ФЕСТИВАЛЬ  Lollapalooza Berlin: последний уикенд лета

Берлинская Lollapalooza закрыла фестивальный сезон мощным сетом Radiohead.

Опытному посетителю музыкальных фестивалей берлинский филиал Лоллапалузы напомнит сразу несколько европейских мероприятий. Своей карнавальной атмосферой он очевидно похож на Sziget - сходство усиливает бескомпромиссная 30-градусная жара. Брендированные точки, разнообразнейшая кухня, радующее глаз оформление, а также близость к центру города роднит немецкий фестиваль с гигантом из Будапешта. С финским Flow Лоллу сближает максимальная компактность: в сравнении с тем же Sziget, она занимает в разы меньше места, при этом на ней 4 поочередно работающие сцены и целый городок для детей Kidzapalooza. По ценовому сегменту фест сопоставим с барселонской Primavera Sound, по обилию же пыли в воздухе, пожалуй, его можно было сравнить с "Нашествием". Такой вот винегрет, тем не менее, сложившийся в отличный фестиваль. Доступность, удачное время и место проведения, Radiohead как вишенка на торте - самое то, чтобы ударно завершить фестивальный сезон.

Ради Лоллы перекрыли часть движения по улице Пушкина, пересекающей Трептов-парк насквозь - именно вдоль неё протянулась фестивальная территория. Несмотря на позицию МИД России, опен-эйр был проведён в непосредственной близости от советского военного мемориала (доступ к которому, к слову, был перекрыт). Из четырех фестивальных сцен пара главных (Main Stage под цифрами 1 и 2) действовала строго поочередно, а вот Alternative Stage и Perry's Stage, находившиеся друг от друга на расстоянии полукилометра, играли без оглядки на остальные. И неудивительно: на первой сцене себя проявляли инди-герои, не попавшие в лайнап основных сцен, а на второй за танцы отвечали диджеи. Ввиду того, что фестиваль проводится в черте города, основная часть программы в оба дня заканчивалась до 23:00, и большая часть музыкантов играла, пока публика млела под палящими солнечными лучами.

Суббота

Завидный энтузиазм: всего час дня, а на фестивале уже прилично народу. Для них егозой скачет по сцене Линдси Стирлинг (Lindsey Stirling) со скрипкой на перевес, первая в ряду крупных имён на афише. Звезда YouTube, успешно конвертировавшая свои достижения в оффлайн, на этом празднике жизни с уклона в рок и дэнс выглядит немного странно - помпезные боевики с солирующей скрипкой будто бы ошиблись фестивалем, куда уместнее она бы звучала в компании более тяжелых групп. А вот одетые во все черное валлийцы Catfish & The Bottlemen сразу почувствовали себя в своей тарелке. Начав с дебютного сингла "Homesick", группа делает вполне прозрачный намек: "Вот они мы, будущие хедлайнеры фестивалей!". Пока музыканты концентрируются на номерах с дебютника "The Balcony", даром что гастролируют в поддержку уже второго диска "The Ride" (по сути, такого же, как и первый диск, но чуть хуже - так что всё логично). Они мало чем выделяются на фоне родственных гитарных инди-групп (стильностью и разбросом песен в диапазоне "неплохо-хорошо-очень хорошо" уже никого не удивишь), но запоминаются и оставляют приятнейшее впечатление.

Рядом с ними проигрывают даже Kaiser Chiefs, хотя зрителей на них набилось больше, чем на прошлых двух артистах вместе взятых. Судя по последнему синглу "Hole in My Soul", группа собирается сделать шаг в сторону более актуального поп-звука, но люди, само собой, пришли за "Ruby" и "Everyday I Love You Less And Less" - с последней квинтет и начал. Рики Уилсон, как обычно, носится по сцене с шилом в заднице, а вот со звуком у британцев дела обстоят не лучшим образом. Но свойственный им напор компенсирует мелкие недостатки, да и за дюжину лет крепкая часовая программа без слабых мест у группы набралась. Поэтому финальный блок из "I Predict A Riot" и "Oh My God" должен был стать убедительным комбо для сомневавшихся в боеспособности группы, которая не первый раз пытается повторить успех первых двух пластинок (не зря Уилсон неоднократно просил публику купить выходящий скоро новый альбом и билеты на сольный берлинский концерт Kaiser Chiefs). На Альтернативной сцене британцев сменил американский дуэт Odesza, устроивший расслабленные танцы под утихомирившимся солнцем. Балеарик-дэнс и тропикал-дроп - Клейтон Найт и Харрисон Миллс вместе к примкнувшей к ним живой секции (в частности, трубача и гитариста) звучат мягко и интеллигентно, но когда надо, добавят энергии.

Пора возвращаться на основную фестивальную площадку - стадионное техно играет местный электронный герой Пауль Калькбреннер (Paul Kalkbrenner). По нынешним выступлением других мастеров лэптопов и программы Ableton Live с кучей нулей в гонорарах, у Пауля довольно скудный визуальный ряд - всего-то дюжина небольших экранов, которые крутятся вокруг своей оси, да хороший свет. Но и сам Калькбреннер с его живой мимикой сойдёт за аттракцион - не видел среди его коллег по цеху столь искреннюю эмоциональность при работе за пультом. Порой в сете даже возникали неожиданные ремиксы, например, на Jefferson Airplane.

Завершили же первый день готовящие новый альбом Kings Of Leon - американцы воплощают собой отчеканенное золотыми буквами слово "стабильность". Несмотря на классический рок-инструментарий и довольно прямолинейное звучание, в их сете чувствуется масштаб, подкрепленный лютым профессионализмом. Как пели фигуранты следующего дня, "everything in it's right place", и тут не подкопаться, играет ли "Use Somebody", или новинка "Over", или какая-то подзабытая нефанатами вещь с первых пластинок группы. Без особых эмоций и напряжения квартет выдает лучший концерт дня - параллельно с ними на другом конце парка выступают New Order, и расписание позволяет застать окончание их сета (издалека звучит "True Faith", которую сменяет "Blue Monday"), но ни физических, ни моральных сил на это уже не остаётся.

Воскресенье

Не секрет, что для многих иностранцев (да и немцев тоже), вояж на берлинскую Lollapalooza был связан с концертом Radiohead, последним в Европе в 2016 году. Учитывая длившуюся весь год свистопляску с билетами на сольные выступления и солдауты на всех фестивалях, где Йорк и ко играли прошлым летом, для многих концерт в Берлине был единственным шансом посмотреть одну из самых популярных гитарных групп на планете. Так что желающие занять место поближе обнаружились с самого утра. Поддержали истерию, связанную с Radiohead, и открывавшие второй день норвежцы Aurora, чей гитарист вышел в фирменной майке оксфордцев. Сама же Аврора Акснес, юная улыбчивая блондинка, одухотворённо исполняла композиции с дебютника "All My Demons Greeting Me as a Friend", пыталась говорить на немецком, да и вообще была образцовой милашкой, будто бы немного ошалевшей от того, что играет перед столькими тысячами человек. Песни Aurora по-скандинавски мелодичны, напоминают разом о Кейт Буш, Бьорк, Zola Jesus и Austra. Отличный выбор для старта фестивального дня.

На той же сцене, пока по соседству безыскусно гремят австрийцы Bilderbuch, настраиваются ещё одни молодые поп-герои, Years & Years. Британское трио начинает прямо с хит-сингла "Take Shelter" - вокалист Олли Александер, на радость многочисленным фанаткам, машущим ЛГБТ-флажками, двигает бёдрами что твоя Бейонсе, а группа, усиленная ударником и бэк-вокалистками, неплохо передаёт студийное звучание живьём. По собственному признанию, Y&Y завершают растянувшийся на два года тур в поддержку дебютной пластинки, то бишь, зрители видят её в последний раз перед перерывом. Плейлист почти целиком состоит целиком из вещей с дебютника "Communion", где хит на хите и хитом погоняет. В качестве исключения впервые прозвучала совсем новая вещь "Meteorite" (вполне на уровне дебютника) и странный, но не лишённый обаяния мэшап из "Dark Horse" Кэти Пэрри и "Hotline Bling" Дрейка. Олли излучает радость и счастье, а во время размашистой точки, поставленной двумя главными радиохитами "Desire" и "King", пускается в безудержные танцы вместе с бэк-вокалистками. Что забавно, один из участников Y&Y тоже надел фирменный мерч Radiohead, но далее этот спонтанный флэш-моб поддержан не был.

Пожалуй, фактического разогрева уместнее и логичнее, чем Джеймс Блейк для Radiohead стоило бы ещё поискать - слушатели вторых наверняка хорошо знакомы с творчеством первого. Выглядящий будто бы не от мира сего Джеймс сделал ставку на недавно вышедшую новую пластинку "The Colour in Anything", разбавляя вещи с неё ожидаемой "Limit To Your Love" и парой ярких треков с диска "Overgrown". Надо сказать, что, несмотря на виртуозное владение голосом и отточенное исполнение, от наблюдения за Блейком ближе к середине минималистичного сета стало клонить в сон. Настолько, в общем, всё безукоризненно, что даже скучно - спас ситуацию длинный техно-номер "Voyeur". Проникновенные "Retrograde" и "The Wilhelm Scream" напоследок, и Блейк заканчивает, а зрителям остается ждать еще два часа. Конечно, кто-то пошёл сходить с ума под адскую дискотеку от Major Lazer, но большинство встали как вкопанные, ожидая главный сет дня - и всего фестиваля в целом.

Звучит гнетущий инструментал Марка Причарда "?", и сразу после него Radiohead заводит "Burn The Witch", которую без фирменных скрипок сходу узнать непросто. Традиционный для тура стартовый блок с "A Moon Shaped Pool" встречают скорее вежливо, зритель тут скорее в принципе в восторге от созерцания Самих. Но уже в начале случаются впечатляющие моменты, проникающие прямо в сердце - скорбная медитативность "Daydreaming" или абсолютное безумие "Ful Stop" - эта вещь вообще оказывается одним из пиков выступления.

А дальше всё идёт уже по принципу вольно выбранного "The Best Of": взрывается эмоциями "2+2=5", поддержанная хоровым пением. Восторг от "Reckoner", "No Surprises", а также совершенно выдающиеся в живом прочтении "Bloom" и "Lotus Flower" - есть ощущение, что подобные номера группа играет куда более мощно и кайфово, чем всенародные хиты (по тому же ведомству можно определить и древнюю "The Gloaming"). Разобравшись с ещё несколькими вещами с "A Monn Shaped Pool", Йорк и ко выдают совершенно убийственное комбо из "Everything in It's Right Place" и "Idioteque", а подытоживают основной сет бессмертной "Street Spirit (Fade Out)". Концерт длится уже больше часа, но есть ощущение, что пронеслось всё в один миг.

И конечно, на этом всё не заканчивается. Первый бис дёргает ностальгические струны - "Let Down" и нисколько не потерявшая за 20 лет в мощи "Paranoid Android", которые группа добивает лучшим номером с последнего диска "The Present Tense" и - как будто специально для фанатов "In Rainbows" - связкой из "Nude" и "Arpeggi / Weird Fishes". Ещё один выход - и стройный хор затягивает сначала ставшую традиционной для фестивальных сетов "Creep", а следом - "Karma Police", более убойного финала для этого концерта придумать было бы сложно. В шоу Radiohead малообъяснимым, фантастическим образом сочетается всё то, за что в принципе стоит любить концерты гитарных (да и любых иных) групп. Тут и крутая визуальная составляющая, и харизма, и профессионализм заоблачного уровня, и соседство народных хитов со впечатляющими экспериментами, и самоотдача, и что только ещё не. For a minute there I lost myself.

Полное, двухчасовое видео выступления Radiohead - по ссылке

Можно воспринимать Lollapalooza Berlin и как возможность продлить заканчивающееся лето, и как полноценный пункт фестивального сезона, и как концерты мегазвезд с длинным-предлинным разогревом (годом ранее Muse выступали в схожем с Radiohead статусе), но можно сказать точно одно: по инфраструктуре, атмосфере и лайнапу Lollapalooza Berlin более, чем достоин вашего внимания в следующем фестивальном сезоне. Подумайте об этом в следующие семь месяцев, непригодных для пикников на открытом воздухе.

18.09.2016, Сергей МУДРИК (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации:
  • Анонс - Some сом , 26.04.2017
    В line up Ahmad Tea Music Festival, помимо Ричарда Эшкрофта, добавились молодые и бойкие Catfish And The Bottlemen »»
  • Фестиваль - 5 фактов о фестивале Roskilde-2017 , 13.04.2017
    Датский фестиваль Roskilde уже 46 лет остается крупнейшим в Европе. Только что объявили его полный лайн-ап: 175 артистов и групп на 9 сценах. Вот все, что вы должны знать о Роскилле »»
  • Анонс - 10 причин поехать на Sonar 2017 , 12.04.2017
    Soulwax, Cerrone, Suzanne Ciani и еще несколько веских доводов в пользу Sonar 2017 »»
Звуки.ру - новости партнёров:

Настоящее зверство – QUEENS OF THE STONE AGE Новый альбом Queens of the Stone Age записан и смикширован. »»

Госпожа режиссер – GOLDFRAPP Элисон Голдфрапп взяла режиссуру клипов группы в свои руки. И выпустила клип с танцорами, ястребами… »»

Back to USSR – МАШИНА ВРЕМЕНИ Андрей Макаревич рассказал о "силовом" срыве концерта "Машины времени" в нижнем Новгороде »»

Мой сладкий пирожок – Katy PERRY Кэти Перри завалили пирогами в Твиттере »»

Природное явление – Tori AMOS Тори Эймос готовит к выходу новый альбом, в котором изучает исцеляющие силы природы. »»

Сорвало башню – Федор ЧИСТЯКОВ Новая песня Федора Чистякова памяти безвременно ушедших музыкантов. »»

Звучит тревожная музыка – SIGUR ROS Йонси записал саундтрек для голливудского фильма с Томом Хэнксом и Эммой Уотсон »»

"Мой отец был грузчиком роялей" – Bill MURRAY Актер Бил Мюррей неожиданно дебютирует в роли сонграйтера и крунера »»

Как слышно, приём – RADIOHEAD Джонни Гринвуд превратил ругательства Тома Йорка в луп и запустил на концерте. »»

Отмечай в кругу семьи – PRINCE В годовщину смерти фанк-легенды Prince разгорается судебный скандал за право издать его редкие… »»

Some сом – ФЕСТИВАЛЬ В line up Ahmad Tea Music Festival, помимо Ричарда Эшкрофта, добавились молодые и бойкие Catfish… »»

Поля Авалона – GLASTONBURY Line-up площадки Avalon фестиваля Glastonbury настоятельно требует внимания »»

Черные мистерии – MAYHEM Норвежская блэк-металл-группа Mayhem приедет в Россию с культовым альбомом »»

Forever young – SZIGET Звуки вспоминают предыдущие поездки в Будапешт накануне юбилейного, 25-го по счёту Sziget. Чтобы… »»

Forever young – SZIGET Звуки вспоминают предыдущие поездки в Будапешт накануне юбилейного, 25-го по счёту Sziget. Чтобы… »»

Нечартова дюжина-2017 – SZIGET Звуки выбирают самые любопытные сеты Sziget-2017: 6 громких имён и 6 редких, но не менее ценных. »»

Мыши в пляс – DEADMAU5 Канадский DJ, продюсер и электронный музыкант Deadmau5 сыграет в Москве »»

Space-Шипп – Matthew SHIPP Культурный центр "Дом" празднует день рождения концертом Мэтью Шиппа и Иво Перельмана. »»

Вокальная параолимпиада – ЕВРОВИДЕНИЕ Организаторы Евровидения сделали исключение для больного португальского певца »»

Еврофлуд уходит в сеть – ЕВРОВИДЕНИЕ Первый канал отказался от трансляции конкурса Евровидение . За кого будем болеть? »»

Игги - 70! – Iggy POP Крестный отец панк-рока Игги Поп отмечает 70-летний юбилей »»

"Эд Ширан собирает стадионы с одной только гитарой. Это вдохновляет" – Natalie IMBRUGLIA Натали Имбрулья о "мужских" песнях, своей новой акустической программе и туре, который стартует в… »»

R.I.P. – Allan HOLDSWORTH Скончался гитарист Алан Холдсуорт - один из пионеров фьюжн. »»

"Человек бежит в культуру, потому что если он остановится - его зарежут." – ШКЛОВСКИЙ Группа Шкловский представляет на Звуках свой второй альбом и рассказывает о третьем »»

"Можно быть успешным в музыке, абсолютно не продав и не предав себя" – Юрий НАУМОВ Гитарист Юрий Наумов - о юбилейном концерте, истоках психоделики и о том, как оставаться… »»

35 лет "Метле" – METALLICA Самые невероятные факты о самой тяжелой поп-группе планеты. Отметим юбилей Metallica вместе! »»

"Я с гордостью рад заявить планете, что избавился от перфекционизма" – TEQUILAJAZZZ Евгений Фёдоров - об акустической программе Tequilajazzz, о вагонах укулеле и о том, как… »»

Буддист-классик – Philip GLASS В паноптикуме конца ХХ в. под биркой "выдающийся академический композитор" значится уже не… »»

"Вы хорошие люди, но рулит вами идиот" – BEHEMOTH Лидер Behemoth, самая противоречивая фигура дэт-метала, Адам Нергал Дарский - о своем видении… »»

Кто издает Звуки – ЗВУКИ РУ Дорогая Редакция портала Звуки.Ру завершает работу и делится историями своей жизни. »»

Шпиономания: по пути отказа – ЕВРОВИДЕНИЕ Что стоит за новым музыкальным шоу Первого канала и почему Россия отказывается от участия в… »»

Целлулоид: "Призрак в доспехах" – ФИЛЬМ Киберпанк со Скарлетт и другие саундтреки месяца - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

Последний из могикан – ИЗ ЖИЗНИ Музыкальный редактор Guardian завершает 16-летнюю карьеру и делится своими мыслями о состоянии… »»

Проверка пульса: март. – МУЗЫКА Электроника марта: возвращение Soulwax, энергичный электропоп Goldfrapp и еще 6 свежих пластинок. »»

10 альбомов апреля – МУЗЫКА Самые важные и многообещающие релизы ближайших недель - в апрельском обзоре Звуков »»

Демпинг на аппаратном уровне – ТЕХНИКА Основатель фирмы Behringer Ули Берингер объявил, что собирается выпускать "клоны" Minimoog Model D… »»

Духовной жаждою томим – DEPECHE MODE Новый альбом Depeche Mode оставил противоречивые ощущения, но кое-чем всё же порадовал. »»

Целлулоид. Большие ожидания-2017 – ФИЛЬМ Тупак, Grateful Dead и опять Гослинг: 8 новых фильмов о музыке и музыкантах. »»

Проверка пульса: февраль. – МУЗЫКА Электроника февраля: сюрприз от лейбла Kompakt, французское пост-диско и сногсшибательный дебют. »»

Проверка пульса: январь – МУЗЫКА Электронные новинки января: Брайан Ино, Nikakoi, Kid Koala и много электропопа. »»

20:00 – B.B.King – Гия ДЗАГНИДЗЕ Гия ДЗАГНИДЗЕ »»

20:00 – Yotaspace (экс-Главклуб) – Валерий СЮТКИН Валерий СЮТКИН »»

20:00 – Hidden Bar – Blues Gravity Blues Gravity »»

20:00 – 16 ТОНН – НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ »»

20:00 – Крокус Сити Холл – АРИЯ АРИЯ »»

Хроника27/04
Свежая реплика

Музыкальный авант-туризмФЕСТИВАЛЬ 14/04/2017 06:08 от Bobbbog Хорошая новость про Made In China, но меня больше Xiu Xiu интересуют. ответить

Вы - жюри Первого канала. Ваша задача - отправить нашего участника на Евровидение в Украину. Кого выберете?

Юлию Самойлову. Нас все равно в Украине ничего хорошего не ждет

Дмитрия Билана. С ним мы всегда выигрываем

Робби Уильямса. Он будет Party Like a Russian

Юрия Лозу. Он сам напросился

Никого не посылать, задраить люк и отрубить телевизор

отправить