ФЕСТИВАЛЬ  Iceland Airwaves 2016: большой секрет

Пи Джей Харви, Let's Eat Grandma и Бьорк - во второй части репортажа о, возможно, лучшем фестивале на свете.

Утро субботы начинается с дождя и саундчека моей любимой новой группы этого года - нагрянувшего в KEX Hostel дуэта английских девочек-тинейджеров Let's Eat Grandma. Читая в очереди за билетом на Пи Джей Харви (PJ Harvey) о любимых новых группах сайта Stereogum, я наткнулся на придуманное по их адресу определение в духе "это как если бы жутковатые сестрички из "Сияния" поселились в пряничном домике, наелись галлюциногенных грибов и наслушались Кейт Буш", но в уютных декорациях хостела Let's Eat Grandma смотрятся (и звучат) проще - не забывая, правда, напомнить, что это всего лишь саундчек ("а чего это вы тут хлопаете?")

Дождавшись получасового сета Розы и Дженни (транслировавшегося, как и другие концерты в KEX, на фейсбук-странице одноименной портлендской радиостанции), я в свою очередь не забываю, что он разминочный (этим же вечером Let's Eat Grandma отыграют в Harpa), и решаю, что в преддверии шоу Бьорк (Björk) от музыки, возможно, стоит отдохнуть. Получается это, понятно, так себе - даже дошагав до Перлана, возвышающегося на вершине холма футуристического здания с 360-градусной смотровой площадкой, первым делом я попадаю на ярмарку музыки и кино, где CD и пластинки оценены не в совсем уж бешеные тыщи, как везде в Рейкьявике.

От здешних цен неминуемо округляются глаза более-менее любого приезжего - скажем, я за шесть дней в Рейкьявике обнаружил ровно две вещи дешевле десяти канадских долларов: хот-дог и номерок в гардеробе Harpa. Успокаивает в этом смысле разве что либеральный - в смысле, отсутствующий как явление - досмотр личных вещей: без фляги с крепким алкоголем (покупать который за пределами duty free местные жители не рекомендуют даже врагу) на вечернюю программу Airwaves отправляться не принято. (Ограничиваться этим не принято тем более - такого количества веселых в хлам людей на единицу территории, как в выходном Рейкьявике в три часа ночи, я не видел нигде.)

Ни для кого, наверное, не секрет, что альтернативная музыка в Исландии исполняет функции популярной (а поп и рок тут соответственно вместо трэша - зайдя в модный гастропаб под песню The Smashing Pumpkins, за следующий час я услышал там Red Hot Chili Peppers, пол-альбома Джонни Кэша, а затем и вовсе Билли Айдола), так что проигнорированные мной накануне Мугисон (Mugison) и Of Monsters and Men - это вполне себе поп-звезды. Кто в таком случае Бьорк? Честно говоря, понятия не имею - но точно знаю, что подтвержденный всего за месяц до фестиваля домашний концерт самой узнаваемой исландки на свете превратил этот фестивальный опыт из феерического в уникальный.

Бьорк должна была играть на Airwaves прошлой осенью, но в последний момент передумала, сославшись на логистические затруднения и никого этим не обманув: понять чье угодно внезапное нежелание возвращаться в родной город, чтобы два часа обнажать душу, исполняя песни с одной из самых душераздирающих пластинок в истории разбитых сердец, можно и нужно - если ты сам не без сердца. Как бы то ни было, разочарование прошлогодней аудитории Airwaves обернулась нечаянной удачей теперешней - включавшей меня, вовремя поучаствовавшего в пресейле Icelandair (на концерт Бьорк действие фестивальных браслетов не распространялось) и разжившегося билетом во второй ряд Harpa Eldborg.

Это обстоятельство оказалось решающим: я не поклонник "Vulnicura", но когда эти песни в буквальном смысле дышат тебе в лицо, не проникнуться их болезненной красотой и гибельной мощью, чего уж там, невозможно. Добавили им очков и аккомпанемент оркестра (четверо участников которого, по словам Бьорк, ей знакомы со времен работы над "Homogenic"), и бесподобная акустика зала, и декоративные элементы вроде выбранных артисткой кроваво-красного платья и усыпанной бижутерией белоснежной маски, усиливавшей ощущение, что песни вроде "Stonemilker" и "Family" Бьорк не столько поет, сколько выплакивает.

Шесть из девяти песен с "Vulnicura" составили вынувшее душу первое отделение, после которого ассистентка Бьорк поменяла стоявшие перед ее микрофоном икеевские кружки с разноцветными соломинками, а певица переоделась в голубой наряд женщины-амфибии, немного повеселела (в какой-то момент поблагодарив публику на испанском) и переключилась на песни вроде "Aurora", "I've Seen It All" и, счастье-то какое, "Jóga". Поклонникам великого альбома "Homogenic" повезло в итоге больше всего: с него были еще и "Bachelorette" с "Pluto". Выйдя с последней на бис, Бьорк осторожно предложила всем подпеть ("и даже, может быть, встать"), но дар речи к этому моменту утратили примерно все.

Отступив на пару часов, мой стоявший над душой первых фестивальных дней недосып вернулся c удвоенной силой - такой, что я всерьез раздумывал над тем, не остаться ли мне вечером в отеле. Но желание еще раз увидеть Let's Eat Grandma перебарывает силы природы - и, конечно, правильно делает. За минувшие десять часов девушки, простите мой исландский, созрели - переодевшись в блестящие куртки, обогатив свой инструментарий саксофоном и встав в куда более подобающие восходящим рок-звездам позы.

В перспективах Let's Eat Grandma убеждаешься довольно быстро - если не по ходу феноменального исполнения "Eat Shiitake Mushrooms" (когда Роза и Дженни по очереди трясут кудрями и постоянно меняются местами, играя на всем, включая мандолину и свирель), то во время "Rapunzel", когда одна из них выдает самое бескомпромиссное соло на ударных со времен Мег Уайт в "The Nurse"). Так, вероятно, звучали бы вернувшиеся из небытия и вдвое помолодевшие CocoRosie - опять-таки, имей они амбиции рок-звезд. Суббота заканчивается глубоко за полночь - сетами Кейт Темпест (Kate Tempest), которую приходится слушать чуть не с улицы, колоритных плясунов FM Belfast, от которых тут все без ума, и Liima, которые запоминаются жизнерадостным звукорежиссером, отплясывавшим почище любого из зрителей, и невозмутимо пристроившимся за ним японцем с диктофоном на двухметровом шесте.

Воскресенье на Airwaves - время собирать вещи и подводить итоги: из дюжины официальных площадок функционируют три, и даже на тех, что называются off-venue, ловить особо нечего. За исключением еще одного по-своему уникального шоу múm - на сей раз играющих в Bryggjan Brugghús саундтрек к "Людям в воскресенье", написанной Билли Уайлдером (Billy Wilder) немецкой классике немого кино, и впечатляющих еще больше, чем в тандеме с Kronos Quartet: идеально попадая во всякую монтажную склейку и осваивая стилистический диапазон от фолктроники до Kraftwerk.

Согреваясь еще одним ирландским кофе и не сомневаясь, что рано или поздно múm обязаны этот саундтрек издать, я прихожу к двум железным выводам. Во-первых, все сидячие шоу должны проводиться исключительно в первой половине дня. Во-вторых, идеальная концовка идеального музыкального фестиваля должна быть именно такой: один идеальный концерт утром и еще один - вечером. Ставить на последнее можно было безо всякого риска: заключительный день Iceland Airwaves 2016 закрывала Пи Джей Харви.

Нашу с ней немыслимую - учитывая, что речь идет о певице моей любимейшей, - разлуку в дюжину лет я к этому моменту уже прервал, съездив на августовский концерт Полли в Нью-Йорке. Он был примерно таким же, как майский в Барселоне или июньский в Москве, - незабываемым, выдающимся, отчаянно напоминавшим отрепетированное до абсолютного совершенства бродвейское шоу и напрашивавшимся на самые разные и самые громкие выводы. Некоторые из них я, готовясь к будущему репортажу, записал в свой BlackBerry - скоропостижно скончавшийся немедленно по возвращении домой.

Ну и пожалуйста, ну и не нужно. Заготовленный мной в августе доклад про последние времена, будущее женского рода и экономичность отдельно взятого шоу (объездившего с идентичным сетлистом полмира) не то чтобы утратил актуальность - скорее наоборот. Но после того, как Полли вышла на сцену Valshöllin и обрушилась на него своим соло на двух саксофонах, а за косметическими обновлениями сетлиста ("Written on the Forehead"! "The Devil"!) последовали феноменальная "The Wheel", внезапно стало не до выводов.

В том, что я нахожусь на одном из лучших концертов в своей жизни, не остается никаких сомнений задолго до убийственной связки из "50ft Queenie", "Down by the Water" и "To Bring You My Love" или непредвиденного биса с дилановской "Highway 61 Revisited" и "Is This Desire?". Об этом кричали каждая нота, всякое саксофонное соло и любая барабанная дробь, первая капля пота и последняя - скотча, а из всех песен Пи Джей Харви в голову упрямо лезла одна, с хрестоматийными строчками "Lick my legs I'm on fire / Lick my legs of desire". В Рейкьявике она ее не сыграла - но если бы сыграла, этому ее призыву без раздумий последовал бы каждый пришедший.

