MONTREUX JAZZ FESTIVAL  50 лет Montreux Jazz. Дни 5 и 6

Sigur Ros, Пи Джей Харви, Mogwai и выпускники Montreux Jazz Academy в новом выпуске нашего репортажа из Монтре.

Montreux Jazz продолжает разворачиваться на глазах, словно игрушка с сюрпризами. Выставки, музыкальные конкурсы и шоу занимают на фестивале каждый метр площади и каждую минуту в расписании, на фестивальных площадках жизнь начинается все раньше. Билеты в главные залы давно распроданы, но программа на бесплатных сценах все интереснее. В парке Vernex разброс стилей и жанров огромный: днем здесь исполнил нежный камерный сет израильский дуэт Lora Marsh. Броские мелодии, мурлычащий вокал и приятные электронные аранжировки - а напоследок красивейший кавер на "Black Heart" Calexico. Уже через час весь парк дружно подпевает Voxset - гротескной команде в кружевах и латексе, исполняющей диско-поп а capella с юмором и кабареточным шармом. А параллельно в Lab устраивает электронный сет M83 - завтра на этой площадке будет царить heavy metal группы Slayer...

5 июля. Кино и ужасы


День видеопроекций и перформансов в зале Stravinsky. Сеанс кинопоказа вместо концерта для Монтре вещь не новая. Самый известный любитель кинематографа - Woodkid, который готовит к финалу огромную ретроспективу лучших моментов фестиваля за 50 лет.

Mogwai не стали отдельно заморачиваться и полностью сыграли живьем программу с альбома "Atomic"- саундтрека к документальному фильму Марка Казинса "Atomic: Living In Dead and Promise". А где саундтрек, там и фильм. Получилось как в немом кино: группа рубится на задворках, а над залом, как пишут кинокритики, "звучит тревожная музыка". Для таких интровертов, как Mogwai, - самое то.
Фильм BBC в любом случае стоит посмотреть, если вы его еще не видели; в отличие от ретро-футуристических антиутопий, он констатирует грустную истину, что технологии на службе военной машины - основной драйвер прогресса. Антивоенные демонстрации 60-70-х годов, панические лозунги "Stay at home" и толпу людей, спускающихся в бомбоубежище, иллюстрируют звук сирены и долгий синтезатор. Под техно "U 235" на экране разрастается гигантский ядерный гриб; фолк-баллада с романтическим припевом "We could be happy and peaceful" переходит в электронную стрелялку "Kids Will Be Skeletons", полет Гагарина и Терешковой сменяют Карибский кризис и Чернобыль, Хрущева сменяют Брежнев и Мао, с экрана раздается заключение высокой комиссии: "Its totally untrue that nuclear weapons have prevented war". Все это сменяет тишина. Напоследок мы видим музыкантов - Стюарт Брейтуэйт (Stuart Braitwaite), Алекс Маккей (Alex Mckay) и Доминик Эйтчисон (Dominic Aitchison) выходят на передний план со струнной секцией - под виолончель и скрипку они исполняют при свечах постапокалиптическую колыбельную.
Сильный акт, хороший концепт... хотя билет в кино стоил бы дешевле.


Sigur Ros тоже знают толк в саундтреках: авторы музыки к многочисленным документальным фильмам выкатили на сцену свое знаменитое проекционное шоу. Начинается концерт, как и у Mogwai, за экраном. Рама с тысячами лампочек работает как декорация, но уже после первой композиции музыканты выходят на первый план. Картинка постоянно движется и мерцает: перед нами проносятся кометы и заворачиваются в спирали вселенные, расчерчивают пространство протуберанцы и взрывы сверхновых. Высокий трепещущий вокал и ровный гулкий бит мультиинструменталиста Георга Хольма ( Georg Holm) обеспечивает психоделический эффект этому шоу с первых нот.
Многофакторные миры Sigur Ros с музыкальной точки зрения довольно минималистичны, даже однообразны. Множество слоев - мелодий, тем, картинок, - наслаивается на основную мелодическую линию; вокал витает в небесах, в какой-то момент напор бита усиливается и переходит в крещендо "‘Sæglópur", а потом, словно волна, спадает. Потусторонние звуки и шумы в "Yfirborð", "Hafsól" с его вибрирующим рефреном в какой-то момент сливаются в одно сплошное море саунда. Программа нам хорошо известна, единственная новая песня в ней - "Óveður", так что можно расслабиться и просто отдать себя на милость звука.
В финале одинокий луч выхватывает фигуру лидера группы, Йонси Биргиссона (Jon Por Birgisson) с поднятым вверх смычком. И он долго держит одну ноту - так мучительно долго, что зал не сразу врубается, в чем подвох и в какой момент подключился вокодер. Но вот и прощание - резкие риффы, маршевый ритм, звучит "Popplagið". В отличие от Mogwai, исландцы смогли придать этому выступлению дополнительный смысл. На волне народной любви к исландскому футболу зал проводил их дружным "ху!".

6 июля. Дети и женщины

Сегодня я разрываюсь между двумя сценами: в Jazz Club играет отчетный концерт Montreux Jazz Academy Project, а в Stravinsky поют Патти Смит и Пи Джей Харви. Между этими двумя площадками, в фойе, растянут огромный экран, на котором идет трансляция полуфинального матча Чемпионата Европы. Начнем с шоу для самых маленьких.

Последний проект Фонда Montreux Jazz с 2014 года предоставляет возможность победителям трех конкурсов - фортепиано, гитары и вокала - провести вместе осень в Монтрё, где в течение недели под руководством членов жюри и мэтров джаза они готовят новую программу для следующего фестиваля. В этом году проект Montreux Jazz Академия проходит под руководством израильского пианиста Ярона Херман (Yaron Herman) и барабанщика Зива Равитца (Ziv Ravitz), блестящих импровизаторов и техничных исполнителей. В составе финалистов - певица из Базеля Юми Ито (Yumi Ito), гитарный вундеркинд из Бразилии Педро Мартинс (Pedro Martins), американский вокалист Джо Мартин (Joe Martin) и южноафриканская певица Ийо Соташе (Vuyo Sotashe).

Первой звучит композиция Педро, Юми и Джо - их хоровой распев, мелодичный и неумолимо напоминающий поп-шлягеры 60-х, сразу создает радостное настроение. Зал начинает улыбаться и прихлопывать. Вокалисты удачно выбрали себе музыкальные образы: переливчатый вокал Юми звучит нежно и весело, как колокольчик; Джои - резкая и глубокая, обожающая сложные фразировки. Фо-но Хермана скачет радостно по холмам и полям, иногда пускаясь галопом и оставляя позади всех вокалистов; барабанное соло умопомрачительно. Интересно, что состав пошел не по самому простому пути: он практически не исполняет стандартов, сделав упор на авангард и лишив себя гарантированных бисов. Напоследок Ийо предлагает всему залу исполнить вариацию на этническую композицию в честь окончания засухи - "Ending of a Drought", и публика несколько теряется, поскольку певцы продолжают самозабвенно импровизировать, никак не работая с залом. Им еще предстоит многому научиться.

Моя любимая ведьма и икона панк-рока Патти Смит (Patti Smith) гостит на сцене Stravinski в третий раз - и в этом году ее программа носит во многом ретроспективный характер. Патти играет сразу несколько вещей со знакового альбома "Horses", который отметил в прошлом году 40 лет со дня издания.
Шоу разворачивается неспешно: раздается щелчок пальцев, Патти начинает раскачиваться, вгоняя себя в транс, ее серебристые патлы начинают развиваться, а голос повышается - и вот уже весь зал беснуется у ее ног. Все эти события занимают примерно куплет.
Для Патти любой концерт - нечто вроде небольшой демонстрации с обязательными призывами, лекциями и акциями солидарности. Вот и сейчас она декларирует необходимость объединяться перед лицом внешних угроз и творить благо в этом мире, приглашая нас подпевать "People Have the Power". И хотя с годами Патти перестала ассоциировать себя с героиней песни "Free Money", она все еще поет ее для нас с неугасающей энергией и страстью.
Лирическая часть концерта Патти - трибьюты: она посвятила воспоминаниям об основателе фестиваля Клоде Ноббсе шаманскую "Ghost Dance" и нежнейше исполнила "When Doves Cry" в память о Принсе. Финал концерта - "Land" и "Gloria".

Бегом вниз - там играет типично французский состав French Quarter: с аккордеоном в высоком регистре и шербургскими зонтиками на фортепиано. Элементы клезмера и разгул импровизаций обеспечивают саксофон Эмиля Паризьена (Emile Perisien) и гобой Ариэля Бессона (Ariel Besson). В этой музыке так много клише и штампов, так много радостного узнавания, что это просто здорово!

PJ Harvey эффектно приняла эстафету у тети Патти, показав боевое шоу в поддержку альбома "The Hope Six Demolition Project". На сцену в ритме марша выходят одетые в перчатки и плащи барабанщики в черно-белом освещении, два саксофона дают ровный мерный звук в нижнем регистре, и вот на сцене показывается Полли Джей - тоже с саксом, которым она, как сержант, салютует толпе. Это intro к великолепной "Chain of Keys", а она, в свою очередь, открывает дорогу двум социальным гимнам: "The Ministry of Defence" и "The Community of Hope", и вот тут возникает впечатление, что Полли - это очень молодая Патти, только куда ироничнее и фактурнее. А Мику Харви (Mick Harvey) только и остается, что воплощать в себе образ всех рокеров мира.

Весь этот адский авторитарный парад - "Orange Monkey", "A Line in the Sand" - проходит в атмосфере военной дисциплины, на задник проецируются бетонные конструкции, все поглощает пафос и ужас. И вдруг - игра Джеймса Джонстона на банджо из доски, и вот Полли уже манерно кривляется в "Let England Shake", и весь зал хлопает в такт на "The Words That Maketh Murder", и все хором подпевают. Но расслабляться рано - труба уже играет кавалерийскую атаку, чтобы объявить наступление в "The Glorious Land"...
Полли Джей уверенно и смело смешивает старые и новые элементы программы, дает самоцитаты и подсказки, жестко муштрует - думай! думай! Для нее концерт - это тоже способ переосмыслить собственные работы, услышать и прочесть их по-новому. А для нас - два часа чистого восторга.


Продолжение следует! Следите за анонсами.

07.07.2016, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)

MONTREUX JAZZ FESTIVAL - свежие публикации:

  • Фестиваль - MJF-2023: финал, 21.07.2023
    Последний день джазового фестиваля в Монтре: много фанка, любимая группа марка Ронсона и немного нескучных цифр »»
  • Фестиваль - MJF-2023: лучшие акты, дни 14 и 15, 13.07.2023
    Пэт Мэтини, Маркус Миллер, Бадди Гай, Джо Бонамасса - когда гитарные боги спускаются на землю, они отправляются в Монтре. Свежий репортаж с главного джазового фестиваля планеты! »»
  • Фестиваль - MJF-2023: лучшие акты, дни 12 и 13, 13.07.2023
    Maluma, Emilia, Mega, La Zarra, Seal и Morcheeba - эти и многие другие шоу в репортаже Звуков, а также в прямой трансляции фестиваля Монтре »»