ФЕСТИВАЛЬ  Iceland Airwaves 2016: маленькие победы

Диззи Раскал, Джулия Холтер, múm, Kronos Quartet и другие - в первой части репортажа о, возможно, лучшем фестивале на свете.

WHOA! Автор этих строк никогда не стеснялся собственной впечатлительности, но должен признаться, что музыкальные фестивали ее не возбуждают уже довольно давно. Живя в фестивальной столице континента, избалованный ежегодными концертными марафонами калибра Osheaga, POP Montreal или FIJM, неизбежно привыкаешь к тому, что хорошей музыки не бывает ни много, ни очень много, и даже когда ее бессовестно много - это, в общем, в порядке вещей. Понятно, что принцип пресыщения распространяется и на кино, и на вино, и на примерно любое другое домино - пока в этот самый порядок вещей не вмешивается х/ф "Безумный Макс: Дорога ярости". Или эпическая попойка. Или фестиваль Iceland Airwaves.

Подозрения о том, что Iceland Airwaves - лучший фестиваль на свете, меня посещали на протяжении большей части его 17-летней истории: и когда туда пригласили Tequilajazzz (в 2003 году), и когда в Исландии - но не на Airwaves - впервые побывал я (в 2006-м), и особенно в последние годы, когда тихо рождавшийся в аэропорту Рейкьявика музыкальный шоукейс последовательно подчинял себе все новые и новые районы города. Но всему свое время - и мое пришло этой как никогда грустной осенью, когда Анджелина уже подала на развод с Брэдом, но Америка еще не проголосовала за Дональда Трампа, а мир еще не попрощался с Леонардом Коэном.

Мое приключение началось не в пример веселее: великий фильм "Heima" об исландском турне Sigur Rós, который я не успел пересмотреть перед вылетом, обнаружился в программе развлечений Icelandair, бортовой журнал делился советами о том, как бороться с неизбежным во время Airwaves похмельем, а уже в Рейкьявике меня ждал внезапный гостиничный апгрейд: стремясь угодить приехавшим на фестиваль, забронированный мной отель переселял их поближе к его штаб-квартире. Которая оказалась самостоятельным потрясением - воздвигнутый на берегу залива, многофункциональный концертный зал Harpa был единственным строительным проектом, выжившим в годы финансового кризиса, и того стоил: его королевство кривых зеркал впечатляет и снаружи, и внутри.

Под калейдоскопическими сводами Harpa расположились аж четыре фестивальных зала в диапазоне от величественного Eldborg до камерного, рассчитанного на пару сотен зрителей Kaldalón. Проспав весь световой день и подзарядившись ужином на завтрак, дождливый вечер среды я решаю провести именно здесь - слушая исландский построк (Hugar) и фолк (Myrra Rós), знакомясь с одним из открытий Airwaves 2015 (Milkywhale) и отдавая должное полуночному натиску англичанина Диззи Раскала (Dizzee Rascal), с ходу предъявившего визитную карточку в виде "Jus' a Rascal"; и уверенно поставившего на уши самую конвенционную из площадок Harpa - вечно переполненный Silfurberg.

Мой подлинный фестивальный опыт начинается, однако, на следующее утро и приходится на выступление 20-летнего Акселя Фловента (Axel Flóvent) в портовой пивоварне Bryggjan Brugghús. Традиционная особенность Airwaves - беспримерная гибкость его лайн-апа, дающего не один, но как минимум два-три, а то и все полдюжины шансов увидеть большинство заявленных артистов (причем если для попадание на вечерние шоу нужен покупающийся за деньги фестивальный браслет, то все, что не включено в программу дюжины основных площадок, доступно решительно каждому и совершенно даром).

Этот концерт Фловента - как раз из последних, демонстрирующих Airwaves во всей его уникальной красе: когда не знаешь, музыкант ли это направляется в сторону сцены или повар - на кухню, когда у тебя на завтрак ирландский кофе, а гитарист свой ланч жует в паузах между песнями (через пару часов - еще одно шоу) и когда каждая вторая группа выглядит и звучит совсем как Парень и Девушка из оскароносного инди-мюзикла "Однажды". По дороге в даунтаун выясняется, что одна из фестивальных сцен расположилась по соседству со знаменитой по обе стороны Атлантики (там когда-то перекусывал Билл Клинтон) палаткой с и впрямь выдающимися хот-догами.

В Bryggjan Brugghús я вернусь с закатом - познакомиться с сольным проектом (Mr. Silla) одной из солисток múm, первым делом сообщающей, что это ее шестой (!) фестивальный сет из планируемых тринадцати (!!) - Airwaves, если что, начался чуть больше 24 часов назад. На очереди - первый из трех больших концертов в Harpa Eldborg, многочасовой и многолюдный сабантуй по случаю десятилетия важного исландского лейбла Bedroom Community. Несмотря на присутствие людей калибра Нико Мьюли (Nico Muhly) и Бена Фроста (Ben Frost) и целого оркестра, меня хватает только на три номера - необходимость постоянного движения диктует не только лайн-ап, но и обостряющийся в Рейкьявике дефицит сна (в любом сидячем зале волей-неволей начинаешь клевать носом).

К тому же, в находящемся неподалеку Reykjavik Art Museum начинается концерт моей любимицы Джулии Холтер (Julia Holter), оказывающийся в итоге первым, где я задерживаюсь от первой до последней ноты. Полгода назад я видел ее в окраинном монреальском ДК человек на двести и должен сказать, что его неказистый антураж Джулии шел больше - близкий контакт со здешней аудиторией певица искала, но не нашла (несмотря на все попытки искусственно взбодрить свой камерный поп и эксперименты с сетлистом - прозвучали, в частности, одна очень старая и одна совсем новая песня).

На проходящий в Harpa Kaldalón вечер поэзии при участии Джона Лайдона (John Lydon), накануне открывавшего - в помещении бывшего общественного туалета! - местный панк-музей, ожидаемо не прорваться, так что пора бы уже, наверное, сделать какое-нибудь открытие. И, представьте себе, не проходит и часа, как я становлюсь поклонником группы Fufanu - звучащей так, как если бы Franz Ferdinand подцепили вирус бешенства (агрессивнее, попсовее и с мощной фиксацией на спорте), и возглавляемой солистом, чья рок-звездная харизма бьет наотмашь даже по последним рядам Harpa Silfurberg. Рядом начинает петь Högni - златогривый мужчина в белом костюме, кажущийся исландским ответом Джеймсу Блейку и фэшн-конкурентом фронтмена играющих по соседству Dr. Spock - мужчины в розовом трико, чья политическая партия Bright Future только что набрала 7,2% голосов на выборах в местный парламент.

Пятница начинается с очереди за билетом на воскресную PJ Harvey (два часа ожидания - и миссия выполнима), продолжается увлекательными блужданиями по неофициальным (так называемым off-venue) площадкам (среди них - студенческий бар, книжный магазин и запомнившаяся мне и десять лет назад лавка с винилом 12 Tónar) и входит во вкус вторым большим концертом в Harpa Eldborg - совместным бенефисом múm и Kronos Quartet. Местные инди-идолы и прославленный струнный квартет играли сначала по отдельности (múm - песни разных лет, Kronos - сочинения Лори Андерсон (Laurie Anderson), Тани Тагак (Tanya Tagaq) и, страшно сказать, The Who), а затем вместе (и с хором) - к моему великому счастью, не забыв вспомнить пару песен с альбома "Finally We Are No One", но мой недосып побеждая не всегда.

За первым фестивальным разочарованием (Warpaint играют исключительно новые песни - громко, бестолково и даже не пытаясь найти общий язык с залом) следует его крупнейшее откровение: в меру убедительная в записи, молодая супергруппа Minor Victories оказывается концертным составом уровня Slowdive (чья солистка Рейчел Госуэлл тут поет) или Mogwai (чей MVP Стюарт Брэйтуэйт терзает свою гитару с рвением, лучшего применения достойным едва ли). На последней песне "Out to Sea" воздвигнутая Minor Victories стена звука триумфально обрушивается, размазывая по стенам Reykjavik Art Museum более-менее всех - включая своевременно сбежавшего с Warpaint и начинающего входить в фестивальный раж обозревателя Звуков.

В том же Art Museum вскоре начнут играть местные электронщики Samaris, тогда как в специализирующемся на металлических субжанрах угрюмом рок-клубе Gaukurinn звучит очередная интересная вариация на тему исландского построка - группа Oyama. Но последняя и, может статься, важнейшая задача на сегодня - это попробовать заснуть до четырех утра и все-таки выспаться: завтра в Harpa Eldborg споет Бьорк (Björk), задремать на концерте которой было бы, прямо скажем, непростительно.

Во второй части репортажа с Iceland Airwaves 2016 - Бьорк, Пи Джей Харви, Let's Eat Grandma и снова múm.

14.11.2016, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: