МУЗЫКА  Проверка пульса: сентябрь

Электронные новинки сентября: Machinedrum, Tycho, Trentemoller, целых две пластинки из России и многое другое.

Сентябрь (особенно его конец) вышел настолько богатым на электронные новинки, что все они в формат ежемесячного выпуска "пульса" не поместились бы при всём желении. О некоторых из них мы напишем позднее и более подробно, какие-то пришлось скрепя сердце оставить без внимания. В сухом остатке мы получили десятку альбомов, каждый из которых имеет шансы на попадание во все возможные годовые "топы". Vangelis "Rosetta" (Decca)

После долгой паузы Вангелис вновь вдохновляется космосом, и сам этот факт, а также многочисленные превью, которые публиковались в его официальных ресурсах, намекали на то, что нас ждёт чуть ли не продолжение "Albedo 0.39". Но, как оказалось, почти все сочные синтезаторные пассажи автор нам уже показал, а в остальном пластинка скорее продолжает линейку "Chariots of Fire" или "Conquest of Paradise". Оркестра на "Розетте" существенно больше, чем электроники (за парой исключений вроде трека "Albedo 0.06", опять же недвусмысленно намекающего). Пластинку это, впрочем, не портит – перед нами классический духоподъемный и величественный Вангелис, по которому мы успели здорово соскучиться.

Machinedrum "Human Energy" (Ninja Tune) За 15-летнюю карьеру американец Трэвис Стюарт (Travis Stewart) зарекомендовал себя как музыкант чрезвычайно разнообразный. В разное время он записывал IDM, хип-хоп, футуорк, герридж, техно, джангл и даже заигрывал с джазом. На новом альбоме Трэвис обещал отсылки к нью-эйджу, но вместо сладкого психоделического тумана двинулся в строго противоположную сторону – к нарочито модерновой танцевальной музыке. "Human Energy" звучит как неестественно бодрая и веселая смесь дансхолл-рагги, хип-хопа, R&B и мумбатона, ускоренная в полтора раза и заполированная эйфорическими аккордами не то из транса, не то из EDM. Так мог бы звучать какой-нибудь Flume, закинувшись горстью таблеток и закрепив эффект веселящим газом. И самое удивительное, что несмотря на обилие штампов, этот клубный пост-модернизм вызывает не раздражение, а симпатию – вышло хоть и абсурдно, но мило. "Angel Speak" – прямо-таки большой хит. Как ни крути, а Трэвис – талант.

Tycho "Epoch" (Ghostly International)

Если от Machinedrum можно ожидать всего, включая хеви-метал, то Скотт Хансен (Scott Hansen) стабилен как режим в Северной Корее. Как и Стюарт, Tycho начинал подражателем Boards of Canada, но уже ко второму альбому нашел свой собственный звук и с тех пор от него не отходит, удивляя разве что внезапными релизами (этот альбом вышел безо всяких предварительных анонсов). "Epoch" выдержан в привычном ключе на полпути от BoC к чиллвейву – средний темп, звенящие гитары и кисло-сладкие синтезаторные гармонии, но по сравнению с позапрошлогодним "Awake" звучит даже более убедительно. Хансен, которого частенько поругивали за самоповторы, кажется научился оставаясь в довольно узких рамках, быть разнообразным: то разгонится в диско, то замедлится в пост-рок, то скрутит ритм в какую-то замысловатую фигуру, то добавит синтезаторных пульсаций в духе Tangerine Dream, то выдаст духоподъемный гитарный эпос в духе U2.

Patten "Psi" (Warp Records)

В любой книге об истории рейва вы найдете главу о том, как музыка разделились на темную и светлую ветви – в одних клубах рейверы продолжали танцевать под эйфорические хиты и употреблять экстази, а в других звучали мрачные монотонные рифы, клубился густой дым, а публика сидела на полу в кетаминовом оцепенении. И хотя бас-сцена развивалась по другому пути (в отличие от рейва, где эйфория присутствовала с самого начала, дабстеп вышел из мрачного подполья, где танцевать было дурным тоном), сейчас с ней происходит нечто подобное. Machinedrum с его коммерческим оптимистичным звуком выступает в роли "белого короля", а patten (с недавних пор ставшие дуэтом) представляют темную сторону. Это рейв из ночных кошмаров –танцевальный ритм то хромает и замедляется, то вовсе разваливается в шумовую кашу, а из-за диссонансных клавиш доносится тонущий в эхе отрешенный женский голос а-ля Энн Кларк (Anne Clark), начитывающий не то мантры, не то проклятья.

Pixelord "Human.exe" (Hyperboloid)

Сделав для проекта Pixelord международное имя короткими релизами, Алексей Девянин выпускает уже второй лонгплей на родном лейбле Hyperboloid. И если прошлогодний "Places" (формально – дебютный альбом Pixelord) был пластинкой откровенно клубной, то "Human.exe" уже хочется слушать вдумчиво и внимательно. Все фирменные девянинские атрибуты вроде пулеметных ритмов и жирных плавающих басов на месте, но за фасадом из модной бас-музыки кроются многочисленные отсылки к IDM и всяческим сложносочиненным девяностым. То меланхолическая мелодия вылезет из-за шума и скрежета, то джангловый бит прорвётся, то айдиэмная сбивка. Кажется, круг замкнулся – если 10 лет назад только самые эксцентричные адепты IDM говорили об Autechre как о праотцах бас-музыки, то теперь многие музыканты, сделавшие себе имя на дабстепе, охотно отдают дань уважения своим кумирам. "Robo" (пожалуй, лучшая вещь на альбоме) одновременно напоминает и Autechre времен "Tri Repetae", и Boards of Canada периода "Music Has The Right To Children".

S U R V I V E "RR7349" (Relapse Records)

Авторы сенсационно успешного саундтрека к сериалу "Stranger Things" записали новую "номерную" пластинку, очень удачно подгадав с релизом под пик собственной популярности. Если сравнивать "RR7349" с саундтреком (а сейчас все будут сравнивать новый альбом именно с ним), то стоит отметить, что в альбоме побольше "мускул" – старых драм-машин и пульсирующего синтезаторного баса, пусть и не до такой степени, чтобы под это можно было танцевать. Звуковая эстетика тоже выдержана на все сто: плывущий кассетный звук, слегка расстроенные синтезаторы и ощущение тревоги и дискомфорта вперемешку с ностальгией по восьмидесятым. Ориентиры для сравнения – Джон Карпентер (John Carpenter), Legowelt и Zombi. Единственный, пожалуй, недостаток диска – в мелодической яркости своему предшественнику (альбому "S U R V I V E" четырехлетней давности) он всё же проигрывает. Впрочем, это можно списать на известный синдром и надеяться, что дальше всё выправится.

bvdub "Yours Are Stories Of Sadness" (Not On Label)

Брок Ван Вей (Brock Van Wey), человек с тонкой душевной организацией и внешностью маньяка-убийцы, записал, кажется, лучший альбом в своей дискографии. И это чего-то да стоит, когда дискография насчитывает с полсотни релизов. Брок сделал себе имя, сочиняя отрешенно-печальное даб-техно, но в последнее время от этой парадигмы отошёл и стал расти вширь. Сначала он исследовал неоклассику, а теперь погрузился в современный эмбиент. На "Yours Are Stories Of Sadness" Брок блуждает где-то во владениях Брайана Ино (Brian Eno), Феннеса (Fennesz), Тима Хекера (Tim Hecker) и Стива Хошильда (Steve Hauschildt), но если звуку легко найти аналогии, то эту печаль не спутаешь ни с кем. По тому, сколько эмоций можно вложить в короткие шелестящие и гудящие пьесы, Ван Вею нет равных. Но если раньше его альбомы были чем-то вроде вариации на одну тему, то "Yours Are Stories Of Sadness" – это множество композиций, связанных общей драматургией, но при этом абсолютно самодостарточных. К примеру, 4-я или 7-я части отлично "сработали" бы и в качестве синглов, что для эмбиента невероятная редкость.

Trentemøller "Fixion" (In My Room)

Когда слушаешь нынешние пластинки Андерса Трентемёллера, даже не верится, что начинал он как тек-хаус продюсер на лейбле Poker Flat. Сегодня датчанин руководит живым составом и играет современный рок. Трансформация оформилась к предыдущему диску "Lost", и на этом (выдержанном в той же эстетике) уже выглядит осознанным стратегическим выбором. "Fixion" – это альтернативная версия пост-панк возрождения, не про танцы, а про тревогу и неврастению. Монотонный бас, мрачное жужжание синтезаторов и отстраненный женский вокал – к двум датчанкам, уже знакомым по "Lost", добавилась Дженни Бет (Jehnny Beth) из Savages. "Fixion" - это музыка той неглянцевой Скандинавии, что мы видим, например, в сериале "Мост".

Midimode "Nevertale" (SEALT / Enpeg)

Отечественный дуэт Midimode – довольно редкий пример музыкантов, имеющих в бэкграунде аббревиатуру IDM и при этом стремящихся звучать доступно. Их второй альбом "Nevertale" – уже не столько "умная электроника" в чистом виде, сколько "интеллигентное" техно или электро. Минорные амбиентные аккорды и тяжеловесные звуковые инсталляции из хруста и лязга и уравновешиваются ритмами, под которыми вполне можно танцевать и поп-мелодикой. Ближайшая аналогия – Plaid в их наиболее танцевальном обличье или Kettel времен "Whisper Me Wishes". Самая яркая вещь на альбоме, "Tale of a Bibycle Chain", при удачном стечении обстоятельств имеет шанс стать клубным хитом.

Nicolas Jaar "Sirens" (Other People)

Ко второму альбому (многочисленные "короткометражки", саундтреки и совместные проекты - не в счет) в музыке Николаса Хаара от танцевальных ритмов не осталось ни намека. "Sirens" – история тихая, задумчивая и интровертная. Фортепиано, коллажи из акустического и синтетического шума, монотонный гул синтезаторов, далёкие голоса и треки с названиями вроде "Leaves" и "Killing Time" – всё это вводит если не в транс, то в приятную дрёму. Ударные, выстукивающие напористый "моторик" вроде бы призваны слушателя будить, но их монотонность только усиливает это ощущение. Ну а самая яркая вещь среди этого гипноза полутонов – "No", где Хаар вдруг вспоминает о своих латиноамериканских корнях и выдает печальную регги-балладу.

30.09.2016, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: