КИНО  А. Троицкий: "каждая песня 'Кино' - это законченный гимн"

Прошло уже без малого 12 лет с того момента, как авария унесла жизнь культового героя российской рок-сцены - Виктора Цоя. С Артемом Троицким - человеком, сыгравшим немалую роль в пропаганде российской рок-музыки, и чье мнение по этому вопросу всегда интересно выслушать, мы говорим о том, что же это был за феномен - группа Кино и Виктор Цой...

Прошло уже без малого 12 лет с того момента, как авария, случившаяся ранним утром 15 августа 90-го года на Рижском шоссе, унесла жизнь самого, пожалуй, культового героя российской рок-сцены - Виктора Цоя. Помню, что сообщение об этой трагедии я услышала, находясь в гостях у институтских однокашников весьма далеко от Москвы и тогдашнего еще Ленинграда - в городе Чирчике, что в 40 км от Ташкента. Тогда даже не сразу поверилось в услышанное, поскольку прозвучало это сообщение в программе "Время", официальнее которой была тогда, пожалуй, только передача "Ленинский университет миллионов". Трудно было даже вообразить, что про гибель лидера группы Кино будут говорить так же, как и про кончину какого-нибудь государственного деятеля. А спустя два года в Лужниках состоялся большой концерт памяти Виктора, в котором приняли участие многие его друзья и коллеги: Алиса, ДДТ, Бригада С, Наутилус, ЧайФ и другие. Огромная Большая спортивная арена была забита тысячами поклонников группы 'Кино'. Тогда Цою исполнилось всего лишь 30...
С того момента минуло целых 10 лет - срок, за который многие исполнители бывают преданы полному забвению. Однако, слава богу, этого нельзя сказать о 'Кино' и о самом Викторе. В день его сорокалетия, 21 июня, в Питерском СКК вновь собрались те, кому имя Цоя по-прежнему дорого. Правда, зрителей собралось несколько поменьше, чем на памятном московском концерте, но, возможно, это лишь по причине предстоящего через день фестиваля 'Окна открой', практически с теми же приглашенными гостями. На самом деле, афиша радовала "звездными" именами: те же 'Алиса' и 'ДДТ', тот же Гарик, но уже с Неприкасаемыми, а также АукцЫон, Ва-Банкъ, Телевизор, Чиж и Ко, Разные люди, Текиладжаззз, Агата Кристи, Король и Шут, не заявленный заранее, но спешно внесенный в список выступающих. Для "полного счастья" не хватало разве что Борис Борисыча, куда-то опять уехавшего, да Бутусова, выступление которого не планировалось, поскольку в его новом проекте Ю-Питер, как известно, участвует Георгий (он же Юрий) Каспарян, бывший "киношный" гитарист, находящийся сейчас, как и все остальные музыканты группы, в конфликте с Марьяной Цой, организовавшей нынешний "День рождения Виктора Цоя".
Тем не менее, открылся концерт выступлением коллектива под названием Рыбин-бэнд, названный по имени его лидера Алексея Рыбина, участника самого первого "киношного" состава. Впрочем, некоторые уже стали подзабывать об этом, поскольку несколько человек с удивлением пытались выяснить: неужели группа Дюна сменила свой имидж и репертуар?
Понятно, что из-за большого числа участников концерта время их выступления было ограничено, что, конечно, несколько ломало кайф от происходящего. Тем не менее, все отработали на "полную катушку". Меня, к примеру, порадовал Миша Борзыкин, вышедший на сцену в той же красно-белой полосатой курточке, что и во времена "папы-фашиста", и напомнивший о "звездном часе" 'Телевизора'.

Конечно, глупо было бы думать, что эта акция превратится в некое подобие "Кинопроб" - к счастью, никого не принуждали обязательно исполнять цоевские произведения, поэтому многие ограничились собственным репертуаром, что иногда значительно приятнее слушать, чем неудачные "перепевки". Каверы же, которые, на мой взгляд, удались и даже, возможно, прозвучали лучше оригинала (да простят меня киноманы) - это 'Ты был когда-то битником', с мощным шевчуковким вокалом и сильным инструменталом 'ДДТ', и 'Мама, мы все тяжело больны' в исполнении экстремального 'Ва-Банка', которую даже не сразу можно было узнать. К тому же, песня несколько двусмысленно воспринималась при взгляде на новую прическу Скляра, сделаную под впечатлением от внешнего вида некоторых участников футбольного чемпионата.

Возможно, имена некоторых приглашенных музыкантов и вызвали некоторые сомнения в плане их отношения к группе 'Кино', но развеять их помог ведущий действа - известный музыкальный критик Артемий Троицкий. Так, к примеру, по поводу Агаты Кристи было сказано, что в песнях братьев Самойловых, которые не то, что никогда не выступали вместе с Цоем, но даже и не были с ним знакомы, продолжается тема, поднятая когда-то в песне 'Транквилизатор', и т.д. в том же духе. Именно с Артемом, как с человеком, сыгравшим немалую роль в пропаганде российской рок-музыки, и чье мнение по этому вопросу всегда интересно выслушать, я и решила поговорить о том, что же это был за феномен - группа 'Кино' и Виктор Цой.

Звуки.Ru: - Удивительно, не правда ли, но 'Кино' любили все - и девочки, слушавшие Ласковый май, и панки, и "металлисты". Другой такой всенародной любви, пожалуй, не смогла повторить ни одна российская рок-группа, это можно как-то объяснить?

Артем Троицкий: - Группа 'Кино' - это группа феноменальная, и то, что за время, прошедшее после смерти Цоя, она не стала менее популярной - это удивительная вещь. Если проводить какие-то аналогии с западными, то можно вспомнить Doors, Beatles - группы, которые никак не стареют со временем. У всех этих групп были какие-то универсальные достоинства, которые с годами не то что не тускнеют, в становятся еще более отчетливыми. Скажем, если говорить о Beatles - то это фантастические мелодии, хотя, естественно, их лирика сейчас звучит очень наивно. Но их мелодии, их музыка, - вечны и классичны. Если говорить о Doors - то это как раз лирика Джима Моррисона, его удивительный голос, его феерическая, харизматическая фигура. Что же касается Цоя, то он объединил в каком-то смысле и то, и другое достоинства, о которых я только что говорил.
С одной стороны, Цой - несомненный харизматик, то есть очень специальный человек, необычный, экзотический, очень цельный и сильный. Человек, на котором большими буквами было написано "ГЕРОЙ" - как на детских бескозырках. Вот Цой был именно такой "герой"! Надо сказать, что, помимо него, у нас таких "патентованных" героических фигур в рок-н-ролле нет и не было. Все остальные - они могли быть "тоньше" Цоя, могли быть музыкальнее, могли писать более замысловатые и более вдумчивые стихи и прочая-прочая. Но вот такого 100-процентного мифологического харизматика не было! Это одно.
Второе - это то, что песни 'Кино', на самом деле, очень "специальные". Я как-то общался с одним очень известным американским рок-критиком Робертом Крисби, которому сначала Джоанна Стингрей, а потом и я завезли большое количество всяких альбомов русского рока - это было где-то в конце 80-х годов. И надо сказать, что из всего этого он обратил внимание только на две группы - Центр и 'Кино', - причем, в первую очередь, на 'Кино'. При этом, он, естественно, не понимал ни одного слова, но отметил, что это очень мощно и очень своеобразно.
Я могу лишь добавить, что практически каждая песня 'Кино' - это законченный гимн. Это песни, которые очень мощно построены мелодически и гармонически и идеально "выстреливают". Это песни, которые хочется петь хором, слова которых хочется повторять. В этом, несомненно, заслуга лирики Цоя. Естественно, она проще, чем у Гребенщикова, Шевчука, я уж не говорю о сегодняшних "сюрных" группах, "образно-аллегорических", "метафорических" и т. д. У него все очень просто, но, что называется, "по делу". Его слова очень легко запоминаются, потому что они всегда логичны, и за ними всегда стоит очень четкий образ или очень четкое действие. Я думаю, что Цой никогда не задумывался об этом, когда писал свои песни, - просто он был от бога, от природы одаренным человеком - он писал это все интуитивно, а получалось замечательно.
Песни Цоя очень безыскусны, в отличие от песен Гребенщикова и других людей, с которыми его ставят в один ряд. Поэтому всегда говорят о том, что 'Кино' - это очень искренняя группа. Меня уже спросило сегодня местное телевидение, почему у нас не было другой такой искренней группы, как 'Кино'. Я сказал, что у нас, в общем-то, таких групп полно, и они все искренни, но, естественно, каждый по-своему. Вот искренность Цоя - она, во многом, в этой самой простоте и безыскусности, что как раз и понимается как высшая искренность.

Звуки.Ru: - Страшно звучит, но, может быть, та трагическая авария, унесшая жизнь Виктора, случилась вовремя и позволила ему уйти и остаться в памяти людей тем самым рок-героем, а не скатиться впоследствии в "попсу", не заняться шоу-бизнесом, как это случилось с некоторыми?

Артем Троицкий: - Мне трудно об этом сказать. Это такая популярная тема: вовремя ли умер Высоцкий, а что бы Высоцкий делал теперь? Аналогичные вопросы и о Саше Башлачеве, о Майке... Я не думаю, что Цой "скурвился" бы и стал бы писать плохие песни, или стал бы "попсовиком" или "скучным пенсионером". Или, например, стал бы кем-то типа Кости Никольского и пел бы 20 лет одни и те же песни. Думаю, что он продолжал бы писать хорошие песни, имел бы успех, и все бы у него было в порядке. В этом смысле, его можно сравнить с теми же Кинчевым или Гребенщиковым. Другое дело, что и тот, и другой - они пережили свою эпоху, а Цой не пережил. И в этом, с одной стороны, его трагедия, а с другой - счастье.

Звуки.Ru: - А кого из участников сегодняшнего концерта можно было бы назвать продолжателем традиций группы 'Кино'? Не по их музыке или текстам, конечно, а, в первую очередь, по духу, по энергетике выступления, по силе воздействия на публику?

Артем Троицкий: - По духу?.. (задумывается) Как ни странно, думаю, что это Король и Шут. На самом деле, это абсолютно не "моя" группа, потому что я просто уже давно 'выпал' из той возрастной категории, когда балдеют от таких групп, как 'Король и Шут'. Но у Горшка (Михаила Горшенева - прим.) и у группы есть та степень энергетики, та степень такой наглой всепродавливающей мощи, которая была у 'Кино', и поэтому их так воспринимают и поэтому я бы назвал их "энергетическими" продолжателями "цоевского" дела, хотя говорить о содержательной стороне вопроса тут смысла не имеет вообще.
И связано это с тем, что сейчас уже совершенно другое время - сейчас не нужны такие песни, какие пел Витя Цой, это были песни к тому настроению, к тому времени и т. д. Я не уверен, что сейчас нужны такие песни, которые поет 'Король и Шут', но, по крайней мере, это честная группа - в том смысле, что она взяла от себя всю энергетическую оболочку рок-н-ролла и при этом низвела до уровня чистой хохмы его содержательную сторону. И я считаю, что это "по честному", это вполне соответствует тому месту, которое занимает рок-музыка, в частности, русский рок, в нашей сегодняшней жизни. Это уже давно перестало быть серьезным!

Свое подтверждение эти слова получили буквально через некоторое время, когда Горшок выскочил на сцену вместе с Разными людьми, и вместе с Чернецким заорал "Нажраться водки и трахнуть бабу!" Складывалось впечатление, что эта песня давно уже входит в репертуар "КиШей", настолько органично она сочеталась с внешним обликом нового молодежного кумира. А в силе "всепродавливающей мощи" можно было убедиться, услышав команды по рации на усиление охраны перед выступлением 'Короля и Шута'. Впрочем, это была лишь предосторожность, поскольку атмосфера была очень дружелюбная, как в зале, так и за кулисами. Музыканты, многие из которых не виделись по году и больше, искренне радовались при встрече, обнимались, расспрашивали друг друга о работе и жизни - казалось, что в этот день вернулось то самое время "рок-н-ролльного" братства, о котором с такой ностальгией вспоминали герои моих интервью о 10-летии акции "Все это рок-н-ролл". Жаль, но, видимо, придется признать-таки, что те времена безвозвратно ушли, и все чаще стали собираться вместе на похоронах и отмечать юбилеи тех, кого уже никогда не вернуть:

30.03.2009, А-лена (ЗВУКИ РУ)

КИНО - свежие публикации:

КИНО

Кино - легендарные ленинградские рокеры "новой волны"

Подробности из жизни:

Состав

Виктор Цой - вокал
Юрий Каспарян - Гитара
Игорь Тихомиров - бас-гитара
Георгий Гурьянов - ударные

Власть при Брежневе рокеров и околорокеров вроде как не одобряла, но в 1981 году решила создать Ленинградский рок-клуб, чтобы все опасные элементы были в одном месте и на виду. Вскоре у влиятельных представителей ЛРК получают одобрение будущие легенды русского рока - "Кино".

Днем Рождения коллектива принято считать 1982 год. Устав от крымского безделья Виктор Цой и его друзья создают группу "Гарин и Гиперболоиды", которую вскоре переименовывают в "Кино". Под чутким руководством Бориса Гребенщикова и при участии всех музыкантов "Аквариума", летом того же года ансамбль Цоя записывает свой первый альбом. Называют его "45" - по общей продолжительности 13 песен в минутах. Запись медленно но верно распространяется по СССР. Совковые слушатели ставят "Кино" свой приговор - жизненно. Группе быть. Квартирники и гастроли сыпятся как из мешка. Кадровые перестановки не проходят…

Далее... →