ФЕСТИВАЛЬ  Step by Step: takk или иначе

Магия Sigur Rós и многоликость POP Montreal - в отчетной колонке Сергея Степанова.

То, что раньше могло показаться совпадением, окончательно превратилось в закономерность: каким бы великим ни было очередное домашнее выступление великой монреальской группы Godspeed You! Black Emperor, шансов угодить в эту колонку у нее не прибавляется. В этом можно винить обстоятельства времени - концерты GY!BE часто приходятся на разгар сезона - или состояние гипнотического транса, в которое они обычно повергают, но факт остается фактом: открывающий сет Джессики Мосс (Jessica Moss) - скрипачки Thee Silver Mt. Zion и сожительницы лидера обеих группы Эфрима Менука (Efrim Menuck) - я помню лучше, чем неминуемый триумф GY!BE.

Это, правда, может быть связано еще и с тем, что с сета Джессики начался для меня и очередной POP Montreal - один из последних фестивалей как никогда долгого монреальского лета, с которым я в этот раз решил познакомиться поближе и ни разу об этом не пожалел. Подозревать, что от других городских фестивалей POP отличается разительно, я начал еще на входе в его штаб-квартиру, где успели выстроиться три очереди: две короткие, за проходками "Зритель" и "Медиа", и одна длинная, за проходками "Артист".

Не столько фестиваль, сколько шоукейс, POP всегда умел брать качеством и количеством, поэтому его более-менее круглосуточную программу украшают не только сотни концертов, но и выставки, семинары, кинопремьеры, модные показы и - для полного счастья - традиционно организуемый фронтменом Arcade Fire Уином Батлером (Win Butler) баскетбольный матч под вывеской "артисты против спортсменов", за которым в этом году последовал специальный показ фильма "Космический джем".

Получив фестивальный браслет и зайдя на одну из выставок (находившуюся в одном здании со штаб-квартирой и состоявшую из нескольких комнат, где непрерывно крутились офисные стулья, магнитофонные пленки и, кажется, топор), я направился в музей посерьезнее - Монреальский музей современного искусства. Там в преддверии сета Jerusalem in My Heart оттачивали концертное мастерство новый клиент моего любимого лейбла Constellation Automatisme (тихий бородач, играющий дроун-эмбиент) и упомянутая выше Мосс - как и на разогреве у GY!BE, исполнившая один 25-минутный трек, состоявший из семплировавшегося живьем соло на скрипке и зловещего рефрена "entire populations".

Купив дебютную кассету Джессики (на ее цифровую версию можно расщедриться вот здесь), я не стал дожидаться хедлайнера (благо Jerusalem in My Heart на POP играл не далее как прошлой осенью), умчавшись вместо этого на концерт начинавших в соседнем "Метрополисе" The Kills. И снова не ошибся: если их очередной альбом "Ash & Ice" долго запрягает и в итоге никуда не едет, то живьем новые песни звучат ничем не хуже старых - выше всяких похвал. Кульминацией вечера стала в этот раз "Pots and Pans", но я правда не преувеличиваю: вновь подтвердив реноме одного из самых мощных и цепких концертных составов на планете, пауэр-дуэт женщины-кошки Элисон Моссхарт (Alison Mosshart) и гитариста Джейми Хинса (Jamie Hince) не дал расслабиться ни на секунду.

Еще одним гвоздем программы POP Montreal - и всего концертного года - стал через пару дней непредвиденно эйфорический сет Эйнджел Олсен (Angel Olsen), вышедшей на сцену театра Rialto в сопровождении квинтета идентично - и с иголочки - одетых музыкантов и звучавшей еще вдохновеннее (хотя, казалось бы, куда уж), чей на недавней пластинке "My Woman". Кульминацией, как и на альбоме, стала песня "Not Gonna Kill You", а самым впечатляющим достижением Олсен хочется назвать ее победу над специфической акустикой Rialto - зала легендарного и прекрасного во всех отношениях, кроме одного: шум, стоящий на входе и у бара, упрямо доносится аж до первых рядов.

Выступавшим на разогреве дуэту Best Fern (камерный инди-поп) и Родриго Амаранте (Rodrigo Amarante) в этом смысле повезло куда меньше - хотя как минимум одна песня последнего известна как минимум всем смотрящим телесериал "Нарко" (примечательно, что его создателям не хватило целого континента, чтобы найти знающих испанский исполнителей главной роли и песни для титров - и играющий Эскобара Вагнер Моура, и поющий "Tuyo" Амаранте родом из Бразилии). Услышать живьем Эйнджел Олсен - check. Услышать живьем песню из "Нарко" - check. По дороге домой заглянуть в Fairmount Theatre и застать грандиозный 40-минутный отрезок выступления Psychic TV - check.

После откровений предыдущих дней суббота на POP оказывается тихим днем патриота. Интересным опытом оборачивается творческий вечер онтарийца Хейдена (Hayden) - отмечающего 20-летие своего самого известного альбома "Everything I Long For", сыгравшего его от первой до последней ноты и болтавшего едва ли не больше, чем игравшего. Разочарованием - дебютное шоу некстати возомнившего себя крунером Девона Уэлша (Devon Welsh) из распавшихся весной Majical Cloudz. Составленная из бывших и действующих участников Arcade Fire и Bell Orchestre группа The Luyas, напротив, вернулась после продолжительного тайм-аута - но по дороге на их начинающийся за полночь концерт я, признаться, уже засыпаю.

Полсотни площадок и четыре сотни выступающих за пять дней - логистический ребус, разгадать который без потерь практически невозможно, так что жертвовать приходится и Джоном Кейлом (John Cale) с Аннетт Пикок (Annette Peacock), и Kode 9 с Holy Fuck, и чуть ли не ярчайшими дебютантами 2016 года, группой Let's Eat Grandma. Но, во-первых, с Let's Eat Grandma я должен буду увидеться в Рейкьявике, а, во-вторых, тамошний Iceland Airwaves - много площадок, еще больше артистов, концерты с утра до ночи - устроен точь-в- точь как POP, оказавшийся таким образом еще и генеральной репетицией фестиваля, где через пару недель с разницей в сутки выступят Бьорк (Björk) и Пи Джей Харви (PJ Harvey).

Что еще неплохо готовит к поездке на Iceland Airwaves? Концерт Sigur Rós, только что закончивших месячное турне по Северной Америке в полузабытом для себя формате: никаких духовых, струнных и разогревов, только костяк группы (как известно, сократившийся до трио) в камерных театральных декорациях. Чудом урвав весной билет в первый ряд Massey Hall - возможно, лучшей концертной площадки Торонто, - я поймал себя на мысли, что настолько близко я к Sigur Rós подбирался лишь однажды, в том же Рейкьявике вечность назад, но тогда они играли одну песню, а сейчас - два часовых отделения, охвативших все, на что стоило надеяться: от "Ný batterí" до "Kveikur", от би-сайдов ("Smaskifa") до новинок ("Á"), не говоря уже о рвущих в клочья "Glósóli" или финальной "Popplagið".

Впрочем, всерьез впечатляла не физическая близость к музыкантам, а тонкая, но сногсшибательная трансформация, которую претерпели их песни. Обнажившись до костей и кожи, но не потеряв в мощи или громкости (добрых полгода рекламировать это шоу как акустическое было с моей стороны большой ошибкой), они весь вечер напоминали, за что я когда-то полюбил эту группу (чей последний достойный ее альбом вышел 11 лет назад). Чему не вредили ни роскошный, уровня туров U2, свет, ни безукоризненная театральная акустика, ни акцент на материал альбома "( )", с которого прозвучали аж пять песен, ни 16-тонная нота, которую Йонси (Jónsi) берет (и не роняет!) во время исполнения "Festival", ни, чего уж там, выбор сингл-молтов в баре Massey Hall. Takk (или иначе), слово за Бьорк.

В следующих выпусках колонки:

- Bob Moses @ L'Astral
- Björk @ Harpa Eldborg, Рейкьявик
- PJ Harvey @ Valshöllin, Рейкьявик
- MØ @ Corona Theatre
- The Radio Dept. @ Fairmount Theatre

Автор вдохновленной ТВ-рекапами рубрики Звуков - кино- и музыкальный обозреватель Сергей Степанов, с 2006 года живущий в Монреале и исправно рассказывающий о том, что он увидел там и оттуда за последние недели.

24.10.2016, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: