ФЕСТИВАЛЬ  Open'er 2016: Подожжём под дождём

RHCP, Chvrches, Tame Impala и Фаррел Уильямс в репортаже с главного польского опен-эира.

В этом году один из трёх главных польских музыкальных фестивалей Open’er отпраздновал собственное 15-летие. Добавив в лайнап пару гарантированно кассовых хэдлайнеров, традиционная четырехдневная тусовка в бывшем военном аэропорту Косаково собрала более 120 тысяч зрителей. Можно было предполагать, что польский фестиваль окажется самым финансово доступным фестивалем Европы по соотношению цена/качество/длительность для жителей России, Украины и Беларуси. Но, что удивительно, русской речи на фестивале слышно практически не было - видимо, нестабильная экономическая ситуация в наших странах делает своё дело. Да и Red Hot Chili Peppers, собравшие самую большую публику за все дни, недавно отыграли в Киеве, а уже в субботу отгремят и в Москве.

Увеличение посещаемости вызвало традиционные очереди на всё подряд в первые фестивальные дни. И всё бы ничего, но убрав в текущем году свои знаменитые купоны как систему расчета, фестиваль, активно поддерживаемый Mastercard, ввел систему бесконтактных платежей по соответствующим картам и браслеты для клиентов иных платежных систем. В отличие от венгерского гиганта, у польского от наплыва желающих получить браслеты досрочно случился фак-ап: аккурат к выходу первого хэдлайнера система начала сбоить, заставив людей часами стоять в очередях. Организаторы дали возможность расплачиваться на кассах любыми картами, но объявили об этом лишь в фейсбуке, а выдача браслетов так и не наладилась, и длинные очереди к еле-еле работающим пунктам выдачи можно было увидеть вплоть до последнего дня фестиваля. Та еще ложка дегтя.

К жителям кемпинга погода вновь была неласкова - ливень шел в Гдыне каждый день. Первые три дня его можно было быстро переждать под тентом, но в последний день штормовое предупреждение сдвинуло расписание главной сцены, стихия бушевала дольше обычного, а слабая морось не прекращалась вплоть до финального сета Kygo. В остальном же в Косаково было всё организовано на уровне, да ещё и с отличным звуком.

Больше всего народу собрали первые два дня фестиваля - людей особенно привлекли заканчивающая тур в поддержку прошлогоднего лонгплея Florence + The Machine и только выпустившие первую за 5 лет пластинку Red Hot Chili Peppers. По поводу концерта рыжеволосой дивы добавить к уже сказанному про её прекрасные выступления в разных частях света (только на Звуках: Sziget-2015, дважды Монреаль и Берлин) решительно нечего - концертная драматургия отточена, и, несмотря на повторяющиеся раз от раза приёмы, Флоренс всё так же обаятельна и буквально-таки искрит вдохновением. На фестивальное выступление, однако, прибыло массивное польское фан-коммьюнити, устроившее несколько флэшмобов, особенно впечатлили певицу сотни вырезанных из картона форм её медальона в виде глаза, в честь чего была исполнена "The Third Eye" - полностью заслуженный комплимент от шефа. RHCP же удивили психоделическими эффектами на сценических экранах, бодрым футбольным запевом Фли "Польска - бело-червоный" (в тот день национальная команда вышла в 1/4 ЧЕ), небанальным сетлистом (в числе прочего имелись пара песен с "Mother's Milk" и каверы на Боуи и Артура Рассела), но худшим за весь фестиваль звуком. Последнее никак не сказалось на общем восторге, и "Otherside" с "By The Way" сопровождал мощный хор. В случае с RHCP всё чаще приходится говорить о том, что "Перцы" староваты для прежней удали, и выступление на Open'er это только, увы, подтверждает.

Пока абсолютное большинство публики внимало "Californication" и "Give It Away", в Tent Stage начал играть Зак Кондон, лидер проекта Beirut, выпустившего в прошлом году первую за четыре года пластинку "No No No". Beirut сегодня, если сравнивать с лихим и развеселым выступлением 10-летней давности выступлением на "Пикнике "Афиши" - строгий коллектив, звучащий по-студийному чисто. Группа чередует новые композиции с нетленками с пластинок "Gulag Orkestar" и "The Flying Club Cup", которые кричит хором преимущественно женский хор. Особенно хочется отметить обаяние барабанщика группы, который умудрялся не прекращать улыбаться всё выступление от начала до конца, даже в самые грустные и экстатические песенные моменты. Приём был столь горяч, что Кондон расщедрился на незапланированный бис, который, правда, не вписался в строгую драматургию выступления. Тем не менее Beirut оказался неожиданным приятным открытием - как в плане интереса публики, так и в плане происходившего на сцене. Закончил же день Дэниэл Снэйт с Caribou, доигрывающими вторую часть фестивального тура в поддержку пластинки "Our Love" - несмотря на некоторые проблемы со звуком, группа повторила волшебство, которое автор этих строк наблюдал в финале прошлогодней Primavera Sound - а под финальные 10-минутные версии "Can't Do Without You" и "Sun" публика натурально сходила с ума, пока Снэйт блаженно улыбался (сразу после концерта он пошёл прямиком в зал делать селфи со зрителями)

Не менее выдающееся шоу показала PJ Harvey (и о ней речь шла уже неоднократно - прекрасными были концерты и в Монтрё, и в Роскилле, и в Барселоне, и в Москве).
В роли разогревающей команды для упомянутой выше Флоренс выступили The Last Shadow Puppets. Они резво стартанули с неожиданного кавера на "Totally Wired" The Fall, в течение которого еле стоящий на ногах Алекс Тёрнер сходу скинул свой модный ретро-пиджак. Лидер Arctic Monkeys вообще профессионально крал шоу (при этом добросовестно выполняя свои функции как музыканта), в то время как его коллега Майлз Кейн выглядел на его фоне предельно трезвым и сосредоточенным. Возможно, это грамотная актёрская игра, ведь в таком же духе, судя по очевидцам, проходят почти все выступления TLSP. А может Тёрнер просто наконец-то позволяет себе куражиться. В любом случае, группа выглядела слегка не в своей тарелке - их семидесятническое звучание со скрипичным квартетом впридачу не совсем подходило для бескрайних фестивальных просторов и очевидно было бы уместнее в закрытом сидячем зале.

Стоит упомянуть и Foals с Tame Impala. Первые играют на фестивале уже четвёртый раз, и впервые, по их признанию, им повезло играть не под дождём - затейливая и техничная гитарная музыка англичан работает на большую аудиторию безо всякой визуальной поддержки. Tame Impala же устроили настоящий психоделический поп-праздник с залпами конфетти и разноцветным вычурным, "вырви-глаз" видеорядом - самые крепкие из переживших первый день зрителей радостно подпевали сыгранной второй же "Let It Happen", "The Less I Know the Better" и, особенно, сыгранной на бис "Feels Like We Only Go Backwards". В перерыве Кевин Паркер признался, без усилий польских врачей концерт мог бы и не состояться - накануне лидер группы сильно занемог, и сам факт его выхода на сцену был чудом. Собственно, и дальше австралийцы в столь же одухотворенном состоянии отработали свой час на сцене.

В третий день основное внимание зрителей было уделено двум крупным именам с фестивальной афиши: LCD Soundsystem и Sigur Rós. Возвращение первых проходит на ура, однако, именно на Open'er было ощущение, что Мёрфи в середине тура стал уставать от своей ностальгической затеи "вернуть свой 2010 год". Группа звучит феноменально задорно, при этом кажется, что Джеймс выкрикивает "I'm losing my edge", вкладывая в эти слова дополнительный смысл. Тем не менее, LCD Soundsystem этим летом зрелище из разряда "это надо видеть" - в конце концов, казаться может что угодно, а бронебойный сетлист и мощнейший финал на "All My Friends" равнодушными оставить не могут никого.
Таким же must-see является и нынешний тур Sigur Rós - первый, который сыгран группой принципиально втроём, безо всякой инструментальной помощи, и первый, где сильный упор сделан на визуальную составляющую шоу. После единственной новой композиции, играя которую исландцы скрывались за хитрой световой конструкцией, трио прошлось по самым заметным пунктам своей дискографии, не забыв даже дебютник "Von" (сыграли "Hafssól", хотя очень бы хотелось, конечно, "Hún Jörð" - но сетлист группа в этом туре не меняет), а сопровождалось это гипнотическим видеорядо. Понятное дело, что в 2016 году даже Sigur Rós проходят скорее по разряду ностальгическому, чем по актуальному, но от прекрасной "Sæglópur" или совершенно уничтожающего финала "Popplagið" душу рвёт так же, как и при первом прослушивании "( )" или "Takk..".

В финальный день музыкантов главной сцены как будто бы разморило. По закрывавшему фестивальное шоу Kygo с традиционным для подобных сетов диджеингом, подкрепленным мощной визуализацией, и комментировать ничего не надо - тропикал-хаус, возможно, самый неспешный из актуальных нынче танцевальных жанров.
А вот Фаррелл Уильямс как будто не на сцену вышел, а в магазин за хлебом - такое бронебойное спокойствие ещё поискать. Всё самое сладкое из сетлиста было оставлено на потом, основная же программа состояла из песен с "G I R L" и мимолетных экскурсов в богатую дискографию Уильямса. Не слишком активного Фаррелла оттеняла группа танцовщиц, которым достался даже отдельный сольный выход, несколько раз Уильямс вытаскивал на сцену из первых рядов парней и девушек, а во второй части выступления к нему добавился Шей Хейли, чтобы исполнить несколько нетленок N.E.R.D. При этом публика реагировала вежливо, но сдержанно, а очнулась только на "Drop It Like It's Hot" Снупп Дога, перешедшую дальше в "Blurred Lines" и "Get Lucky". На бис, само собой, была "Happy", после которой Уильямс сильно надолго растянул "Freedom". В итоге - самое неоднозначное выступление столь крупного имени на фестивале.

И напротив, все музыканты на Tent Stage в последний день резвились не по-детски. Культовый пост-хардкор ансамбль At The Drive-In, играющий очередной реюнион-тур, рубил люто и отчаянно, почти целиком отчеканив свою главную пластинку "Relationship of Command". Седрик Бикслер-Савала метался по сцене и кричал в микрофон, пока зрители устроили самый массовый, кажется, за все фестивальные дни слэм. В ярости и мощи группа за годы технического перерыва нисколько не потеряла, хотя обещанный в начале года новый материал не выходил в записи и не игрался живьём. Видимо, группа вернулась надолго, потому как пообещала вскоре вернуться в Польшу с полноценным выступлением.
Не уступило монстрам альтер-рока молодое синти-поп трио Chvrches, и виновницей тому - выглядящая буквально-таки как ребёнок 28-летняя Лорен Мейберри. Что любопытно, в основном пришли на группу совсем молодые девушки (это понятно) и ощутимо взрослые мужики (которым, видимо, только дай на Лорен поглазеть). Дискотека получилось отменной, и зрителей даже не смутил дуплет "High Enough to Carry You Over" / "Under the Tide", исполненный Мартином Доэрти.
Танцы с пометкой "weird" продолжились стараниями Клер "Grimes" Буше, которая устроила этакое дикое, но симпатичное караоке имени себя. Причудливо двигающиеся танцовщицы вместо музыкантов, разговорчивая и постоянно срывающаяся на визг Буше - зрелище своеобразное, если не сказать, что странное. Grimes держится особняком не только в студийных записях, но и живьём, если это действо вообще можно так называть.

Open'er подтвердил реноме крепкого "середняка", где не увидеть весь цвет фестивального сезона, но несколько его фигурантов точно гарантированы. Уже который год очевидную конкуренцию по лайнапу и соотношению цены и качества из ближайших географических соседей выдерживает только Sziget. Организаторам остаётся принять во внимание недостатки нововведений 2016 года и уповать на хорошую погоду. В остальном же обещать, что Open'er 2017 точно удастся, можно уже сейчас.

09.07.2016, Сергей МУДРИК (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: