ФЕСТИВАЛЬ  Osheaga 2016: радио "Свобода"

Реабилитация Ланы Дель Рей, феерия RHCP, величие Radiohead и другие итоги главного канадского рок-фестиваля.

Миссия выполнима: после 10 лет и примерно тысячи хороших, плохих, выдающихся, обыкновенных и великих сетов 11-й фестиваль Osheaga Music and Arts Festival финишировал на безо всякого преувеличения эпической ноте - прозвучавшей в Канаде впервые за 19 лет песни "Creep" в исполнении группы Radiohead. Этому, как водится, предшествовали три упоительных дня и 30 часов музыки с перерывом на сон и пару похмельных бранчей: шесть сцен, 110 артистов, как минимум две кавер-версии коэновской "Chelsea Hotel #2", 135 тысяч зрителей, пятый солд-аут подряд - все как всегда и все как в первый раз.

Мой первый раз случился именно что 10 лет назад, когда Osheaga только дебютировала на карте североамериканских опен-эйров (изменившейся с тех пор радикальнее, чем резюме Мэттью МакКонахи), и начинался точно так же, как одиннадцатый: первую остановку на территории парка Жана Драпо я и тогда, и сейчас сделал в разгар сета Wolf Parade. К 10-летию фестиваля (и своей влиятельной дебютной пластинки "Apologies to the Queen Mary") местные инди-идолы подошли отдохнувшими (последние пять лет группа провела в творческом отпуске) и в недурной форме, особенно очевидной на сыгранных последними "This Heart's on Fire" и "I'll Believe in Anything" с альбома-юбиляра.

Обратив внимание на то, что Osheaga едва ли не впервые в истории встретила умеренной (то есть, не сатанинской) жарой и уверенным (но не убийственным) солнцепеком, нельзя было не заметить и то, как подешевели за эти годы акции Bloc Party. Когда-то ходившие в лидерах так называемого ретророка (и хедлайнерах Osheaga 2007), англичане были вынуждены довольствоваться кратковременным дневным сетом на третьей сцене - которого, впрочем, вполне хватило на всю обязательную программу, от "Banquet" до "The Love Within", и внезапное признание солиста Келе Окереке (Kele Okereke): "Знаете, что я хочу, оказываясь в Монреале? I wanna get hiiiigh!"

Пока фестиваль набирал обороты, вдруг активизировались энтузиасты, поливавшие зрителей водой из шлангов: Окереке прямым текстом попросил их поумерить пыл, а вот за аудиторию Half Moon Run вступиться было некому. За два года, разделивших этот и предыдущий фестивальные сеты группы, ее статус - по крайней мере, в родном городе - изменился радикально: отыграв весной четыре аншлаговых концерта в местном "Метрополисе", Half Moon Run осторожно напрашиваются на славу новых Arcade Fire. Но пока не во весь голос - на Osheaga их песни, продолжающие осваивать дистанцию от Alt-J до Патрика Уотсона, срабатывали через одну (и под них не особенно хотелось ни мокнуть, ни get high).

Игравшая следом группа The Lumineers - это, как и следовало ожидать, стадионный фолк в его худшем (но отчего-то крайне востребованном в последние годы) виде, а вот пятничные хедлайнеры Red Hot Chili Peppers превзошли самые смелые ожидания - в моем случае еще и завышенные стараниями нового альбома "The Getaway", который мне страшно нравится. "Я думал, я размышлял, я погружался в мысли, - заявил в самом начале шоу подозрительно одетый Энтони Кидис (Anthony Kiedis). - И пришел к выводу, что люблю Канаду".

И, кажется, не соврал: из всех шоу RHCP, которые я видел за последние 17 лет, это оказалось мощнейшим. Старый приятель Фли (Flea) радовал расцветкой штанов и спорадическим конферсансом (по ходу которого выяснилось, в частности, что он фанат выступавшего в это же время Винса Стейплса), гитарист Джош Клингхоффер (Josh Klinghoffer) - завидной сыгранностью с коллегами, а Кидис - уже тем, что он есть и он такой один. Промчавшись по своему бэк-каталогу грандиозным галопом (от "Can't Stop" с обязательным intro-джемом до "Give It Away" с фрагментом из "Break on Through" The Doors), Red Hot Chili Peppers ответили на все жалобы по поводу их как хедлайнеров "неуместности" и "устарелости". Еще раз, с выражением: всем бы так постареть.

Субботний лайнап Osheaga был самым сбалансированным: не реши я прийти на фестиваль с дочерью, мое пребывание в парке Жана Драпо имело бы все основания растянуться на весь день. Как бы то ни было, сет группы Daughter - отличное (и символичное) начало дня: подобно Half Moon Run и другим интеллигентным группам, играющим не на полной громкости, английскому трио было нелегко конкурировать с болтовней разгоряченных солнцем и допингами зрителей, но его новый материал - звучащий мечтательнее, плотнее и да, громче старого - решил дело в пользу группы (которой, по-моему, отчаянно не хватает среди номинантов Mercury Prize).

Выступления The Barr Brothers и The Arcs на главных сценах я застаю по касательной, а вот к началу сета Best Coast на "зеленой" сцене тороплюсь и успеваю. Их предыдущая инкарнация - по-калифорнийски безоблачный инди-поп - была хороша, но и на теперешнюю - аналогичного происхождения бодрый поп-панк - жаловаться грешно. Начав с двух сильнейших песен со своего последнего альбома, "Heaven Sent" и "So Unaware", Best Coast на протяжении следующих 40 минут воскрешали в памяти золотые стандарты лихих девяностых - времен выхода х/ф "Магазин "Империя", дебюта русского MTV и расцвета групп в диапазоне от Garbage до No Doubt.

Еще более очевидной победой увенчался первый монреальский концерт The Last Shadow Puppets (на той же "зеленой" сцене, в присутствии преступно скромной аудитории - большинство разбежалось по сетам Haim и Kaytranada). Всего пару лет назад закрывавший Osheaga в составе Arctic Monkeys, Алекс Тернер (Alex Turner) вновь предстал в образе британского Элвиса и звучал не так здорово, как в прошлый раз, но достаточно убедительно - особенно на старинных "The Age of the Understatement" (что бы мы все делали без Эннио Морриконе), "Meeting Place" и "Standing Next to Me". Были и струнные, не обошлось и без Коэна (причем - очко за оригинальность - "Is This What You Wanted") - в общем, этого стоило дождаться.

Зачастившие в Монреаль Death Cab for Cutie исправили ошибку недавнего шоу в Bell Centre, закончив свой сет душеспасительной "Transatlanticism", ну а главная героиня дня Лана Дель Рей (Lana Del Rey) и вовсе рассчиталась за все былые грехи. Доселе присутствовавшая в моей жизни несколькими очень хорошими песнями и двумя очень плохими концертами в том же Bell Centre, Лана вновь продемонстрировала, что она не икона феминизма (показывавшие ее - и только ее - камеры изощрялись совершенно порнографическими планами), и впервые доказала, что умеет не только играть bad girl, но и прилично петь живьем (в том числе, ту самую "Chelsea Hotel" и, что совсем уж невероятно, мою любимую "Yayo").

Третий день Osheaga стартовал бодрее, чем кто-либо рассчитывал (сыгранная Foals "What Went Down" - highlight всего уик-энда), и был щедр на маленькие радости: первобытные пляски под "Venus Fly" простуженной Grimes, жаркий соул будущего номинанта на чертову тучу "Грэмми" Леона Бриджеса (Leon Bridges), кавер-версия "Where Is My Mind?" от Nothing But Thieves, убойная серия из "Go!", "Midnight City", "Outro" и "Couleurs" в исполнении M83. Но не будем притворяться: и для меня, и для подавляющегося большинства оказавшихся в парке Жана Драпо в воскресенье все это было более или менее затянувшимся разогревом перед хедлайнерским сетом группы, которую с нетерпением ждут всегда и повсюду.

Не буду и врать: монреальский концерт Radiohead был велик - но не стал классическим, как их же шоу в нью-йоркском Madison Square Garden несколькими днями ранее. Оказавшись в Новом свете впервые с 2012 года, под сводами The Garden англичане расщедрились на песни вроде "Planet Telex", "No Surprises", "The National Anthem", "Street Spirit (Fade Out)" и - впервые за десять лет - "Let Down", за два с лишним часа в очередной раз убедив в том, что любая другая группа - в свой лучший день, с идеальным сетлистом - на уровень Radiohead в лучшем случае покушается.

Выступление Radiohead на Osheaga в этом, понятно, не разубедило, но на фанатских нервах поиграло изрядно. Выйдя на сцену раньше, чем планировалось, вскоре после окончания диджейского сета Gramatik (заявленные вторыми с конца Disclosure застряли в дороге), Radiohead начали так же, как в Нью-Йорке: с фрагмента интервью с Ниной Симон ("Что для меня свобода? Отсутствие страха"), лишившейся скрипочек версии "Burn the Witch" и еще нескольких песен с лучшего альбома года (в The Garden - четырех, в парке Жана Драпо - двух). После чего на протяжении доброго часа компенсировали отсутствие полноценной группы поддержки, разогревая самих себя (то есть, предпочитая "краудплизерам" собственные любимые песни в диапазоне от "Bodysnatchers" до "Feral" и "The Gloaming").

Спору нет, звучали они при этом превосходно, а сыгранные друг за другом "Reckoner" и "Pyramid Song" пролились бальзамом на душу, но по-настоящему концерт Radiohead начался уже в ночи, с проверенной связки из "Everything in Its Right Place" и "Idioteque", за которыми последовали "There There" и совершенно титанический бис, практически целиком состоявший из песен с "OK Computer". "Let Down" в сетлистах Radiohead, похоже, прижилась, без "Paranoid Android" они уже давно немыслимы, на "Exit Music (for a Film)" все затаили дыхание, а "Karma Police" пропели так здорово, что доселе саркастичный Том Йорк (Thom Yorke) выдал широчайшую из улыбок, на которую способен, и спел припев еще раз.

Вероятно, именно в этот момент было принято решение сыграть на прощание не "The National Anthem" со "Street Spirit", а "Lotus Flower" с "Creep" - чтобы Йорк мог в свое удовольствие подергаться у микрофона, а весь вечер колдовавший над полудюжиной инструментов Джонни Гринвуд (Jonny Greenwood) - со святой простотой и слегка комическим остервенением подергать струны гитары, пока 50-тысячная аудитория живописно сходила с ума. Ничего подобного - настолько эйфорического, настолько экстатического, настолько эпического - я в 10-летней истории Osheaga Music and Arts Festival не припомню.

Osheaga Vol. 12 меж тем уже не за горами - парк Жана Драпо закрывается на реконструкцию, поэтому организаторам фестиваля придется найти ему новую - хочется верить, что временную - прописку. И, конечно, хедлайнеров, которые попробуют не уронить планку, установленную Radiohead, RHCP и Ланой Дель Рей (опять-таки впервые на моей памяти самые убедительные фестивальные сеты отыграли именно хедлайнеры). Голосую за Сию (Sia), Pixies и Coldplay.

08.08.2016, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: