ФЕСТИВАЛЬ  Iceland Airwaves 2016: большой секрет

Пи Джей Харви, Let's Eat Grandma и Бьорк - во второй части репортажа о, возможно, лучшем фестивале на свете.

Утро субботы начинается с дождя и саундчека моей любимой новой группы этого года - нагрянувшего в KEX Hostel дуэта английских девочек-тинейджеров Let's Eat Grandma. Читая в очереди за билетом на Пи Джей Харви (PJ Harvey) о любимых новых группах сайта Stereogum, я наткнулся на придуманное по их адресу определение в духе "это как если бы жутковатые сестрички из "Сияния" поселились в пряничном домике, наелись галлюциногенных грибов и наслушались Кейт Буш", но в уютных декорациях хостела Let's Eat Grandma смотрятся (и звучат) проще - не забывая, правда, напомнить, что это всего лишь саундчек ("а чего это вы тут хлопаете?")

Дождавшись получасового сета Розы и Дженни (транслировавшегося, как и другие концерты в KEX, на фейсбук-странице одноименной портлендской радиостанции), я в свою очередь не забываю, что он разминочный (этим же вечером Let's Eat Grandma отыграют в Harpa), и решаю, что в преддверии шоу Бьорк (Björk) от музыки, возможно, стоит отдохнуть. Получается это, понятно, так себе - даже дошагав до Перлана, возвышающегося на вершине холма футуристического здания с 360-градусной смотровой площадкой, первым делом я попадаю на ярмарку музыки и кино, где CD и пластинки оценены не в совсем уж бешеные тыщи, как везде в Рейкьявике.

От здешних цен неминуемо округляются глаза более-менее любого приезжего - скажем, я за шесть дней в Рейкьявике обнаружил ровно две вещи дешевле десяти канадских долларов: хот-дог и номерок в гардеробе Harpa. Успокаивает в этом смысле разве что либеральный - в смысле, отсутствующий как явление - досмотр личных вещей: без фляги с крепким алкоголем (покупать который за пределами duty free местные жители не рекомендуют даже врагу) на вечернюю программу Airwaves отправляться не принято. (Ограничиваться этим не принято тем более - такого количества веселых в хлам людей на единицу территории, как в выходном Рейкьявике в три часа ночи, я не видел нигде.)

Ни для кого, наверное, не секрет, что альтернативная музыка в Исландии исполняет функции популярной (а поп и рок тут соответственно вместо трэша - зайдя в модный гастропаб под песню The Smashing Pumpkins, за следующий час я услышал там Red Hot Chili Peppers, пол-альбома Джонни Кэша, а затем и вовсе Билли Айдола), так что проигнорированные мной накануне Мугисон (Mugison) и Of Monsters and Men - это вполне себе поп-звезды. Кто в таком случае Бьорк? Честно говоря, понятия не имею - но точно знаю, что подтвержденный всего за месяц до фестиваля домашний концерт самой узнаваемой исландки на свете превратил этот фестивальный опыт из феерического в уникальный.

Бьорк должна была играть на Airwaves прошлой осенью, но в последний момент передумала, сославшись на логистические затруднения и никого этим не обманув: понять чье угодно внезапное нежелание возвращаться в родной город, чтобы два часа обнажать душу, исполняя песни с одной из самых душераздирающих пластинок в истории разбитых сердец, можно и нужно - если ты сам не без сердца. Как бы то ни было, разочарование прошлогодней аудитории Airwaves обернулась нечаянной удачей теперешней - включавшей меня, вовремя поучаствовавшего в пресейле Icelandair (на концерт Бьорк действие фестивальных браслетов не распространялось) и разжившегося билетом во второй ряд Harpa Eldborg.

Это обстоятельство оказалось решающим: я не поклонник "Vulnicura", но когда эти песни в буквальном смысле дышат тебе в лицо, не проникнуться их болезненной красотой и гибельной мощью, чего уж там, невозможно. Добавили им очков и аккомпанемент оркестра (четверо участников которого, по словам Бьорк, ей знакомы со времен работы над "Homogenic"), и бесподобная акустика зала, и декоративные элементы вроде выбранных артисткой кроваво-красного платья и усыпанной бижутерией белоснежной маски, усиливавшей ощущение, что песни вроде "Stonemilker" и "Family" Бьорк не столько поет, сколько выплакивает.

Шесть из девяти песен с "Vulnicura" составили вынувшее душу первое отделение, после которого ассистентка Бьорк поменяла стоявшие перед ее микрофоном икеевские кружки с разноцветными соломинками, а певица переоделась в голубой наряд женщины-амфибии, немного повеселела (в какой-то момент поблагодарив публику на испанском) и переключилась на песни вроде "Aurora", "I've Seen It All" и, счастье-то какое, "Jóga". Поклонникам великого альбома "Homogenic" повезло в итоге больше всего: с него были еще и "Bachelorette" с "Pluto". Выйдя с последней на бис, Бьорк осторожно предложила всем подпеть ("и даже, может быть, встать"), но дар речи к этому моменту утратили примерно все.

Отступив на пару часов, мой стоявший над душой первых фестивальных дней недосып вернулся c удвоенной силой - такой, что я всерьез раздумывал над тем, не остаться ли мне вечером в отеле. Но желание еще раз увидеть Let's Eat Grandma перебарывает силы природы - и, конечно, правильно делает. За минувшие десять часов девушки, простите мой исландский, созрели - переодевшись в блестящие куртки, обогатив свой инструментарий саксофоном и встав в куда более подобающие восходящим рок-звездам позы.

В перспективах Let's Eat Grandma убеждаешься довольно быстро - если не по ходу феноменального исполнения "Eat Shiitake Mushrooms" (когда Роза и Дженни по очереди трясут кудрями и постоянно меняются местами, играя на всем, включая мандолину и свирель), то во время "Rapunzel", когда одна из них выдает самое бескомпромиссное соло на ударных со времен Мег Уайт в "The Nurse"). Так, вероятно, звучали бы вернувшиеся из небытия и вдвое помолодевшие CocoRosie - опять-таки, имей они амбиции рок-звезд. Суббота заканчивается глубоко за полночь - сетами Кейт Темпест (Kate Tempest), которую приходится слушать чуть не с улицы, колоритных плясунов FM Belfast, от которых тут все без ума, и Liima, которые запоминаются жизнерадостным звукорежиссером, отплясывавшим почище любого из зрителей, и невозмутимо пристроившимся за ним японцем с диктофоном на двухметровом шесте.

Воскресенье на Airwaves - время собирать вещи и подводить итоги: из дюжины официальных площадок функционируют три, и даже на тех, что называются off-venue, ловить особо нечего. За исключением еще одного по-своему уникального шоу múm - на сей раз играющих в Bryggjan Brugghús саундтрек к "Людям в воскресенье", написанной Билли Уайлдером (Billy Wilder) немецкой классике немого кино, и впечатляющих еще больше, чем в тандеме с Kronos Quartet: идеально попадая во всякую монтажную склейку и осваивая стилистический диапазон от фолктроники до Kraftwerk.

Согреваясь еще одним ирландским кофе и не сомневаясь, что рано или поздно múm обязаны этот саундтрек издать, я прихожу к двум железным выводам. Во-первых, все сидячие шоу должны проводиться исключительно в первой половине дня. Во-вторых, идеальная концовка идеального музыкального фестиваля должна быть именно такой: один идеальный концерт утром и еще один - вечером. Ставить на последнее можно было безо всякого риска: заключительный день Iceland Airwaves 2016 закрывала Пи Джей Харви.

Нашу с ней немыслимую - учитывая, что речь идет о певице моей любимейшей, - разлуку в дюжину лет я к этому моменту уже прервал, съездив на августовский концерт Полли в Нью-Йорке. Он был примерно таким же, как майский в Барселоне или июньский в Москве, - незабываемым, выдающимся, отчаянно напоминавшим отрепетированное до абсолютного совершенства бродвейское шоу и напрашивавшимся на самые разные и самые громкие выводы. Некоторые из них я, готовясь к будущему репортажу, записал в свой BlackBerry - скоропостижно скончавшийся немедленно по возвращении домой.

Ну и пожалуйста, ну и не нужно. Заготовленный мной в августе доклад про последние времена, будущее женского рода и экономичность отдельно взятого шоу (объездившего с идентичным сетлистом полмира) не то чтобы утратил актуальность - скорее наоборот. Но после того, как Полли вышла на сцену Valshöllin и обрушилась на него своим соло на двух саксофонах, а за косметическими обновлениями сетлиста ("Written on the Forehead"! "The Devil"!) последовали феноменальная "The Wheel", внезапно стало не до выводов.

В том, что я нахожусь на одном из лучших концертов в своей жизни, не остается никаких сомнений задолго до убийственной связки из "50ft Queenie", "Down by the Water" и "To Bring You My Love" или непредвиденного биса с дилановской "Highway 61 Revisited" и "Is This Desire?". Об этом кричали каждая нота, всякое саксофонное соло и любая барабанная дробь, первая капля пота и последняя - скотча, а из всех песен Пи Джей Харви в голову упрямо лезла одна, с хрестоматийными строчками "Lick my legs I'm on fire / Lick my legs of desire". В Рейкьявике она ее не сыграла - но если бы сыграла, этому ее призыву без раздумий последовал бы каждый пришедший.

Так закончился последний день, возможно, лучшего фестиваля на свете - на пять дней полностью подчинившего себе один из лучших на свете городов и отказывавшего утихомириться даже на шестой. Пять или шесть международных рейсов - в Монреаль и Бостон, Денвер и Сан-Франциско - отбывали из Рейкьявика более-менее одновременно, гарантировав, что в одной очереди перед тобой стоит легенда рок-журналистики Дэвид Фрике (David Fricke) из Rolling Stone, а в другой - легенды альтернативного хип-хопа из Digable Planets. Стояли мы все и перед непростым выбором: рассказать ли о Рейкьявике - и Iceland Airwaves - по секрету всему свету или сохранить его - огромный такой секрет - для себя.

Как вы, вероятно, успели заметить, я не жадный.

21.11.2016, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:

Мир спасет любовь – John LEGEND Джон Ледженд показал в новом клипе современных Ромео и Джульетту: мусульманку и нелегала »»

Покадровая съемка – MONATIK Monatik выпустил "режиссерское видео", в котором показал процесс съемки видео "УВЛИУВТ" »»

Теракт на концерте – ИЗ ЖИЗНИ В Англии на концерте Арианы Гранде прогремел взрыв. 19 погибших, 50 раненых. »»

Костюмчик сидел – Adam LEVINE Адам Левин снялся в новом клипе Big Boi на их совместную песню "Mic Jack". »»

Лилу Даллас, мультипаспорт – ФЕСТИВАЛЬ Только для маньяков! Хотите один билет на 90 фестивалей? - Теперь это возможно. »»

Копай глубже – MUSE Muse выпустили пост-апокалиптический ужастик »»

Призраки прошлого – Андрей МАШНИН Андрей Машнин выпустил песню, посвященную легендарной "Камчатке" »»

Без ансамбля – ИЗ ЖИЗНИ Сюрреализм: в московских ЗАГСах запретили музыкантов и шампанское. Лепестки роз тоже запрещены. »»

Достучаться до небес – FOO FIGHTERS Концертная премьера новой песни Foo Fighters. Видео. »»

Купи у бога копирайт на русский язык – Борис ГРЕБЕНЩИКОВ РАО запрещает БГ выпускать альбомы »»

Osheaga 2017: умением и числом – ФЕСТИВАЛЬ The Weeknd и Лорд, Alabama Shakes и Соланж, Muse и Лиам Галлахер на главном рок-фестивале Канады. »»

Osheaga 2017: умением и числом – ФЕСТИВАЛЬ The Weeknd и Лорд, Alabama Shakes и Соланж, Muse и Лиам Галлахер на главном рок-фестивале Канады. »»

Step by Step: великие и большие – ИЗ ЖИЗНИ PJ Harvey и Slowdive, The Jesus and Mary Chain и The xx - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

Я надену все лучшее сразу – СПЛИН Сплин готовит в Москве летний open air, на котором сыграет все хиты »»

"Жизнь вертится, как рулон туалетной бумаги" – AEROSMITH В Москву с прощальным концертом приезжает вечно молодой Стивен Тайлер и его команда. »»

"Мы ничего не забыли, но кое-чему научились" – СЕКРЕТНЫЙ УЖИН Рокеры Секретный Ужин отметят своё 30-летие, вернувшись на сцену спустя 20 лет. »»

Работа не фолк – GuSli Знаменитые рэперы GUF и Slim представляют свой новый совместный проект - GuSli. »»

Пересадочная станция – HALSEY Американская поп-певица Halsey впервые выступит в России »»

Финал Евро-2017. Запрещенка live! – ЕВРОВИДЕНИЕ Трансляция Суперфинала из мирового подполья! Подключайтесь и комментируйте любимое музыкальное… »»

Два притопа – Emir KUSTURICA And THE NO SMOKING ORCHESTRA 5 причин посетить концерт Эмира Кустурицы и его раздолбайского оркестра »»

R.I.P. – Chris CORNELL Ушел из жизни Крис Корнелл. Наиболее вероятная причина смерти - суицид. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Я не знаю, сколько еще продлится зима" – ВАГОНОВОЖАТЫЕ Антон Слепаков рассказывает о своем новом проекте "Стишение обстоятельств" »»

С днем Рождения, папа! – Юрий ШЕВЧУК 16 мая - день рождения ума, чести и совести русского рока. Юрий Юлианович Шевчук - явление в… »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

"Я решил возродить Ноль" – НОЛЬ Федор Чистяков возрождает "Ноль" и рассказывает об этом Звукам. »»

"Эд Ширан собирает стадионы с одной только гитарой. Это вдохновляет" – Natalie IMBRUGLIA Натали Имбрулья о "мужских" песнях, своей новой акустической программе и туре, который стартует в… »»

"Человек бежит в культуру, потому что если он остановится - его зарежут." – ШКЛОВСКИЙ Группа Шкловский представляет на Звуках свой второй альбом и рассказывает о третьем »»

"Можно быть успешным в музыке, абсолютно не продав и не предав себя" – Юрий НАУМОВ Гитарист Юрий Наумов - о юбилейном концерте, истоках психоделики и о том, как оставаться… »»

Магистры игры – ФЕСТИВАЛЬ В Москве пройдет 2-й фестиваль Magister Ludi/Магистр Игры, посвященный творчеству композитора… »»

Проверка пульса: апрель. – МУЗЫКА Clark, Arca, неожиданный поворот Boxcutter и еще пять электронных альбомов апреля. »»

10 альбомов мая – МУЗЫКА Две вечности спустя, один из Direction и новый скальп Годрича - в майском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: "Призрак в доспехах" – ФИЛЬМ Киберпанк со Скарлетт и другие саундтреки месяца - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

Последний из могикан – ИЗ ЖИЗНИ Музыкальный редактор Guardian завершает 16-летнюю карьеру и делится своими мыслями о состоянии… »»

Проверка пульса: март. – МУЗЫКА Электроника марта: возвращение Soulwax, энергичный электропоп Goldfrapp и еще 6 свежих пластинок. »»

10 альбомов апреля – МУЗЫКА Самые важные и многообещающие релизы ближайших недель - в апрельском обзоре Звуков »»

Демпинг на аппаратном уровне – ТЕХНИКА Основатель фирмы Behringer Ули Берингер объявил, что собирается выпускать "клоны" Minimoog Model D… »»

Духовной жаждою томим – DEPECHE MODE Новый альбом Depeche Mode оставил противоречивые ощущения, но кое-чем всё же порадовал. »»

Целлулоид. Большие ожидания-2017 – ФИЛЬМ Тупак, Grateful Dead и опять Гослинг: 8 новых фильмов о музыке и музыкантах. »»

19:00 – Клуб Гештальт – АДДИС АБЕБА АДДИС АБЕБА »»

20:00 – Клуб Космонавт – Нaйк БОРЗОВ Нaйк БОРЗОВ »»

20:00 – The Place – XIU XIU XIU XIU »»

20:00 – Клуб Зал ожидания – АУКЦЫОН АУКЦЫОН »»

20:00 – Клуб A2 Green Concert – СКРИПТОНИТ СКРИПТОНИТ »»

20:00 – Клуб Glastonberry – ГОЛОС ОМЕРИКИ ГОЛОС ОМЕРИКИ »»

20:00 – Клуб Glastonberry – МАША И МЕДВЕДИ МАША И МЕДВЕДИ »»

20:00 – Клуб Союз Композиторов – Софи ОКРАН Софи ОКРАН »»

20:00 – China-Town-Cafe (Москва) – Павел ДОДОНОВ Павел ДОДОНОВ »»

20:00 – Клуб Glastonberry – МАША И МЕДВЕДИ МАША И МЕДВЕДИ »»

20:00 – Клуб Glastonberry – ГОЛОС ОМЕРИКИ ГОЛОС ОМЕРИКИ »»

20:00 – Yotaspace (ГлавClub Москва) – Emir KUSTURICA And THE NO SMOKING ORCHESTRA Emir KUSTURICA And THE NO SMOKING ORCHESTRA »»

20:00 – Клуб Volta – Наргиз ЗАКИРОВА Наргиз ЗАКИРОВА »»

20:30 – Джаз-Клуб Игоря Бутмана (на Таганке) – Оркестр Игоря Бутмана Оркестр Игоря Бутмана »»

20:30 – Клуб Союз Композиторов – Софи ОКРАН Софи ОКРАН »»

20:30 – Джаз-Клуб Игоря Бутмана (на Таганке) – ТРИО ОЛЕГА БУТМАНА ТРИО ОЛЕГА БУТМАНА »»

20:30 – Джаз-клуб Академический – Денис МАЖУКОВ Денис МАЖУКОВ »»

21:00 – Клуб Volta – Наргиз ЗАКИРОВА Наргиз ЗАКИРОВА »»

Хроника26/05

1926 – Родился трубач Майлc Дэвис. За свою долгую карьеру экспериментатор Дэвис успел переиграть с множеством звезд, включая Чарли Паркера и Диззи Гилеспи, воспитать таких музыкантов, как Джо Скофилд, Чик Кориа, Маркус Миллер и Хэрби Хэнкок, и основать несколько новых стилей в музыке  »»

1964 – Родился Ленни Кравитц - автор самого смачного гитарного риффа 90-х - песня Fly Away. Дедушка Кравитца был украинским евреем  »»

Charlie MCCOY

Ziggy ELMAN

Calvin JACKSON

Miles DAVIES (1926)

Miles DAVIS (1926)

Levon HELM (1942)

Mick RONSON (1946)

Stevie NICKS (1948)

BLACK (1951)

Wayne HUSSEY (1959)

Свежая реплика

Музыкальный авант-туризмФЕСТИВАЛЬ 14/04/2017 06:08 от Bobbbog Хорошая новость про Made In China, но меня больше Xiu Xiu интересуют. ответить

Вы - жюри Первого канала. Ваша задача - отправить нашего участника на Евровидение в Украину. Кого выберете?

Юлию Самойлову. Нас все равно в Украине ничего хорошего не ждет

32%

Дмитрия Билана. С ним мы всегда выигрываем

4%

Робби Уильямса. Он будет Party Like a Russian

14%

Юрия Лозу. Он сам напросился

19%

Никого не посылать, задраить люк и отрубить телевизор

28%