Так закончился последний день, возможно, лучшего фестиваля на свете - на пять дней полностью подчинившего себе один из лучших на свете городов и отказывавшего утихомириться даже на шестой. Пять или шесть международных рейсов - в Монреаль и Бостон, Денвер и Сан-Франциско - отбывали из Рейкьявика более-менее одновременно, гарантировав, что в одной очереди перед тобой стоит легенда рок-журналистики Дэвид Фрике (David Fricke) из Rolling Stone, а в другой - легенды альтернативного хип-хопа из Digable Planets. Стояли мы все и перед непростым выбором: рассказать ли о Рейкьявике - и Iceland Airwaves - по секрету всему свету или сохранить его - огромный такой секрет - для себя.

Как вы, вероятно, успели заметить, я не жадный.

21.11.2016, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:

В отличной форме – Ed SHEERAN Эд Ширан провел виртуальную экскурсию по своему дому и побил Дрейка »»

Чудеса не кончаются – Ryuichi SAKAMOTO Рюичи Сакамото выпустит звездные ремиксы на свой сенсационный релиз "async". »»

Без авторского надзора – ИЗ ЖИЗНИ Большой театр официально объявил дату премьеры балета "Нуреев" в постановке Кирилла Серебренникова »»

Большой фан русского рэпа – TRICKY Трики записал альбом с русскими рэперами - Бастой, Скриптонитом и Смоки Мо »»

Ушла в загул, вернусь нескоро – FERGIE Fergie презентовала новый альбом и примерила десяток париков в новом клипе »»

Главное - хорошенько прицелиться – PROPHETS OF RAGE Анархическая супергруппа Prophets of Rage выдала клип с Трампом, стреляющим по Меркель »»

А есть вы тоже за меня будете? – Liam GALLAGHER Лиэм Галлахер - о падении доходов: пришлось уволить команду по заварке чая! »»

Договор дороже денег – NEW ORDER New Order подписали соглашение с бывшим басистом Питером Хуком: он претендовал на авторские… »»

Вкалывают роботы – ТЕХНИКА Если тебе не с кем играть индастриал - сходи на завод и подключи роботов, как это сделал музыкант… »»

Бьорк - это жидкость – BJORK На московскую биеннале современного искусства привезли выставку "Digital Bjork" - реальную историю… »»

Един в трех лицах – OVAL Немецкий экспериментатор выступит в Москве с концертом, лекцией и образовательным интенсивом. »»

Второе пришествие краут-рока – A.R. & MACHINES Репортаж с редкого концерта A.R. & Machines - легенды крепкого немецкого крафтового »»

Step by Step: дни города – ФЕСТИВАЛЬ Трибьюты Коэну, Mile Ex/End Festival и Arcade Fire - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

10 лет свободы от рок-н-ролла – Вадим ДЕМИДОВ Лидер Хронопа сыграет программу, посвященную 10-летию хроноповского гимна "Любовь, свобода и… »»

Масштабируй это – EVANESCENCE Evanescence покажут в Москве новую программу в сопровождении симфонического оркестра »»

Мы, они и все остальные – Roger WATERS Роджер Уотерс объявил новые даты турне "Us + Them", в ходе которого планирует сыграть в России »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

В лучших традициях – WARHAUS Сольный проект лидера группы Balthazar Маартена Деволдера, талантливо следующего по стопам Кейва и… »»

Триангуляция пространства – PLAID Флагманы "умной электроники" возвращаются в Россию с новым материалом и новым визуальным шоу. »»

Есть в тебе что-то героическое – DEPECHE MODE Depeche Mode выпустили клип на кавер-версию песни "Heroes" - знаменитого хита Дэвида Боуи »»

R.I.P. – Charles BRADLEY Соул-певец Чарльз Брэдли умер от рака в возрасте 68 лет. »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев постперестроечной эпохи. Для нового… »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев 80-х. Для нового поколения он -… »»

Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Bicep, Chase & Status, Kettel, Антон Кубиков и другие электронные новинки августа. »»

Женский бокс: Кэти и Тейлор – МУЗЫКА Баттл двух блондинок - борьба вступила в открытую фазу! Вы за Кэти, или за Тейлор? »»

10 альбомов сентября – МУЗЫКА Foo Fighters, GY!BE, The National и, возможно, главный дебют года - в сентябрьском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: лучшие саундтреки лета – ФИЛЬМ "Малыш на драйве", Ник Кейв и Oneohtrix Point Never - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Хроника25/09

1932 – Гленн Гульд, величайший пианист и философ фортепиано, родился в Торонто. Гульд известен на весь мир благодаря своим интерпретациям музыки Баха  »»

Garvin BUSHELL

Colin DAVIS (1927)

Glenn GOULD (1932)

Mike GIBBS (1937)

Onnie MCINTYRE (1945)

Steve MACKAY (1949)

Richard HARVEY (1953)

Александр КОЗЛОВ (1961)

Will SMITH (1968)

T.I. (1980)

Свежая реплика

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить