Мои коллеги любят картинно возмущаться программой Montreux Jazz Festival: ужас, там выступают Slayer и Deep Purple, а по ночам играют электронику! Как можно, какой подрыв устоев, какое нарушение традиций, надо было сменить бренд, - пишут организаторы и журналисты.
А я люблю MJF именно за эклектичный подход к составлению программы и хорошо знаю главный секрет фестиваля, о котором в свое время нам поведал Нобс. Пестрая программа обеспечивает непрерывный рост образования слушателей. Допустим, сегодня подростки купили билеты на M83, но по дороге в Jazz Lab они успеют услышать на бесплатных площадках кучу разножанровых сетов. Может быть, заглянут на конкурс. Вдруг заинтересуются играющими в соседним зале ровесниками -выпускниками Montreux Jazz Academy. И в следующий раз вернутся за другими жанрами. Стремление навешивать на слушателей снобские ярлыки - едва ли не хуже, чем навешивать их на музыку. Монтре прекрасен именно таким, каков он есть: разным. Но раз уж вы настаиваете, вся следующая часть моего репортажа будет исключительно про джаз. И какой!..
7 июля. Отцы, дети и корейская опера
Вечер в Montreux Jazz Club отдан на откуп выпускникам продюсерской школы Куинси Джонса (Quincy Jones). Вот уже много лет мэтр курирует работу с молодыми джазовыми талантами, обеспечивая им поддержку на всех уровнях: помогая в образовании, продвижении, записи. Творческая лаборатория Куинси выпускает на волю невероятных музыкантов: на входе - тысячи желающих попасть в Montreux Jazz Academy, на выходе - единицы по-настоящему крутых музыкантов. При этом крутые - не обязательно самые техничные. Это еще и самые чувствующие, самые влюбленные в музыку, самые оторванные. Сегодня Куинси демонстрирует в камерном зале свой улов прошлого года.
Корейскую музыку слушать непросто: она атональна, размер у нее очень непривычный для европейского уха, а силлабо-тонический стих при отсутствии чистой формы- кошмар филолога. Стоит ли говорить, что когда я увидела в афише корейские имена, я немедленно отправилась в Jazz Club?! Похоже, что в своей любви к странным жанрам я не одинока: дуэт певца Хан Сын Сеока (Han Seung Seok) и мультиинструменталиста Джунга Джаели (Jung Jaeil) собрал полный зал.
Молодые музыканты строят свой авангардный кроссовер на основе традиционной корейской оперы - пхансори. В обычной жизни это дуэт голоса и барабана; при этом певец, сориккун, обычно пропевает некую историю, а инструмент акцентирует внимание слушателя на отдельных ее эпизодах, создавая эффект саспенса. Ребята поступили с народной традицией самым мудрым образом: они подали голос в сопровождении разных инструментов, добавив в музыку современные обработки и кинематографические элементы. Хан Сын Сеок - харизматичный и грациозный юноша; исполняя композицию, он плавно поводит в стороны огромным традиционным веером и принимает грациозные позы. А Джаели выплетает на фортепиано потрясающе изобретательные и при этом отчетливо европейские аранжировки.
21-летний мультиинструменталист и гений живого микширования Джейкоб Кольер (Jacob Сolier) -находка Куинси и Херби Хэнкока, дитя лондонского мультикультурного анклава; он обожает фанк и явно метит в крунеры столетия. Его игра на фортепиано перенасыщена короткими форшлагами, а вокальные игры с кучей саунд-эффектов выглядят как мультики про Хитрого Койота: парень стремительно перемещается между кучей инструментов, оставляя за собой инверсионный след бэк-сэмплов. Это очень увлекательно наблюдать живьём. Исполнив заглавную композицию с нового альбома "Don't you know", Джейкоб тепло приветствует собравшихся и признается: "Монтре - моё любимое место во всем мире. Я счастлив играть здесь и представить вам свой новый альбом "In My Room" - он действительно был записан в моей комнате методом наложений, я полностью сделал его, не выходя из дома - и теперь его играют и слушают во всем мире! Мне приходят отзывы со всех концов света! В день, когда он был издан, я услышал новости, что он в джазовом чарте в 22 странах. Спасибо вам за это. Это - ваша заслуга!"
Творческий багаж Джейкоба пока невелик: баллада "Save her", красиво переливающаяся колокольчиками и фо-но "Behind the way", мелодичная "Hajanga". Мы еще встретимся на следующий день в большом зале, и, конечно, увидимся не раз: у парня впереди большое будущее.
Если вы думаете, что Монтре дает шанс только молодым - вот вам моя любимая история: жил-был в американской глубинке мужик, мечтавший петь. Был он из неблагополучной социальной группы и шансов попасть на сцену у него, в общем-то, не было. Работал поваром в психбольнице, общался с бомжами и наркоманами. В 51 год вернулся в город детства Бруклин, чтобы по барам петь репертуар Джеймса Брауна. Когда ему стукнуло 62, он выпустил дебютный альбом "No time for dreaming" - и тут-то все и случилось! "Рыдающего Брэдли" заметили и пригласили в Монтре. Он выступил сначала на цене Jazz Lab, а потом, через год, - уже в Stravinsky.
Сейчас Чарльз Брэдли - настоящая звезда ретро-соул со всеми внешними атрибутами. На сцену Стравинского он выходит после внушительного инструментального intro, в боксерском синем халате, с золотыми цепями и пайетками. Абсолютно достоверно воспроизводит сумасшедшие образы r'n'b-героев Motown: белое с золотом, рубашки с запонками, набриолиненная прическа - идеальная стилизация эпохи. И музыка у него вся под стать: соул-фанк с квакающим хаммондом, вокал, в котором слышатся интонации Джеймса Брауна, Отиса Реддинга, Тайрона Девиса. Сумасшедшая, гипертрофированная и чуть угловатая пластика.
Брэдли воплотил кучу клише - и сам стал чем-то вроде ходячего перформанса. И ты сначала восхищаешься, а потом испытываешь некоторую неловкость, когда огромный человек в парче и кружевах колышет пузом, машет руками, словно умирающий лебедь, и рыдает навзрыд у тебя на глазах два часа подряд.
8 июля. Джем-джем-джем! И булочка
Несколько неожиданный эпизод: клоун Jango Edwards, известный своими шуточками на грани фола, дает небольшой мастер-класс на одной из локальных сцен Монтре. В эти дни клоуна можно увидеть исполняющим нелепые па на променаде в балетной пачке и купальнике или в толпе студентов в смешных флюресцентных нарядах. Он показывает молодым музыкантам удачные сценические приемы и призывает артистов больше шутить и общаться с публикой в паузах между песнями. Отличный совет!
А в пресс-центре внезапно появляется легенда: Эл Джерро (Al Jarreau) собственной персоной! О Монтре и его участниках мэтр говорит тепло и с любовью:
- Каждый раз я воспринимаю этот фестиваль как очень особое событие. Многое изменилось за это время, многие мои коллеги уже ушли. мы все изменились, - и сейчас на мои концерты ходят уже не дети, а внуки: "Эй, мистер Джерро, моя бабушка обожает вашу музыку!"
О прошлогодней победительнице вокального конкурса, нашей соотечественнице Алине Енгибарян Джерро озывается с восторгом: "Она действительно уникальная - наверно, одна на миллион! Множество людей хотят петь джаз, но не у всех есть это чувство традиции и того, как джазовый вокалист должен интерпретировать музыку и кем он должен быть,- чему он может научиться у трубачей, к примеру. У Алины это есть. К примеру, Луи Армстронг показал, как использовать наработки духовых инструментов в своем пении. Алина это чувствует. Ей запросто можно отдать сердце!
Молодым музыкантам Эл советует одно: сохранять свою страсть к музыке и петь, не ожидая никаких наград или почета. "Только настоящая страсть к жизни, людям и музыке способна сделать музыканта музыкантом!", - справедливо замечает Эл.
Но вот и вечер. Сегодня нас ожидает первый ретроспективный гала-концерт под руководством Куинси Джонса. Матерый человечище приглашает на сцену своих коллег и друзей, не делая разницы между молодыми исполнителями и мэтрами. Он запросто представляет их: "мой брат Жан Батист", "мой друг со времен до изобретения электричества Эл Джерро"...
Биг-бэнд под руководством Пепе Линарда (Pepe Lienhard) дает каждому исполнителю максимально выигрышный фон - все аранжировки сделаны очень деликатно. И когда Жан Батист (Jon Batiste) садится к роялю, чтобы под щедрый разлив клавиш исполнить кавер на "What a wonderful world", и когда он перемещается за синтезатор, чтобы давать там веселые и точные арпеджио, - оркестр подхватывет тему, аккуратно развивает ее, а под конец все музыканты, как и зрители, с удовольствием хлопают юному пианисту.
Джерро выводят на сцену под руки - господи, какой же он хрупкий и старенький, и как ему непросто вытянуть хотя бы пару песен - но как он счастлив быть частью этого праздника! Он исполняет "I’m Beginning To See The Light" в аранжировке Винса Мендозы (Vince Mendoza), замедленной примерно в 2 раза. Но это как раз тот случай, когда сам факт выступления важнее его содержания.
На сцене блеск, смех, шутки и подколки - это фактурная дива Патти Остин (Patti Austin), джазовая королева дебютировавшвя в 1962 году. Она с изяществом и царственной грацией исполняет "You'll Have to Swing It", которую исполнила на трибьют в честь 100-летия Эллы Фицджеральд, и предлагает всем присутствующим уже сейчас готовиться к 100-летнему юбилею Монтре.
Патти сменяет виртузоный пианист Альфредо Родригез (Alfredo Rodriguez) - и вот тут чинный концерт плавно начинает переходить в джем. После своего, как обычно, великолепного и насыщенного выступления Альфредо не уходит, к нему присоединяется вокалистка и актриса Рашида Джонс (Rashida Jones). А вскоре на сцену выходит и хедлайнер вечера - Мик Хакнолл (Mick Hucknall)?, исполнивший незатейливый хит "Angel"
Лучший момент концерта - Пепе берет флейту, за фортепиано садится юное дарование Джейкоб Колье, а дирижировать оркестром начинает сам Куинси Джонс! Но и это еще не все: сам Джерро выходит, чтобы спеть здравицу фестивалю. Этот концерт собрал лучших и станет важной частью летописи Монтре.
Simply Red, которым в минувшем году исполнилось 30 лет, начали концерт с довольно странной мешанины из обрывков мелодий, которая не очень логично перетекла в "Look At You Now". На LED-экране - цифровые табло, кассеты и другая аналоговая атрибутика. Хакнолл выскочил на сцену после пары проигрышей и взялся за дело довольно бодро - учитывая его сильно опухшее лицо и явную одышку, которых раньше за рыжим не наблюдалось. Уже на "Come to My Aid" начали выступать на передний план прекрасные партии Иэна Киркэма (Ian Kirkham) на клавишных и гобое - особенно здорово они звучат в песне Барри Уайта "It's Only Love Doing Its Thing".
Это очень ностальгический сет - с его хитами из 80-х, с его акустической версией "Holding Back the Years". Только вот в какой-то момент вспоминаешь, что эту песню Мик орал во всю глотку в панк-группе Frantic Elevators - и понимаешь, какая пропасть лежит между этими двумя исполнениями. "For Your Babies", "Stars" и прочим любимым вещам - все еще подпевают тысячи женщин, но они видят на сцене отражение своей юности, а не реального певца, который все чаще берет передышку между песнями и все больше походит на поющую сдобную булочку. Да, золотой голос Мика все еще при нем... но с образом секс-символа точно пора прощаться.
Продолжение следует.
1981 – Группа Yes ушла в бессрочный творческий отпуск. Тревор Хорн занялся продюсерством, его коллеги — Алан Уайт и Крис Сквайр задумали создать совместно с Джимми Пейджем супер-группу под названием XYZ (сокращение от ex-Yes-and-Zeppelin). Спустя 2 года, наигравшись, Yes вновь собрались вместе в… »»
Leo PARKER (1925)
Bob ANDERSON (1934)
Paul ROTHCHILD (1935)
Glen D. HARDIN (1939)
Mike VICKERS (1941)
Стабблфилд КЛАЙД (1943)
Andy NARELL (1954)
Майк НАУМЕНКО (1955)
Todd TERRY (1967)