Британские электронщики Plaid выступали в России еще до наступления клубного бума, а значит и отношение к ним здесь особое. Года до 2003-го (то есть примерно до фестиваля "Мегаполис пульс" с участием Unkle Sounds, Up Bustle & Out, Beans, Fat Truckers, Jolly Music и так далее) каждый концерт заезжего музыканта был важным, как пишут сейчас в соцсетях, "life event". Историей разовой и немедленно обрастающей легендами. Одни счастливцы рассказывали про "Бритронику", другие про The Orb и Green Velvet на пятилетии "Птюча", третьи – про Smashing Pumpkins в "Горбушке" или Red Snapper в "Точке", которая тогда ютилась в районе улицы 1905 года.
Тогда событием был даже диджей-сет какого-нибудь безвестного британца, а тут самые настоящие звезды лейбла Warp, да еще и с новым альбомом (как оказалось позже, "Double Figure" и вовсе стал лучшим в их длинной дискографии). Тогда всё было в новинку и в диковинку – и загадочные манипуляции за огромным пультом, и формат "аудиовизуального шоу". Конечно же, в "Тоннах" был аншлаг, даже несмотря на то, что в тот же день в Лужниках выступали Rammstein. Это сегодня любой промоутер скажет вам, что пересечение аудитории здесь минимальное, а тогда, в условиях тотального дефицита зрелищ, пропустить одних или других было упущением.
С тех пор у Plaid с Россией завязались тёплые отношения. В графике их каждого концертного турне непременно значились Москва и Питер (а то и не один раз), Эд Хэндли и Энди Тёрнер (Ed Handley, Andy Turner) завели дружбу с группой Ёлочные Игрушки, в общем стали здесь "своими в доску". При этом их статус, как в общем и статус всех айдиэмщиков из девяностых, за это время сильно менялся. За хитовым диском "Double Figure" последовали довольно спорные и не в меру экспериментальные "Spokes" и "Greedy Baby", потом группа надолго переключилась на саундтреки к японским мультфильмам. И если их бывший коллега по трио Black Dog Кен Доуни (Ken Downie) всё же светился на фестивалях и высоко котировался в техно-тусовке, то Plaid медленно исчезали с радаров. Из группы, на чьих альбомах "гостила" Бьорк (Bjork), Plaid медленно превращались в еще один "нишевый проект".
Возвращения в топ, казалось бы, ничто не предвещало, но всё же оно случилось. Сначала был не фантастический, но вселявший надежду "Scintilli", где британцы норовили заигрывать с бас-музыкой. А спустя еще три года – великолепная пластинка "Reachy Prints", где вместо сухого электронного звука и генеративных секвенций группа вдруг заново открыла для себя гитары, мандолины и арфы (живых инструментов у Plaid было в избытке в "золотые" времена альбома "Not For Threes"). Гитара появилась даже в концертном сетапе группы, что для Эда и Энди вообще было делом невиданным.
Альбом "The Digging Remedy", с которым Plaid едут в Москву на этот раз (спустя 15 лет – всё те же "16 тонн", что тоже символично) – это своего рода квинтэссенция всего, что группа делала за 25 лет. С одной стороны это хорошо знакомые хрустящие и чавкающие IDM-барабаны и замысловатая мелодическая канитель, которой группа всегда была славна. С другой – обилие вписанных в электронный контекст живых инструментов (в "Lambswood" появляются даже восточные духовые). Наконец, вопреки заявлениям Warp Records о "возвращении к корням", новые Plaid совсем не звучат как ретро. Скорее наоборот, это музыка подчёркнуто современная. Нечто подобное мог бы записать 22-летний юнец с типичным для наших дней эклектичным бэкграундом из Flying Lotus, Афекс Твина, Parliament/Funkadelic, барочной музыки и саундтреков к французскому кино. И для группы, играющей уже четверть века, это, наверное, лучший комплимент.
Plaid & The Bee
Москва, клуб "16 тонн"
29 июля, 23:00
1956 – Восходящая звезда Элвис Пресли дал свой первый концерт в Лас-Вегасе. На широкую ногу карьеру певца поставил его менеджер - полковник Том Паркер, предприимчивый нелегальный иммигрант из Голландии »»
1964 – Образована фирма граммофонных пластинок "Мелодия", впоследствии ставшая государственным монополистом в области записи и распространения музыки в СССР. Одна из звукозаписывающих студий "Мелодии" находилась в здании англиканской церкви в Вознесенском переулке в Москве »»
2000 – Умер Александр Косорунин («Неприкасаемые») »»
Maria CALLAS (1923)
Calvin OWENS (1929)
Roy ORBISON (1936)
Ray PETERSON (1939)
Alan BROADBENT (1947)
John MILES (1949)
Narada Michael WALDEN (1952)
ARASH (1977)
Taio CRUZ (1983)