Переформатировавшись из многодневного музыкального марафона на ВДНХ в серию стадионных концертов с ярко выраженным хедлайнером и не самыми последними людьми на разогреве, московский Park Live, возможно, потерял в разнообразии, но уж точно не в качестве организации. И это едва ли не самое важное, особенно на фоне тревожных фестивальных новостей последних недель: Park Live остается прежде всего событием для людей и про людей, а не костром спонсорского тщеславия или учебным мероприятием для органов правопорядка. Пожалуй, единственное, что не удалось организаторам по-настоящему - перебороть прихотливую акустику домашней арены "Спартака". Стадионный ревер хорош для распева трибун на московском футбольном дерби, а вот концертному звукорежиссеру он разве что добавит пару седых прядей на голове. И если прилегавшая к сцене фанзона еще легко отделалась, то в некоторых местах танцпартера можно было услышать, как с задержкой в секунды полторы из динамиков приходят барабаны - не самый приятный эффект, уж поверьте. В остальном же, в том что касается входа и выхода, обустройства фудкорта и лаунж-зоны, трансляции видео и работы стюардов и полицейских, Park Live действительно удержал уровень.
Суббота: Nothing But Thieves, The Kills, Red Hot Chili Peppers
Едва ли стоило ожидать, что тушинская арена заполнится уже к 4 часам дня, когда на сцену должны были выйти первые участники фестиваля, британцы Nothing but Thieves. Но те, кто пришел, вряд ли почувствовали себя обманутыми: рок-н-ролльный пафос и напористость вчерашних дебютантов для открытия шоу подходили более чем. Foals, ранние Muse, поздние Queens of the Stone Age, U2 образца "Achtung Baby" - Конор Мейсон и его коллеги, которым явно забыли рассказать, что рок мертв, хватаются за все подряд, не брезгуя также хардроковыми соляками и совсем уж по ГОСТу сочиненными рок-балладами. При этом какое-то подобие собственного почерка у квинтета все равно прорезается. В обойме NbT пока всего один альбом, вышедший меньше года назад - его и сыграли почти целиком, разбавив сетлист беспроигрышным и явно воодушевившим разомлевшую публику кавером на "Where Is My Mind?" Pixies. И хотя это была единственный момент, когда зрители подпевали группе, не вижу причин, почему через год-два она не смогла бы собрать уже на сольном концерте в Москве несколько сотен осведомленных фанатов в застиранных футболках Biffy Clyro.
Если Nothing but Thieves приехали в столицу чуть раньше, чем стоило, то The Kills - позже. Страшно подумать, но с тех пор, как Элисон Моссхарт впервые объявилась в эфире местных радиостанций (как приглашенная вокалистка в песнях Placebo и Primal Scream), прошло уже 10 лет, и разумеется, интерес к группе с тех пор поугас. С другой стороны, сама группа, обзаведшаяся в дополнение к драм-машине полноценной ритм-секцией из плоти и крови, хуже не стала, да и песни с ранних альбомов в пробивной мощи не потеряли. Не по погоде тепло одевшейся Элисон больше не нужно компенсировать страх перед сценой звериной яростью, но маску холодной стервы она носит так же эффектно, как и прежде, лишь однажды за 80 минут сета позволяя себе улыбнуться. The Kills напоминают асфальтовый каток - раскочегариваются медленно, но как только наберут ход, на пути лучше не стоять. Пожертвовав парой хитов ("U.R.A. Fever" и "Kissy Kissy"), вынесенных в начало сета, когда группа еще только приноравлилась к звуку, Джейми Хинс и Моссхарт уже через полчаса могли наслаждаться электричеством, которое пошло по первым рядам. Концовка и вовсе была гроссмейстерской: вслед за "That Love", сыгранной Элисон сольно и в акустике, The Kills выдали псевдо-бис со свежим синглом "Siberian Nights" и видавшей виды "Fried My Little Brains". Те, кто годами честно ждал возможности увидеть группу в России, если и могут на что-то посетовать, то разве что на отсутствие другой циничной нетленки - "Fuck The People".
Пропустив по техническим причинам выступление Сплин (оно, кажется, запомнилось только заменой Propellerheads на Tequilajazzz в песне "Мое сердце" - ну, тоже апдейт), перейдем сразу к героям снобской шутки Ника Кейва, которую в последние годы не вспоминал разве что ленивый: "Всякий раз, когда я спрашиваю, что это за говно играет по радио, ответ один и тот же: "Red Hot Chili Peppers". И ладно бы Кейв, но полупрезрительное отношение к группе, закрывавшей первый день Park Live, к середине "десятых" приобрело настолько нездоровый оттенок (скажем, меньше месяца назад сайт Steregum выпустил издевательский листинг с названием "9 неотстойных песен RHCP" - и это только один пример). Как если бы "перцы" готовились сменить Nickelback на посту главного жупела рок-музыки. С чего бы это? Понятно, что группа понемногу бронзовеет, заняв свою нишу, а кто хотел увернуться от такой участи, давно покинул корабль - последним был Джон Фрусчанте, ныне выпускающий эзотерическую электронику, весьма далекую от альбома "Californication". Но во-первых, в самом процессе бронзовения ничего постыдного нет (проблема обычно в другом: мало кому удается стареть солидно и достойно). А во-вторых, миссия RHCP чуть ли не с момента основания формулировалась словами "Смех и радость мы приносим людям". И они продолжают, что называются, исправно доставлять: будь то дуэль ударника Чэда Смита с похожим на него как две капли воды комиком Уиллом Феррелом или версия американского гимна в исполнении Фли, недавно сломавшая мозг многим его соотечественникам. Более того, судя по инциденту на белорусской таможне, когда RHCP заставили расписаться на мерче Metallica, музыкантам даже не приходится искать приключений - приключения находят их сами.
Выход первого за пять лет альбома "The Getaway" отнюдь не был формальным поводом закатить очередной тур. Даром, что обязательную программу RHCP местами исполняли в ключе "кто в лес, кто по дрова", заметно было, что к новым песням группа относится с пиететом (но и не без иронии: "А этот рифф я упер у Брайана Ино", - заявил Фли, едва закончив играть "Go Robot"). Да и блок из "Right on Time", "Wet Sand" и "Factory of Faith" никак не укладывается в формулу "лучшее, любимое и только для вас". Словом, если уж пенять "перцам", то за звук (прямо скажем, не образцовый, уже не первый раз в этом туре) или не вполне удавшиеся закидоны и импровизации (а сольный выход был у каждого из музыкантов, не считая сессионных клавишников), но точно не за лень или отсутствие мотивации. Градус пафоса группа решила сбить уже выходя на бис, когда Смит переоделся в цирковой костюм с блестками, Джош Клингхоффер примерил хоккейный свитер с фамилией "Овечкин", выкрасивший голову Фли продемонстрировал умение ходить на руках, а под конец грянула эталонно-раздолбайская "Give It Away". Чем не финальный салют?
Воскресенье: John Newman, Passenger, Two Door Cinema Club, Lana Del Rey
Несмотря на то, что из выступавших до Ланы Дель Рей артистов Джон Ньюмен, возможно, самый именитый и популярный в России, именно он открывал второй фестивальный день. Посещаемость очевидно (и ожидаемо) уступала субботе - взору артиста предстали почти пустые трибуны (забегая вперёд, уточним, что в воскресенье хоть сколько-нибудь они заполнятся только в самом конце дня) и средней заполненности фанзона. Тем не менее, выбежавший на стоявшую посреди сцены лестницу Ньюмен сходу стал иллюстрировать выражение "с шилом в заднице" - не останавливался он, кажется, ни на секунду, несмотря на очевидную простуду, сказавшуюся на голосе. С усталой хрипотцой Джон непринужденно болтал со зрителями, с настойчивостью Филиппа Бедросовича Киркорова выпрашивал аплодисменты (особенно в этом плане был показателен яркий финал "Come And Get It"), и периодически активно выплясывал под качающий грув собственной аккомпанирующей группы. Несмотря на то, что артист не на сто процентов вытянул протяжный вокализ из припева "Love Me Again", финал, как и выступление в целом, удался, и задал неплохой тон дальнейшему действу.
Майкл Розенберг, известный по акустическим зарисовкам под псевдонимом Passenger, выступал в одиночку, и искренне хвалил публику после каждой композиции. Публика горячо отвечала взаимностью - харизматичный артист без большого бэнда сумел покорить почти ничего не слышавших о нём посетителей Park Live. Даже главный его хит "Let Her Go" зрители воспринимали в духе "ни фига себе, это он, оказывается, её поёт!", хотя до того хором подпели многословной "I Hate". Майкл говорил и о собственном прошлом (он был уличным музыкантом), и о том, что всегда стоит идти до конца и быть верным собственному призванию, непринуждённо шутил и вообще был душкой. Кроме того, сыграл две совсем новые композиции, одну из которых сочинил пару недель назад, а также приятный кавер на "The Sound Of Silence" Саймона и Гарфанкела (Simon & Garfunkel).
Ирландское трио Two Door Cinema Club после хайпа, связанного с выходом дебютника "Tourist History", на несколько лет скрылось из поле зрения, и теперь возвращается вновь. Правда, новый альбом выйдет только в октябре, но гастролировать группа начала уже сейчас. Пару новых композиций не назовешь вторыми "Undercover Martyn" или "What You Know", но звучат любопытно. Из визуальных зрелищ - 7 равноудаленных прямоугольных экранов прямиком за группой, по нынешним меркам далеко не ноу-хау, но сделано со вкусом. Словом, крепкие середняки. Ещё одни герои британских музыкальных таблоидов, памятные дебютным рывком, возвращаются после отпуска - и вроде поводов для негативной оценки и нет в подобных сетах, но и сильно хвалить тоже особо не за что. Упомянутые хиты, конечно, принимают горячо ("What You Know" в финале победно растянули на пару дополнительных минут во имя всеобщего удовольствия), но ощущения после сета оказываются совершенно нейтральными.
Огромный экран прикрыт исполинских же размеров театральным шатром - затянувшая на добрые полчаса свой выход главная героиня вечера неспешно вышагивает под массивный женский зрительский крик и тягучее интро "Cruel World". С момента релиза "Born To Die" Лана Дель Рей выпустила уже две пластинки, каждая из которых хоть и не принесла ей больших хитов, была тепло встречена критиками. Так вот, добавив в программу песни с них, певица окончательно сконцентрировала ощущения от её живого шоу на атмосферности и медленном темпе - этаком длительном то ли наркотическом, то ли, наоборот, отходняковом трипе. Даже песни кажутся слегка замедленными в сравнении со студийными записями.
Главное отличие от московского концерта трёхлетней давности - Лана наконец-то сносно поёт живьём. Точнее, она не исполняет того, что ей сложно тянуть (никаких "Young & Beautiful", и слава богу), а две эффектные танцовщицы, они же бэк-вокалистки, умело скрывают огрехи в исполнении, когда то от них требуется. Группа же действует слаженно и четко, как и в прошлый приезд в "Крокусе", и снова к ним никаких претензий - развернуться в полную силу и мощь им удалось только на 10-минутном финальном аутро "Off To The Races", пока главная героиня вечера спустилась в первые ряды "селфиться" и раздавать автографы. Также из заметных моментов концерта - трогательная "Yayo", сыгранное Ланой соло под гитару и внезапная, давненько не исполнявшаяся "Summertime Sadness" (из-за которой, правда, из сетлиста выбыла "West Coast", что обидно). Впечатления, в общем, куда приятнее, чем от предыдущего московского визита певицы: Лана нащупала сносный баланс между материалом и его подачей живьём, и поэтому сейчас о её концерте уже можно говорить как о шоу, в котором не так просто разочароваться как раньше.
1981 – Группа Yes ушла в бессрочный творческий отпуск. Тревор Хорн занялся продюсерством, его коллеги — Алан Уайт и Крис Сквайр задумали создать совместно с Джимми Пейджем супер-группу под названием XYZ (сокращение от ex-Yes-and-Zeppelin). Спустя 2 года, наигравшись, Yes вновь собрались вместе в… »»
Leo PARKER (1925)
Bob ANDERSON (1934)
Paul ROTHCHILD (1935)
Glen D. HARDIN (1939)
Mike VICKERS (1941)
Стабблфилд КЛАЙД (1943)
Andy NARELL (1954)
Майк НАУМЕНКО (1955)
Todd TERRY (1967)