МУЗЫКА  Проверка пульса: август

Саундтреки к сериалу "Stranger Things" и игре "TRON.Run/r", ремиксы на Брайана Ферри и другая электроника августа.

Саундтреки к сериалу "Stranger Things" и игре "TRON.Run/r", ремиксы на Брайана Ферри и другая электроника августа.

Bruna & Wooky "Archives" (Lapsus)

Строго говоря, пластинка эта датирована концом июля, но в предыдущий обзор не попала, а оставить её вообще без внимания было бы ошибкой – как-никак, перед нами один из лучших электронных альбомов года. Двое испанцев были локально известны и раньше, например, благодаря регулярным выступлениям на фестивале Sonar. Записи Bruna чем-то напоминали Ульриха Шнаусса (Ulrich Schnauss), Wooky развивал идеи лейбла Toytronic, но вместе они записали сплит-альбом, одинаково непохожий на оба эти ориентира. "Archives" – это сложный по форме и насыщенный событиями эмбиент в духе раннего Oneohtrix Point Never или продуктов полураспада группы Emeralds, превосходящий предшественников как минимум в эмоциональной силе, да в общем и в технике исполнения. Радость, да и только.

Kyle Dixon & Michael Stein "Stranger Things, Vol. 1" (Lakeshore Records)

Для популяризации ретро-электроники сериал "Stranger Things" сделал примерно столько же, сколько фильм "Kung Fury" и игра "Hotline Miami" для ретровейва. Музыка, до того доступная только узкому кругу гиков, внезапно стала достоянием масс. За прорыв ответственны два участника широко известной в узких кругах техасской группы S U R V I V E, активной примерно с конца нулевых. В саундтреке – 36 коротких синтезаторных зарисовок, похожих одновременно на Tangerine Dream, Яна Хаммера (Jan Hammer) и Джона Карпентера (John Carpenter). Короче говоря, на всё, что вы любили в киномузыке 1980-х, но боялись в этом признаться.

Paul Haslinger "Halt and Catch Fire" (Lakeshore Records)

Еще одна похожая по жанру, и не менее интересная по содержанию пластинка. Австралиец Пол Хаслингер во второй половине 80-х входил в состав Tangerine Dream, а затем сделал головокружительную карьеру в кино и игровой индустрии. На его счету несколько десятков саундтреков, среди которых серия вампирских ужасников "Другой мир" и боевик "Смертельная гонка". "Halt And Catch Fire" – тоже саундтрек, но в отличие от предыдущих работ Хаслингера, это не музыка не оркестровая, а электронная. Пол словно отмотал плёнку на 30 лет назад и записал диск, который бы идеально вписался в дискографию TD где-нибудь между "Hyperborea" и "Le Parc". Как-то так и должно выглядеть возвращение к истокам.

Datach'i "System" (Timesig)

Камбэк Datach'I – лучшее доказательство тому, что IDM-ревайвал окончательно состоялся. Джозеф Фрайоли (Joseph Fraioli) был заметной фигурой в американской экспериментальной сцене начала нулевых. Он заигрывал с джанглом и брейк-кором, водил дружбу с V/VM и издавался на Planet Mu задолго до того, как популярность набрали грайм и футуорк. В 2006-м, выпустив очередную пластинку, Фрайоли исчез с радаров на 10 лет, а теперь вернулся с новым диском, изданным лейблом Timesig под патронажем Venetian Snares и всё того же Planet Mu. Как это ни удивительно, никаким брейк-кором и даже джанглом тут не пахнет, скорее "System" (записанный, как положено сейчас, на модульной системе) это классический IDM времен "миллениума" – тут похрустит, там почавкает, здесь побулькает, а потом убаюкает наивно-сладковатым мотивом. Вроде и похоже одновременно на Aphex Twin, Jega и еще пяток менее известных проектов, а всё равно в нынешнем музыкальном контексте звучит как откровение.

Factory Floor "25 25" (DFA Records)

Лондонский коллектив Factory Floor когда-то подавал большие надежды, однако чем дальше, тем меньше шансов, что надежды эти когда-нибудь оправдаются. Крис Кларк (Chris Clark) описывал один из своих альбомов фразой "ближе к Бергхайну, чем к Гугенхайму" (имеется в виду нью-йоркский музей современного искусства), и про "25 25" можно сказать то же самое, но уже совсем не в комплиментарном ключе. От краут-рока, шумовых экспериментов и даже лефтфилд-диско не осталось и следа, вместо этого британцы конструируют не в меру бодрый микс из тек-хауса, минимал техно и полузабытого электроклэша. Здесь тоже не без удач ("Ya" или "Meet Me At The End" звучат вполне драйвово и впишутся в сеты где-то рядом с Tiga), но от ощущения, что песок – плохая замена овсу, отделаться не получается.

Giorgio Moroder & Raney Shockne "TRON RUN-r" (Original Soundtrack) (Disney Music)

Как выясняется, Дедушка Мород умеет не только записывать второсортный EDM с Бритни Спирс, но и экспериментальной музыки совсем не чужд. Каков бы ни был его вклад в этот дуэт, звучит этот шквал сбивающихся пулеметных ритмов, тревожных скоростных арпеджио и атональных пульсаций более чем современно. Хотя официальным издателем саундтрека (так же, как и самой игры) стала компания Disney, шефство над музыкальной частью взял лейбл Warp, и это совсем не удивляет. В их формат вполне вписались бы и оригинальные композиции, а вдобавок к этому на диске есть целый букет ремиксов от резидентов Warp Records – Autechre, Plaid, Bibio, Darkstar, patten и других.

The Album Leaf "Between Waves" (Relapse Records)

Джимми Лаваль (Jimmy LaValle) и его Album Leaf – последние люди, о которых ждёшь сюрпризов в 2016-м, но и они, как оказывается, способны удивлять. Посланцы из эпохи пост-рока и индитроники перебрались с внушительного Sub Pop на чуть более скромный, но уважаемый Relapse (где металл и нойз мирно сосуществуют с электроникой) и записали альбом, напоминающий чуть более живую и меланхоличную версию Tycho. Живые ударные перемешиваются с электронными, духовые – с клавишами, а вокал появляется где-то к середине пластинки, когда его уже совсем и не ждешь. Похоже не то на группу Tortoise, не то (мелодически) на раннего и наивного Алексея Айги.

Bryan Ferry "Avonmore. The Remix Album" (BMG)

С танцевальной музыкой Брайана Ферри связывает больше, чем кажется. Он пел на пластинках у DJ Hell и Groove Armada, всегда имел неплохой вкус на ремиксы, а два года назад записался с Тоддом Терье (Todd Terje), и этот успех настолько впечатлил Ферри и его издателей, что те решили целиком отдать его позапрошлогодний альбом "Avonmore" на растерзание балеарик-диско продюсерам. Среди авторов ремиксов обычные подозреваемые: Prins Thomas, Idjut Boys, Lou Zero, Johnson Somerset и даже Джастин Робертсон (Justin Robertson). В их исполнении романтический поп-рок превратился в диско и хаус разной степени расслабленности. Костюмчик этот на Ферри сидит отлично, но за два с лишним часа эта ленивая безмятежность успевает утомить. Часто слушать эту подборку дома едва ли получится, но для утреннего диско-сета где-нибудь на пляжном опен-эйре идеально подойдет почти любой трек.

Pye Corner Audio "Stasis" (Ghost Box)

Мартин Дженкинс (Martin Jenkins) – мастер разного рода синтезаторной ностальгии. Год назад он выпустил яркую пластинку "Prowler", продолжавшую идеи Plastikman времен альбома "Consumed", в этом уже отметился сплитом с Dalhous, а теперь вот наконец выпустил долгожданный лонгплей для главного ностальгического лейбла в мире, британского Ghost Box. Как и полагается, на "Stasis" есть плывущий кассетный звук, пленочный шум и жирные звуки старых клавиш и ритм-машин. Маршевые ритмы, монотонно пульсирующий бас и тревожные синтезаторные рифы - породистый диско-нуар и саундтрековая космо-электроника в лучшем виде. Сам Legowelt бы позавидовал.

29.08.2016, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: