Прошло уже без малого 12 лет с того момента, как авария, случившаяся ранним утром 15 августа 90-го года на Рижском шоссе, унесла жизнь самого, пожалуй, культового героя российской рок-сцены - Виктора Цоя. Помню, что сообщение об этой трагедии я услышала, находясь в гостях у институтских однокашников весьма далеко от Москвы и тогдашнего еще Ленинграда - в городе Чирчике, что в 40 км от Ташкента. Тогда даже не сразу поверилось в услышанное, поскольку прозвучало это сообщение в программе "Время", официальнее которой была тогда, пожалуй, только передача "Ленинский университет миллионов". Трудно было даже вообразить, что про гибель лидера группы Кино будут говорить так же, как и про кончину какого-нибудь государственного деятеля. А спустя два года в Лужниках состоялся большой концерт памяти Виктора, в котором приняли участие многие его друзья и коллеги: Алиса, ДДТ, Бригада С, Наутилус, ЧайФ и другие. Огромная Большая спортивная арена была забита тысячами поклонников группы 'Кино'. Тогда Цою исполнилось всего лишь 30...
С того момента минуло целых 10 лет - срок, за который многие исполнители бывают преданы полному забвению. Однако, слава богу, этого нельзя сказать о 'Кино' и о самом Викторе. В день его сорокалетия, 21 июня, в Питерском СКК вновь собрались те, кому имя Цоя по-прежнему дорого. Правда, зрителей собралось несколько поменьше, чем на памятном московском концерте, но, возможно, это лишь по причине предстоящего через день фестиваля 'Окна открой', практически с теми же приглашенными гостями. На самом деле, афиша радовала "звездными" именами: те же 'Алиса' и 'ДДТ', тот же Гарик, но уже с Неприкасаемыми, а также АукцЫон, Ва-Банкъ, Телевизор, Чиж и Ко, Разные люди, Текиладжаззз, Агата Кристи, Король и Шут, не заявленный заранее, но спешно внесенный в список выступающих. Для "полного счастья" не хватало разве что Борис Борисыча, куда-то опять уехавшего, да Бутусова, выступление которого не планировалось, поскольку в его новом проекте Ю-Питер, как известно, участвует Георгий (он же Юрий) Каспарян, бывший "киношный" гитарист, находящийся сейчас, как и все остальные музыканты группы, в конфликте с Марьяной Цой, организовавшей нынешний "День рождения Виктора Цоя".
Тем не менее, открылся концерт выступлением коллектива под названием Рыбин-бэнд, названный по имени его лидера Алексея Рыбина, участника самого первого "киношного" состава. Впрочем, некоторые уже стали подзабывать об этом, поскольку несколько человек с удивлением пытались выяснить: неужели группа Дюна сменила свой имидж и репертуар?
Понятно, что из-за большого числа участников концерта время их выступления было ограничено, что, конечно, несколько ломало кайф от происходящего. Тем не менее, все отработали на "полную катушку". Меня, к примеру, порадовал Миша Борзыкин, вышедший на сцену в той же красно-белой полосатой курточке, что и во времена "папы-фашиста", и напомнивший о "звездном часе" 'Телевизора'.

Конечно, глупо было бы думать, что эта акция превратится в некое подобие "Кинопроб" - к счастью, никого не принуждали обязательно исполнять цоевские произведения, поэтому многие ограничились собственным репертуаром, что иногда значительно приятнее слушать, чем неудачные "перепевки". Каверы же, которые, на мой взгляд, удались и даже, возможно, прозвучали лучше оригинала (да простят меня киноманы) - это 'Ты был когда-то битником', с мощным шевчуковким вокалом и сильным инструменталом 'ДДТ', и 'Мама, мы все тяжело больны' в исполнении экстремального 'Ва-Банка', которую даже не сразу можно было узнать. К тому же, песня несколько двусмысленно воспринималась при взгляде на новую прическу Скляра, сделаную под впечатлением от внешнего вида некоторых участников футбольного чемпионата.

Возможно, имена некоторых приглашенных музыкантов и вызвали некоторые сомнения в плане их отношения к группе 'Кино', но развеять их помог ведущий действа - известный музыкальный критик Артемий Троицкий. Так, к примеру, по поводу Агаты Кристи было сказано, что в песнях братьев Самойловых, которые не то, что никогда не выступали вместе с Цоем, но даже и не были с ним знакомы, продолжается тема, поднятая когда-то в песне 'Транквилизатор', и т.д. в том же духе. Именно с Артемом, как с человеком, сыгравшим немалую роль в пропаганде российской рок-музыки, и чье мнение по этому вопросу всегда интересно выслушать, я и решила поговорить о том, что же это был за феномен - группа 'Кино' и Виктор Цой.

Звуки.Ru: - Удивительно, не правда ли, но 'Кино' любили все - и девочки, слушавшие Ласковый май, и панки, и "металлисты". Другой такой всенародной любви, пожалуй, не смогла повторить ни одна российская рок-группа, это можно как-то объяснить?

Артем Троицкий: - Группа 'Кино' - это группа феноменальная, и то, что за время, прошедшее после смерти Цоя, она не стала менее популярной - это удивительная вещь. Если проводить какие-то аналогии с западными, то можно вспомнить Doors, Beatles - группы, которые никак не стареют со временем. У всех этих групп были какие-то универсальные достоинства, которые с годами не то что не тускнеют, в становятся еще более отчетливыми. Скажем, если говорить о Beatles - то это фантастические мелодии, хотя, естественно, их лирика сейчас звучит очень наивно. Но их мелодии, их музыка, - вечны и классичны. Если говорить о Doors - то это как раз лирика Джима Моррисона, его удивительный голос, его феерическая, харизматическая фигура. Что же касается Цоя, то он объединил в каком-то смысле и то, и другое достоинства, о которых я только что говорил.
С одной стороны, Цой - несомненный харизматик, то есть очень специальный человек, необычный, экзотический, очень цельный и сильный. Человек, на котором большими буквами было написано "ГЕРОЙ" - как на детских бескозырках. Вот Цой был именно такой "герой"! Надо сказать, что, помимо него, у нас таких "патентованных" героических фигур в рок-н-ролле нет и не было. Все остальные - они могли быть "тоньше" Цоя, могли быть музыкальнее, могли писать более замысловатые и более вдумчивые стихи и прочая-прочая. Но вот такого 100-процентного мифологического харизматика не было! Это одно.
Второе - это то, что песни 'Кино', на самом деле, очень "специальные". Я как-то общался с одним очень известным американским рок-критиком Робертом Крисби, которому сначала Джоанна Стингрей, а потом и я завезли большое количество всяких альбомов русского рока - это было где-то в конце 80-х годов. И надо сказать, что из всего этого он обратил внимание только на две группы - Центр и 'Кино', - причем, в первую очередь, на 'Кино'. При этом, он, естественно, не понимал ни одного слова, но отметил, что это очень мощно и очень своеобразно.
Я могу лишь добавить, что практически каждая песня 'Кино' - это законченный гимн. Это песни, которые очень мощно построены мелодически и гармонически и идеально "выстреливают". Это песни, которые хочется петь хором, слова которых хочется повторять. В этом, несомненно, заслуга лирики Цоя. Естественно, она проще, чем у Гребенщикова, Шевчука, я уж не говорю о сегодняшних "сюрных" группах, "образно-аллегорических", "метафорических" и т. д. У него все очень просто, но, что называется, "по делу". Его слова очень легко запоминаются, потому что они всегда логичны, и за ними всегда стоит очень четкий образ или очень четкое действие. Я думаю, что Цой никогда не задумывался об этом, когда писал свои песни, - просто он был от бога, от природы одаренным человеком - он писал это все интуитивно, а получалось замечательно.
Песни Цоя очень безыскусны, в отличие от песен Гребенщикова и других людей, с которыми его ставят в один ряд. Поэтому всегда говорят о том, что 'Кино' - это очень искренняя группа. Меня уже спросило сегодня местное телевидение, почему у нас не было другой такой искренней группы, как 'Кино'. Я сказал, что у нас, в общем-то, таких групп полно, и они все искренни, но, естественно, каждый по-своему. Вот искренность Цоя - она, во многом, в этой самой простоте и безыскусности, что как раз и понимается как высшая искренность.

Звуки.Ru: - Страшно звучит, но, может быть, та трагическая авария, унесшая жизнь Виктора, случилась вовремя и позволила ему уйти и остаться в памяти людей тем самым рок-героем, а не скатиться впоследствии в "попсу", не заняться шоу-бизнесом, как это случилось с некоторыми?

Артем Троицкий: - Мне трудно об этом сказать. Это такая популярная тема: вовремя ли умер Высоцкий, а что бы Высоцкий делал теперь? Аналогичные вопросы и о Саше Башлачеве, о Майке... Я не думаю, что Цой "скурвился" бы и стал бы писать плохие песни, или стал бы "попсовиком" или "скучным пенсионером". Или, например, стал бы кем-то типа Кости Никольского и пел бы 20 лет одни и те же песни. Думаю, что он продолжал бы писать хорошие песни, имел бы успех, и все бы у него было в порядке. В этом смысле, его можно сравнить с теми же Кинчевым или Гребенщиковым. Другое дело, что и тот, и другой - они пережили свою эпоху, а Цой не пережил. И в этом, с одной стороны, его трагедия, а с другой - счастье.

Звуки.Ru: - А кого из участников сегодняшнего концерта можно было бы назвать продолжателем традиций группы 'Кино'? Не по их музыке или текстам, конечно, а, в первую очередь, по духу, по энергетике выступления, по силе воздействия на публику?

Артем Троицкий: - По духу?.. (задумывается) Как ни странно, думаю, что это Король и Шут. На самом деле, это абсолютно не "моя" группа, потому что я просто уже давно 'выпал' из той возрастной категории, когда балдеют от таких групп, как 'Король и Шут'. Но у Горшка (Михаила Горшенева - прим.) и у группы есть та степень энергетики, та степень такой наглой всепродавливающей мощи, которая была у 'Кино', и поэтому их так воспринимают и поэтому я бы назвал их "энергетическими" продолжателями "цоевского" дела, хотя говорить о содержательной стороне вопроса тут смысла не имеет вообще.
И связано это с тем, что сейчас уже совершенно другое время - сейчас не нужны такие песни, какие пел Витя Цой, это были песни к тому настроению, к тому времени и т. д. Я не уверен, что сейчас нужны такие песни, которые поет 'Король и Шут', но, по крайней мере, это честная группа - в том смысле, что она взяла от себя всю энергетическую оболочку рок-н-ролла и при этом низвела до уровня чистой хохмы его содержательную сторону. И я считаю, что это "по честному", это вполне соответствует тому месту, которое занимает рок-музыка, в частности, русский рок, в нашей сегодняшней жизни. Это уже давно перестало быть серьезным!

Свое подтверждение эти слова получили буквально через некоторое время, когда Горшок выскочил на сцену вместе с Разными людьми, и вместе с Чернецким заорал "Нажраться водки и трахнуть бабу!" Складывалось впечатление, что эта песня давно уже входит в репертуар "КиШей", настолько органично она сочеталась с внешним обликом нового молодежного кумира. А в силе "всепродавливающей мощи" можно было убедиться, услышав команды по рации на усиление охраны перед выступлением 'Короля и Шута'. Впрочем, это была лишь предосторожность, поскольку атмосфера была очень дружелюбная, как в зале, так и за кулисами. Музыканты, многие из которых не виделись по году и больше, искренне радовались при встрече, обнимались, расспрашивали друг друга о работе и жизни - казалось, что в этот день вернулось то самое время "рок-н-ролльного" братства, о котором с такой ностальгией вспоминали герои моих интервью о 10-летии акции "Все это рок-н-ролл". Жаль, но, видимо, придется признать-таки, что те времена безвозвратно ушли, и все чаще стали собираться вместе на похоронах и отмечать юбилеи тех, кого уже никогда не вернуть:

30.03.2009, А-лена (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
  • Видео приколы смотрим http://cmeshno.ru
    Написал(a): jonni, 04/09/2008 13:29
  • Не могу согласиться с феноменальностью КИНО пока не узнаю в чем она) вот пока сам АК не скажет вот в том то и в том то)
    Написал(a): краля, 02/05/2005 18:37
  • ДА кстати на счет того; если-бы ЦОЙ был жив чем-бы он занимался. Думаю
    он бы изменил свою музыку бод новою реалию но не думаю что он стал-бы попсой кстати пример этому группа ДДТ
    которая до сих пор актуальна и не попса
    Написал(a): Олег, 15/02/2004 15:34
  • помоему все альбомы выпущеные после смерти цоя (кроме черного альбома)
    это грязная попытка зделать деньги на имени ЦОЯ
    Написал(a): Олег, 15/02/2004 15:28
КИНО - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Место образования: Санкт-Петербург

Тебя посодют, а ты не скупай – ПРАВО В Нью-Йорке теперь запрещено скупать билеты на концерты с помощью ботов. »»

При полной поддержке семьи – Marvin GAYE Готовится к съёмкам телесериал о жизни Марвина Гэя, одного из ключевых исполнителей соула 60-х и… »»

Сяду в машину, поеду по серпантину – THE ROLLING STONES Кристен Стюарт наслаждается быстрой ездой в новом видео Rolling Stones. »»

На слуху – DRAKE Дрейк стал самым прослушиваемым артистов на Spotify в 2016 году. »»

Обложили меня флажками – Didier MAROUANI Дидье Маруани подаёт иск против Киркорова за заведомо ложный донос. »»

Развяжите полотенцы, изуверы, иноверцы! – Kanye WEST Канье Уэста выписали из больницы после того, как он решил записывать музыку прямо в палате. »»

Думаете, это хорошо? – Bob DYLAN Боб Дилан не явился на торжественный ужин для лауреатов Нобелевской премии в Белом доме. »»

Впилась занозой – THE SMITHS Две ранее не издававшиеся версии песен The Smiths будут выпущены синглом. »»

Варенуха, телеграммы эти никому не показывай! – Didier MAROUANI Дидье Маруани отпустили из полиции. Правоохранители пока не видят оснований возбуждать против него… »»

Беспокойная я, успокой ты меня – МУХА Группа Муха выпустила видео на композицию "Состояние покоя" и готовит новый альбом. »»

На заре – DAWN OF MIDI Нью-йоркское трио минималистов Dawn Of Midi впервые выступит в России. »»

Сами для себя – НАГРАДА Репортаж Звуков с церемонии вручения премии Jagermeister Indie Awards. »»

Не прислушались? – КАССИОПЕЯ Премьера на Звуках! "Кассиопея" перепевает "Громыку". »»

Полгода до отпуска – PRIMAVERA SOUND Барселонский фестиваль Primavera Sound объявил полный лайнап на 2017 год. »»

С любовью – KISS Kiss выступят в Москве 1 мая. »»

Ты, живущий – ЗЕМФИРА Земфира выпустит концертный альбом и выступит в Москве. »»

Под грифом "импро" – ФЕСТИВАЛЬ Программу фестиваля "Джаз осенью - Impro" закрывает концерт DDK Trio и сольное выступление Казухисы… »»

Канал восприятия – SEEFEEL Британский экспериментальный квартет Seefeel возвращается в Москву 22 года спустя. »»

Город ждет – Roisin MURPHY Ройшн Мерфи выступит в Москве и Петербурге в марте следующего года. »»

"Любовь не пропала!" – ДДТ Звуки побывали на программе "История звука", которую Юрий Шевчук весной представит в Олимпийском. »»

R.I.P. – Pauline OLIVEROS Одна из основоположниц электронного авангарда скончалась в возрасте 84 лет. »»

"Если соберусь писать песню на русском, хотелось бы равняться на Высоцкого" – John GRANT Джон Грант о честности с окружающими, русском искусстве и жизни в Рейкьявике. »»

R.I.P. – Pete BURNS Умер Пит Бернс, основатель группы Dead or Alive, автор хита "You Spin Me Round". »»

"По-прежнему люблю решать замороченные кроссворды" – Ian GILLAN Йен Гиллан - о новом альбоме Deep Purple, коллекции разгромных отзывов и о том, почему он перестал… »»

"С каких это пор серые костюмы стали эксцентричным имиджем?" – ГРОМЫКА Участники группы Громыка о редких инструментах, алкогольных коктейлях и строгих костюмах. »»

50 лет лидеру "Несчастного случая" – Алексей КОРТНЕВ Алексей Кортнев отметил 50-летний день Рождения. Наши самые любимые песни Леши - в юбилейной… »»

"Я считаю, что во вторник уже можно смело идти тусоваться" – Burak YETER Бурак Йетер, автор одного из самых прилипчивых хитов лета, дает советы тусовщикам и юным коллегам. »»

"Я пошла на Vimeo и вбила в поисковик: "конец отношений", "хореография" – SKYE Скай Эдвардс о том, как она отбирала видео для своих песен, распаде Morcheeba и концертных нарядах. »»

Тушинское попоище: монстры рока на руинах СССР – ФЕСТИВАЛЬ 25 лет назад в Тушино прошел фестиваль Monsters of Rock. Его участники и очевидцы вспоминают, как… »»

"Эта музыка - гораздо больше, чем просто советская летопись" – Дмитрий Дмитриевич ШОСТАКОВИЧ 110 лет со дня рождения Дмитрия Шостаковича: Бадаламенти, Батагов, Карманов и Хайтинк рассказывают… »»

Куда ж дешевле? – ТЕХНИКА Next Hi-Fi открыли моно-магазин для портативного усилителя Mojo. Успей купить hi-end устройство со… »»

Жизнь как провокация – Pete BURNS Жизнь Пита Бернса - яркого и эгоцентричного персонажа, который превратил скандал в профессию. »»

Крах иллюзии – LADY GAGA Революция закончилась: как Леди Гага перестала быть актуальным поп-артистом. »»

Глазами других – Bob DYLAN Бобу Дилану дали Нобелевку по литературе. Звуки вспоминают самые крутые каверы на песни великого… »»

Профессия: волонтер – ФЕСТИВАЛЬ Волонтерство как пропуск на ваш любимый летний фестиваль. »»

Когда бит был большим – FATBOY SLIM Звуки отмечают юбилей дебютного альбома Fatboy Slim, вышедшего ровно 20 лет назад. »»

Вспомнить всё: русский рэп - начало – МУЗЫКА Час Пик из Куйбышева, ленинградцы Черное и Белое и многое другое в плейлисте об истории русского… »»

Рифмы и биты: микстейпы августа – МУЗЫКА 2 Chainz, Слава КПСС и Noname в подборке августовских микстейпов на Звуках. »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Саундтреки к сериалу "Stranger Things" и игре "TRON.Run/r", ремиксы на Брайана Ферри и другая… »»

Покупайте билеты, братья! – КОНЦЕРТ Тарифные планы для меломанов, которым не сидится дома - в звучном гиде по концертам осени. »»

20:00 – B.B.King – Blues Gravity Blues Gravity »»

20:00 – Клуб Игоря Бутмана на Таганке – Игорь БУТМАН Игорь БУТМАН »»

21:00 – Петрович – Анатолий МАЧУЛЕНКО Анатолий МАЧУЛЕНКО »»

Хроника5/12

1935 – Родился Литтл Ричард - певец, пианист и композитор, который стоял у истоков рок-н-ролла  »»

1966 – Родилась поп-звезда Патрисия Каас - мадемуазель, которая поет блюз и любима в России едва ли не больше, чем в родной Франции  »»

Johnny PATE (1923)

Little RICHARD (1932)

Art DAVIS (1934)

J.J. CALE (1938)

Хосе КАРРЕРАС (1946)

Andy KIM (1946)

Keri HILSON (1982)

Свежая реплика

Metallica помирилась с Napster спустя 17 лет. Кто следующий?

Мадонна и Милонов - в гей-клубе

Тимати и Киркоров - на совместном концерте у Кадырова

Децл и Баста - в Газгольдере

Тэйлор Свифт и Канье Уэст - на церемонии "Грэмми"

Трамп и все остальные... хотя нет, не получится

отправить