JUSTICE  Арт-рок больше не кал

Justice с блеском переосмысляют кошмар 1980-х, гибрид арт-рока и диско.

Когда Justice совершили вертикальный взлет на волне ню-рейва и моды на новый французский клубный звук (незадолго до этого Daft Punk выпустили не самый коммерчески успешный, но заметно повлиявший на клубную сцену диск "Human After All"), этот дуэт выглядел всадниками апокалипсиса, музыкантами, которые перевели музыку на новый уровень жесткости. В их танцевальных треках всё ревело, скрежетало, раскачивало и размазывало мощными басами, словно на слушателя на полной скорости катил под горку неуправляемый КАМАЗ с неработающими тормозами. Но как это часто бывает, революция первым делом снесла своих лидеров. Следом пришел EDM и на фоне самых разных его вариаций в диапазоне от Skrillex до Gesaffelstein, Justice уже выглядели осторожными консерваторами.

Поняв, что гонку вооружений не выиграть, Гаспар Ож (Gaspard Augé) и Ксавье де Ронсэ (Xavier de Rosnay) сделали единственно верный шаг и стали искать успех не в утяжелении, а напротив, в смягчении, а вдохновение – в собственных корнях. Если второй альбом "Audio Video Disco" был записан во многом под влиянием хард-рока, то "Woman" замешан в первую очередь на диско. Тут снова напрашиваются параллели с Daft Punk, которые несколько лет назад пошли той же дорогой, но всё же "Woman" – ни в коей мере не новый "Random Access Memories". В первую очередь, в противовес эклектичному альбому Daft Punk, Justice строго придерживаются общего стиля. Во-вторых, несмотря на изрядно смягченный звук, "Woman" - это всё же очевидный идеологический наследник их суперуспешного дебюта "Cross" (в случае с Daft Punk "RAM" был чем-то вроде извинения за "Human After All", пластинкой диаметрально противоположной).

В основе почти всех треков - мягенькие диско-барабаны (электронную клубную "бочку" Justice используют в почти гомеопатических дозах), мощнейшие партии бас-гитары (использовать слэп-технику они пробовали еще давно, но только сейчас сделали на это стратегическую ставку), фанковые клавиши в духе Стиви Уандера (Stevie Wonder) и, разумеется, фирменные гитарные рифы, позаимствованные из всё того же хард-н-хеви. Но записано всё это с каким-то стадионным размахом. Гигантское пространство, монументальные аккорды, арпеджио в духе Баха, органы и клавесины, эпические струнные и даже хор. Обычно из таких ингредиентов получаются жутковатые перепродюсированные альбомы-монстры, но Justice каким-то неведомым образом удается сложить из этих деталей на редкость органичный пазл.

И тут напрашивается еще одна аналогия – вышедший буквально полгода назад альбом M83 "Junk". Тот же масштаб и та же щемящая ностальгия по той музыке, которую лет двадцать пять было принято считать образцом дурновкусия. Но если у M83 в дело пошли нью-эйдж и AOR, то для Justice ориентиром был арт-рок, вконец опопсевший к середине 80-х, утративший элитарность и загулявший с диско. Косвенных аналогий масса, от Manfred Mann's Earth Band и Alan Parson's Project до Paris France Transit. И если попытка M83 вернуть моду на "другие восьмидесятые" вызывала в первую очередь недоумение, то у Justice получилось так здорово, что хочется немедленно отправиться в ближайший рекорд-шоп и устроить рейд по пыльным ящикам с роком восьмидесятых.

Проблема в одном. Повернуть в одиночку маховик моды двум французам вряд ли удастся, а ни в какие диджей-сеты их прекрасное ретроградство отчаянно не вписывается. Остаётся, как M83, делать ставку на концерты. Но если у Энтони Гонсалеса (Anthony Gonzalez) к моменту выхода "Junk" все же был огромный запас популярности и право на ошибку, то Justice такими экспериментами рискуют окончательно растерять фан-базу. Будет жаль, если будущей осенью Ксавье и Гаспару придется судорожно собирать разбежавшуюся паству EDM-сетами.

Альбом "Woman" вышел 18 ноября на лейбле Ed Banger. В России пластинка доступна в интернет-магазине "Союз."

23.11.2016, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)