РЕПОРТАЖ: Lollapalooza Berlin: последний уикенд лета

Берлинская Lollapalooza закрыла фестивальный сезон мощным сетом Radiohead.

Опытному посетителю музыкальных фестивалей берлинский филиал Лоллапалузы напомнит сразу несколько европейских мероприятий. Своей карнавальной атмосферой он очевидно похож на Sziget - сходство усиливает бескомпромиссная 30-градусная жара. Брендированные точки, разнообразнейшая кухня, радующее глаз оформление, а также близость к центру города роднит немецкий фестиваль с гигантом из Будапешта. С финским Flow Лоллу сближает максимальная компактность: в сравнении с тем же Sziget, она занимает в разы меньше места, при этом на ней 4 поочередно работающие сцены и целый городок для детей Kidzapalooza. По ценовому сегменту фест сопоставим с барселонской Primavera Sound, по обилию же пыли в воздухе, пожалуй, его можно было сравнить с "Нашествием". Такой вот винегрет, тем не менее, сложившийся в отличный фестиваль. Доступность, удачное время и место проведения, Radiohead как вишенка на торте - самое то, чтобы ударно завершить фестивальный сезон.

Ради Лоллы перекрыли часть движения по улице Пушкина, пересекающей Трептов-парк насквозь - именно вдоль неё протянулась фестивальная территория. Несмотря на позицию МИД России, опен-эйр был проведён в непосредственной близости от советского военного мемориала (доступ к которому, к слову, был перекрыт). Из четырех фестивальных сцен пара главных (Main Stage под цифрами 1 и 2) действовала строго поочередно, а вот Alternative Stage и Perry's Stage, находившиеся друг от друга на расстоянии полукилометра, играли без оглядки на остальные. И неудивительно: на первой сцене себя проявляли инди-герои, не попавшие в лайнап основных сцен, а на второй за танцы отвечали диджеи. Ввиду того, что фестиваль проводится в черте города, основная часть программы в оба дня заканчивалась до 23:00, и большая часть музыкантов играла, пока публика млела под палящими солнечными лучами.

Суббота

Завидный энтузиазм: всего час дня, а на фестивале уже прилично народу. Для них егозой скачет по сцене Линдси Стирлинг (Lindsey Stirling) со скрипкой на перевес, первая в ряду крупных имён на афише. Звезда YouTube, успешно конвертировавшая свои достижения в оффлайн, на этом празднике жизни с уклона в рок и дэнс выглядит немного странно - помпезные боевики с солирующей скрипкой будто бы ошиблись фестивалем, куда уместнее она бы звучала в компании более тяжелых групп. А вот одетые во все черное валлийцы Catfish & The Bottlemen сразу почувствовали себя в своей тарелке. Начав с дебютного сингла "Homesick", группа делает вполне прозрачный намек: "Вот они мы, будущие хедлайнеры фестивалей!". Пока музыканты концентрируются на номерах с дебютника "The Balcony", даром что гастролируют в поддержку уже второго диска "The Ride" (по сути, такого же, как и первый диск, но чуть хуже - так что всё логично). Они мало чем выделяются на фоне родственных гитарных инди-групп (стильностью и разбросом песен в диапазоне "неплохо-хорошо-очень хорошо" уже никого не удивишь), но запоминаются и оставляют приятнейшее впечатление.

Рядом с ними проигрывают даже Kaiser Chiefs, хотя зрителей на них набилось больше, чем на прошлых двух артистах вместе взятых. Судя по последнему синглу "Hole in My Soul", группа собирается сделать шаг в сторону более актуального поп-звука, но люди, само собой, пришли за "Ruby" и "Everyday I Love You Less And Less" - с последней квинтет и начал. Рики Уилсон, как обычно, носится по сцене с шилом в заднице, а вот со звуком у британцев дела обстоят не лучшим образом. Но свойственный им напор компенсирует мелкие недостатки, да и за дюжину лет крепкая часовая программа без слабых мест у группы набралась. Поэтому финальный блок из "I Predict A Riot" и "Oh My God" должен был стать убедительным комбо для сомневавшихся в боеспособности группы, которая не первый раз пытается повторить успех первых двух пластинок (не зря Уилсон неоднократно просил публику купить выходящий скоро новый альбом и билеты на сольный берлинский концерт Kaiser Chiefs). На Альтернативной сцене британцев сменил американский дуэт Odesza, устроивший расслабленные танцы под утихомирившимся солнцем. Балеарик-дэнс и тропикал-дроп - Клейтон Найт и Харрисон Миллс вместе к примкнувшей к ним живой секции (в частности, трубача и гитариста) звучат мягко и интеллигентно, но когда надо, добавят энергии.

Пора возвращаться на основную фестивальную площадку - стадионное техно играет местный электронный герой Пауль Калькбреннер (Paul Kalkbrenner). По нынешним выступлением других мастеров лэптопов и программы Ableton Live с кучей нулей в гонорарах, у Пауля довольно скудный визуальный ряд - всего-то дюжина небольших экранов, которые крутятся вокруг своей оси, да хороший свет. Но и сам Калькбреннер с его живой мимикой сойдёт за аттракцион - не видел среди его коллег по цеху столь искреннюю эмоциональность при работе за пультом. Порой в сете даже возникали неожиданные ремиксы, например, на Jefferson Airplane.

Завершили же первый день готовящие новый альбом Kings Of Leon - американцы воплощают собой отчеканенное золотыми буквами слово "стабильность". Несмотря на классический рок-инструментарий и довольно прямолинейное звучание, в их сете чувствуется масштаб, подкрепленный лютым профессионализмом. Как пели фигуранты следующего дня, "everything in it's right place", и тут не подкопаться, играет ли "Use Somebody", или новинка "Over", или какая-то подзабытая нефанатами вещь с первых пластинок группы. Без особых эмоций и напряжения квартет выдает лучший концерт дня - параллельно с ними на другом конце парка выступают New Order, и расписание позволяет застать окончание их сета (издалека звучит "True Faith", которую сменяет "Blue Monday"), но ни физических, ни моральных сил на это уже не остаётся.

Воскресенье

Не секрет, что для многих иностранцев (да и немцев тоже), вояж на берлинскую Lollapalooza был связан с концертом Radiohead, последним в Европе в 2016 году. Учитывая длившуюся весь год свистопляску с билетами на сольные выступления и солдауты на всех фестивалях, где Йорк и ко играли прошлым летом, для многих концерт в Берлине был единственным шансом посмотреть одну из самых популярных гитарных групп на планете. Так что желающие занять место поближе обнаружились с самого утра. Поддержали истерию, связанную с Radiohead, и открывавшие второй день норвежцы Aurora, чей гитарист вышел в фирменной майке оксфордцев. Сама же Аврора Акснес, юная улыбчивая блондинка, одухотворённо исполняла композиции с дебютника "All My Demons Greeting Me as a Friend", пыталась говорить на немецком, да и вообще была образцовой милашкой, будто бы немного ошалевшей от того, что играет перед столькими тысячами человек. Песни Aurora по-скандинавски мелодичны, напоминают разом о Кейт Буш, Бьорк, Zola Jesus и Austra. Отличный выбор для старта фестивального дня.

На той же сцене, пока по соседству безыскусно гремят австрийцы Bilderbuch, настраиваются ещё одни молодые поп-герои, Years & Years. Британское трио начинает прямо с хит-сингла "Take Shelter" - вокалист Олли Александер, на радость многочисленным фанаткам, машущим ЛГБТ-флажками, двигает бёдрами что твоя Бейонсе, а группа, усиленная ударником и бэк-вокалистками, неплохо передаёт студийное звучание живьём. По собственному признанию, Y&Y завершают растянувшийся на два года тур в поддержку дебютной пластинки, то бишь, зрители видят её в последний раз перед перерывом. Плейлист почти целиком состоит целиком из вещей с дебютника "Communion", где хит на хите и хитом погоняет. В качестве исключения впервые прозвучала совсем новая вещь "Meteorite" (вполне на уровне дебютника) и странный, но не лишённый обаяния мэшап из "Dark Horse" Кэти Пэрри и "Hotline Bling" Дрейка. Олли излучает радость и счастье, а во время размашистой точки, поставленной двумя главными радиохитами "Desire" и "King", пускается в безудержные танцы вместе с бэк-вокалистками. Что забавно, один из участников Y&Y тоже надел фирменный мерч Radiohead, но далее этот спонтанный флэш-моб поддержан не был.

Пожалуй, фактического разогрева уместнее и логичнее, чем Джеймс Блейк для Radiohead стоило бы ещё поискать - слушатели вторых наверняка хорошо знакомы с творчеством первого. Выглядящий будто бы не от мира сего Джеймс сделал ставку на недавно вышедшую новую пластинку "The Colour in Anything", разбавляя вещи с неё ожидаемой "Limit To Your Love" и парой ярких треков с диска "Overgrown". Надо сказать, что, несмотря на виртуозное владение голосом и отточенное исполнение, от наблюдения за Блейком ближе к середине минималистичного сета стало клонить в сон. Настолько, в общем, всё безукоризненно, что даже скучно - спас ситуацию длинный техно-номер "Voyeur". Проникновенные "Retrograde" и "The Wilhelm Scream" напоследок, и Блейк заканчивает, а зрителям остается ждать еще два часа. Конечно, кто-то пошёл сходить с ума под адскую дискотеку от Major Lazer, но большинство встали как вкопанные, ожидая главный сет дня - и всего фестиваля в целом.

Звучит гнетущий инструментал Марка Причарда "?", и сразу после него Radiohead заводит "Burn The Witch", которую без фирменных скрипок сходу узнать непросто. Традиционный для тура стартовый блок с "A Moon Shaped Pool" встречают скорее вежливо, зритель тут скорее в принципе в восторге от созерцания Самих. Но уже в начале случаются впечатляющие моменты, проникающие прямо в сердце - скорбная медитативность "Daydreaming" или абсолютное безумие "Ful Stop" - эта вещь вообще оказывается одним из пиков выступления.

А дальше всё идёт уже по принципу вольно выбранного "The Best Of": взрывается эмоциями "2+2=5", поддержанная хоровым пением. Восторг от "Reckoner", "No Surprises", а также совершенно выдающиеся в живом прочтении "Bloom" и "Lotus Flower" - есть ощущение, что подобные номера группа играет куда более мощно и кайфово, чем всенародные хиты (по тому же ведомству можно определить и древнюю "The Gloaming"). Разобравшись с ещё несколькими вещами с "A Monn Shaped Pool", Йорк и ко выдают совершенно убийственное комбо из "Everything in It's Right Place" и "Idioteque", а подытоживают основной сет бессмертной "Street Spirit (Fade Out)". Концерт длится уже больше часа, но есть ощущение, что пронеслось всё в один миг.

И конечно, на этом всё не заканчивается. Первый бис дёргает ностальгические струны - "Let Down" и нисколько не потерявшая за 20 лет в мощи "Paranoid Android", которые группа добивает лучшим номером с последнего диска "The Present Tense" и - как будто специально для фанатов "In Rainbows" - связкой из "Nude" и "Arpeggi / Weird Fishes". Ещё один выход - и стройный хор затягивает сначала ставшую традиционной для фестивальных сетов "Creep", а следом - "Karma Police", более убойного финала для этого концерта придумать было бы сложно. В шоу Radiohead малообъяснимым, фантастическим образом сочетается всё то, за что в принципе стоит любить концерты гитарных (да и любых иных) групп. Тут и крутая визуальная составляющая, и харизма, и профессионализм заоблачного уровня, и соседство народных хитов со впечатляющими экспериментами, и самоотдача, и что только ещё не. For a minute there I lost myself.

Полное, двухчасовое видео выступления Radiohead - по ссылке

Можно воспринимать Lollapalooza Berlin и как возможность продлить заканчивающееся лето, и как полноценный пункт фестивального сезона, и как концерты мегазвезд с длинным-предлинным разогревом (годом ранее Muse выступали в схожем с Radiohead статусе), но можно сказать точно одно: по инфраструктуре, атмосфере и лайнапу Lollapalooza Berlin более, чем достоин вашего внимания в следующем фестивальном сезоне. Подумайте об этом в следующие семь месяцев, непригодных для пикников на открытом воздухе.

18.09.2016, Сергей МУДРИК (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:

Водяное перемирие – Kanye WEST Канье Уэст и Джей Зи помирились и начинают работу над совместным альбомом и шоу »»

Ура сверхдоходам – GORILLAZ Gorillaz вернулись с политическим заявлением »»

Отдавай-ка родимую взад – Paul MCCARTNEY Сэр Пол Маккартни подал судебный иск против Sony/ATV Music Publishing, требуя вернуть ему права на… »»

Гррррэмми! – METALLICA Metallica выступит на церемонии вручения премии Grammy »»

Трамп и мертвого разбудит – AUDIOSLAVE Тяжелая панковская формация Audioslave воссоединится на один концерт ради "анти-инаугурации" нового… »»

Земля, прием – JAMIROQUAI Jamiroquai выпускает первый альбом за 7 лет и отправляется в турне »»

Кто дороже – ИЗ ЖИЗНИ Элтон Джон и Мэрайя Кэри спели на свадьбе 19-летней внучки российского олигарха »»

По ночам в тиши я пишу стиши – John LYDON Заслуженный панк и певец анархии Джонни Лайдон издаёт книгу стихов с картинками »»

Продлить прощание – НАГРАДА Дэвид Боуи и Леонард Коэн посмертно номинированы на британскую музыкальную премию BRIT Awards »»

Люби меня любой – ANOHNI Anohni получила номинацию на звание Лучшей певицы Британии спустя 11 лет после того, как она была… »»

Кульман для дизайнера – DESIIGNER Нью-йоркский хип-хоп музыкант Desiigner впервые выступит в Москве »»

По кличке "Счастливчик" – Вася ОБЛОМОВ Долгая и несчастливая жизнь Васи Обломова подходит к концу... или только начинается »»

Буря в пустыне – ФЕСТИВАЛЬ Фестиваль Coachella объявил состав участников: Radiohead, Beyoncé, Kendrick Lamar, Lorde, The xx,… »»

Планы на год – КОНЦЕРТ Главные концерты 2017 года - в обзоре Звуков. »»

Фантастические хедлайнеры и где они обитают – ФЕСТИВАЛЬ Самые интересные хедлайнеры фестивалей 2017 года в обзоре Звуков. »»

Счастливые люди неопределенного возраста – ФЕСТИВАЛЬ В Будве прошел фестиваль "Возраст счастья". Участников и слушателей он поразил своим звездным… »»

5 фестивалей без страха и ненависти. Часть 2. – ФЕСТИВАЛЬ Как посетить 14 концертов за 1 неделю на 5 разных фестивалях и не сойти с ума? - Читайте… »»

Lollapalooza Berlin: последний уикенд лета – ФЕСТИВАЛЬ Берлинская Lollapalooza закрыла фестивальный сезон мощным сетом Radiohead. »»

5 фестивалей без страха и ненависти. Часть 1. – ФЕСТИВАЛЬ Как мы побывали на 5 open air за неделю: гонзо-репортаж из самой благополучной страны на планете »»

Flow 2016: лучшее – ФЕСТИВАЛЬ Репортаж с финского фестиваля Flow: Iggy Pop, Stormzy, Laraaji, Liima, M83, Chvrches, Floating… »»

R.I.P. – William ONYEABOR В нигерийском городе Энугу в возрасте 70 лет скончался новатор электронного фанка Уильям Ониебор - »»

С Днём Рождения! – Patti SMITH Патти Смит исполнилось 70 лет. »»

Кто издает Звуки – ЗВУКИ РУ Дорогая Редакция портала Звуки.Ру завершает работу и делится историями своей жизни. »»

С Днём Рождения! – Patti SMITH Рок-легенде Патти Смит исполнилось 70 лет. »»

R.I.P. – George MICHAEL Британский музыкант Джордж Майкл умер на 54-м году жизни. »»

"Нам рассказывали, что нашу музыку использовали как саундтрек для родов" – SEEFEEL Seefeel - o легендарном фестивале "Бритроника", ярлыке IDM и отпуске длиной в 12 лет »»

"Люди нередко танцуют под нашу музыку, такое бывает" – THE NECKS Участники австралийского трио The Necks рассказали Звукам о своем новом альбоме  »»

Нобелевская речь Боба Дилана – Bob DYLAN "Не думаю, что у Шекспира было время спросить себя: "Занимаюсь ли я литературой?"  »»

"Япония - это место, где меня узнают на улице" – OVAL Oval - о концептуализме, новых технологиях и о том, почему его пластинки стали классикой. »»

"Нам совсем не обязательно быть стереотипной старперской группой" – THE BUZZCOCKS Стив Диггл из The Buzzcocks - о советах Курту Кобейну, эпохе краудфандинга и юбилее панк-рока. »»

Day Breaks – Norah JONES Новый альбом Норы Джонс "Day Breaks" зафиксировал неожиданный камбэк певицы к оркестровому джазу в… »»

I See You – THE XX Британцы The xx выпустили из студии альбом, на котором наконец догнали собственные каверы »»

Теперь я - Чебурашка – ИЗ ЖИЗНИ Откуда есть пошла русская музыка: от древних славян до Чебурашки на Первом канале »»

Проверка пульса: итоги года. – МУЗЫКА 20 лучших электронных альбомов года по версии Ника Завриева. »»

Сокрушительная победа – ПРАВО Новое руководство РАО официально приступило к работе. »»

Крах иллюзии – LADY GAGA Революция закончилась: как Леди Гага перестала быть актуальным поп-артистом. »»

Глазами других – Bob DYLAN Бобу Дилану дали Нобелевку по литературе. Звуки вспоминают самые крутые каверы на песни великого… »»

Профессия: волонтер – ФЕСТИВАЛЬ Волонтерство как пропуск на ваш любимый летний фестиваль. »»

Когда бит был большим – FATBOY SLIM Звуки отмечают юбилей дебютного альбома Fatboy Slim, вышедшего ровно 20 лет назад. »»

Вспомнить всё: русский рэп - начало – МУЗЫКА Час Пик из Куйбышева, ленинградцы Черное и Белое и многое другое в плейлисте об истории русского… »»

18:00 – Brooklyn – ФЕСТИВАЛЬ ФЕСТИВАЛЬ »»

Хроника22/01

1959 – В этот день в 1959 году Бадди Холли произвёл свои последние записи в собственной квартире при помощи магнитофона и акустической гитары. Их выпустят уже посмертно: меньше, чем через 2 недели пионер рок-н-ролла погибнет в авиакатастрофе  »»

Juan TIZOL

Teddy MCRAE

Irving "Mouse" RANDOLPH

Ed LEWIS

Pud BROWN

J.J. JOHNSON (1924)

Sid RAMIN (1924)

Sam COOKE (1931)

Eberhard WEBER (1940)

Michal URBANIAK (1943)

Свежая реплика

КостромаИВАН КУПАЛА 22/01/2017 14:33 от OksanaEsord dna moczanowa leczenie cytryna dna objawy podagra co jesc podagra przyczyny ответить

Metallica помирилась с Napster спустя 17 лет. Кто следующий?

Мадонна и Милонов - в гей-клубе

Тимати и Киркоров - на совместном концерте у Кадырова

Децл и Баста - в Газгольдере

Тэйлор Свифт и Канье Уэст - на церемонии "Грэмми"

Трамп и все остальные... хотя нет, не получится

отправить