ФЕСТИВАЛЬ  Lollapalooza Berlin: последний уикенд лета

Берлинская Lollapalooza закрыла фестивальный сезон мощным сетом Radiohead.

Опытному посетителю музыкальных фестивалей берлинский филиал Лоллапалузы напомнит сразу несколько европейских мероприятий. Своей карнавальной атмосферой он очевидно похож на Sziget - сходство усиливает бескомпромиссная 30-градусная жара. Брендированные точки, разнообразнейшая кухня, радующее глаз оформление, а также близость к центру города роднит немецкий фестиваль с гигантом из Будапешта. С финским Flow Лоллу сближает максимальная компактность: в сравнении с тем же Sziget, она занимает в разы меньше места, при этом на ней 4 поочередно работающие сцены и целый городок для детей Kidzapalooza. По ценовому сегменту фест сопоставим с барселонской Primavera Sound, по обилию же пыли в воздухе, пожалуй, его можно было сравнить с "Нашествием". Такой вот винегрет, тем не менее, сложившийся в отличный фестиваль. Доступность, удачное время и место проведения, Radiohead как вишенка на торте - самое то, чтобы ударно завершить фестивальный сезон.

Ради Лоллы перекрыли часть движения по улице Пушкина, пересекающей Трептов-парк насквозь - именно вдоль неё протянулась фестивальная территория. Несмотря на позицию МИД России, опен-эйр был проведён в непосредственной близости от советского военного мемориала (доступ к которому, к слову, был перекрыт). Из четырех фестивальных сцен пара главных (Main Stage под цифрами 1 и 2) действовала строго поочередно, а вот Alternative Stage и Perry's Stage, находившиеся друг от друга на расстоянии полукилометра, играли без оглядки на остальные. И неудивительно: на первой сцене себя проявляли инди-герои, не попавшие в лайнап основных сцен, а на второй за танцы отвечали диджеи. Ввиду того, что фестиваль проводится в черте города, основная часть программы в оба дня заканчивалась до 23:00, и большая часть музыкантов играла, пока публика млела под палящими солнечными лучами.

Суббота

Завидный энтузиазм: всего час дня, а на фестивале уже прилично народу. Для них егозой скачет по сцене Линдси Стирлинг (Lindsey Stirling) со скрипкой на перевес, первая в ряду крупных имён на афише. Звезда YouTube, успешно конвертировавшая свои достижения в оффлайн, на этом празднике жизни с уклона в рок и дэнс выглядит немного странно - помпезные боевики с солирующей скрипкой будто бы ошиблись фестивалем, куда уместнее она бы звучала в компании более тяжелых групп. А вот одетые во все черное валлийцы Catfish & The Bottlemen сразу почувствовали себя в своей тарелке. Начав с дебютного сингла "Homesick", группа делает вполне прозрачный намек: "Вот они мы, будущие хедлайнеры фестивалей!". Пока музыканты концентрируются на номерах с дебютника "The Balcony", даром что гастролируют в поддержку уже второго диска "The Ride" (по сути, такого же, как и первый диск, но чуть хуже - так что всё логично). Они мало чем выделяются на фоне родственных гитарных инди-групп (стильностью и разбросом песен в диапазоне "неплохо-хорошо-очень хорошо" уже никого не удивишь), но запоминаются и оставляют приятнейшее впечатление.

Рядом с ними проигрывают даже Kaiser Chiefs, хотя зрителей на них набилось больше, чем на прошлых двух артистах вместе взятых. Судя по последнему синглу "Hole in My Soul", группа собирается сделать шаг в сторону более актуального поп-звука, но люди, само собой, пришли за "Ruby" и "Everyday I Love You Less And Less" - с последней квинтет и начал. Рики Уилсон, как обычно, носится по сцене с шилом в заднице, а вот со звуком у британцев дела обстоят не лучшим образом. Но свойственный им напор компенсирует мелкие недостатки, да и за дюжину лет крепкая часовая программа без слабых мест у группы набралась. Поэтому финальный блок из "I Predict A Riot" и "Oh My God" должен был стать убедительным комбо для сомневавшихся в боеспособности группы, которая не первый раз пытается повторить успех первых двух пластинок (не зря Уилсон неоднократно просил публику купить выходящий скоро новый альбом и билеты на сольный берлинский концерт Kaiser Chiefs). На Альтернативной сцене британцев сменил американский дуэт Odesza, устроивший расслабленные танцы под утихомирившимся солнцем. Балеарик-дэнс и тропикал-дроп - Клейтон Найт и Харрисон Миллс вместе к примкнувшей к ним живой секции (в частности, трубача и гитариста) звучат мягко и интеллигентно, но когда надо, добавят энергии.

Пора возвращаться на основную фестивальную площадку - стадионное техно играет местный электронный герой Пауль Калькбреннер (Paul Kalkbrenner). По нынешним выступлением других мастеров лэптопов и программы Ableton Live с кучей нулей в гонорарах, у Пауля довольно скудный визуальный ряд - всего-то дюжина небольших экранов, которые крутятся вокруг своей оси, да хороший свет. Но и сам Калькбреннер с его живой мимикой сойдёт за аттракцион - не видел среди его коллег по цеху столь искреннюю эмоциональность при работе за пультом. Порой в сете даже возникали неожиданные ремиксы, например, на Jefferson Airplane.

Завершили же первый день готовящие новый альбом Kings Of Leon - американцы воплощают собой отчеканенное золотыми буквами слово "стабильность". Несмотря на классический рок-инструментарий и довольно прямолинейное звучание, в их сете чувствуется масштаб, подкрепленный лютым профессионализмом. Как пели фигуранты следующего дня, "everything in it's right place", и тут не подкопаться, играет ли "Use Somebody", или новинка "Over", или какая-то подзабытая нефанатами вещь с первых пластинок группы. Без особых эмоций и напряжения квартет выдает лучший концерт дня - параллельно с ними на другом конце парка выступают New Order, и расписание позволяет застать окончание их сета (издалека звучит "True Faith", которую сменяет "Blue Monday"), но ни физических, ни моральных сил на это уже не остаётся.

Воскресенье

Не секрет, что для многих иностранцев (да и немцев тоже), вояж на берлинскую Lollapalooza был связан с концертом Radiohead, последним в Европе в 2016 году. Учитывая длившуюся весь год свистопляску с билетами на сольные выступления и солдауты на всех фестивалях, где Йорк и ко играли прошлым летом, для многих концерт в Берлине был единственным шансом посмотреть одну из самых популярных гитарных групп на планете. Так что желающие занять место поближе обнаружились с самого утра. Поддержали истерию, связанную с Radiohead, и открывавшие второй день норвежцы Aurora, чей гитарист вышел в фирменной майке оксфордцев. Сама же Аврора Акснес, юная улыбчивая блондинка, одухотворённо исполняла композиции с дебютника "All My Demons Greeting Me as a Friend", пыталась говорить на немецком, да и вообще была образцовой милашкой, будто бы немного ошалевшей от того, что играет перед столькими тысячами человек. Песни Aurora по-скандинавски мелодичны, напоминают разом о Кейт Буш, Бьорк, Zola Jesus и Austra. Отличный выбор для старта фестивального дня.

На той же сцене, пока по соседству безыскусно гремят австрийцы Bilderbuch, настраиваются ещё одни молодые поп-герои, Years & Years. Британское трио начинает прямо с хит-сингла "Take Shelter" - вокалист Олли Александер, на радость многочисленным фанаткам, машущим ЛГБТ-флажками, двигает бёдрами что твоя Бейонсе, а группа, усиленная ударником и бэк-вокалистками, неплохо передаёт студийное звучание живьём. По собственному признанию, Y&Y завершают растянувшийся на два года тур в поддержку дебютной пластинки, то бишь, зрители видят её в последний раз перед перерывом. Плейлист почти целиком состоит целиком из вещей с дебютника "Communion", где хит на хите и хитом погоняет. В качестве исключения впервые прозвучала совсем новая вещь "Meteorite" (вполне на уровне дебютника) и странный, но не лишённый обаяния мэшап из "Dark Horse" Кэти Пэрри и "Hotline Bling" Дрейка. Олли излучает радость и счастье, а во время размашистой точки, поставленной двумя главными радиохитами "Desire" и "King", пускается в безудержные танцы вместе с бэк-вокалистками. Что забавно, один из участников Y&Y тоже надел фирменный мерч Radiohead, но далее этот спонтанный флэш-моб поддержан не был.

Пожалуй, фактического разогрева уместнее и логичнее, чем Джеймс Блейк для Radiohead стоило бы ещё поискать - слушатели вторых наверняка хорошо знакомы с творчеством первого. Выглядящий будто бы не от мира сего Джеймс сделал ставку на недавно вышедшую новую пластинку "The Colour in Anything", разбавляя вещи с неё ожидаемой "Limit To Your Love" и парой ярких треков с диска "Overgrown". Надо сказать, что, несмотря на виртуозное владение голосом и отточенное исполнение, от наблюдения за Блейком ближе к середине минималистичного сета стало клонить в сон. Настолько, в общем, всё безукоризненно, что даже скучно - спас ситуацию длинный техно-номер "Voyeur". Проникновенные "Retrograde" и "The Wilhelm Scream" напоследок, и Блейк заканчивает, а зрителям остается ждать еще два часа. Конечно, кто-то пошёл сходить с ума под адскую дискотеку от Major Lazer, но большинство встали как вкопанные, ожидая главный сет дня - и всего фестиваля в целом.

Звучит гнетущий инструментал Марка Причарда "?", и сразу после него Radiohead заводит "Burn The Witch", которую без фирменных скрипок сходу узнать непросто. Традиционный для тура стартовый блок с "A Moon Shaped Pool" встречают скорее вежливо, зритель тут скорее в принципе в восторге от созерцания Самих. Но уже в начале случаются впечатляющие моменты, проникающие прямо в сердце - скорбная медитативность "Daydreaming" или абсолютное безумие "Ful Stop" - эта вещь вообще оказывается одним из пиков выступления.

А дальше всё идёт уже по принципу вольно выбранного "The Best Of": взрывается эмоциями "2+2=5", поддержанная хоровым пением. Восторг от "Reckoner", "No Surprises", а также совершенно выдающиеся в живом прочтении "Bloom" и "Lotus Flower" - есть ощущение, что подобные номера группа играет куда более мощно и кайфово, чем всенародные хиты (по тому же ведомству можно определить и древнюю "The Gloaming"). Разобравшись с ещё несколькими вещами с "A Monn Shaped Pool", Йорк и ко выдают совершенно убийственное комбо из "Everything in It's Right Place" и "Idioteque", а подытоживают основной сет бессмертной "Street Spirit (Fade Out)". Концерт длится уже больше часа, но есть ощущение, что пронеслось всё в один миг.

И конечно, на этом всё не заканчивается. Первый бис дёргает ностальгические струны - "Let Down" и нисколько не потерявшая за 20 лет в мощи "Paranoid Android", которые группа добивает лучшим номером с последнего диска "The Present Tense" и - как будто специально для фанатов "In Rainbows" - связкой из "Nude" и "Arpeggi / Weird Fishes". Ещё один выход - и стройный хор затягивает сначала ставшую традиционной для фестивальных сетов "Creep", а следом - "Karma Police", более убойного финала для этого концерта придумать было бы сложно. В шоу Radiohead малообъяснимым, фантастическим образом сочетается всё то, за что в принципе стоит любить концерты гитарных (да и любых иных) групп. Тут и крутая визуальная составляющая, и харизма, и профессионализм заоблачного уровня, и соседство народных хитов со впечатляющими экспериментами, и самоотдача, и что только ещё не. For a minute there I lost myself.

Полное, двухчасовое видео выступления Radiohead - по ссылке

Можно воспринимать Lollapalooza Berlin и как возможность продлить заканчивающееся лето, и как полноценный пункт фестивального сезона, и как концерты мегазвезд с длинным-предлинным разогревом (годом ранее Muse выступали в схожем с Radiohead статусе), но можно сказать точно одно: по инфраструктуре, атмосфере и лайнапу Lollapalooza Berlin более, чем достоин вашего внимания в следующем фестивальном сезоне. Подумайте об этом в следующие семь месяцев, непригодных для пикников на открытом воздухе.

18.09.2016, Сергей МУДРИК (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:

Это было легендарно – OXXXYMIRON Полное видео эпического баттла Oxxymiron vs Dizaster »»

Поход за шаурмой – Taylor SWIFT Тейлор Свифт снимает клип в местах своих свиданий »»

В чем сила, брат? – OXXXYMIRON Баттл Окси и Dizaster был похож на политдебаты »»

Мы все умрем – NOIZE MC Нойз выпустил злобную отповедь рэперам »»

Тарантинка – John LEGEND Джон Ледженд поработал официантом в пятизвездочном отеле »»

Лицо депрессии – Chester BENNINGTON Linkin Park выложили в Facebook выпуск шоу "Carpool Karaoke" с участием Честера Беннингтона, снятый… »»

Ими гордится Америка – НАГРАДА Премия American Music Awards объявила номинантов. »»

Божественный панк – GREEN DAY Green Day выпустят Best Of c полного одобрения Господа бога. »»

А что делали - покажем – Sam SMITH Сэм Смит показал трейлер к новому альбому и рассказал, как записывал его, в новом клипе. Видео. »»

Маленькие женщины – BEYONCE Бейонсе пригласила девочек из разных стран станцевать танец свободы »»

Эти мемы стухли, дайте новые – Валентин СТРЫКАЛО Обновляем запас мемов: Валентин Стрыкало отправляется в тур в поддержку нового альбома "Развлечение" »»

Ассамблея для двоих – INGRID LAUBROCK / LUC EX Фестиваль "Джаз осенью" завершает дуэт участников проекта Luc Ex Assemblee »»

Как жить в XXI веке и любить классику – ФЕСТИВАЛЬ Фестиваль актуальной классики Re:Formers покажет мировые тенденции в исполнении классической и… »»

Море, море, мир бездонный – Федор БИРЮЧЕВ Композитор-неоклассик и пианист Фёдор Бирючев представит свой новый альбом в обеих столицах »»

Фотоувеличение – PHOTAY Команда фестиваля "Синтпозиум" пробует себя в клубном формате. »»

Африканский Стинг – Miroca PARIS Мирока Париш вернет в Россию оркестр Сезарии Эворы »»

Отсчет - 30 секунд – THIRTY SECONDS TO MARS Джаред Лето и компания возвращаются в Россию »»

Step by Step: дни города – ФЕСТИВАЛЬ Трибьюты Коэну, Mile Ex/End Festival и Arcade Fire - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

Справочник посетителя open air – ФЕСТИВАЛЬ Всем фанатам музыкального туризма пора подвести итоги этого фестивального года и задуматься, куда… »»

"Наши провокации лежат не в политическом поле" – ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ Роман Суслов - о характере своих провокаций и о том, из какой части тела рождаются кавалерийские… »»

"Люди устали от агрессии" – Петр ПОДГОРОДЕЦКИЙ Петр Подгородецкий рассказал Звукам, что готовит к выходу первый альбом за 10 лет - с очень… »»

R.I.P. – MAJOR ACE Пионер грайма Люк Монеро, известный в рэп-среде как Major Ace, ушел из жизни 8 октября »»

Плейлист Федора Бирючева – Федор БИРЮЧЕВ Композитор-неоклассик Федор Бирючев собрал для Звуков плейлист из своей любимой музыки. »»

Свободу сказочным животным – FREE UNICORN REPUBLIC Юные чудаки собрали группу и объявили ее Свободной республикой единорогов. Мы поговорили с ними о… »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев постперестроечной эпохи. Для нового… »»

Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

10 альбомов октября – МУЗЫКА Другие Кортни и Курт, артист, ранее известный как Билли, и новый Бек - в октябрьском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: сентябрь – МУЗЫКА Tangerine Dream, Cut Copy, Four Tet, Mount Kimbie и другие электронные новинки сентября. »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Bicep, Chase & Status, Kettel, Антон Кубиков и другие электронные новинки августа. »»

Женский бокс: Кэти и Тейлор – МУЗЫКА Баттл двух блондинок - борьба вступила в открытую фазу! Вы за Кэти, или за Тейлор? »»

10 альбомов сентября – МУЗЫКА Foo Fighters, GY!BE, The National и, возможно, главный дебют года - в сентябрьском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: лучшие саундтреки лета – ФИЛЬМ "Малыш на драйве", Ник Кейв и Oneohtrix Point Never - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Хроника18/10

1926 – В Сан-Хосе, Калифорния, родился Чак Берри - один из "изобретателей" рок-н-ролла, скандалист и страшный бабник  »»

Александр ГАЛИЧ

Anita O'DAY

Boogie Woogie RED (1925)

Chuck BERRY (1926)

Леонид Борисович ПЕРЕВЕРЗЕВ (1930)

Cynthia WEIL (1937)

Keith KNUDSEN (1952)

Wynton MARSALIS (1961)

Светлана ЛОБОДА (1982)

Esperanza SPALDING (1984)

Свежая реплика

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта"KAUAN 17/10/2017 21:10 от Ilyas Ahmed присоединяюсь к Алексею — шикарный материал, плюс Антон классный человек и интересно изложил свои мысли. ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить