THE CURE  Без срока годности

Звуки о пражском концерте The Cure.

Текущее турне The Cure, первое столь масштабное за последние четыре года, номинально ни к чему приурочено не было. Не раз обещанное продолжение пластинки 2008 года "4:13 Dream" так до сих пор и не вышло, каких-либо иных официальных релизов тоже давненько не было. Спрос на The Cure, впрочем, за это время не упал нисколько. Во всяком случае билет в действительно небольшую фан-зону нужно было брать за 11 месяцев до концерта - лучшие билеты на любой из концертов европейского тура сейчас только у запасливых фанатов и перекупщиков. Кроме того, группа практически отказалась от фестивальных сетов и вместо них играла летом сольники в Америке, Австралии и Океании. Это даёт повод надеяться, что следующий фестивальный сезон без The Cure не обойдется, но это пока только догадки.

В отсутствие повода Роберт Смит (Robert Smith) тасует сетлисты так, что только в 2016 году The Cure сыграли больше 80 своих песен, включая совсем уж позабытые бисайды. Как правило, в качестве ориентира группа выбирает тот или иной знаковый альбом: на одном концерте почти целиком звучит "Disintrgration", на другом - хайлайты "Wish", иногда в фокус попадал "The Head at the Door", а несколько выступлений - совсем уж неожиданно - The Cure посвящали своей великой (без оговорок) пластинке "Bloodflowers", песен с которой они толком не играли дюжину лет. Проскакивали и раритеты, в том числе те, что прежде живьем не исполнялись вообще никогда. Сетлист концерта The Cure в 2016 году - лотерейный билет: у вас одни ожидания, у соседа-фаната, весь концерт истошно кричащего названия нескольких песен - другие, а группа сделала по-своему, не угодив ни вам, ни надорвавшему голос мужчине, но наверняка ублажив кого-то третьего.

На разогреве у The Cure выступали шотландцы The Twilight Sad, не так давно выпустившие семидюймовый сплит со Смитом (тот был в таком восторге от группы, что записал кавер на их песню), но выбор саппорта был бы оправдан, даже если бы хедлайнеры вечера не знали о них ничего. У Twilight Sad и влияние The Cure прослеживается, и своё лицо несомненно имеется. Группа попеременно вспоминает вещи со своего последнего диска "Nobody Wants To Be Here And Nobody Wants To Leave" и памятного дебютника "Fourteen Autumns & Fifteen Winters" (немногословность явно не их конёк). Джеймс Грэм (James Graham) мечется по сцене будто бы в припадке, в том время как сама группа подчеркнуто сосредоточена и скупа на эмоции. Зрители больше увлечены выпивкой в холле десятитысячной O2 Arena, но те, кто уже в зале, встречают группу довольно благосклонно. Более камерное, минималистичное представление на Primavera Sound два года назад впечатляло сильнее, но и нынешний сет прошёл на достойном уровне.

К финалу разогрева становится ясно, насколько разнородная публика собралась в зале: и совсем ещё девчонки в панк-готическом прикиде, и мужчины среднего возраста с подведёнными глазами и совсем уже не молодые люди, которых в Москве на подобных концерты увидишь крайне редко. Все признаки группы великой, авторитетной, той, чьи песни вечно молоды.

На экране вертится гипнотическая спираль, и звучат первые аккорды "Open". Звук на редкость чистый и довольно громкий - к середине концерта начнёт закладывать уши. Где "Open", там и "High" - по сцене, как обычно, носится не по годам крепкий соратник Смита, басист Саймон Гэллап (Simon Gallup), пока за спинами группы пролетают облака. Видеоряд, к слову, был простым, но к каждой песен был подобран отдельно и смотрелся уместно. Иногда в ход шли и расставленные по всей сцене камеры GoPro - именно с них шла картина для экранов, позволявших следить за происходящим на сцене зрителям с дальних трибун.

Тема альбома "The Head On The Door" закрывается почти сразу суперсвязкой из "A Night Like This", "Push" и "In Between Days", дальше вперемешку идут "Lovesong", лид-синглы из пластинок, вышедших в нулевых, и архивная "The Walk". Редкостей зрителям достается не так уж много, если сравнивать с другими концертами тура, но без эксклюзивов не обходится: динамичная "Primary" с пластинки "Faith" и расслабленная, из-за своей минорной неги многими незамеченная, трогательная вещица "Trust" с альбома "Wish". Но, пожалуй, самым сильным моментом основного сета стала "A Hundred Years": под сопровождение черно-белых знаковых кадров военного и послевоенного времени, в утяжеленной аранжировке - как говорится, mind-blowing. После нее только и оставалось, что завершить основную часть сета композицией "End".

На бисах становится ясно, что концерт The Cure - это, на самом деле, несколько концертов в одном. После тягучей "Step Into The Light" и киношно-торжественной "Burn" из фильма "Ворон" звучит неизбежная "A Forest", растянутая до неприличия гитарной импровизацией от Смита - и это одна точка. Крепко сбитые софт-рок шлягеры "Never Enough" и "Wrong Number" - вторая точка. А на третий бис выходит совсем другая группа - с набором всем известных хитов. У Смита к этому времени (идет третий час концерта) подсаживается голос, но зал накрывает эйфория: "The Lovecats", "Friday I'm in Love", "Boys Don't Cry"... И какая, в общем, разница, сыграли твои любимые бисайды, или нет, когда звучит рифф из "Why Can't I Be You"?

После 2,5-часового сета можно, при желании, попридираться - и к тому что вместо 45 песен The Cure играют "всего-то" 30, и к тому, что обойдены вниманием последние альбомы группы, и к тому, временами действо напоминает ностальгическую дискотеку. Но тогда стоит отметить и то, что нынешние концерты The Cure отвечают сразу нескольким запросам - и подумать, и поплакать, и потанцевать, и послушать хиты, и насладиться мощью и техничностью. Остается визуальная часть: после шоу Coldplay или Radiohead стадионные сеты патриархов готик-рока кажутся чуть ли не камерными. Но и это вполне можно засчитать за плюс.

26.10.2016, Сергей МУДРИК (ЗВУКИ РУ)