Прошло уже без малого 12 лет с того момента, как авария, случившаяся ранним утром 15 августа 90-го года на Рижском шоссе, унесла жизнь самого, пожалуй, культового героя российской рок-сцены - Виктора Цоя. Помню, что сообщение об этой трагедии я услышала, находясь в гостях у институтских однокашников весьма далеко от Москвы и тогдашнего еще Ленинграда - в городе Чирчике, что в 40 км от Ташкента. Тогда даже не сразу поверилось в услышанное, поскольку прозвучало это сообщение в программе "Время", официальнее которой была тогда, пожалуй, только передача "Ленинский университет миллионов". Трудно было даже вообразить, что про гибель лидера группы Кино будут говорить так же, как и про кончину какого-нибудь государственного деятеля. А спустя два года в Лужниках состоялся большой концерт памяти Виктора, в котором приняли участие многие его друзья и коллеги: Алиса, ДДТ, Бригада С, Наутилус, ЧайФ и другие. Огромная Большая спортивная арена была забита тысячами поклонников группы 'Кино'. Тогда Цою исполнилось всего лишь 30...
С того момента минуло целых 10 лет - срок, за который многие исполнители бывают преданы полному забвению. Однако, слава богу, этого нельзя сказать о 'Кино' и о самом Викторе. В день его сорокалетия, 21 июня, в Питерском СКК вновь собрались те, кому имя Цоя по-прежнему дорого. Правда, зрителей собралось несколько поменьше, чем на памятном московском концерте, но, возможно, это лишь по причине предстоящего через день фестиваля 'Окна открой', практически с теми же приглашенными гостями. На самом деле, афиша радовала "звездными" именами: те же 'Алиса' и 'ДДТ', тот же Гарик, но уже с Неприкасаемыми, а также АукцЫон, Ва-Банкъ, Телевизор, Чиж и Ко, Разные люди, Текиладжаззз, Агата Кристи, Король и Шут, не заявленный заранее, но спешно внесенный в список выступающих. Для "полного счастья" не хватало разве что Борис Борисыча, куда-то опять уехавшего, да Бутусова, выступление которого не планировалось, поскольку в его новом проекте Ю-Питер, как известно, участвует Георгий (он же Юрий) Каспарян, бывший "киношный" гитарист, находящийся сейчас, как и все остальные музыканты группы, в конфликте с Марьяной Цой, организовавшей нынешний "День рождения Виктора Цоя".
Тем не менее, открылся концерт выступлением коллектива под названием Рыбин-бэнд, названный по имени его лидера Алексея Рыбина, участника самого первого "киношного" состава. Впрочем, некоторые уже стали подзабывать об этом, поскольку несколько человек с удивлением пытались выяснить: неужели группа Дюна сменила свой имидж и репертуар?
Понятно, что из-за большого числа участников концерта время их выступления было ограничено, что, конечно, несколько ломало кайф от происходящего. Тем не менее, все отработали на "полную катушку". Меня, к примеру, порадовал Миша Борзыкин, вышедший на сцену в той же красно-белой полосатой курточке, что и во времена "папы-фашиста", и напомнивший о "звездном часе" 'Телевизора'.

Конечно, глупо было бы думать, что эта акция превратится в некое подобие "Кинопроб" - к счастью, никого не принуждали обязательно исполнять цоевские произведения, поэтому многие ограничились собственным репертуаром, что иногда значительно приятнее слушать, чем неудачные "перепевки". Каверы же, которые, на мой взгляд, удались и даже, возможно, прозвучали лучше оригинала (да простят меня киноманы) - это 'Ты был когда-то битником', с мощным шевчуковким вокалом и сильным инструменталом 'ДДТ', и 'Мама, мы все тяжело больны' в исполнении экстремального 'Ва-Банка', которую даже не сразу можно было узнать. К тому же, песня несколько двусмысленно воспринималась при взгляде на новую прическу Скляра, сделаную под впечатлением от внешнего вида некоторых участников футбольного чемпионата.

Возможно, имена некоторых приглашенных музыкантов и вызвали некоторые сомнения в плане их отношения к группе 'Кино', но развеять их помог ведущий действа - известный музыкальный критик Артемий Троицкий. Так, к примеру, по поводу Агаты Кристи было сказано, что в песнях братьев Самойловых, которые не то, что никогда не выступали вместе с Цоем, но даже и не были с ним знакомы, продолжается тема, поднятая когда-то в песне 'Транквилизатор', и т.д. в том же духе. Именно с Артемом, как с человеком, сыгравшим немалую роль в пропаганде российской рок-музыки, и чье мнение по этому вопросу всегда интересно выслушать, я и решила поговорить о том, что же это был за феномен - группа 'Кино' и Виктор Цой.

Звуки.Ru: - Удивительно, не правда ли, но 'Кино' любили все - и девочки, слушавшие Ласковый май, и панки, и "металлисты". Другой такой всенародной любви, пожалуй, не смогла повторить ни одна российская рок-группа, это можно как-то объяснить?

Артем Троицкий: - Группа 'Кино' - это группа феноменальная, и то, что за время, прошедшее после смерти Цоя, она не стала менее популярной - это удивительная вещь. Если проводить какие-то аналогии с западными, то можно вспомнить Doors, Beatles - группы, которые никак не стареют со временем. У всех этих групп были какие-то универсальные достоинства, которые с годами не то что не тускнеют, в становятся еще более отчетливыми. Скажем, если говорить о Beatles - то это фантастические мелодии, хотя, естественно, их лирика сейчас звучит очень наивно. Но их мелодии, их музыка, - вечны и классичны. Если говорить о Doors - то это как раз лирика Джима Моррисона, его удивительный голос, его феерическая, харизматическая фигура. Что же касается Цоя, то он объединил в каком-то смысле и то, и другое достоинства, о которых я только что говорил.
С одной стороны, Цой - несомненный харизматик, то есть очень специальный человек, необычный, экзотический, очень цельный и сильный. Человек, на котором большими буквами было написано "ГЕРОЙ" - как на детских бескозырках. Вот Цой был именно такой "герой"! Надо сказать, что, помимо него, у нас таких "патентованных" героических фигур в рок-н-ролле нет и не было. Все остальные - они могли быть "тоньше" Цоя, могли быть музыкальнее, могли писать более замысловатые и более вдумчивые стихи и прочая-прочая. Но вот такого 100-процентного мифологического харизматика не было! Это одно.
Второе - это то, что песни 'Кино', на самом деле, очень "специальные". Я как-то общался с одним очень известным американским рок-критиком Робертом Крисби, которому сначала Джоанна Стингрей, а потом и я завезли большое количество всяких альбомов русского рока - это было где-то в конце 80-х годов. И надо сказать, что из всего этого он обратил внимание только на две группы - Центр и 'Кино', - причем, в первую очередь, на 'Кино'. При этом, он, естественно, не понимал ни одного слова, но отметил, что это очень мощно и очень своеобразно.
Я могу лишь добавить, что практически каждая песня 'Кино' - это законченный гимн. Это песни, которые очень мощно построены мелодически и гармонически и идеально "выстреливают". Это песни, которые хочется петь хором, слова которых хочется повторять. В этом, несомненно, заслуга лирики Цоя. Естественно, она проще, чем у Гребенщикова, Шевчука, я уж не говорю о сегодняшних "сюрных" группах, "образно-аллегорических", "метафорических" и т. д. У него все очень просто, но, что называется, "по делу". Его слова очень легко запоминаются, потому что они всегда логичны, и за ними всегда стоит очень четкий образ или очень четкое действие. Я думаю, что Цой никогда не задумывался об этом, когда писал свои песни, - просто он был от бога, от природы одаренным человеком - он писал это все интуитивно, а получалось замечательно.
Песни Цоя очень безыскусны, в отличие от песен Гребенщикова и других людей, с которыми его ставят в один ряд. Поэтому всегда говорят о том, что 'Кино' - это очень искренняя группа. Меня уже спросило сегодня местное телевидение, почему у нас не было другой такой искренней группы, как 'Кино'. Я сказал, что у нас, в общем-то, таких групп полно, и они все искренни, но, естественно, каждый по-своему. Вот искренность Цоя - она, во многом, в этой самой простоте и безыскусности, что как раз и понимается как высшая искренность.

Звуки.Ru: - Страшно звучит, но, может быть, та трагическая авария, унесшая жизнь Виктора, случилась вовремя и позволила ему уйти и остаться в памяти людей тем самым рок-героем, а не скатиться впоследствии в "попсу", не заняться шоу-бизнесом, как это случилось с некоторыми?

Артем Троицкий: - Мне трудно об этом сказать. Это такая популярная тема: вовремя ли умер Высоцкий, а что бы Высоцкий делал теперь? Аналогичные вопросы и о Саше Башлачеве, о Майке... Я не думаю, что Цой "скурвился" бы и стал бы писать плохие песни, или стал бы "попсовиком" или "скучным пенсионером". Или, например, стал бы кем-то типа Кости Никольского и пел бы 20 лет одни и те же песни. Думаю, что он продолжал бы писать хорошие песни, имел бы успех, и все бы у него было в порядке. В этом смысле, его можно сравнить с теми же Кинчевым или Гребенщиковым. Другое дело, что и тот, и другой - они пережили свою эпоху, а Цой не пережил. И в этом, с одной стороны, его трагедия, а с другой - счастье.

Звуки.Ru: - А кого из участников сегодняшнего концерта можно было бы назвать продолжателем традиций группы 'Кино'? Не по их музыке или текстам, конечно, а, в первую очередь, по духу, по энергетике выступления, по силе воздействия на публику?

Артем Троицкий: - По духу?.. (задумывается) Как ни странно, думаю, что это Король и Шут. На самом деле, это абсолютно не "моя" группа, потому что я просто уже давно 'выпал' из той возрастной категории, когда балдеют от таких групп, как 'Король и Шут'. Но у Горшка (Михаила Горшенева - прим.) и у группы есть та степень энергетики, та степень такой наглой всепродавливающей мощи, которая была у 'Кино', и поэтому их так воспринимают и поэтому я бы назвал их "энергетическими" продолжателями "цоевского" дела, хотя говорить о содержательной стороне вопроса тут смысла не имеет вообще.
И связано это с тем, что сейчас уже совершенно другое время - сейчас не нужны такие песни, какие пел Витя Цой, это были песни к тому настроению, к тому времени и т. д. Я не уверен, что сейчас нужны такие песни, которые поет 'Король и Шут', но, по крайней мере, это честная группа - в том смысле, что она взяла от себя всю энергетическую оболочку рок-н-ролла и при этом низвела до уровня чистой хохмы его содержательную сторону. И я считаю, что это "по честному", это вполне соответствует тому месту, которое занимает рок-музыка, в частности, русский рок, в нашей сегодняшней жизни. Это уже давно перестало быть серьезным!

Свое подтверждение эти слова получили буквально через некоторое время, когда Горшок выскочил на сцену вместе с Разными людьми, и вместе с Чернецким заорал "Нажраться водки и трахнуть бабу!" Складывалось впечатление, что эта песня давно уже входит в репертуар "КиШей", настолько органично она сочеталась с внешним обликом нового молодежного кумира. А в силе "всепродавливающей мощи" можно было убедиться, услышав команды по рации на усиление охраны перед выступлением 'Короля и Шута'. Впрочем, это была лишь предосторожность, поскольку атмосфера была очень дружелюбная, как в зале, так и за кулисами. Музыканты, многие из которых не виделись по году и больше, искренне радовались при встрече, обнимались, расспрашивали друг друга о работе и жизни - казалось, что в этот день вернулось то самое время "рок-н-ролльного" братства, о котором с такой ностальгией вспоминали герои моих интервью о 10-летии акции "Все это рок-н-ролл". Жаль, но, видимо, придется признать-таки, что те времена безвозвратно ушли, и все чаще стали собираться вместе на похоронах и отмечать юбилеи тех, кого уже никогда не вернуть:

30.03.2009, А-лена (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
  • Видео приколы смотрим http://cmeshno.ru
    Написал(a): jonni, 04/09/2008 13:29
  • Не могу согласиться с феноменальностью КИНО пока не узнаю в чем она) вот пока сам АК не скажет вот в том то и в том то)
    Написал(a): краля, 02/05/2005 18:37
  • ДА кстати на счет того; если-бы ЦОЙ был жив чем-бы он занимался. Думаю
    он бы изменил свою музыку бод новою реалию но не думаю что он стал-бы попсой кстати пример этому группа ДДТ
    которая до сих пор актуальна и не попса
    Написал(a): Олег, 15/02/2004 15:34
  • помоему все альбомы выпущеные после смерти цоя (кроме черного альбома)
    это грязная попытка зделать деньги на имени ЦОЯ
    Написал(a): Олег, 15/02/2004 15:28
КИНО - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Место образования: Санкт-Петербург

А пока вы у нас попляшите – ФЕСТИВАЛЬ BBС планирует в следующем году провести крупный фестиваль "на замену" Glastonbury Festival »»

Помним. Любим. – LINKIN PARK Движение памяти Честера Беннингтона: звезды и поклонники вспоминают музыканта »»

Навестите меня в музее Мадам Тюссо – BEYONCE Поклонники Beyoncé заставили музей Мадам Тюссо удалить восковую фигуру звезды »»

Показывать пока не будем – The LIBERTINES The Libertines начали писать материал для нового альбома. »»

Далее везде – ТЕХНИКА В Австралии открывается первый за десятилетия новый завод по производству виниловых пластинок. На… »»

Выпьем с горя – MODEST MOUSE Фронтмен Modest Mouse открыл новый бар в Портленде »»

Музыка поп – ИЗ ЖИЗНИ Латиноамериканская поп-песня про половые игры стала мегахитом по всему миру. »»

Время N/A – Борис ГРЕБЕНЩИКОВ Борис Гребенщиков опубликовал песню о времени и главном порождаемом им желании. »»

Яндекс.карта Яндекс.музыки – ИЗ ЖИЗНИ Яндекс выяснил, что популярных российских артистов любят больше всего в их родных городах. »»

В последний раз на двоих – ИЗ ЖИЗНИ Ветеран кантри и эстрады Кенни Роджерс уходит на покой. На октябрь намечен его прощальный концерт. »»

Пикник Афиши 2017: кого смотреть – ФЕСТИВАЛЬ Манчестерский инди-дэнс, украинский соул и многое другое. Гид по Пикнику афиши 2017. »»

Номер с фортепиано – HAUSCHKA Немецкий пианист сыграл прекрасный концерт на открытой сцене у Останкинского пруда. »»

Ритуальный шум – COVENANT Шведские электронщики Covenant возвращаются в Москву с альбомом "Blinding Dark". С ними сыграют… »»

Монтре-51. Дни 10-12 – MONTREUX JAZZ FESTIVAL Sampha, Solange, Эрика Баду, Yello, Shabaka & The Ancestors и London Grammar - репортаж с… »»

Зеленый коридор – Burton GREENE Фри-джазовый пианист Бёртон Грин сыграет в Москве с музыкантами группы Бром. »»

Укротители духов – DEPECHE MODE Герои поколения стареют, но по-прежнему играют мощнейшие концерты. »»

Большое открытие – ЛЕНИНГРАД Ленинград дал юбилейный концерт на 47 тысяч зрителей в ходе турне "20 лет на радость". »»

Open'er 2017: Самая большая открывашка – ФЕСТИВАЛЬ На польском фестивальном гиганте Звуки промокли под дождём и видели Radiohead, The Weeknd и Lorde. »»

Монтре-51. Дни 8-9 – MONTREUX JAZZ FESTIVAL Житие Брайанов - и почему ностальгия и хайп больше не двигатель торговли. Новый репортаж из Монтре! »»

Монтре-51. Дни 6-7 – MONTREUX JAZZ FESTIVAL 3 Джонса, 3 нарушителя спокойствия и 4 суперзвезды: иногда главные концерты проходят на самых… »»

R.I.P. – LINKIN PARK Вокалист Linkin Park покончил жизнь самоубийством »»

R.I.P. – LINKIN PARK Вокалист Linkin Park покончил жизнь самоубийством »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

"Я решил возродить Ноль" – НОЛЬ Федор Чистяков возрождает "Ноль" и рассказывает об этом Звукам. »»

"Эд Ширан собирает стадионы с одной только гитарой. Это вдохновляет" – Natalie IMBRUGLIA Натали Имбрулья о "мужских" песнях, своей новой акустической программе и туре, который стартует в… »»

"Человек бежит в культуру, потому что если он остановится - его зарежут." – ШКЛОВСКИЙ Группа Шкловский представляет на Звуках свой второй альбом и рассказывает о третьем »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июнь. – МУЗЫКА Aphex Twin, Goldie, Fizzarum, Com Truise и другие электронные новинки июня. »»

Путь домой: с планшетов на ПК – ТЕХНИКА 5 лучших музыкальных приложений, написанных для iOS и портированных на PC. Скачивайте и играйте! »»

Целлулоид: "Оставленные" – ФИЛЬМ Апокалипсис вчера, Крис Корнелл и Том Йорк - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и кино в… »»

10 альбомов июня – МУЗЫКА Секс, Лорд, пионер рок-н-ролла и его светлое будущее - в июньском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: май. – МУЗЫКА Новый альбом Bola, британский "гарейв", будущее японской электроники и другие новинки мая. »»

Те же, в профиль. – ПРАВО Расследование: как новое РАО пытается продемонстрировать изменения, не меняя сути. »»

Хроника24/07

1952 – В 1952 году родился Гас Ван Сент младший (Gus Van Sant), американский кинорежиссёр, замечательный сценарист, фотограф и музыкант.
Ван Сент снял несколько музыкальных видеоклипов для Дэвида Боуи (David Bowie) и группы Red Hot Chili Peppers  »»

Billy TAYLOR (1921)

Mike MAINIERI (1938)

Jon FADDIS (1953)

Mick KARN (1958)

Jennifer LOPEZ (1969)

Carl-Michael "Czral" EIDE (1974)

Карэн КАЗАКОВ (1987)

Свежая реплика

Музыкальный авант-туризмФЕСТИВАЛЬ 14/04/2017 06:08 от Bobbbog Хорошая новость про Made In China, но меня больше Xiu Xiu интересуют. ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить