Прошло уже без малого 12 лет с того момента, как авария, случившаяся ранним утром 15 августа 90-го года на Рижском шоссе, унесла жизнь самого, пожалуй, культового героя российской рок-сцены - Виктора Цоя. Помню, что сообщение об этой трагедии я услышала, находясь в гостях у институтских однокашников весьма далеко от Москвы и тогдашнего еще Ленинграда - в городе Чирчике, что в 40 км от Ташкента. Тогда даже не сразу поверилось в услышанное, поскольку прозвучало это сообщение в программе "Время", официальнее которой была тогда, пожалуй, только передача "Ленинский университет миллионов". Трудно было даже вообразить, что про гибель лидера группы Кино будут говорить так же, как и про кончину какого-нибудь государственного деятеля. А спустя два года в Лужниках состоялся большой концерт памяти Виктора, в котором приняли участие многие его друзья и коллеги: Алиса, ДДТ, Бригада С, Наутилус, ЧайФ и другие. Огромная Большая спортивная арена была забита тысячами поклонников группы 'Кино'. Тогда Цою исполнилось всего лишь 30...
С того момента минуло целых 10 лет - срок, за который многие исполнители бывают преданы полному забвению. Однако, слава богу, этого нельзя сказать о 'Кино' и о самом Викторе. В день его сорокалетия, 21 июня, в Питерском СКК вновь собрались те, кому имя Цоя по-прежнему дорого. Правда, зрителей собралось несколько поменьше, чем на памятном московском концерте, но, возможно, это лишь по причине предстоящего через день фестиваля 'Окна открой', практически с теми же приглашенными гостями. На самом деле, афиша радовала "звездными" именами: те же 'Алиса' и 'ДДТ', тот же Гарик, но уже с Неприкасаемыми, а также АукцЫон, Ва-Банкъ, Телевизор, Чиж и Ко, Разные люди, Текиладжаззз, Агата Кристи, Король и Шут, не заявленный заранее, но спешно внесенный в список выступающих. Для "полного счастья" не хватало разве что Борис Борисыча, куда-то опять уехавшего, да Бутусова, выступление которого не планировалось, поскольку в его новом проекте Ю-Питер, как известно, участвует Георгий (он же Юрий) Каспарян, бывший "киношный" гитарист, находящийся сейчас, как и все остальные музыканты группы, в конфликте с Марьяной Цой, организовавшей нынешний "День рождения Виктора Цоя".
Тем не менее, открылся концерт выступлением коллектива под названием Рыбин-бэнд, названный по имени его лидера Алексея Рыбина, участника самого первого "киношного" состава. Впрочем, некоторые уже стали подзабывать об этом, поскольку несколько человек с удивлением пытались выяснить: неужели группа Дюна сменила свой имидж и репертуар?
Понятно, что из-за большого числа участников концерта время их выступления было ограничено, что, конечно, несколько ломало кайф от происходящего. Тем не менее, все отработали на "полную катушку". Меня, к примеру, порадовал Миша Борзыкин, вышедший на сцену в той же красно-белой полосатой курточке, что и во времена "папы-фашиста", и напомнивший о "звездном часе" 'Телевизора'.

Конечно, глупо было бы думать, что эта акция превратится в некое подобие "Кинопроб" - к счастью, никого не принуждали обязательно исполнять цоевские произведения, поэтому многие ограничились собственным репертуаром, что иногда значительно приятнее слушать, чем неудачные "перепевки". Каверы же, которые, на мой взгляд, удались и даже, возможно, прозвучали лучше оригинала (да простят меня киноманы) - это 'Ты был когда-то битником', с мощным шевчуковким вокалом и сильным инструменталом 'ДДТ', и 'Мама, мы все тяжело больны' в исполнении экстремального 'Ва-Банка', которую даже не сразу можно было узнать. К тому же, песня несколько двусмысленно воспринималась при взгляде на новую прическу Скляра, сделаную под впечатлением от внешнего вида некоторых участников футбольного чемпионата.

Возможно, имена некоторых приглашенных музыкантов и вызвали некоторые сомнения в плане их отношения к группе 'Кино', но развеять их помог ведущий действа - известный музыкальный критик Артемий Троицкий. Так, к примеру, по поводу Агаты Кристи было сказано, что в песнях братьев Самойловых, которые не то, что никогда не выступали вместе с Цоем, но даже и не были с ним знакомы, продолжается тема, поднятая когда-то в песне 'Транквилизатор', и т.д. в том же духе. Именно с Артемом, как с человеком, сыгравшим немалую роль в пропаганде российской рок-музыки, и чье мнение по этому вопросу всегда интересно выслушать, я и решила поговорить о том, что же это был за феномен - группа 'Кино' и Виктор Цой.

Звуки.Ru: - Удивительно, не правда ли, но 'Кино' любили все - и девочки, слушавшие Ласковый май, и панки, и "металлисты". Другой такой всенародной любви, пожалуй, не смогла повторить ни одна российская рок-группа, это можно как-то объяснить?

Артем Троицкий: - Группа 'Кино' - это группа феноменальная, и то, что за время, прошедшее после смерти Цоя, она не стала менее популярной - это удивительная вещь. Если проводить какие-то аналогии с западными, то можно вспомнить Doors, Beatles - группы, которые никак не стареют со временем. У всех этих групп были какие-то универсальные достоинства, которые с годами не то что не тускнеют, в становятся еще более отчетливыми. Скажем, если говорить о Beatles - то это фантастические мелодии, хотя, естественно, их лирика сейчас звучит очень наивно. Но их мелодии, их музыка, - вечны и классичны. Если говорить о Doors - то это как раз лирика Джима Моррисона, его удивительный голос, его феерическая, харизматическая фигура. Что же касается Цоя, то он объединил в каком-то смысле и то, и другое достоинства, о которых я только что говорил.
С одной стороны, Цой - несомненный харизматик, то есть очень специальный человек, необычный, экзотический, очень цельный и сильный. Человек, на котором большими буквами было написано "ГЕРОЙ" - как на детских бескозырках. Вот Цой был именно такой "герой"! Надо сказать, что, помимо него, у нас таких "патентованных" героических фигур в рок-н-ролле нет и не было. Все остальные - они могли быть "тоньше" Цоя, могли быть музыкальнее, могли писать более замысловатые и более вдумчивые стихи и прочая-прочая. Но вот такого 100-процентного мифологического харизматика не было! Это одно.
Второе - это то, что песни 'Кино', на самом деле, очень "специальные". Я как-то общался с одним очень известным американским рок-критиком Робертом Крисби, которому сначала Джоанна Стингрей, а потом и я завезли большое количество всяких альбомов русского рока - это было где-то в конце 80-х годов. И надо сказать, что из всего этого он обратил внимание только на две группы - Центр и 'Кино', - причем, в первую очередь, на 'Кино'. При этом, он, естественно, не понимал ни одного слова, но отметил, что это очень мощно и очень своеобразно.
Я могу лишь добавить, что практически каждая песня 'Кино' - это законченный гимн. Это песни, которые очень мощно построены мелодически и гармонически и идеально "выстреливают". Это песни, которые хочется петь хором, слова которых хочется повторять. В этом, несомненно, заслуга лирики Цоя. Естественно, она проще, чем у Гребенщикова, Шевчука, я уж не говорю о сегодняшних "сюрных" группах, "образно-аллегорических", "метафорических" и т. д. У него все очень просто, но, что называется, "по делу". Его слова очень легко запоминаются, потому что они всегда логичны, и за ними всегда стоит очень четкий образ или очень четкое действие. Я думаю, что Цой никогда не задумывался об этом, когда писал свои песни, - просто он был от бога, от природы одаренным человеком - он писал это все интуитивно, а получалось замечательно.
Песни Цоя очень безыскусны, в отличие от песен Гребенщикова и других людей, с которыми его ставят в один ряд. Поэтому всегда говорят о том, что 'Кино' - это очень искренняя группа. Меня уже спросило сегодня местное телевидение, почему у нас не было другой такой искренней группы, как 'Кино'. Я сказал, что у нас, в общем-то, таких групп полно, и они все искренни, но, естественно, каждый по-своему. Вот искренность Цоя - она, во многом, в этой самой простоте и безыскусности, что как раз и понимается как высшая искренность.

Звуки.Ru: - Страшно звучит, но, может быть, та трагическая авария, унесшая жизнь Виктора, случилась вовремя и позволила ему уйти и остаться в памяти людей тем самым рок-героем, а не скатиться впоследствии в "попсу", не заняться шоу-бизнесом, как это случилось с некоторыми?

Артем Троицкий: - Мне трудно об этом сказать. Это такая популярная тема: вовремя ли умер Высоцкий, а что бы Высоцкий делал теперь? Аналогичные вопросы и о Саше Башлачеве, о Майке... Я не думаю, что Цой "скурвился" бы и стал бы писать плохие песни, или стал бы "попсовиком" или "скучным пенсионером". Или, например, стал бы кем-то типа Кости Никольского и пел бы 20 лет одни и те же песни. Думаю, что он продолжал бы писать хорошие песни, имел бы успех, и все бы у него было в порядке. В этом смысле, его можно сравнить с теми же Кинчевым или Гребенщиковым. Другое дело, что и тот, и другой - они пережили свою эпоху, а Цой не пережил. И в этом, с одной стороны, его трагедия, а с другой - счастье.

Звуки.Ru: - А кого из участников сегодняшнего концерта можно было бы назвать продолжателем традиций группы 'Кино'? Не по их музыке или текстам, конечно, а, в первую очередь, по духу, по энергетике выступления, по силе воздействия на публику?

Артем Троицкий: - По духу?.. (задумывается) Как ни странно, думаю, что это Король и Шут. На самом деле, это абсолютно не "моя" группа, потому что я просто уже давно 'выпал' из той возрастной категории, когда балдеют от таких групп, как 'Король и Шут'. Но у Горшка (Михаила Горшенева - прим.) и у группы есть та степень энергетики, та степень такой наглой всепродавливающей мощи, которая была у 'Кино', и поэтому их так воспринимают и поэтому я бы назвал их "энергетическими" продолжателями "цоевского" дела, хотя говорить о содержательной стороне вопроса тут смысла не имеет вообще.
И связано это с тем, что сейчас уже совершенно другое время - сейчас не нужны такие песни, какие пел Витя Цой, это были песни к тому настроению, к тому времени и т. д. Я не уверен, что сейчас нужны такие песни, которые поет 'Король и Шут', но, по крайней мере, это честная группа - в том смысле, что она взяла от себя всю энергетическую оболочку рок-н-ролла и при этом низвела до уровня чистой хохмы его содержательную сторону. И я считаю, что это "по честному", это вполне соответствует тому месту, которое занимает рок-музыка, в частности, русский рок, в нашей сегодняшней жизни. Это уже давно перестало быть серьезным!

Свое подтверждение эти слова получили буквально через некоторое время, когда Горшок выскочил на сцену вместе с Разными людьми, и вместе с Чернецким заорал "Нажраться водки и трахнуть бабу!" Складывалось впечатление, что эта песня давно уже входит в репертуар "КиШей", настолько органично она сочеталась с внешним обликом нового молодежного кумира. А в силе "всепродавливающей мощи" можно было убедиться, услышав команды по рации на усиление охраны перед выступлением 'Короля и Шута'. Впрочем, это была лишь предосторожность, поскольку атмосфера была очень дружелюбная, как в зале, так и за кулисами. Музыканты, многие из которых не виделись по году и больше, искренне радовались при встрече, обнимались, расспрашивали друг друга о работе и жизни - казалось, что в этот день вернулось то самое время "рок-н-ролльного" братства, о котором с такой ностальгией вспоминали герои моих интервью о 10-летии акции "Все это рок-н-ролл". Жаль, но, видимо, придется признать-таки, что те времена безвозвратно ушли, и все чаще стали собираться вместе на похоронах и отмечать юбилеи тех, кого уже никогда не вернуть:

30.03.2009, А-лена (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
  • Видео приколы смотрим http://cmeshno.ru
    Написал(a): jonni, 04/09/2008 13:29
  • Не могу согласиться с феноменальностью КИНО пока не узнаю в чем она) вот пока сам АК не скажет вот в том то и в том то)
    Написал(a): краля, 02/05/2005 18:37
  • ДА кстати на счет того; если-бы ЦОЙ был жив чем-бы он занимался. Думаю
    он бы изменил свою музыку бод новою реалию но не думаю что он стал-бы попсой кстати пример этому группа ДДТ
    которая до сих пор актуальна и не попса
    Написал(a): Олег, 15/02/2004 15:34
  • помоему все альбомы выпущеные после смерти цоя (кроме черного альбома)
    это грязная попытка зделать деньги на имени ЦОЯ
    Написал(a): Олег, 15/02/2004 15:28
КИНО - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Место образования: Санкт-Петербург

Человекообразное – GORILLAZ Gorillaz официально анонсировали выход нового альбома и показали 4 клипа »»

Не бывает плохих синтезаторов – !!! (CHK CHK CHK) !!!, знаменитый поп-панковский состав из Нью-Йорка, объявил о скором выходе своего нового альбома… »»

Проклятый склероз – ДЕЛЬФИН Вышел клип Дельфина на песню "Помни" »»

Кто по пьяни звонит своим бывшим – ADELE Адель проболталась о своем "секретном аккаунте" для пьяных твитов »»

Маленькая жизнь – FEIST Канадская инди-звезда Feist выпускает новый альбом после 6 лет молчания »»

Ночная бабочка, ну кто же виноват – Иван ДОРН Иван Дорн посвятил новую песню и клип проституткам »»

Грибы подо льдом – ГРИБЫ Украинское хип-хоп трио Грибы выпустило новый клип »»

Не лишайте детей музыки! – ИЗ ЖИЗНИ 3 музыкальные школы в Москве будут закрыты, чтобы построить школу акробатического рок-н-ролла.… »»

Просто космос – DAFT PUNK Уоррен Фу снял космический ретро-клип для Daft Punk и The Weeknd. »»

Открывай закрома – David BOWIE В День музыкального магазина выйдут два редких альбома Боуи »»

#МеняНеВзяли – ЕВРОВИДЕНИЕ Евровидение предложило певице из России выступить в режиме видеотрансляции. Первый канал отказался »»

Системная оппозиция – Fred FRITH Легенда авант-рока выступит в Москве дуэтом с саксофонисткой Лотте Анкер. »»

Пойди туда - не знаю куда – Юлия САМОЙЛОВА Певица Юлия Самойлова, которой запрещен въезд в Украину, будет представлять Россию на конкурсе… »»

Другие миры Стефана Пота – ALCEST Герои шугейза и жители параллельных вселенных, французы Alcest сыграют несколько концертов в России. »»

Евровидение-2017 - без России – ЕВРОВИДЕНИЕ Украина запретила въезд на территорию страны Юлии Самойловой, "Евровидение" пройдёт без участия… »»

В розовом цвете – SZIGET Звёздную череду хэдлайнеров Sziget-2017 открывает P!nk, возвращающаяся из творческого отпуска. »»

Это долгая история – ДДТ Группа ДДТ дала главные концерты турне "История звука" на главных площадках столиц. Наш репортаж из… »»

За слова ответят – DALEK Пионеры авангардного хип-хопа Dälek возвращаются в Россию спустя 10 лет »»

Остров зовет! – SZIGET Sziget объявил новых участников фестиваля 2017 »»

Небеса обетованные – ФЕСТИВАЛЬ Главное событие Beat Film Festival - первый в истории художественный фильм, целиком снятый с… »»

R.I.P. – Chuck BERRY В возрасте 90 лет ушел из жизни Чак Берри - отец рок-н-ролла »»

35 лет "Метле" – METALLICA Самые невероятные факты о самой тяжелой поп-группе планеты. Отметим юбилей Metallica вместе! »»

"Я с гордостью рад заявить планете, что избавился от перфекционизма" – TEQUILAJAZZZ Евгений Фёдоров - об акустической программе Tequilajazzz, о вагонах укулеле и о том, как… »»

Буддист-классик – Philip GLASS В паноптикуме конца ХХ в. под биркой "выдающийся академический композитор" значится уже не… »»

"Вы хорошие люди, но рулит вами идиот" – BEHEMOTH Лидер Behemoth, самая противоречивая фигура дэт-метала, Адам Нергал Дарский - о своем видении… »»

Кто издает Звуки – ЗВУКИ РУ Дорогая Редакция портала Звуки.Ру завершает работу и делится историями своей жизни. »»

С Днём Рождения! – Patti SMITH Рок-легенде Патти Смит исполнилось 70 лет. »»

R.I.P. – George MICHAEL Британский музыкант Джордж Майкл умер на 54-м году жизни. »»

"Нам рассказывали, что нашу музыку использовали как саундтрек для родов" – SEEFEEL Seefeel - o легендарном фестивале "Бритроника", ярлыке IDM и отпуске длиной в 12 лет »»

"Люди нередко танцуют под нашу музыку, такое бывает" – THE NECKS Участники австралийского трио The Necks рассказали Звукам о своем новом альбоме  »»

Divide – Ed SHEERAN Новый рекорд в чартах: британский фолк-рокер Ed Sheeran занял 17 из 30 мест в топе синглов и продал… »»

Пой с пользой – ТЕХНИКА Пол Маккартни и The Who организовали благотворительный аукцион с уникальными микрофонами Shure. »»

Демпинг на аппаратном уровне – ТЕХНИКА Основатель фирмы Behringer объявил, что собирается выпускать "клоны" Minimoog Model D по цене $400.… »»

Демпинг на аппаратном уровне – ТЕХНИКА Основатель фирмы Behringer Ули Берингер объявил, что собирается выпускать "клоны" Minimoog Model D… »»

Духовной жаждою томим – DEPECHE MODE Новый альбом Depeche Mode оставил противоречивые ощущения, но кое-чем всё же порадовал. »»

Целлулоид. Большие ожидания-2017 – ФИЛЬМ Тупак, Grateful Dead и опять Гослинг: 8 новых фильмов о музыке и музыкантах. »»

Проверка пульса: февраль. – МУЗЫКА Электроника февраля: сюрприз от лейбла Kompakt, французское пост-диско и сногсшибательный дебют. »»

Проверка пульса: январь – МУЗЫКА Электронные новинки января: Брайан Ино, Nikakoi, Kid Koala и много электропопа. »»

Цифры года 2016 – ИЗ ЖИЗНИ Традиционный рейтинг Звуков: чуть меньше букв, чуть больше цифр. »»

Спой для Трампа – ИЗ ЖИЗНИ Как Дональд Трамп разделил музыкантов на два лагеря и стал катализатором нового ренессанса… »»

Хроника24/03

1950 – Родился Александр Николаевич Буйнов - советский поп-певец, клавишник, автор песен, шоумен  »»

Dave APPELL (1922)

Sidney SEIDENBERG (1925)

John MEEKS (1937)

Holger CZUKAY (1938)

Mike KELLIE (1947)

Lee OSKAR (1948)

Анатолий КРУПНОВ (1965)

Свежая реплика

Музыкальный авант-туризмФЕСТИВАЛЬ 21/03/2017 19:15 от JoshuaTruro Очень хочется узнать, что стало с группой Everything is Made in China. Это была одна из лучших находов Аванта, хотя Xiu Xiu, конечно, тоже красавчеги. ответить

Вы - жюри Первого канала. Ваша задача - отправить нашего участника на Евровидение в Украину. Кого выберете?

Юлию Самойлову. Нас все равно в Украине ничего хорошего не ждет

Дмитрия Билана. С ним мы всегда выигрываем

Робби Уильямса. Он будет Party Like a Russian

Юрия Лозу. Он сам напросился

Никого не посылать, задраить люк и отрубить телевизор

отправить