СБОРНИК  Нашествие. Шаг десятый.

В десятом, юбилейном выпуске этого сборника новое поколение отечественных исполнителей в категории "не попса" (хм...) предстаёт успешно самоопределившимся. Здесь уже есть свой мейнстрим и своя...

В десятом, юбилейном выпуске этого сборника новое поколение отечественных исполнителей в категории "не попса" (хм...) предстаёт успешно самоопределившимся. Здесь уже есть свой мейнстрим и своя альтернатива. Разрывающиеся между экспериментом и коммерцией страдальцы, и крепкие ребята, исповедующие оправданный консерватизм. Удачно нашедшие свой стиль, натужно выдающие за таковой давно затёртую "фишку" или же вовсе поющие с чужого голоса. Короче говоря, жизнь продолжается, и всё готово к новому шагу.
Увы, первый трек альбома навевает тоску зелёную. Никакого разнообразия. Если вспомнить, большая часть треков с дебютного альбома Земфиры заслужила статус радиохитов (даже равнодушный к её творчеству может навскидку вспомнить с десяток). Повторить это битловских мастабов достижение со вторым альбомом удалось лишь частично - да и то несколько искусственным образом, при помощи пары макси-синглов и вступления певицы в стройные ряды киноманов. Сейчас чарты вяло штурмует одинокая "Бесконечность". Ибо предыдущий "хит-сингл" уже благополучно забыт. Грустно.
Закрывается программа тоже не ахти как. Томас ("Командор") вписал своё имя в рок-историю, выступая на разогреве у Кена Хэнсли. Помните Сплин и Rolling Stones? Печально то, что относительно Сплина Томас так же крут, как Хэнсли супротив роллингов.
В середине - гвоздиком застрял курьёз. Скрябiн ("Любить Платить") продолжает эксплуатацию подкупающе мелодичного пения по-украински. Отлично, только зачем гибридизировать для этого Ника Кэршоу с Орлиным Глазом Черри? Опять "кругом наши"?
Обращает на себя внимание интересный факт: большая часть так называемых "групп" по-прежнему является лишь приложениями к одиноко взирающим с фотографий на развороте авторам композиций. Хотя, даже если на фото вся группа... У вокалиста Кукрыниксов ("По Раскрашенной Душе") это семейное, или же он поёт с теми же интонациями, что и старший брат, из иных соображений? И вообще, где его бас-гитара? Просто мешает петь, или продюсеры начали своё чёрное дело по выведению парня на первую линию? В таком случае, им не мешало бы ознакомиться с печальным опытом Краденого Солнца ("Мадрид") и из-за ряда взаимных недоразумений оторвавшегося от них вокалиста Джеффа ("Моряк"). Такое впечатение, что слушаешь одну, грубо разорванную пополам песню. Причём наблюдается некий парадокс в том, что лёгкий абсурд лирики остался почему-то за группой, а глумливая чехарда "неквадратных" ритмов - за ранее не проявлявшим особых композиторских амбиций Джеффом. Так или иначе, оба трека звучат несколько обломно. Вместе у ребят лучше получалось.
Однако не всё так плохо. Если говорить об "открытиях", или же просто о талантливых дебютантах - на диске имеются и свои жемчужины. Во-первых, редкостно по-нынешним временам драйвовый, не менее редкостно мелодичный, одновременно романтичный и по-панковски драйвовый Эллизиум ("Острова"). Во-вторых, создающие атмосферу лёгкого сумасшествия По Глазам ("Солнце Разливается"). При хорошем раскладе вокалистка этой группы Стася имеет все шансы стать общенациональным секс-символом. Почему? Слушайте и влюбляйтесь!
Ну, и ещё Юта. Действительно - "не попса", а даже почти нормальная эстрада. Прочувствованное исполнение, неожиданная аранжировка... У этой леди неплохой потенциал!
Другие новички претензий на большую аудиторию, увы, не оправдывают. Даже Дети Picasso, изо всех сил (что их и выдаёт) пытающиеся прослыть модными и "альтернативными". Поэтому уже нашедшим себя Пилоту ("Небо") и Високосному Году (Кино"), словно буксирам, приходится тащить за собой невнятный кибербред Dzen ("Глаза Анютины") и бесполый садомазохизм Седьмого Прохожего ("Касание Сердцем").
Очень "знаковыми" оказались песни Тараканов! ("Я Смотрю На Них") и Ленинграда ("Мне Бы В Небо"). Забой в электричестве и мат без оного временно уходят на задний план. И музыканты обеих групп весьма внятно высказывают свои соображения касательно жестоких гримас окружающего мира. Причём не в ущерб музыке, как, например, эксплуатирующие отнюдь не лучшие наработки "русского рока" Fакты ("Город").
Несколько лет назад "Наше Радио" попыталось отгородить сугубо свой участок музыкального пространства. Под негласным лозунгом "корявое, зато свое". Несколько лет этот участок просуществовал, будучи по чьему-то недосмотру законсервированным. Долго так продолжаться, разумеется, не могло - началось брожение. Прикол в том, что одновременно здесь и вино крепчает, и закуска тухнет. Этот сборник - не слишком весёлая, но и не слишком грустная попытка как-то осмыслить эти неоднозначные процессы.

24.06.2002, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)