей из Манчестера шагнула дальше, выпустив EP "Spiral Scratch" - первый настоящий инди-релиз, осуществленный без помощи лейблов, по тем временам (1977 год) неслыханная наглость и пример, вдохновивший десятки горячих голов по всей стране. Не менее удивительно и то, что Buzzcocks, в отличие от многих своих ровесников, с музыкальной карты так и не исчезли: последний альбом группы вышел каких-то два года назад, и на нем разменявшие седьмой десяток Пит Шелли (Pete Shelley) и Стив Диггл (Steve Diggle) не столько рефлексируют о славном прошлом, сколько пытаются ухватить за бороду настоящее. Об этом Звуки поговорили с Дигглом в канун второго приезда Buzzcocks в Россию.

Звуки: От 40-летнего юбилея панка никуда не деться. Давайте с него и начнем. Что это вообще для вас значит - "40 лет панк-року"?
Стив Диггл: Это был долгий путь. И вряд ли кто-то из нас думал, что через 40 лет он по-прежнему будет заниматься этим. Но так вышло, что то, что случилось 40 лет назад, было похоже на взрыв. Он оставил огромный след в мире, подстегнул креативность - и это касается не только музыкантов, но и людей в целом. В музыке как будто началась новая фаза. Ну и приятно иметь возможность ездить по миру и давать отличные концерты для людей, которые в то время даже не родились. Для меня это свидетельство того, что мы умеем писать песни и играть их живьем.
Звуки: Я много с кем говорил об этом, и все сходятся в одном: панк не собирался так долго жить. И если посмотреть историю, большинство групп британского панка первой волны за пять лет либо развалились, либо, как the Banshees или the Damned, стали играть совсем иную музыку.
Стив: Так никто и не говорил, сколько это продлится, потому что никто не знал (смеется). Мы записали альбом "The Way" пару лет назад, и на мой взгляд, он так же хорош, как и все, что мы выпускали до него. Собственно, причины заниматься музыкой у нас как были, так и остались. Внутренняя потребность никуда не делась. Конечно, мы понимаем, что мы - классическая группа с классическим бэк-каталогом, и песни из него люди хотят услышать в первую очередь. Но нам совсем не обязательно быть стереотипной старперской группой. Думаю, что в истории мы занимаем уникальное место.

Звуки: Да, но скептического отношения к нынешнему "музею панк-рока" тоже хватает. Джо Карре, сын Малколма Макларена, например, собирается в эти выходные сжечь отцовскую коллекцию панковских артефактов - в знак протеста против того, что панк стал частью истеблишмента.
Стив: Я его понимаю, с одной стороны, а с другой - да кому до этого вообще есть дело? (смеется) Если честно, не вижу в этом большого смысла. Это сильный жест, потому что действительно странно, когда первые лица страны отмечают юбилей панк-рока. Но это же еще и признание - признание того, что панк был важным явлением для своей эпохи. И сегодня молодые люди могут прикоснуться к этой истории, что-то из нее забрать и сделать что-то свое. В 1976-77 годах, когда начался, он вдохновил множество вещей. Это был вызов воображению, границам дозволенного. И если через 40 лет люди признают, что это было важно, я не вижу в этом ничего плохого. И не то чтобы нам это признание нужно - музыкантам, которые там были, это неинтересно, поверьте. Мы ни в каких праздничных мероприятиях не собирались участвовать. Но зафиксировать момент - почему бы нет.

Звуки: Вы уже упомянули свой последний альбом, деньги на него вы собирали через краудфандинг. Насколько эта кампания оправдало ваши ожидания?
Стив: Да, вполне. Ну как, люди и раньше скидывались на запись альбом, просто никто не называл это краудфандингом. Свой первый сингл ["Spiral Scratch"] мы сами выпустили, без чьей-либо поддержки, потому что рекорд-лейблы нами не интересовались. Так и в этот раз: мы решили, а почему бы не попробовать? Сегодня же многие этим промышляют. По-моему, получилось хорошо - потому что в итоге мы записали отличный альбом.
Звуки: Да, это правда похоже на то, что было со "Spiral Scratch". В том смысле, что возможность всегда была, ей просто никто не пользовался.
Стив: Все так. И мы же никому ничего не втюхивали. Это люди пришли и сказали: "Мы купим этот альбом". Это всегда вдохновляет, заряжает на работу. Мы не могли всех этих людей подвести. понимаете? Это еще один интересный подход. В то время, как многие лейблы загибаются, краудфандинг будет процветать, кампаний будет становиться все больше. Добро пожаловать в современный мир.
Звуки: К разговору у новом мире - на этом альбоме есть песня "Virtually Real", такой честный взгляд на отношении старшего поколения к соцсетям ("Зачем тратить время на лайки и шеры вместо того, чтобы провести его со мной, в любви и заботе?"). Я знаю, что ее не вы написали, а Пит Шелли (Pete Shelley), но тем не менее - у вас-то какое мнение об этом?
Стив: Ну да, мы выросли в мире, где не было мобильников и компьютеров. Но вот что смешно: сарафанное радио тогда работало быстрее, чем электронная почта сегодня. Если ты чем-то занимался, люди по всей стране узнавали об этом. Да, Пит написал "Virtually Real", но я написал другую песню, "People Are Strange Machines", в которой я задаюсь вопросом: "Если мы живем в мире машин и столько времени им уделяем, не стали ли мы сами машинами?". И обе эти песни могли быть написаны только в наше время, в эру современных технологий. Спасибо им за тему, наверное (смеется).

Звуки: Вы однажды сказали Курту Кобейну, что "в гастрольном автобусе должно быть место для чувства юмора". Что это означает в случае Buzzcocks? У вас есть какие-нибудь фирменные подколы друг для друга?
Стив: Он спросил меня: "Как вы все это время выживали?". Когда ты на гастролях, ты постоянно находишься в компании трех человек, не считая тур-менеджера, техников и пр. То есть, минимум еще трое, если говорить про нас. Поэтому я и ответил ему: "В гастрольном автобусе должно быть место для чувство юмора". У каждой группы оно есть, это то, что само по себе развивается со временем, если долго вместе путешествовать. Это какая-то особая коммуникация, без нее группа просто не продержится. И это то, что я пытался сказать Курту. Трудно сказать, достучался ли я до него, потому что после нашего совместного тура он застрелился. Видимо, что-то такое его точило изнутри тогда, раз он об этом спросил. Я это уже потом понял, а тогда я даже удивился его вопросу.
А внутренний юмор - ну, это очень абстрактная вещь, трудно объяснить. Да, в общем, у любой компании друзей, которая вместе проводит время, есть свой набор шуток. Группам без этого нельзя, нервные срывы же начнутся. Юмор помогает разрядить обстановку, снять напряжение.

Звуки: Вокруг манчестерской сцены существует такое облако мифологии. И расцвет музыки в городе по-разному объясняют - кто тэтчеровскими экономическими тисками, кто противостоянием с Лондоном. Но Тэтчер давно уже не при власти, и Манчестер во многом сравнялся с Лондоном. А сцена все так же активна. В чем секрет?
Стив: Манчестере все-таки не такой большой как Лондон, и в нем особо не на что отвлечься. Манчестер он же как деревня. Большая, но маленькая, понимаете? К тому же у нас есть своя история, и до нас были группы, и после нас. Так что молодым проще подхватить традицию: Joy Division, The Fall, The Smiths, The Stone Roses, Oasis - выбирай, не хочу, если у них получилось, почему у тебя не получится. Манчестер - жестокий. уродливый город, но почему-то многих именно это и вдохновляет, заставляет креативить.

Звуки: Когда у вас последний раз было похмелье?
Стив: Сегодня утром! (смеется)

Buzzcocks
30 ноября - Санкт-Петербург, Космонавт
1 декабря - Москва, Stereo Hall

24.11.2016, Дмитрий КУРКИН (ЗВУКИ РУ)

THE BUZZCOCKS - свежие публикации: