OPTIMYSTICA  Моцарт на льду

"Соленый как солнце" - второй альбом эстрадной команды-мечты под художественным руководством Евгения Федорова.

Подобно примерно всем остальным проектам своего вызывающе плодовитого фронтмена Евгения Федорова, Optimystica Orchestra - прекрасная аномалия. Ну, вы знаете, есть Tequilajazzz - великая русская группа, которую стоило бы называть влиятельной, если бы она не оставалась единственной в своем роде. Или Zorge - группа, рожденная на костях "Текилы", но деликатно сделавшая вид, что ее не было, и с ходу жахнувшая двумя альбомами уровня лучших записей предшественницы. Или вот Optimystica Orchestra - символическая сборная петербургского рока, специализирующаяся при этом на мелодиях и ритмах зарубежной (а на новом альбоме еще и отечественной) эстрады.

Следуя этой логике, год назад Федоров решил отметить собственный полувековой юбилей, а подарок по такому случаю получили его слушатели: на протяжении двух удивительных ноябрьских вечеров на сцены в Москве и Санкт-Петербурге поочередно выходили все три группы - с полноценными концертами на века и на зависть коллегам по цеху. Именно на них я впервые услышал одну из новых песен Optimystica Orchestra под названием "Футболисты выходят на лед", и что это, если не идеальное описание творческого метода группы (осваивающей родственные жанры, рискуя - но не боясь - больно упасть).

Дебютному альбому "Оптимистики" было проще - основу трек-листа тогда составили более или менее проверенные песни Tequilajazzz (от "Ночью в эфире" и "Последней" до "Двойников" и "Зимы"), а идея переодеть мужчин из "Текилы", "Ленинграда" и "Сплина" в костюмы была слишком оригинальной, чтобы не вызывать как минимум любопытство. 11 лет спустя в обновленный состав оркестра входят несколько менее именитые - но такие же мастеровитые! - люди (в основном из Markscheider Kunst и SPb Ska Jazz Revue), а по-настоящему известны всего три новые песни: "Мафия" да "Тайна" из репертуара Zorge и сингл "Маленькая Хонда".

Ветреная "Хонда", камерный "Край света" и пышно аранжированная "Печальная рыба-солнце" - лебедь, рак и щука, привлекающие к себе внимание первыми, но запоминается альбом не песнями, а их диапазоном: стоявшие над душой первого альбома босса-нова и прочий ска-джаз остались в строю, но ушли в тень, дав слово влияниям самого широкого профиля. Пресс-релиз упоминает "прокуренное кабаре 40-х-50-х", "воздушный барокко-поп 60-х" и "сложные симфо-джазовые структуры 70-х", я буду проще и выдвину кандидатуры Берта Бакарака и Скотта Уокера (раз уж мы заговорили о диапазоне).

Все это, понятно, некоторая драматизация (как и выходка приложения Shazam, месяц назад отреагировавшего на мою глупую просьбу, опознав одну из новых песен Федорова как сонату Моцарта в исполнении американского пианиста Джона Браунинга - сюда подойдет заголовок еще одной новинки "Просто улыбнуться"), но, по крайней мере, задает систему координат. В которой Федоров - не певец, а крунер, его Optimystica - не группа, а оркестр (где солируют баритон-сакс, флюгельгорн и, чтобы мало не показалось, труба-пикколо), а футболисты не пылят на утоптанных флангах, а выходят на лед.

А то, что ответственному за эту систему координат (и наше счастливое детство) Евгению Федорову сегодня 51, - это, конечно, совпадение. С днем рождения, Женя!

Альбом Optimystica Orchestra "Соленый как солнце" вышел 22 сентября. Московская презентация альбома состоится в клубе "16 тонн" 16 октября.

03.10.2016, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)