На прошлой неделе в британской глубинке прошел Гластонбери - фестиваль, по-прежнему не похожий ни на один другой. Год от года поля в графстве Сомерсет собирают сотни тысяч зрителей и десятки групп (среди них - всем хедлайнерам хедлайнеры, вроде Адель и Coldplay). Но местом силы музыкальную разгуляй-ярмарку делает не масштаб, а особая атмосфера и набор неписанных традиций и ритуалов - как чай в пять вечера, только более обязательных. Звуки вкратце рассказывают о том, чем запомнится Гласто этого года - года, когда фестиваль все еще проводился на старом месте, а Британия все еще была частью Европейского союза.
Пройдите на выход
В разгар мероприятия Британия неожиданно для самой себя проголосовала за выход из ЕС, и тема "Брекзита" черной тучей повисла над Гластонбери. Ни организаторы фестиваля, ни музыканты, выступавшие на нем, особенно не скрывали, что поддерживали вариант "Остаться в ЕС", и так же дружно выразили глубокое разочарование итогами референдума. "Демократия подвела нас. Подвела из-за того, что людей дезинформировали, но я хочу, чтобы вы знали, что когда мы все уедем [с фестиваля], мы можем изменить это решение. Это реально", - заявил со сцены Дэймон Олбарн, один из главных фестивальных послов мультикультурализма, выступивший на Гласто с Оркестром Сирийских музыкантов. Другую подачу выбрала Пи Джей Харви, еще один известный политический комментатор: артистка продекламировала стихотворение поэта Джона Донна "Никто из нас не остров", особо выделив строку "Каждый – лишь камешек материка". Актуально как никогда, даром что написано почти 400 лет назад.
Маша, ты куришь?!
В хоре недовольных "Брекзитом" хорошо был слышен голос Адель, обрушившейся с критикой на своих соотечественников. Певица вообще была настроена непривычно агрессивно и не стеснялась в выражениях (охочие до скандалов британские таблоиды подсчитали, что за полтора часа Адель 33 раза грубо выругалась - что тут скажешь? ой, все, взрослые люди иногда матерятся), но сет тем не менее завершила на умиротворяющей ноте, спев балладу "Someone Like You" разве что не в обнимку с первыми рядами.
Прощальная грязевая ванна
Гластонбери не славится ясной погодой, и завсегдатаи фестиваля знают, что резиновые сапоги - это первое, что нужно готовить к походу в Сомерсет в середине июня. Но даже Майкл Ивис, за все годы повидавший на Гласто столько хлюпающей жижи, что ей можно было бы выложить дорогу до Луны, пришел в ужас, заявив, что такой грязной фестивальная поляна не была даже в 1997 году, когда, казалось, был установлен вечный рекорд. У Ивиса есть свои причины заострить на этом внимание - он, в буквальном смысле, готовит почву для переезда фестиваля в другой уголок Британии, и возможно, реализует идею уже в 2017 году. Но вряд ли он сильно лукавит; по отзывам очевидцев, это действительно тот случай, когда "старожилы не припомнят такого". Как если бы погода тоже решила отметить последний Гластонбери в Уорти-Фарм чем-то особенным.
Muse начинают, Coldplay выигрывают
Поскольку The Rolling Stones в этом году на Гласто не играли, а ожидаемый многими реюнион Oasis переносится еще лет на десять, бремя "стадионных монстров рока" автоматически легло на плечи Muse и Coldplay - двух хедлайнеров "пирамидальной" сцены. И тут уж удержаться от сравнений было трудно (Звуки удерживаться не стали - подробнее об этом в колонке Сергея Мудрика). Заочную дуэль, судя по реакции в сети, по очкам выиграли Coldplay: помимо отработанной машинерии, на которую уже который год делают ставку обе группы, в рукаве Криса Мартина оказалась пара козырей, сделавших сет его группы по-настоящему запоминающимся. Проигнорировав беспроигрышный ход - почтить память Боуи или Принса кавером на "Heroes" или, скажем, "1999" - Coldplay вспомнили Viola Beach, молодую группу, трагическая гибель которой в автокатастрофе объединила многих британских музыкантов этой весной. Не менее примечательным оказался выход специального гостя - Барри Гибба из Bee Gees.
Стена памяти
Нет, Принса и Боуи на Гластонбери, конечно же, не забыли, как не забыли и Лемми Килмистера. На акции памяти не скупились прежде всего зрители: в честь Боуи тут соорудили мемориальную стену, а фиолетовый флаг с эмблемой Принса выделялся на фоне других оригинальных штандартов, которых на Гласто всегда очень много. Но в стороне не остались и музыканты, при том выбор песен никак не назовешь банальным. Алекс Тернер и Майлз Кейн, те еще фанаты Зигги Стардаста, остановились на "Moonage Daydream" и, надо сказать, сыграли ее блестяще.
1917 – В городе Ньюпорт Ньюс штат Вирджия родилась будущая "первая леди джаза" Элла Фитцджеральд. До участия в конкурсе Amateur Nights в гарлемском театре "Аполло", который стал первым шагом ее сценической карьеры, Элла подрабатывала смотрительницей в борделе »»
Albert KING (1923)
Vassar CLEMENTS (1928)
Jerry LEIBER (1933)
Harry MILLER (1941)
TONY CHRISTIE (1943)
Bjorn ULVAEUS (1945)
Stu COOK (1945)