ФЕСТИВАЛЬ  Lollapalooza Berlin: последний уикенд лета

Берлинская Lollapalooza закрыла фестивальный сезон мощным сетом Radiohead.

Опытному посетителю музыкальных фестивалей берлинский филиал Лоллапалузы напомнит сразу несколько европейских мероприятий. Своей карнавальной атмосферой он очевидно похож на Sziget - сходство усиливает бескомпромиссная 30-градусная жара. Брендированные точки, разнообразнейшая кухня, радующее глаз оформление, а также близость к центру города роднит немецкий фестиваль с гигантом из Будапешта. С финским Flow Лоллу сближает максимальная компактность: в сравнении с тем же Sziget, она занимает в разы меньше места, при этом на ней 4 поочередно работающие сцены и целый городок для детей Kidzapalooza. По ценовому сегменту фест сопоставим с барселонской Primavera Sound, по обилию же пыли в воздухе, пожалуй, его можно было сравнить с "Нашествием". Такой вот винегрет, тем не менее, сложившийся в отличный фестиваль. Доступность, удачное время и место проведения, Radiohead как вишенка на торте - самое то, чтобы ударно завершить фестивальный сезон.

Ради Лоллы перекрыли часть движения по улице Пушкина, пересекающей Трептов-парк насквозь - именно вдоль неё протянулась фестивальная территория. Несмотря на позицию МИД России, опен-эйр был проведён в непосредственной близости от советского военного мемориала (доступ к которому, к слову, был перекрыт). Из четырех фестивальных сцен пара главных (Main Stage под цифрами 1 и 2) действовала строго поочередно, а вот Alternative Stage и Perry's Stage, находившиеся друг от друга на расстоянии полукилометра, играли без оглядки на остальные. И неудивительно: на первой сцене себя проявляли инди-герои, не попавшие в лайнап основных сцен, а на второй за танцы отвечали диджеи. Ввиду того, что фестиваль проводится в черте города, основная часть программы в оба дня заканчивалась до 23:00, и большая часть музыкантов играла, пока публика млела под палящими солнечными лучами.

Суббота

Завидный энтузиазм: всего час дня, а на фестивале уже прилично народу. Для них егозой скачет по сцене Линдси Стирлинг (Lindsey Stirling) со скрипкой на перевес, первая в ряду крупных имён на афише. Звезда YouTube, успешно конвертировавшая свои достижения в оффлайн, на этом празднике жизни с уклона в рок и дэнс выглядит немного странно - помпезные боевики с солирующей скрипкой будто бы ошиблись фестивалем, куда уместнее она бы звучала в компании более тяжелых групп. А вот одетые во все черное валлийцы Catfish & The Bottlemen сразу почувствовали себя в своей тарелке. Начав с дебютного сингла "Homesick", группа делает вполне прозрачный намек: "Вот они мы, будущие хедлайнеры фестивалей!". Пока музыканты концентрируются на номерах с дебютника "The Balcony", даром что гастролируют в поддержку уже второго диска "The Ride" (по сути, такого же, как и первый диск, но чуть хуже - так что всё логично). Они мало чем выделяются на фоне родственных гитарных инди-групп (стильностью и разбросом песен в диапазоне "неплохо-хорошо-очень хорошо" уже никого не удивишь), но запоминаются и оставляют приятнейшее впечатление.

Рядом с ними проигрывают даже Kaiser Chiefs, хотя зрителей на них набилось больше, чем на прошлых двух артистах вместе взятых. Судя по последнему синглу "Hole in My Soul", группа собирается сделать шаг в сторону более актуального поп-звука, но люди, само собой, пришли за "Ruby" и "Everyday I Love You Less And Less" - с последней квинтет и начал. Рики Уилсон, как обычно, носится по сцене с шилом в заднице, а вот со звуком у британцев дела обстоят не лучшим образом. Но свойственный им напор компенсирует мелкие недостатки, да и за дюжину лет крепкая часовая программа без слабых мест у группы набралась. Поэтому финальный блок из "I Predict A Riot" и "Oh My God" должен был стать убедительным комбо для сомневавшихся в боеспособности группы, которая не первый раз пытается повторить успех первых двух пластинок (не зря Уилсон неоднократно просил публику купить выходящий скоро новый альбом и билеты на сольный берлинский концерт Kaiser Chiefs). На Альтернативной сцене британцев сменил американский дуэт Odesza, устроивший расслабленные танцы под утихомирившимся солнцем. Балеарик-дэнс и тропикал-дроп - Клейтон Найт и Харрисон Миллс вместе к примкнувшей к ним живой секции (в частности, трубача и гитариста) звучат мягко и интеллигентно, но когда надо, добавят энергии.

Пора возвращаться на основную фестивальную площадку - стадионное техно играет местный электронный герой Пауль Калькбреннер (Paul Kalkbrenner). По нынешним выступлением других мастеров лэптопов и программы Ableton Live с кучей нулей в гонорарах, у Пауля довольно скудный визуальный ряд - всего-то дюжина небольших экранов, которые крутятся вокруг своей оси, да хороший свет. Но и сам Калькбреннер с его живой мимикой сойдёт за аттракцион - не видел среди его коллег по цеху столь искреннюю эмоциональность при работе за пультом. Порой в сете даже возникали неожиданные ремиксы, например, на Jefferson Airplane.

Завершили же первый день готовящие новый альбом Kings Of Leon - американцы воплощают собой отчеканенное золотыми буквами слово "стабильность". Несмотря на классический рок-инструментарий и довольно прямолинейное звучание, в их сете чувствуется масштаб, подкрепленный лютым профессионализмом. Как пели фигуранты следующего дня, "everything in it's right place", и тут не подкопаться, играет ли "Use Somebody", или новинка "Over", или какая-то подзабытая нефанатами вещь с первых пластинок группы. Без особых эмоций и напряжения квартет выдает лучший концерт дня - параллельно с ними на другом конце парка выступают New Order, и расписание позволяет застать окончание их сета (издалека звучит "True Faith", которую сменяет "Blue Monday"), но ни физических, ни моральных сил на это уже не остаётся.

Воскресенье

Не секрет, что для многих иностранцев (да и немцев тоже), вояж на берлинскую Lollapalooza был связан с концертом Radiohead, последним в Европе в 2016 году. Учитывая длившуюся весь год свистопляску с билетами на сольные выступления и солдауты на всех фестивалях, где Йорк и ко играли прошлым летом, для многих концерт в Берлине был единственным шансом посмотреть одну из самых популярных гитарных групп на планете. Так что желающие занять место поближе обнаружились с самого утра. Поддержали истерию, связанную с Radiohead, и открывавшие второй день норвежцы Aurora, чей гитарист вышел в фирменной майке оксфордцев. Сама же Аврора Акснес, юная улыбчивая блондинка, одухотворённо исполняла композиции с дебютника "All My Demons Greeting Me as a Friend", пыталась говорить на немецком, да и вообще была образцовой милашкой, будто бы немного ошалевшей от того, что играет перед столькими тысячами человек. Песни Aurora по-скандинавски мелодичны, напоминают разом о Кейт Буш, Бьорк, Zola Jesus и Austra. Отличный выбор для старта фестивального дня.

На той же сцене, пока по соседству безыскусно гремят австрийцы Bilderbuch, настраиваются ещё одни молодые поп-герои, Years & Years. Британское трио начинает прямо с хит-сингла "Take Shelter" - вокалист Олли Александер, на радость многочисленным фанаткам, машущим ЛГБТ-флажками, двигает бёдрами что твоя Бейонсе, а группа, усиленная ударником и бэк-вокалистками, неплохо передаёт студийное звучание живьём. По собственному признанию, Y&Y завершают растянувшийся на два года тур в поддержку дебютной пластинки, то бишь, зрители видят её в последний раз перед перерывом. Плейлист почти целиком состоит целиком из вещей с дебютника "Communion", где хит на хите и хитом погоняет. В качестве исключения впервые прозвучала совсем новая вещь "Meteorite" (вполне на уровне дебютника) и странный, но не лишённый обаяния мэшап из "Dark Horse" Кэти Пэрри и "Hotline Bling" Дрейка. Олли излучает радость и счастье, а во время размашистой точки, поставленной двумя главными радиохитами "Desire" и "King", пускается в безудержные танцы вместе с бэк-вокалистками. Что забавно, один из участников Y&Y тоже надел фирменный мерч Radiohead, но далее этот спонтанный флэш-моб поддержан не был.

Пожалуй, фактического разогрева уместнее и логичнее, чем Джеймс Блейк для Radiohead стоило бы ещё поискать - слушатели вторых наверняка хорошо знакомы с творчеством первого. Выглядящий будто бы не от мира сего Джеймс сделал ставку на недавно вышедшую новую пластинку "The Colour in Anything", разбавляя вещи с неё ожидаемой "Limit To Your Love" и парой ярких треков с диска "Overgrown". Надо сказать, что, несмотря на виртуозное владение голосом и отточенное исполнение, от наблюдения за Блейком ближе к середине минималистичного сета стало клонить в сон. Настолько, в общем, всё безукоризненно, что даже скучно - спас ситуацию длинный техно-номер "Voyeur". Проникновенные "Retrograde" и "The Wilhelm Scream" напоследок, и Блейк заканчивает, а зрителям остается ждать еще два часа. Конечно, кто-то пошёл сходить с ума под адскую дискотеку от Major Lazer, но большинство встали как вкопанные, ожидая главный сет дня - и всего фестиваля в целом.

Звучит гнетущий инструментал Марка Причарда "?", и сразу после него Radiohead заводит "Burn The Witch", которую без фирменных скрипок сходу узнать непросто. Традиционный для тура стартовый блок с "A Moon Shaped Pool" встречают скорее вежливо, зритель тут скорее в принципе в восторге от созерцания Самих. Но уже в начале случаются впечатляющие моменты, проникающие прямо в сердце - скорбная медитативность "Daydreaming" или абсолютное безумие "Ful Stop" - эта вещь вообще оказывается одним из пиков выступления.

А дальше всё идёт уже по принципу вольно выбранного "The Best Of": взрывается эмоциями "2+2=5", поддержанная хоровым пением. Восторг от "Reckoner", "No Surprises", а также совершенно выдающиеся в живом прочтении "Bloom" и "Lotus Flower" - есть ощущение, что подобные номера группа играет куда более мощно и кайфово, чем всенародные хиты (по тому же ведомству можно определить и древнюю "The Gloaming"). Разобравшись с ещё несколькими вещами с "A Monn Shaped Pool", Йорк и ко выдают совершенно убийственное комбо из "Everything in It's Right Place" и "Idioteque", а подытоживают основной сет бессмертной "Street Spirit (Fade Out)". Концерт длится уже больше часа, но есть ощущение, что пронеслось всё в один миг.

И конечно, на этом всё не заканчивается. Первый бис дёргает ностальгические струны - "Let Down" и нисколько не потерявшая за 20 лет в мощи "Paranoid Android", которые группа добивает лучшим номером с последнего диска "The Present Tense" и - как будто специально для фанатов "In Rainbows" - связкой из "Nude" и "Arpeggi / Weird Fishes". Ещё один выход - и стройный хор затягивает сначала ставшую традиционной для фестивальных сетов "Creep", а следом - "Karma Police", более убойного финала для этого концерта придумать было бы сложно. В шоу Radiohead малообъяснимым, фантастическим образом сочетается всё то, за что в принципе стоит любить концерты гитарных (да и любых иных) групп. Тут и крутая визуальная составляющая, и харизма, и профессионализм заоблачного уровня, и соседство народных хитов со впечатляющими экспериментами, и самоотдача, и что только ещё не. For a minute there I lost myself.

Полное, двухчасовое видео выступления Radiohead - по ссылке

Можно воспринимать Lollapalooza Berlin и как возможность продлить заканчивающееся лето, и как полноценный пункт фестивального сезона, и как концерты мегазвезд с длинным-предлинным разогревом (годом ранее Muse выступали в схожем с Radiohead статусе), но можно сказать точно одно: по инфраструктуре, атмосфере и лайнапу Lollapalooza Berlin более, чем достоин вашего внимания в следующем фестивальном сезоне. Подумайте об этом в следующие семь месяцев, непригодных для пикников на открытом воздухе.

18.09.2016, Сергей МУДРИК (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:

Новая серия Фантомаса – FANTOMAS Fantomas совершили концертный реюнион спустя 9 лет молчания. Видео »»

Юный гуманитарий – CHANCE THE RAPPER 16-летний рэпер Chance The Rapper - самый молодой артист, получивший Гуманитарную премию BET Awards »»

Все началось с мультиков – U2 Художник анимировал Боно, чтобы тот поведал о ранних годах жизни U2. »»

Я требую адвоката – BOB GELDOF Рок-музыкант и продюсер Боб Гелдоф стал доктором юридических наук »»

Модный приговор – DRAKE Дрейк написал хит для супермоделей. Видео. »»

Скажите "да" – K.M.F.D.M. KMFDM выпустили новый EP и готовят альбом »»

Бриллианты - лучшие друзья девушки – Katy PERRY Кэти Перри стала единственной исполнительницей в истории, чей сингл трижды достиг "алмазного"… »»

Мост через вечность – АКЦИЯ Звезды со всего мира записали сингл памяти жертв пожара в Лондоне. Видео. »»

Беги, Том, беги – RADIOHEAD Radiohead выложили видео на ранее не изданную песню - с погоней и паранойей. Видео. »»

Каннский лев – АУКЦЫОН Группа Аукцыон получила Бронзового льва в Каннах за концепт-альбом "На Солнце". »»

Glasto-2017. День 4. Финал. – GLASTONBURY Финальный день на Гласто: Goldfrapp, Эд Ширан, London Grammar - и все, что вы хотели узнать о… »»

Sonar 2017: лучшее – ФЕСТИВАЛЬ Carl Craig, Nicolas Jaar, Suzanne Ciani и еще 7 лучших концертов Sonar 2017. »»

Drugs don't work but Richard do – ФЕСТИВАЛЬ Ahmad Tea Music Festival-2017 сохранил хорошую летнюю традицию и завершился отличным сетом Ричарда… »»

Glasto-2017. День 3 – GLASTONBURY Субботний день и его именитые гости: Foo Fighters, Solange, Kaiser Chiefs, Alt-J и другие »»

Glasto-2017. День 2, открытие – GLASTONBURY Фестиваль Glastonbury можно считать официально открытым - начали свою работу основные сцены.… »»

Glasto-2017. День 1 – GLASTONBURY Фестиваль Гластонбери начинает свою работу! Продолжаем репортаж корреспондента Звуков. »»

45 – АКВАРИУМ Легендарной российской рок-группе Аквариум исполняется 45 лет. В честь этой даты коллектив… »»

Плейлист Евгения Федорова – TEQUILAJAZZZ Накануне большого летнего концерта в столице лидер Tequilajazzz Евгений Федоров составил плейлист… »»

Из подручных средств – PORCAPIZZA Уличный музыкант из Лондона всю неделю будет радовать москвичей блюзом на гитаре, сделанной из… »»

Гласто'2017: день Zero – GLASTONBURY Стартовал фестиваль Glastonbury. Наш корреспондент рапортует с фестивальной площадки... »»

55 – Виктор ЦОЙ 5 образов Виктора Цоя, которые любит и знает вся страна: к 55-летию со дня Рождения музыканта »»

RIP – MOBB DEEP Участник Mobb Deep Prodigy умер в возрасте 42 лет »»

Без страха и упрека – Paul MCCARTNEY Сэр Пол Маккартни отмечает 75-летний юбилей. Он удостоен почетной награды из рук королевы. »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

"Я решил возродить Ноль" – НОЛЬ Федор Чистяков возрождает "Ноль" и рассказывает об этом Звукам. »»

"Эд Ширан собирает стадионы с одной только гитарой. Это вдохновляет" – Natalie IMBRUGLIA Натали Имбрулья о "мужских" песнях, своей новой акустической программе и туре, который стартует в… »»

"Человек бежит в культуру, потому что если он остановится - его зарежут." – ШКЛОВСКИЙ Группа Шкловский представляет на Звуках свой второй альбом и рассказывает о третьем »»

Еду и пою – ИЗ ЖИЗНИ Tesla выпускает музыкальный стриминг-сервис »»

Путь домой: с планшетов на ПК – ТЕХНИКА 5 лучших музыкальных приложений, написанных для iOS и портированных на PC. Скачивайте и играйте! »»

Целлулоид: "Оставленные" – ФИЛЬМ Апокалипсис вчера, Крис Корнелл и Том Йорк - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и кино в… »»

10 альбомов июня – МУЗЫКА Секс, Лорд, пионер рок-н-ролла и его светлое будущее - в июньском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: май. – МУЗЫКА Новый альбом Bola, британский "гарейв", будущее японской электроники и другие новинки мая. »»

Те же, в профиль. – ПРАВО Расследование: как новое РАО пытается продемонстрировать изменения, не меняя сути. »»

Проверка пульса: апрель. – МУЗЫКА Clark, Arca, неожиданный поворот Boxcutter и еще пять электронных альбомов апреля. »»

10 альбомов мая – МУЗЫКА Две вечности спустя, один из Direction и новый скальп Годрича - в майском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: "Призрак в доспехах" – ФИЛЬМ Киберпанк со Скарлетт и другие саундтреки месяца - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

Последний из могикан – ИЗ ЖИЗНИ Музыкальный редактор Guardian завершает 16-летнюю карьеру и делится своими мыслями о состоянии… »»

19:00 – Театр Эрмитаж (Зал на Арбате) – Лариса Алексеевна РУБАЛЬСКАЯ Лариса Алексеевна РУБАЛЬСКАЯ »»

20:00 – Zoccolo 2.0 – BONDAGE FAIRIES BONDAGE FAIRIES »»

Хроника27/06

1987 – Открылся рок-фестиваль «Подмосковные вечера» в Черноголовке. Широкая московская публика впервые увидела «ДДТ», «Алису», «Наутилус Помпилиус», «Ноль», Александра Башлачева  »»

1987 – Уитни Хьюстон стала первой женщиной в истории США, занявшей верхнюю строчку в альбомном чарте со своей второй студийной пластинкой "Whitney"  »»

1994 – Aerosmith стали первой всемирно известной группой, выложившей в интернет целый трек для легального бесплатного скачивания. Ранее не изданная песня "Head First" стала доступна онлайн-пользователям на ограниченное время. До этого музыканты лишь представляли в сети 30-секундные отрывки  »»

Shad COLLINS

Tony KING (1957)

Axel Rudi PELL (1960)

APPARAT (1978)

АЛСУ (1983)

Свежая реплика

Музыкальный авант-туризмФЕСТИВАЛЬ 14/04/2017 06:08 от Bobbbog Хорошая новость про Made In China, но меня больше Xiu Xiu интересуют. ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить