ФЕСТИВАЛЬ  Iceland Airwaves 2016: большой секрет

Пи Джей Харви, Let's Eat Grandma и Бьорк - во второй части репортажа о, возможно, лучшем фестивале на свете.

Утро субботы начинается с дождя и саундчека моей любимой новой группы этого года - нагрянувшего в KEX Hostel дуэта английских девочек-тинейджеров Let's Eat Grandma. Читая в очереди за билетом на Пи Джей Харви (PJ Harvey) о любимых новых группах сайта Stereogum, я наткнулся на придуманное по их адресу определение в духе "это как если бы жутковатые сестрички из "Сияния" поселились в пряничном домике, наелись галлюциногенных грибов и наслушались Кейт Буш", но в уютных декорациях хостела Let's Eat Grandma смотрятся (и звучат) проще - не забывая, правда, напомнить, что это всего лишь саундчек ("а чего это вы тут хлопаете?")

Дождавшись получасового сета Розы и Дженни (транслировавшегося, как и другие концерты в KEX, на фейсбук-странице одноименной портлендской радиостанции), я в свою очередь не забываю, что он разминочный (этим же вечером Let's Eat Grandma отыграют в Harpa), и решаю, что в преддверии шоу Бьорк (Björk) от музыки, возможно, стоит отдохнуть. Получается это, понятно, так себе - даже дошагав до Перлана, возвышающегося на вершине холма футуристического здания с 360-градусной смотровой площадкой, первым делом я попадаю на ярмарку музыки и кино, где CD и пластинки оценены не в совсем уж бешеные тыщи, как везде в Рейкьявике.

От здешних цен неминуемо округляются глаза более-менее любого приезжего - скажем, я за шесть дней в Рейкьявике обнаружил ровно две вещи дешевле десяти канадских долларов: хот-дог и номерок в гардеробе Harpa. Успокаивает в этом смысле разве что либеральный - в смысле, отсутствующий как явление - досмотр личных вещей: без фляги с крепким алкоголем (покупать который за пределами duty free местные жители не рекомендуют даже врагу) на вечернюю программу Airwaves отправляться не принято. (Ограничиваться этим не принято тем более - такого количества веселых в хлам людей на единицу территории, как в выходном Рейкьявике в три часа ночи, я не видел нигде.)

Ни для кого, наверное, не секрет, что альтернативная музыка в Исландии исполняет функции популярной (а поп и рок тут соответственно вместо трэша - зайдя в модный гастропаб под песню The Smashing Pumpkins, за следующий час я услышал там Red Hot Chili Peppers, пол-альбома Джонни Кэша, а затем и вовсе Билли Айдола), так что проигнорированные мной накануне Мугисон (Mugison) и Of Monsters and Men - это вполне себе поп-звезды. Кто в таком случае Бьорк? Честно говоря, понятия не имею - но точно знаю, что подтвержденный всего за месяц до фестиваля домашний концерт самой узнаваемой исландки на свете превратил этот фестивальный опыт из феерического в уникальный.

Бьорк должна была играть на Airwaves прошлой осенью, но в последний момент передумала, сославшись на логистические затруднения и никого этим не обманув: понять чье угодно внезапное нежелание возвращаться в родной город, чтобы два часа обнажать душу, исполняя песни с одной из самых душераздирающих пластинок в истории разбитых сердец, можно и нужно - если ты сам не без сердца. Как бы то ни было, разочарование прошлогодней аудитории Airwaves обернулась нечаянной удачей теперешней - включавшей меня, вовремя поучаствовавшего в пресейле Icelandair (на концерт Бьорк действие фестивальных браслетов не распространялось) и разжившегося билетом во второй ряд Harpa Eldborg.

Это обстоятельство оказалось решающим: я не поклонник "Vulnicura", но когда эти песни в буквальном смысле дышат тебе в лицо, не проникнуться их болезненной красотой и гибельной мощью, чего уж там, невозможно. Добавили им очков и аккомпанемент оркестра (четверо участников которого, по словам Бьорк, ей знакомы со времен работы над "Homogenic"), и бесподобная акустика зала, и декоративные элементы вроде выбранных артисткой кроваво-красного платья и усыпанной бижутерией белоснежной маски, усиливавшей ощущение, что песни вроде "Stonemilker" и "Family" Бьорк не столько поет, сколько выплакивает.

Шесть из девяти песен с "Vulnicura" составили вынувшее душу первое отделение, после которого ассистентка Бьорк поменяла стоявшие перед ее микрофоном икеевские кружки с разноцветными соломинками, а певица переоделась в голубой наряд женщины-амфибии, немного повеселела (в какой-то момент поблагодарив публику на испанском) и переключилась на песни вроде "Aurora", "I've Seen It All" и, счастье-то какое, "Jóga". Поклонникам великого альбома "Homogenic" повезло в итоге больше всего: с него были еще и "Bachelorette" с "Pluto". Выйдя с последней на бис, Бьорк осторожно предложила всем подпеть ("и даже, может быть, встать"), но дар речи к этому моменту утратили примерно все.

Отступив на пару часов, мой стоявший над душой первых фестивальных дней недосып вернулся c удвоенной силой - такой, что я всерьез раздумывал над тем, не остаться ли мне вечером в отеле. Но желание еще раз увидеть Let's Eat Grandma перебарывает силы природы - и, конечно, правильно делает. За минувшие десять часов девушки, простите мой исландский, созрели - переодевшись в блестящие куртки, обогатив свой инструментарий саксофоном и встав в куда более подобающие восходящим рок-звездам позы.

В перспективах Let's Eat Grandma убеждаешься довольно быстро - если не по ходу феноменального исполнения "Eat Shiitake Mushrooms" (когда Роза и Дженни по очереди трясут кудрями и постоянно меняются местами, играя на всем, включая мандолину и свирель), то во время "Rapunzel", когда одна из них выдает самое бескомпромиссное соло на ударных со времен Мег Уайт в "The Nurse"). Так, вероятно, звучали бы вернувшиеся из небытия и вдвое помолодевшие CocoRosie - опять-таки, имей они амбиции рок-звезд. Суббота заканчивается глубоко за полночь - сетами Кейт Темпест (Kate Tempest), которую приходится слушать чуть не с улицы, колоритных плясунов FM Belfast, от которых тут все без ума, и Liima, которые запоминаются жизнерадостным звукорежиссером, отплясывавшим почище любого из зрителей, и невозмутимо пристроившимся за ним японцем с диктофоном на двухметровом шесте.

Воскресенье на Airwaves - время собирать вещи и подводить итоги: из дюжины официальных площадок функционируют три, и даже на тех, что называются off-venue, ловить особо нечего. За исключением еще одного по-своему уникального шоу múm - на сей раз играющих в Bryggjan Brugghús саундтрек к "Людям в воскресенье", написанной Билли Уайлдером (Billy Wilder) немецкой классике немого кино, и впечатляющих еще больше, чем в тандеме с Kronos Quartet: идеально попадая во всякую монтажную склейку и осваивая стилистический диапазон от фолктроники до Kraftwerk.

Согреваясь еще одним ирландским кофе и не сомневаясь, что рано или поздно múm обязаны этот саундтрек издать, я прихожу к двум железным выводам. Во-первых, все сидячие шоу должны проводиться исключительно в первой половине дня. Во-вторых, идеальная концовка идеального музыкального фестиваля должна быть именно такой: один идеальный концерт утром и еще один - вечером. Ставить на последнее можно было безо всякого риска: заключительный день Iceland Airwaves 2016 закрывала Пи Джей Харви.

Нашу с ней немыслимую - учитывая, что речь идет о певице моей любимейшей, - разлуку в дюжину лет я к этому моменту уже прервал, съездив на августовский концерт Полли в Нью-Йорке. Он был примерно таким же, как майский в Барселоне или июньский в Москве, - незабываемым, выдающимся, отчаянно напоминавшим отрепетированное до абсолютного совершенства бродвейское шоу и напрашивавшимся на самые разные и самые громкие выводы. Некоторые из них я, готовясь к будущему репортажу, записал в свой BlackBerry - скоропостижно скончавшийся немедленно по возвращении домой.

Ну и пожалуйста, ну и не нужно. Заготовленный мной в августе доклад про последние времена, будущее женского рода и экономичность отдельно взятого шоу (объездившего с идентичным сетлистом полмира) не то чтобы утратил актуальность - скорее наоборот. Но после того, как Полли вышла на сцену Valshöllin и обрушилась на него своим соло на двух саксофонах, а за косметическими обновлениями сетлиста ("Written on the Forehead"! "The Devil"!) последовали феноменальная "The Wheel", внезапно стало не до выводов.

В том, что я нахожусь на одном из лучших концертов в своей жизни, не остается никаких сомнений задолго до убийственной связки из "50ft Queenie", "Down by the Water" и "To Bring You My Love" или непредвиденного биса с дилановской "Highway 61 Revisited" и "Is This Desire?". Об этом кричали каждая нота, всякое саксофонное соло и любая барабанная дробь, первая капля пота и последняя - скотча, а из всех песен Пи Джей Харви в голову упрямо лезла одна, с хрестоматийными строчками "Lick my legs I'm on fire / Lick my legs of desire". В Рейкьявике она ее не сыграла - но если бы сыграла, этому ее призыву без раздумий последовал бы каждый пришедший.

Так закончился последний день, возможно, лучшего фестиваля на свете - на пять дней полностью подчинившего себе один из лучших на свете городов и отказывавшего утихомириться даже на шестой. Пять или шесть международных рейсов - в Монреаль и Бостон, Денвер и Сан-Франциско - отбывали из Рейкьявика более-менее одновременно, гарантировав, что в одной очереди перед тобой стоит легенда рок-журналистики Дэвид Фрике (David Fricke) из Rolling Stone, а в другой - легенды альтернативного хип-хопа из Digable Planets. Стояли мы все и перед непростым выбором: рассказать ли о Рейкьявике - и Iceland Airwaves - по секрету всему свету или сохранить его - огромный такой секрет - для себя.

Как вы, вероятно, успели заметить, я не жадный.

21.11.2016, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:

А пока вы у нас попляшите – ФЕСТИВАЛЬ BBС планирует в следующем году провести крупный фестиваль "на замену" Glastonbury Festival »»

Помним. Любим. – LINKIN PARK Движение памяти Честера Беннингтона: звезды и поклонники вспоминают музыканта »»

Навестите меня в музее Мадам Тюссо – BEYONCE Поклонники Beyoncé заставили музей Мадам Тюссо удалить восковую фигуру звезды »»

Показывать пока не будем – The LIBERTINES The Libertines начали писать материал для нового альбома. »»

Далее везде – ТЕХНИКА В Австралии открывается первый за десятилетия новый завод по производству виниловых пластинок. На… »»

Выпьем с горя – MODEST MOUSE Фронтмен Modest Mouse открыл новый бар в Портленде »»

Музыка поп – ИЗ ЖИЗНИ Латиноамериканская поп-песня про половые игры стала мегахитом по всему миру. »»

Время N/A – Борис ГРЕБЕНЩИКОВ Борис Гребенщиков опубликовал песню о времени и главном порождаемом им желании. »»

Яндекс.карта Яндекс.музыки – ИЗ ЖИЗНИ Яндекс выяснил, что популярных российских артистов любят больше всего в их родных городах. »»

В последний раз на двоих – ИЗ ЖИЗНИ Ветеран кантри и эстрады Кенни Роджерс уходит на покой. На октябрь намечен его прощальный концерт. »»

Пикник Афиши 2017: кого смотреть – ФЕСТИВАЛЬ Манчестерский инди-дэнс, украинский соул и многое другое. Гид по Пикнику афиши 2017. »»

Номер с фортепиано – HAUSCHKA Немецкий пианист сыграл прекрасный концерт на открытой сцене у Останкинского пруда. »»

Ритуальный шум – COVENANT Шведские электронщики Covenant возвращаются в Москву с альбомом "Blinding Dark". С ними сыграют… »»

Монтре-51. Дни 10-12 – MONTREUX JAZZ FESTIVAL Sampha, Solange, Эрика Баду, Yello, Shabaka & The Ancestors и London Grammar - репортаж с… »»

Зеленый коридор – Burton GREENE Фри-джазовый пианист Бёртон Грин сыграет в Москве с музыкантами группы Бром. »»

Укротители духов – DEPECHE MODE Герои поколения стареют, но по-прежнему играют мощнейшие концерты. »»

Большое открытие – ЛЕНИНГРАД Ленинград дал юбилейный концерт на 47 тысяч зрителей в ходе турне "20 лет на радость". »»

Open'er 2017: Самая большая открывашка – ФЕСТИВАЛЬ На польском фестивальном гиганте Звуки промокли под дождём и видели Radiohead, The Weeknd и Lorde. »»

Монтре-51. Дни 8-9 – MONTREUX JAZZ FESTIVAL Житие Брайанов - и почему ностальгия и хайп больше не двигатель торговли. Новый репортаж из Монтре! »»

Монтре-51. Дни 6-7 – MONTREUX JAZZ FESTIVAL 3 Джонса, 3 нарушителя спокойствия и 4 суперзвезды: иногда главные концерты проходят на самых… »»

R.I.P. – LINKIN PARK Вокалист Linkin Park покончил жизнь самоубийством »»

R.I.P. – LINKIN PARK Вокалист Linkin Park покончил жизнь самоубийством »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

"Я решил возродить Ноль" – НОЛЬ Федор Чистяков возрождает "Ноль" и рассказывает об этом Звукам. »»

"Эд Ширан собирает стадионы с одной только гитарой. Это вдохновляет" – Natalie IMBRUGLIA Натали Имбрулья о "мужских" песнях, своей новой акустической программе и туре, который стартует в… »»

"Человек бежит в культуру, потому что если он остановится - его зарежут." – ШКЛОВСКИЙ Группа Шкловский представляет на Звуках свой второй альбом и рассказывает о третьем »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июнь. – МУЗЫКА Aphex Twin, Goldie, Fizzarum, Com Truise и другие электронные новинки июня. »»

Путь домой: с планшетов на ПК – ТЕХНИКА 5 лучших музыкальных приложений, написанных для iOS и портированных на PC. Скачивайте и играйте! »»

Целлулоид: "Оставленные" – ФИЛЬМ Апокалипсис вчера, Крис Корнелл и Том Йорк - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и кино в… »»

10 альбомов июня – МУЗЫКА Секс, Лорд, пионер рок-н-ролла и его светлое будущее - в июньском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: май. – МУЗЫКА Новый альбом Bola, британский "гарейв", будущее японской электроники и другие новинки мая. »»

Те же, в профиль. – ПРАВО Расследование: как новое РАО пытается продемонстрировать изменения, не меняя сути. »»

Хроника24/07

1952 – В 1952 году родился Гас Ван Сент младший (Gus Van Sant), американский кинорежиссёр, замечательный сценарист, фотограф и музыкант.
Ван Сент снял несколько музыкальных видеоклипов для Дэвида Боуи (David Bowie) и группы Red Hot Chili Peppers  »»

Billy TAYLOR (1921)

Mike MAINIERI (1938)

Jon FADDIS (1953)

Mick KARN (1958)

Jennifer LOPEZ (1969)

Carl-Michael "Czral" EIDE (1974)

Карэн КАЗАКОВ (1987)

Свежая реплика

Музыкальный авант-туризмФЕСТИВАЛЬ 14/04/2017 06:08 от Bobbbog Хорошая новость про Made In China, но меня больше Xiu Xiu интересуют. ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить